 |
296
|
§ 2. Делосская и другие амфиктионии
При храме Аполлона на о. Делосе издревле существовал священный
союз народов ионийского племени. Уже в так называемом
гомеровском гимне Аполлону (относящемся, по мнению проф.
Ф. Ф. Соколова, вероятно, к концу VI в.) есть упоминание
о собраниях на о. Делосе ионийцев, которые во время празднеств
тешили
бога кулачными боями, пением и пляской (ст. 146 сл.). То
же
говорит Фукидид *: «Издревле было на Делосе большое собрание
ионийцев и соседних островитян; они собирались на празднества
с
женами и детьми..., там производились гимнические и музыкальные
состязания и города посылали хоры, как свидетельствует и
Гомер
(далее Фукидид цитирует 2 места из упомянутого гимна). Впослед-
|
|
__________
* Ист. III, 104 (вся эта глава посвящена истории делосской амфиктионии).
|
|
297
|
ствии же островитяне и афиняне посылали только хоры, а
состязания
прекратились, как кажется, вследствие бедствий».
Тираны, приобретавшие власть на Эгейском море, старались
разными способами выражать свое уважение к делосскому божеству.
Поликрат Самосский подарил храму соседний остров Рению и
присоединил его цепями к Делосу; Писистрат Афинский очистил
всю часть Делоса, которая видна была из храма, приказав
вырыть и перенести оттуда гробы на другие части острова
и на Рению. Со времени основания Первого Афинского морского
союза о. Делос был сделан местом собрания союзников и хранения
союзной казны и таким образом приобрел важное политическое
значение. С тех пор, как союз превратился в афинскую морскую
державу и союзная казна была перенесена в Афины (454 г.),
афиняне естественным образом приобрели себе господствующую
роль в амфиктионии и захватили в свои руки управление храмом
и делами союза, для чего избирали комиссию должностных лиц
под названием amfiktioneV *.
В 426 г. афиняне снова с большой тщательностью очистили
весь остров, вывезя с него гробы, и запретили на будущее
время рождаться и умирать на Делосе, т. е. всех больных
приказали высылать с острова. Они постановили совершать
делосский праздник (Dhlia) раз
в 4 года, возобновили на нем гимнастические состязания и
для большей пышности прибавили конные ристания, которых
прежде не было. Члены союза отправляли на этот праздник
священные посольства (qewriai),
начальники которых (arciqewroi)
старались всеми средствами содействовать блеску и пышности
посольства и праздника, на котором они были представителями
своих государств. В Афинах arciqewria
была литургией богатых граждан (см. гл. 25, § 3).
В 422 г. афиняне с целью окончательного очищения острова
удалили всех жителей его на малоазиатский берег, но в следующем
же году, считая свои военные неудачи наказанием от Аполлона
за
слишком жестокий поступок с делосцами, возвратили их на
остров
(Фук. V, 32).
После несчастного для афинян исхода Пелопоннесской войны
Делос подпал господству лакедемонян и управление храмом
было передано делосцам **, которым и принадлежало, по всей
вероятности, до
перехода гегемонии на море снова к афинянам после битвы
при Книде
|
|
__________
* Заведование делосским храмом принадлежало афинянам уже в 434
г.
до Р. X., см. С. I. А. I, 283.
** Это можно заключить из найденной на Делосе надписи, датированной
именами спартанских царей Агиса-и Павсания и всех пяти эфоров и
упоминающей о «храмах и имуществе бога», очевидно делосского (I.
Gr. ant., 91).
|
|
298
|
(394 г.). В 70-х годах IV в., как видно из относящихся
к амфиктионии
документов *, в ней участвовали кроме афинян острова: Микон,
Сирос,
Тенос, Кеос, Сериф, Сифн, Иос, Парос, Икар, Наксос, Андрос,
г. Карист на Эвбее и, может быть, некоторые другие города.
Организация
и число членов комиссии амфиктионов, заведовавшей делами
союза,
подвергались переменам: так, в 410 г. было 4 афинских амфиктиона
с
годичным сроком должности, тогда как с 377 г. в течение
четырехлетия
управляла одна и та же комиссия из 5 афинских амфиктионов
с секретарем и одного андросского (С. I. А. II, 814), откуда
видно, что при
возвращении управления делами амфиктионии в руки афинян
было
постановлено, чтобы в комиссии участвовали депутаты и от
других
членов союза; но в 341 г. снова были в комиссии только афинские
амфиктионы в числе пяти с секретарем.
