•Athamas,
АФАМАНТ, AqamaV,
сын фессалийского правителя Эола (см. это
сл.), царь минийцев
в беотийском Орхомене. Он имел
двух детей, Фрикса и Геллу, от богини облаков Нефелы, которая,
однако, потом покинула его за то, что он женился на дочери
Кадма Иное. С тех пор на его дом обрушились бедствия. Иноя,
желая избавиться от детей Нефелы, своими кознями добилась
того, что решено было Фрикса принести в жертву богам, но
Нефела спасла его и увезла вместе с Геллой на златорунном
баране. Гелла во время бегства упала в море, получившее
по ее имени название Геллеспонт; Фрикс же достиг на баране
Айи и был принят дружелюбно царем Айетом, который выдал
за него свою дочь Халкиопу. Барана Фрикс принес в жертву
Зевсу (ZeuV FuxioV), а шкуру
его повесил в роще Арея. Впоследствии самому А. предстояло
из-за Фрикса
быть принесенным в жертву
Зевсу (Z. LafustioV- FuxioV),
но его спас сын Фрикса, Китиссор, явившийся из Айи с известием,
что
Фрикс
еще жив. За это
на Китиссора и его потомство обрушился гнев этого бога,
которого необходимо было умилостивлять постоянными жертвоприношениями
из рода Афамантидов. Старшему в роде запрещено было входить
в общинный дом; если его там заставали и удавалось схватить
его, то приносили его в жертву Зевсу. Hdt. 7, 197. Фрикс
спасся от подобной участи бегством на баране, ибо баран
считался искупительной жертвой Зевсу до тех пор, пока кто-нибудь
из Афамантидов не будет схвачен и принесен в жертву. Руно
барана, принесенного в жертву вместо Фрикса, сделалось
символом защиты и убежища и было доставлено обратно в Иолк
Ясоном (целителем, умилостивителем, от iaomai).
См. Argonautae.
Это и составляет религиозную подкладку мифа об А. и золотом
руне. Впоследствии А. был лишен Герой рассудка за то, что
Иноя вскормила Диониса, сына сестры своей Семелы и Зевса.
В припадке бешенства А. убил сына своего от Инои, Леарха.
Иноя же, спасаясь от него, бросилась в море со вторым сыном,
Меликертом, и оба сделались спасительными морскими божествами,
Иноя — под именем Левкофеи, Меликерт — под именем Палаймона
(почитался особенно в Коринфе, где, по преданию, труп его
был выброшен на берег и погребен, см. Isthmia). На Истме
находилась его могила и храм со статуями Посейдона, Палаймона
и Левкофеи. Палаймон изображался в виде мальчика, сидящего
на дельфине или несомого морскими божествами. А. за пролитие
крови должен был бежать и поселился в Эпире, в названной
по его имени Афамантской области. Apollod. 1, 9, 1. 2.
Ov. met. 4, 416-542.