•Achelous,
АХЕЛОЙ, AcelwoV (прежде
будто бы QoaV, AxenoV, QestioV),
н. Аспропотамо, наибольшая из рек Греции (Il. 21, 194), в
26 миль длиной.
Вытекая из северной
части Пинда, называемой Лакмон, А. стремительно несет свои
прозрачные воды на юг, где составляет границу между Этолией
и Акарнанией, и по плодородным равнинам достигает Ионического
моря. Его устье пониже Ойниад издавна подвергалось большим
изменениям (Thuc. 2, 102) и получило известность в народных
сказаниях, особенно благодаря тому, что вследствие его наносов
Ехинадские острова постепенно сливались с материком (Ov.
met. 8, 546 слл.). В народных сказаниях река эта называется
сыном Океана и Тефии (ThtuV), kreiwn
AcelwioV (Hom. Il. 21,
194), старшим из 3000 братьев-рек, Hesiod. theog. 340. Как
водяной бог, обладающий способностью превращения, он в трех
различных видах сражался с Гераклом из-за Дейаниры, дочери
царя этольского Ойнея (Soph. Trach. 10 слл.), причем, приняв
вид быка, А. лишился одного из своих рогов (Ov. met. 8, 883
и особ. 9, 1-100), который Наяды наполнили цветами и сделали
рогом изобилия (cornu copiae, 9, 1 сл.). Объяснение этих
мифов, указывающих на плодородие долин, по которым река протекает,
на сужение и осыхание ее русла, дает уже Страбон (10,450).
А. был вообще священной рекой для всей Греции и как бы прототипом
рек и ручьев, почему Еврипид (Bacch. 514 сл.) называет А.
отцом беотийского источника Дирки. Уже в древнейшие времена
А. пользовался особым почитанием вследствие близости к Додонскому
оракулу, к каждому прорицанию которого присоединялось, говорят,
приказание принести жертву А. Поэтому А. призывали при жертвах,
молитвах и клятвах и поэтому же, вероятно, не только явились
тождественные названия рек в Фессалии и Аркадии, но у поэтов
и в оракульских изречениях название А. употреблялось вполне
как нарицательное имя (см. Eur. Bacch. 620). А. был отцом
Сирен.
|