•Apuleius,
АПУЛЕЙ, 1) см. Saturninus, 1; 2) Lucius
(?) родился в Мадавре в Африке ок. 125 г. от Р. X., воспитывался
в Карфагене,
изучал платоновскую философию в Афинах; много путешествовал
и, пробыв затем недолго в Риме, вернулся в Африку, где,
женившись на матери своего друга Понтана, богатой Эмилии
Пудентилле, избрал своим местопребыванием Карфаген и там
скоро стал пользоваться большой известностью. Он был приверженцем
неоплатонической философии, обладал значительной ученостью
и старался очистить и укрепить падающее язычество. С этой
целью он рекомендовал восстановление в прежнем виде древних
мистерий (сам он во время своих путешествий почти нигде
не упускал случая получить посвящение в мистерии данной
местности). Эта идея сказывается и в главном его сочинении:
Metamorphoseon libri XI; сочинение представляет собой фантастически-сатирический
нравоописательный роман, в котором один погрязший в пороках
юноша, Луций, сперва в наказание за свою порочность превращается
в осла, но затем, благодаря мистериям, делается совсем
иным, новым человеком. Вместе с тем роман этот представляет
и весьма поучительную картину нравов тогдашнего времени.
Сюжет тожествен с сюжетом Лукианова LoukioV
h OnoV,
но изменены имена и сделано другое заключение. Из многих
эпизодов этого сочинения самый интересный об Амуре и Психее,
в книгах 4-6, где по образцу платоновских аллегорий изображается
судьба души человеческой, очищаемой разнообразными испытаниями.
Речью, которая озаглавливается apologia s. de madia, А.
весьма остроумно защищал себя против обвинений в колдовстве,
посредством которого он будто бы приворожил к себе Эмилию
Пудентиллу. Кроме того, от А. до нас дошло несколько сочинений
философского содержания, de deo Socratis, de dogmate Piatonis,
de mundo, Florida, и собрание извлечений из других его
сочинений. Это писатель живой и оригинальный, искусно владевший
языком; но его изложение, как вообще у африканских писателей,
до излишества переполнено риторическими фигурами, напыщенно
и представляет смешение слов и выражений, принадлежащих
разным периодам и разным
видам литературы. Изд. Oudendorp (1786-1823, в 3 т.), Hildebrand
(Leipz., 1842), Eyssenhardt (1869). Ложно приписывались ему
сочинения Asclepius, de herbarum virtutibus, de remediis
salutaribus и изложение физиономики по Полемону.