 |
238
|
§ 5. Суд ареопагитов и эфетов
Ареопагу и эфетам в рассматриваемый нами период времени
принадлежал суд по делам об убийствах, но не исключительно,
так как суд гелиастов также ведал такими делами, и значение
древних судилищ, в особенности же эфетов, в V и IV вв. постепенно
уменьшалось. Религиозные верования греков возлагали на ближайших
родственников убитого обязанность преследовать убийцу. Он
считался оскверненным, потому что на нем тяготел гнев богов
за пролитие крови; думали, что душа убитого требовала мщения,
без которого она не могла успокоиться в подземном царстве.
Те, которые не преследовали убийцу и оставляли его жить
в своем обществе, и сами подвергались гневу богов и души
убитого. Впрочем, право преследования убийцы по афинским
законам принадлежало только ближайшим родственникам убитого,
до двоюродных братьев, а помогать им обязаны были двоюродные
племянники, ближайшие свойственники (тесть и зятья) и фратеры
(Дем. Пр. Макарт. 57); за покушение на убийство преследовал
тот, против кого оно было направлено, за убийство раба —
его господин, за метека — простат. Желавший преследовать
убийцу судебным порядком обращался к трем «истолкователям
священного права» (exhghtai),
которые обязаны были объяснить ему, каким путем вести дело
(Плат. Евтифр. 4; Дем. Пр. Эв. и Мнесиб. 68), так как в
афинском уголовном праве убийство предумышленное, непредумышленное
и дозволенное
|
|
|
239
|
законом различались как по производству суда над преступником,
так и по следствиям обвинительного приговора.
Суду Ареопага подлежали дела о предумышленных убийствах,
нанесении ран или увечий с целью лишения жизни, поджогах
и отравлениях, окончившихся смертью (Арист. Аф. пол. 57;
Дем. Пр. Аристокр. 22; Поллукс, VIII, 117). Ход судебного
преследования преступника в Ареопаге был, в кратких чертах,
следующий. После похорон убитого, при которых в знак того,
что он погиб насильственной смертью, несли копье и затем
втыкали его на могиле, ближайший родственник убитого подавал
жалобу архонту-царю, ведению которого подлежали такие дела
вследствие их религиозного значения. Царь начинал с объявления
(prorrhsiV), чтобы убийца не
являлся в храмы и на площадь, затем производил предварительное
следствие (prodikasia) три раза
в три следующие один за другим месяца, причем определял,
какому суду подлежит дело (Ареопагу, эфетам или гелиастам),
и только на 4-й месяц предлагал дело на суд. Закон требовал,
чтобы один и тот же архонт довел процесс до конца; поэтому
в три последние месяца в году нельзя было начинать процессов
об убийстве.
Суд ареопагитов происходил только в три последние дня каждого
месяца *, под открытым небом (чтобы присутствующие не осквернились,
находясь под одной крышей с преступником). Стороны были
приводимы к особой, весьма торжественной присяге: стоя на
частях борова, быка и барана, принесенных в жертву, присягавшие
обрекали себя на гибель, свою семью и род, если скажут неправду
(Дем. Пр. Аристокр. 68). Обвинитель и подсудимый произносили
(лично) по две речи, причем должны были говорить только
относящееся к делу, без риторических прикрас и не действуя
на судей просьбами или слезами. Они стояли при этом на двух
необработанных камнях (argoi liqoi),
— обвинитель на камне непрощения (liqoV
anaideiaV), подсудимый на камне обиды (l.
ubrewV). После первой речи всякий обвиняемый, кроме
убийцы родителей, мог добровольным изгнанием избавиться
от осуждения. На 3-й день ареопагиты постановляли приговор,
руководствуясь, главным образом, своим внутренним убеждением,
а не речами или свидетельскими показаниями. Признанный виновным
в умышленном убийстве был приговариваем к смертной казни
с конфискацией имущества, в умышленном нанесении ран — к
изгнанию и конфискации имущества; при равенстве голосов
подсудимый был оправдываем.
|
|
__________
* Может быть, ночью (для того, чтобы судьи не видели выражения
лиц ораторов, а только слышали слова их. Luc. Hermon. 64; De domo,
18).
|
|
240
|
Коллегии эфетов принадлежали 4 судебные палаты, из которых
в каждой были решаемы дела только известного содержания,
так что эфеты заседали то в одной, то в другой палате, смотря
по роду подлежащего суду дела. Формальности судопроизводства
нам мало известны, но, по всей вероятности, были близко
сходны с судом Ареопага. В судебном здании при храме Паллады
(epi Palladiw) эфеты решали дела
по убийствам непредумышленным, подстрекательствам (bouleusiV)
к убийству или увечью и по убийствам метека или раба. Наказанием
за такое убийство служило удаление (по определенной дороге)
в изгнание, продолжавшееся до тех пор, пока убийца не получал
прощения от родственников убитого; подстрекатели наказывались
так же, как настоящие виновники. — В палате при храме Аполлона
Дельфиния (epi Delfiniw) рассматривались
дела, в которых обвиняемый утверждал, что он совершил убийство
дозволенное или не преследуемое законом (таковы были: убийство
при самозащите, убиение нарушителя брака или вора, пойманного
на месте преступления, нечаянное убиение противника при
состязании или товарища на войне). — En
Freattoi, подле гавани Зеи, судимы были те, которые,
будучи изгнаны из отечества за непредумышленное убийство,
совершали новое Судьи садились на самом берегу моря; подсудимый
как лишенный права вступать на почву Аттики подплывал на
лодке к берегу и, стоя в ней, говорил речь в свою защиту
и выслушивал приговор. Он подвергался смертной казни в случае
обвинительного вердикта, а будучи оправдан возвращался в
изгнание. — Суд в палате подле пританея (en
prutaneiw) имел только церемониальное значение: он
происходил здесь в тех случаях, когда виновник преступления
был неизвестен или когда смерть причинили неодушевленные
предметы (камень, бревно и т. п.). Эти предметы как оскверненные
кровью были осуждаемы и удаляемы «царями фил» из Аттики;
животные, убившие человека, также подвергаемы были осуждению
и смерти и тела их были вывозимы за пределы Аттики. Такая
строгость по отношению к животным и неодушевленным предметам
объясняется религиозными воззрениями древних. (О судебных
палатах эфетов ср. Поллукс, VIII, 118 — 120).
|
|
|
|
 |