Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

243

 

§ 8. Наказания

Преступления по законам или приговору суда были наказываемы смертью, изгнанием, продажей в рабство, лишением прав, конфискацией имущества и денежным штрафом. При государственных процессах приговор приводило в исполнение государство посредством своих органов, а в частных делах об этом должен был заботиться сам истец-

 

244

 

Смертная казнь полагалась за государственную измену, стремление к уничтожению демократии, предательство, отрицание государственной религии, нечестие, умышленное убийство и проч. Приговоренных к смерти передавали toiV endeka , которые приводили приговор в исполнение через посредство служителей или палача (dhmioV, dhmokoinoV, o epi tou orugmatoV) в тюрьме или в доме палача, который жил за городом и в городе не мог бывать Употребительнейшим родом казни было отравление ядом цикуты (kwneion). Такой казни подвергся, между прочим, Сократ, о смерти которого ученик его Платон рассказывает подробно в диалоге «ФосЮсйУ» Кроме того, осужденному были предлагаемы на выбор меч и веревка и назначаем трехдневный срок, в течение которого он должен был убить себя. Во время господства 30 тиранов был в ходу весьма тяжкий род казни — забивание до смерти дубинами (apotumpanizein. Лис. Пр. Агор. 56). Казни иногда предшествовали истязания (Дем. О венке. 133), а после совершения ее труп казненного бросался в пропасть (orugma, baraqron), имущество же его подвергалось конфискации (dhmeusiV).

При изгнании на время или навсегда (fugh, aeifugia ) осужденному назначался срок, по истечении которого он, если не удалился за границу, мог быть безнаказанно умерщвлен. С изгнанием обыкновенно, за исключением остракизма, соединялась конфискация имущества.

В рабство продаваемы были лица, несправедливо присвоившие себе гражданские права, и метеки, не платившие подати и не имевшие простата. Тюремное заключение употреблялось в качестве принудительной меры против государственных должников, не представивших поручительства, или для задержания обвиняемых и осужденных в важных преступлениях. В большинстве случаев наказанием служил денежный штраф, весьма различный по величине.

Лишение гражданских прав (atimia), которое являлось непременным следствием большинства преступлений, было различных степеней. Сущность полного лишения прав состояла в том, что atimoV не мог занимать никакой общественной должности в пределах афинского государства или вне их, не мог участвовать в народном собрании, входить на площадь далее известного пункта, вступать в храмы и участвовать в празднествах, жаловаться в суд, одним словом, был лишен покровительства законов и чести быть членом государства. Полное лишение прав служило наказанием за следующие преступления: нечестие, лжесвидетельство, подкуп, лихоимство, ограбление опекуном опекаемого, оскорбление родителей, трусость, уклонение от военной службы и тому подобные деяния,-которые и по нынешним понятиям имеют бесчестный характер. Иногда полное лишение прав

 

245

 

соединялось с вечным изгнанием, которое прерывало даже физическую связь преступника с родным городом и потому, подобно смертной казни, влекло за собой конфискацию имущества. В редких случаях изгнанник продолжал пользоваться имуществом в Аттике (exelhluqoteV wn ta crhmata epitima).

Низшею степенью атимии было лишение некоторых отдельных гражданских прав (atimia kata prostaxeiV), например, права жречества, права подавать жалобы в суд, говорить в народном собрании, быть членом совета и т. п. (Подробности о разных видах атимии дает Андокид в речи «О мистериях», 73 сл.)

Атимия была неизбежным следствием самого факта преступления и часто налагалась даже без судебного приговора; так, например, оскорбление должностного лица во время отправления им служебных обязанностей само собой делало виновного бесчестным. Поэтому атимия служила гарантией неприкосновенности должностных лиц, а также средством против злоупотребления доверием (поэтому ей подвергались диэтеты за нарушение своих обязанностей) или всякого покушения против общественного блага и в этих случаях преимущественно была наследственной, т. е- переходила и на детей подвергшегося ей лица. Временной атимии подвергались государственные должники, не уплатившие долга в срок, впредь до его уплаты, так что в этом случае она служила побудительным средством и также могла переходить наследственно на детей должника; ей же подвергались и поручители за должника. Должностные лица подвергались временной атимии до сдачи отчета в порученных им денежных суммах. По словам Демосфена (Пр. Аристог. I, 30), дети казненных лиц считались atimoi. После свержения правления 400 в 411 г. потомки некоторых участников этого правления (Антифонта и Архептолема) навсегда были лишены прав, их имущество конфисковано и дома разрушены.

Пользование потерянными вследствие атимии правами считалось важным преступлением, за которое виновный мог быть приговорен к смертной казни. Восстановление же прав лишенному их гражданину было делом весьма трудным; для этого другой гражданин предварительно должен был испросить в народном собрании разрешение безопасно говорить за лишенного прав (adeia, см. выше, гл. 21, § 2) и потом уже предложить снять атимию, причем в народном собрании должно было участвовать не менее 6000 граждан. Только в период упадка Афин и то в критические минуты для государства были делаемы общие постановления «touV men doulouV eleuqerouV einai, touV de xenouV AqhnaiouV, touV d atimouV epitimouV». Такое постановление состоялось, например, после Херонейской битвы, когда

 

246

 

самой независимости Афин грозила опасность от Филиппа, и было отменено по миновании опасности (Лик. Пр. Леокр. 41).

Общие сочинения по юридическим древностям Афин: М. Н. Е. Meier und G. F. Schomann, Der attische Process, neu bearbeitet von J. H. Lipsius, Berl. 1882-86 (1 изд. Berl. 1824); E. Platner, Der Process und die Klagen bei den Attikern, Darmst. 1824; E. Caillemer, Etudes sur les antiquites juridiques d'Athenes, Paris 1865; G. Perrot, Essais sur le droit public et prive de la republique Athenienne, Par. 1867; Telfy, Corpus iuris attici, Pesth 1868; A. Philippi, Der Areopag und die Epheten, Berl. 1874; M. Frankel, Die attischen Geschworenengerichte, Berl. 1877; Thalheim, Die Griech. Rechtsalterthumer, Freib. 1884 (1-е отделение 2-го тома новой обработки древностей Германа).

По специальным вопросам: S. Bruck, Ueber die Organisation der athenischen Heliastengerichte im 4 Jahrh. Philologus LII — LIV (1893-95); Th. Teusch, De sortitione judicum ap. Athenienses, Gott. 1894; Ф. Г. Мищенко, О суде присяжных в Афинах (в сборнике в пользу общ. вспомощ. студ. унив. св. Владимира), 1896; Н. Gleue, De homicidarum in Areopago Atheniensi judicio. Diss. Gott. 1894; M. H. E. Meier, Die Privatschiedsrichter und offentlichen Diateten Athens, Halle 1846; В. Hubert, De arbitris Atticis et privatis et publicis, Lips. 1885; Pischinger, De arbitris Atheniensium publicis. Progr. Munchen 1893; Van Leiyveld; De infamia jure Attico, Amstelod. 1835.

 

 

   

 



Rambler's Top100