•Aratus,
АРАТ, AratoV,
1) сын сикионца Клейния, родился в 271 г. до Р. X.; после
того
как Клейний был убит,
А.,
тогда семилетний мальчик, был отправлен в Аргос и там воспитан.
Придя в возраст, он собрал вокруг себя сикионских изгнанников,
с помощью их (251 г.) прогнал из Сикиона тирана Никокла (Plut.
Arat. 2. Pol. 2, 43) и убедил сикионцев примкнуть к Ахейскому
союзу (Plut. Arat. 9). Антигоп Гонат Македонский, враг Ахейского
союза, старался противодействовать А.; тогда тот отправился
к Птолемею Филадельфу Египетскому и здесь получил значительную
денежную сумму для поддержки прежде изгнанных, лишенных состояния
и теперь бедняками возвратившихся на родину сикионцев. Plut.
Arat. 13 слл. В 245 г. до Р. X. А. был избран в стратеги
союза, который теперь, по его настоянию, старался привлечь
к себе пелопоннесские города. Эти планы тревожили Антигона,
и он пытался вооружить против А. египетского царя, но тщетно
(Plut. Arat. 15). Постоянно вновь избираемый в стратеги,
А. был полезен союзу не столько как полководец (он не был
хорошо знаком с военным делом, да, может быть, и не обладал
в достаточной степени личным мужеством), сколько как хитрый
политик, искусно действовавший подкупом. Он был терпелив,
настойчив и расчетлив, но и очень честолюбив. Ему недоставало
великодушия и нравственного благородства: часто в ущерб благоденствию
союза он старался сделать подозрительными или удалить от
дела тех лиц, которые действовали энергичнее его или подавали
советы более разумные, чем он. Волновать и воодушевлять толпу
он и не желал, и не умел. По смерти Антигона Досона (221
г. до Р. X.) А. имел сперва могущественное и благодетельное
влияние на Антигонова преемника Филиппа III, но затем своими
советами сделался в тягость царю и в 213 г. до Р. X., уже
в 17-й раз избранный в стратеги, был отравлен. Pol. 2, 45
слл. 4, 8. 37. 70. 7. 7, 11. Plut. Arat. 48 слл. Сикионцы
долго с благодарностью вспоминали о несомненных услугах,
оказанных им Аратом. Plut. Arat. 54. Pol. 8, 14. Он сам описал
события своей жизни и своего времени в сочинении (Upomnhmata),
которое до нас не дошло, но было известно и служило источником
для Плутарха и Полибия. Ср.: Muller, frgm. hist. Gr., IV,
21 слл. [Васильевский. Политич. реф. и социальн. движ, в
Др. Греции, стр. 49 сл. и 64 сл.]; 2) А. родом из Сол в Киликии,
долгре время (приблизительно с 270 г. до Р. X.) жил при дворе
македонского царя Антигона Гоната, по совету которого написал,
следуя астрономическому сочинению Эвдокса Книдского и Феофрасту,
дидактическое стихотворение Fainomena
kai Dioshmeia,
т. е. описание явлений звездного неба (размещения звезд и
созвездий
на небе, времен их восхода и захода и т. п.) и перечень примет
погоды. Изложение сочинения возвышенно, просто, но лишено
одушевления, слог у А. сжатый и обдуманный, стих (гекзаметр)
правильный и легкий, язык искусственный и своеобразный, иногда
несвободный от шероховатостей и даже неправильностей. Это
(сохранившееся еще) стихотворение очень высоко ценилось древними.
Cic. de. or. 1, 16 de. rep. 1, 14. Ov. am. 1,15, 16. Цицерон
в юности (de. n. d. 2, 41) перевел его латинскими стихами,
и от этого перевода сохранились еще отрывки; дошли до нас
также переводы Германика и (из 4 в. от Р. X.) Руфа Феста
Авиена. Арат писал еще элегии и другие произведения, занимался
также грамматическими исследованиями и, между прочим, исправлением
текста гомеровских поэм. Fainomena изд.
Коесhlу (в Poetae bucolici et didactici, Par., 1851) и др.