В эпоху могущества Филиппа Македонского делосцы, и прежде
неоднократно выражавшие недовольство властью афинян и желавшие
от нее избавиться, принесли на них жалобу дельфийской амфиктионии,
которая однако же решила дело в пользу афинян, после того
как оратор Гиперид, посланный последними в качестве адвоката
на суд амфиктионов, сказал превосходную «Делосскую речь»
(к сожалению, до нас не дошедшую), в которой доказывал,
что афиняне, восстановившие праздничные делосские собрания,
имеют право надзора за храмом. Около 320 г. (вероятно, по
миру с Антипатром в 322 г.) афиняне отказались от Делоса,
который с тех пор был совершенно независим от них до 166
года. При этом амфиктиония, как кажется, была окончательно
уничтожена, и храмом стали заведовать ieropoioi,
избиравшиеся из делосских граждан.
|
|
__________
* Именно из С. I. А. II, 814. Это важнейший документ амфиктионии,
состоящий из 3-х обломков, из которых один, так называемый marmor
Sandwicense, найден еще в прошлом столетии и издан в С. I. Gr. под
№ 158,
а два другие найдены лишь в недавнее время. Документ представляет
собой
отчет амфиктионов за четырехлетие 377 — 374 г., именно свод доходов
и
расходов храма, список неисправных должников и пр. В числе доходов
отмечены: арендная плата с принадлежащих храму домов и участков
земли
на Делосе и Рении, судебные пошлины и залоги, проценты с сумм, взятых
в долг из храма и пр., всего 9 талантов с лишком. Расходы из храмовых
сумм были произведены на венец, поднесенный божеству (с платой сделавшему
венец художнику), на треножники, данные в награду хорам, одержавшим
победу в состязании, на покупку 109 быков для праздника, на позолоту
их рогов, на переезде хоров и пр. Кроме этого отчета довольно много
других
надписей, относящихся к амфиктионии, найдено частью в Афинах (С.
I. А.
II, 813 — 828), частью на Делосе при раскопках, производимых там с
1876 г.
членами французской археологической школы в Афинах.
|
|
299
|
Были у греков и другие амфиктионии, о которых сохранилось
очень мало сведений. Страбон (VIII, 6, 14) упоминает о калаврийской
амфиктионии (при храме Посейдона на о. Калаврии близ берега
Арголиды), к которой принадлежали города: Гермиона, Эпидавр,
Эгина, Афины, Прасии, Навплия и Орхомен минийский (в Беотии).
Участие последнего в амфиктионии показывает, что основание
ее
относится к древнейшей эпохе, когда область Орхомена доходила
еще до моря. Впоследствии на место Навплия вступил в амфиктионию
Аргос, а на место Прасий — Спарта. Амфиктиония онхестская
при
храме Посейдона в Онхесте в области г. Галиарта в Беотии
известна
только по имени (Страб. IX, 2, 33). Потом этот храм был
общим
святилищем Беотийского союза.
О дельфийско-фермопилъской амфиктионии: Foucart, Memoire
sur les ruines et l'histoire de Delphes, Paris 1865; Wescher,
Etude sur le mon. bilingue de Delphes, Par. 1869; Bucher,
De gente Aetolica amphictyoniae participe, Bonn 1870; Weil,
De amphictionum Delphicorum suffragiis, Berl. 1872; Sauppe,
De amphictionia Delphica et hieromnemone attico, Getting.
1873; Burgel, Die Pylaisch-delphische amphictyonie, Munchen
1877; Pomtow, Fasti Delphici (Jahrb. f. cl. Phil. 1889,
1894); A. В. Никитский, Chios in der delphischen Amphiktyonie,
Ath. Mitth. 1894; его же. Дельфийские эпиграфические этюды
(I — VI), Одесса 1894-95 (ср. замечательную рецензию на эту
книгу Ф. Ф. Соколова в Ж. М. Н. Пр. дек. 1895, дающую новое
освещение многим фактам). Важнейшие сборники дельфийских
надписей: Е. Curtius, Anecdota Delphica, Berl. 1843; Wescher
et Foucart, Inscriptions recueillies a Delphes, Paris 1863;
I. Baunack в сборнике Collitz'a; Bulletin de correspondance
Hellenique в большинстве томов заключает важные дельфийские
документы.
О делосской амфиктионии: G. Attinger, Beitrage zur Gesch.
von Delos, Frauenfeld 1887; Vol. de Schoeffer, De Deli insulae
rebus, Berl. 1889. Надписи издавались французскими учеными,
производившими раскопки на Делосе, почти в каждом томе Bull.
de corr. Hellenique. Свод эпиграфических свидетельств об
амфиктионии: Th. Homolle, Les archives de l'intendance sacree
a Delos, Paris 1887.
|
|
|
|
 |