 |
243
|
§ 8. Наказания
Преступления по законам или приговору суда были наказываемы
смертью, изгнанием, продажей в рабство, лишением прав, конфискацией
имущества и денежным штрафом. При государственных процессах
приговор приводило в исполнение государство посредством
своих органов, а в частных делах об этом должен был заботиться
сам истец-
|
|
|
244
|
Смертная казнь полагалась за государственную измену,
стремление к уничтожению демократии, предательство, отрицание
государственной религии, нечестие, умышленное убийство и
проч. Приговоренных к смерти передавали toiV
endeka , которые приводили приговор в исполнение
через посредство служителей или палача (dhmioV,
dhmokoinoV, o epi tou orugmatoV) в тюрьме или в доме
палача, который жил за городом и в городе не мог бывать
Употребительнейшим родом казни было отравление ядом цикуты
(kwneion). Такой казни подвергся,
между прочим, Сократ, о смерти которого ученик его Платон
рассказывает подробно в диалоге «ФосЮсйУ» Кроме того, осужденному
были предлагаемы на выбор меч и веревка и назначаем трехдневный
срок, в течение которого он должен был убить себя. Во время
господства 30 тиранов был в ходу весьма тяжкий род казни
— забивание до смерти дубинами (apotumpanizein.
Лис. Пр. Агор. 56). Казни иногда предшествовали истязания
(Дем. О венке. 133), а после совершения ее труп казненного
бросался в пропасть (orugma, baraqron),
имущество же его подвергалось конфискации (dhmeusiV).
При изгнании на время или навсегда (fugh,
aeifugia ) осужденному назначался срок, по истечении
которого он, если не удалился за границу, мог быть безнаказанно
умерщвлен. С изгнанием обыкновенно, за исключением остракизма,
соединялась конфискация имущества.
В рабство продаваемы были лица, несправедливо присвоившие
себе гражданские права, и метеки, не платившие подати и
не имевшие
простата. Тюремное заключение употреблялось в качестве принудительной
меры против государственных должников, не представивших
поручительства, или для задержания обвиняемых и осужденных
в
важных преступлениях. В большинстве случаев наказанием служил
денежный штраф, весьма различный по величине.
Лишение гражданских прав (atimia),
которое являлось непременным следствием большинства преступлений,
было различных степеней. Сущность полного лишения прав состояла
в том, что atimoV не мог занимать
никакой общественной должности в пределах афинского государства
или вне их, не мог участвовать в народном собрании, входить
на площадь далее известного пункта, вступать в храмы и участвовать
в празднествах, жаловаться в суд, одним словом, был лишен
покровительства законов и чести быть членом государства.
Полное лишение прав служило наказанием за следующие преступления:
нечестие, лжесвидетельство, подкуп, лихоимство, ограбление
опекуном опекаемого, оскорбление родителей, трусость, уклонение
от военной службы и тому подобные деяния,-которые и по нынешним
понятиям имеют бесчестный характер. Иногда полное лишение
прав
|
|
|
245
|
соединялось с вечным изгнанием, которое прерывало даже
физическую связь преступника с родным городом и потому,
подобно смертной казни, влекло за собой конфискацию имущества.
В редких случаях изгнанник продолжал пользоваться имуществом
в Аттике (exelhluqoteV wn ta crhmata
epitima).
Низшею степенью атимии было лишение некоторых отдельных
гражданских прав (atimia kata prostaxeiV),
например, права жречества, права подавать жалобы в суд,
говорить в народном собрании, быть членом совета и т. п.
(Подробности о разных видах атимии дает Андокид в речи «О
мистериях», 73 сл.)
Атимия была неизбежным следствием самого факта преступления
и часто налагалась даже без судебного приговора; так, например,
оскорбление должностного лица во время отправления им служебных
обязанностей само собой делало виновного бесчестным. Поэтому
атимия служила гарантией неприкосновенности должностных
лиц, а также средством против злоупотребления доверием (поэтому
ей подвергались диэтеты за нарушение своих обязанностей)
или всякого покушения против общественного блага и в этих
случаях преимущественно была наследственной, т. е- переходила
и на детей подвергшегося ей лица. Временной атимии подвергались
государственные должники, не уплатившие долга в срок, впредь
до его уплаты, так что в этом случае она служила побудительным
средством и также могла переходить наследственно на детей
должника; ей же подвергались и поручители за должника. Должностные
лица подвергались временной атимии до сдачи отчета в порученных
им денежных суммах. По словам Демосфена (Пр. Аристог. I,
30), дети казненных лиц считались atimoi.
После свержения правления 400 в 411 г. потомки некоторых
участников этого правления (Антифонта и Архептолема) навсегда
были лишены прав, их имущество конфисковано и дома разрушены.
Пользование потерянными вследствие атимии правами считалось
важным преступлением, за которое виновный мог быть приговорен
к смертной казни. Восстановление же прав лишенному их гражданину
было делом весьма трудным; для этого другой гражданин предварительно
должен был испросить в народном собрании разрешение безопасно
говорить за лишенного прав (adeia,
см. выше, гл. 21, § 2) и потом уже предложить снять атимию,
причем в народном собрании должно было участвовать не менее
6000 граждан. Только в период упадка Афин и то в критические
минуты для государства были делаемы общие постановления
«touV men doulouV eleuqerouV einai,
touV de xenouV AqhnaiouV, touV d atimouV epitimouV».
Такое постановление состоялось, например, после Херонейской
битвы, когда
|
|
|
246
|
самой независимости Афин грозила опасность от Филиппа,
и было отменено по миновании опасности (Лик. Пр. Леокр.
41).
Общие сочинения по юридическим древностям Афин: М. Н. Е.
Meier
und G. F. Schomann, Der attische Process, neu bearbeitet
von J. H. Lipsius,
Berl. 1882-86 (1 изд. Berl. 1824); E. Platner, Der Process
und die Klagen
bei den Attikern, Darmst. 1824; E. Caillemer, Etudes sur
les antiquites
juridiques d'Athenes, Paris 1865; G. Perrot, Essais sur
le droit public et prive
de la republique Athenienne, Par. 1867; Telfy, Corpus iuris
attici, Pesth
1868; A. Philippi, Der Areopag und die Epheten, Berl. 1874;
M. Frankel,
Die attischen Geschworenengerichte, Berl. 1877; Thalheim,
Die Griech.
Rechtsalterthumer, Freib. 1884 (1-е отделение 2-го тома
новой обработки
древностей Германа).
По специальным вопросам: S. Bruck, Ueber die Organisation
der
athenischen Heliastengerichte im 4 Jahrh. Philologus LII — LIV
(1893-95); Th. Teusch, De sortitione judicum ap. Athenienses,
Gott. 1894; Ф. Г. Мищенко,
О суде присяжных в Афинах (в сборнике в пользу общ. вспомощ.
студ.
унив. св. Владимира), 1896; Н. Gleue, De homicidarum in
Areopago Atheniensi
judicio. Diss. Gott. 1894; M. H. E. Meier, Die Privatschiedsrichter
und
offentlichen Diateten Athens, Halle 1846; В. Hubert, De
arbitris Atticis et
privatis et publicis, Lips. 1885; Pischinger, De arbitris
Atheniensium publicis.
Progr. Munchen 1893; Van Leiyveld; De infamia jure Attico,
Amstelod. 1835.
|
|
|
|
 |