|
A
|
|
•Annulus или Anulus,
АННУЛ. В древнейшие времена римляне носили
простые железные кольца с печатями, позднее они стали украшать
пальцы золотыми
кольцами, которые были украшаемы геммами и драгоценными
камнями; для сохранения таких колец имелись особые ящички,
или дактилиофеки. Вообще, кольца, позднее служившие украшением,
первоначально имели назначение печатей, а также служили
внешним отличием некоторых сословий. Золотые кольца, явившиеся
на место прежних железных, были сперва отличием для всех
сенаторов и должностных лиц, а потом и всадники получили
ius annuli aurei. Плебеи носили железные кольца; право носить
золотое кольцо давалось только за особые заслуги; с этим
правом давалось и звание всадника, в том, конечно, случае,
если награждаемое лицо имело ценз, определенный для всадников.
Императоры были очень щедры в даровании права носить золотое
кольцо; этот знак отличия давался даже вольноотпущенникам,
и тогда они становились и ingenui и equites. Поэтому кольцо
потеряло свое прежнее значение и короткое время служило только
отличием свободнорожденного или, по крайней мере, человека,
пользующегося правами свободнорожденного, а потом позволено
было носить кольца и таким лицам, которые пользовались лишь
неполной или посредственной ingenuitate, соединенною с некоторыми
привилегиями. Plin. 33, 1 слл. Разнообразно было употребление
колец как печатей: ими, напр., запечатывали письма, скрепляли
документы и контракты, опечатывали домашние кладовые, бочки,
ящики и т. п., чтобы помешать рабам воровать запасы. При
обручениях жених обыкновенно давал невесте кольцо (так наз.
annulus pronubus). Plin. ук. м. При трауре колец не носили.
Liv. 9, 7. И у греков железные кольца употреблялись преимущественно
как печати, отсюда sfragideV (см.
это слово). Ношение дорогих колец у Аристофана (Nub. 332.
Eccl.
632) представляется
признаком фатовства. Обычай ношения колец заимствован, кажется,
из Азии.
|
|
|
|
|
|
|