Греции во время греко-персидских войн, другие считают, что его заботило распространение на Восток эллинской цивилизации, третьи, мыслившие более реалистично, видят в его делах продолжение дела отца, а именно поддержку десятитысячной армии Пармениона, которую Филипп послал в Азию и которая находилась на грани уничтожения; к этому же добавляют необходимость укрепления непрочного союза Македонского царства и Коринфской лиги.
Ко всему этому хотелось бы добавить еще мысль о коалиции Европы против Азии [9], навеянную "Илиадой". Здесь чувствуется влияние идей Ксеркса: Александр также совершает в Трое жертвоприношения Афине и героям [10], так же как и Ксеркс, бросает в море с корабля золотой кубок в честь Посейдона. Сын Дария молил Ге-лиоса устранить все препятствия на пути к границам Европы - Александр ведет себя как Анти-Ксеркс, и его идейная программа задумана с таким же размахом [11]. Первое, что он сделал, вступив на землю Азии,- вонзил в нее копье, дабы стала она "землей, обретенной на острие копья". Таким образом Александр сделал первый шаг навстречу своей мечте - шаг к созданию мировой империи [12]. И Восток пал пред ним ниц, ибо он нес в себе неодолимый "божественный порыв".
АЗИАТСКАЯ И АФРИКАНСКАЯ ЭПОПЕИ
Армия сатрапов [13] при поддержке греческих наемников во главе с Мемноном Родосским встречает Александра в долине Граника. Александр, возглавив яростную атаку македонской конницы, разбивает эту армию наголову. За несколько месяцев он завоевывает почти всю Малую Азию: занимает Сарды, потом Эфес, поднявший при его приближении восстание, и штурмом берет Милет. В Гордионе Александр разрубает мечом узел "телеги Гордия" и под знаком предзнаменования продолжает свой завоевательный поход [14].
Овладев Анатолией, он достигает Сирии и при Иссе в 333 г. до н. э. разбивает самого "великого царя" Дария III, который первый пустился бежать с поля боя, оставив на произвол судьбы мать, жену и обоз и дав знак войску к беспорядочному бегству. Однако, немного придя в себя, персидский царь счел возможным начать
|
|
__________
[9] В общественно-политической литературе IV в. до н. э. идеи борьбы между Персидским государством (Азии) и греками (Европы) были очень популярны. Одним из тех "исторических" примеров, которым оперировали греческие авторы, была война греков против Троянского царства (Троянская война). Учитывая то обстоятельство, что поэмы Гомера (в частности, "Илиада") воспринимались читателями как реальная история, а не миф, мы должны будем признать, что подобные идеи падали на весьма подготовленную почву.
[10] Когда в 480 г. до н. э. персидская армия под предводительством царя Ксеркса (сына царя Дария) готовилась к переправе через Геллеспонт, чтобы вторгнуться на территорию Греции, Ксеркс, по рассказу Геродота, совершил жертвоприношения на месте, где некогда стояла Троя ("царь принес в жертву Афине Илионской 1000 быков, маги же совершили героям жертвенное возлияние"). Несколько позднее, перед самой переправой, Ксеркс "совершил возлияние в море из золотой чаши, вознося молитвы Гелиосу (Солнцу.-/1. К.), дабы не случилось несчастья, которое помешает ему покорить Европу" (Herod. VII, 43; 54).
[11] Александр Македонский в начале войны с персами постоянно стремился подчеркнуть ее общеэллинский характер и укрепить греков в мысли, что ее цель - отмщение персам за поход 480-479 гг. до н. э., осквернение храмов и т. п. Именно поэтому, в духе господствовавших тогда представлений, он постоянно обращался к событиям Троянской войны, эксплуатируя историческую память греков. 'По свидетельству Арриана, "прибыв в Элеунт, он принес жертву Протесилаю на его могиле: считается, что из эллинов, отправившихся с Агамемноном под Илион (Трою), он первый высадился в Азии" (4гг. I, 11, 5). Тот же Арриан рассказывает, что во время переправы через Геллеспонт, находясь на середине пролива, Александр принес в жертву богу моря Посейдону и нереидам быка и совершил возлияние в море из золотой чаши. Чуть позднее, когда Александр, высадившись на азиатском берегу, прибыл в Трою, он "совершил жертву Афине Илионской, поднес ей и повесил в храме полное вооружение, а взамен его взял кое-что из священного оружия, сохранившегося от Троянской войны" (А гг. I, 11, 7). Щит, взятый из этого храма, носили в сражениях перед Александром.
[12] Вонзив копье в землю Азии при высадке, Александр совершил символический акт, объявляя эту землю "завоеванной копьем". Согласно общеантичным представлениям, самым твердым легальным обоснованием права собственности является ее завоевание.
[13] Первое сражение между армией Александра Македонского и персидскими войсками произошло на р. Граник. Здесь Александру противостояла не царская армия, а отряды персидских сатрапов (правителей областей) Малой Азии. Наиболее боеспособную часть этих отрядов составляли греческие наемники.
[14] Согласно древним мифам, оракул предсказал фригийцам, что царем будет тот человек, который первым встретится едущим в телеге по дороге в храм Зевса. Этим человеком оказался простой земледелец Гор дни. Его повозка была поставлена в храме Гордиоца, ставшего столицей Фригии. По другому мифу, царем станет человек, который сумеет развязать узел, находив, шийся на ярме телеги. Александр, но одной версии, разрубил узел, по другой - развязал его, сняв втулку, которая удерживала узел на ярме.
|