На главную страницу Оглавление

A

 

•Aristoteles,
АРИСТОТЕЛЬ, AristotelhV, знаменитый основатель школы перипатетиков, самый глубокий и всеобъемлющий ум древности, родился в Стагире (отсюда o StagirithV, Стагирит) на македонском полуострове Халкидик у Стримонского залива в 384 г. до Р. X. Отцом его был Никомах, принадлежавший к греческому роду Асклепиадов и состоявший врачом у македонского царя Аминты, отца Филиппова. Рано потеряв своего отца, А. поступил под опеку и присмотр к атарнейцу Проксену, сына которого, Никанора, он впоследствии усыновил и женил на своей дочери Пифиаде. Как врач, отец А. занимался естественными науками и был даже писателем по этой области знания; весьма вероятно, что как это обстоятельство, так и связи Никомаха с македонским двором рано уже оказывали влияние на складе жизни А. и направление его мышления, 17-ти лет, в 367 г. до Р. X., он отправился в Афины; в это время Платон находился в Сицилии или на пути туда, так что А. познакомился с ним лишь 3 года спустя, после его возвращения, и затем оставался в его школе 20 лет, до 347 г. до Р. X., как кажется всегда сохраняя чувства глубокого уважения и искренней преданности к учителю, который называл А. «умом своей школы», nouV thV diatribhV, и «книжником», anagnwsthV. Едва ли разногласия, вполне понятные и почти неизбежные во взаимных отношениях людей с такими оригинальными и притом, противоположными один другому характерами, переходили в ту враждебность, о какой рассказывает литературная хроника древности. По смерти Платона в 347 г. до Р. X. преемником его по управлению академией сделался Спевсипп, сын его сестры. В том же году А. оставил Афины и отправился в Мисию к атарнейскому властителю Гермию, своему другу; но последний вскоре был низвергнут и казнен персами; тогда (ок. 345 г. до Р. X.) А. с женой своей Пифаидой, сестрой или племянницей Гермия, удалился в лесбосский город Митилену. Отсюда он, кажется, вернулся в Афины и тогда уже открыл свою школу; в это, вероятно, время в своих чтениях по риторике он оспаривал теорию Исократа. Менее правдоподобно, что А. имел школу уже при жизни Платона. В 343 или 342 г. до Р. X. А. был приглашен к македонскому двору для воспитания Александра, которому было тогда 13 лет. (Известное пригласительное письмо, помещенное у Gell. 9, 3, наверное подложно.) Философ оставался здесь в продолжение 8 лет (до 335 г. до Р. X.), но не более половины этого времени было посвящено им собственно воспитательной деятельности, т. к. Александр уже в 339 г. до Р. X., в отсутствие отца, исполнял обязанности правителя государства. Более всего, конечно, А. заботился о том, чтобы освоить царственного воспитанника с греческой образованностью и литературой; говорят, что он сделал для Александра особое издание «Илиады», посвятил его в таинства умозрения и ознакомил в особенности с ификой и политикой. Однако Александр рано уже пошел своей особой дорогой и свойственными ему упорством и непреклонностью воли, вероятно, немало затруднял дело воспитателя. Пристрастие к централизации, не принимавшее в расчет ни исторических, ни национальных условий, явилось в будущем владыке мира, конечно, помимо влияния учителя. Однако высокое личное уважение долгое время связывало Александра с А. и иногда имело благодетельные последствия. По ходатайству А. был восстановлен родной его город Стагира и философ написал, говорят, для него новые законы; он же своим заступничеством спас город Ересь и т. п. С другой стороны, царь щедрой рукой оказывал помощь естественно-историческим, особенно зоологическим трудам своего учителя. Рассказывают, будто по приказу Александра множество рыболовов, охотников и.т. п. заняты были доставкой естественно-исторического материала для исследований А. В 335 г. до Р. X., оставив при Александре племянника своего Каллисфена, А. возвратился в Афины и оставался здесь 12 лет. Теперь местом для своего преподавания он избрал афинскую гимназию Auxeiov, посвященную Зевсу LukeioV. Здесь по утрам для более тесного кружка слушателей, способных уже следить за строго-философским изложением (akroatai), он преподавал труднейшие отделы науки, а по вечерам для смешанной публики излагал более простые и легкие отделы, напр, риторику, ифику и т. п.; утреннее преподавание называлось peripatoV (по мнению одних, от находившейся в Ликее галереи или аллеи, по мнению других, оттого, что А. имел привычку во время преподавания не сидеть, а ходить) ewqinoV, вечернее — peripatoV deilinoV; подобным образом и его сочинения разделялись на ezwterika и akroatika (eswterika): первые, более популярные по своему изложению, изданы были им для публики, вторые, изложение которых менее блестяще и ясно, но зато более соответствует строго методическому ходу научного исследования, служили, может быть, только руководствами и пособиями для слушателей философа. Метод аристотелевского преподавания по преимуществу был, кажется, акроаматический, т. е. состоял в связном непрерывном изложении предмета, а не в собеседовании. В Афинах А. потерял свою жену Пифиаду, от которой имел дочь того же имени. Расположение Александра к своему учителю под конец несколько охладело из-за племянника А. Каллисфена, который, по желанию царя, сопутствуя ему в походах, чтобы описывать его деяния, отчасти из тщеславия, а отчасти из патриотизма, с такой неугомонной резкостью восставал против стремления Александра подчинить македонян и греков восточным порядкам, что наконец возбудил против себя неудовольствие царя и подвергся тяжкому заключению, в котором и умер. Но все-таки в Афинах смотрели на А. как на приверженца Македонии, и когда Александр умер, его учитель подвергся преследованиям от восторжествовавшей теперь антимакедонской партии. Демофил обвинил А. в asebeia; тот бежал в эвбейский город Халкиду (в 223 или 222 г. до Р. X.) и там умер. А. во время своей жизни был оцениваем различно и имел даже ожесточенных врагов. Его благоприятное внешнее положение, а может быть, и самомнение, от которого он не был, кажется, вполне свободен, возбуждали против него зависть и ненависть, искавшие себе удовлетворения в клевете на великого мыслителя. Но, с другой стороны, жители Стагиры почитали его как героя и ежегодно совершали в память его праздник Aristoteleia. Римляне не могли и не умели понять достоинств аристотелевской философии, несмотря на уважение, выказываемое к ней Цицероном. В средние века то из-за достоинств А. не хотели видеть заслуг Платона, то наоборот; сочинения А. были предметом то возвеличения, усердного изучения и толкования (особенно у арабов), то порицания и унижения. А., в одно и то же время и великий мыслитель, и великий наблюдатель, обращает внимание на все стороны мирового целого, но при этом в своей мысли так перерабатывает все разнообразие явлений, что от частностей доходит до самых широких обобщений. Благодаря этому направлению его ума он сделался основателем многих новых наук, так, напр., у него впервые подвергаются систематической обработке грамматика и логика, хотя, как и естественно на первых порах, часто не различаются одна от другой; риторика, пиитика и вместе с последней вообще философия искусства, зоология и физиология, ботаника, анатомия, психология впервые получили научный вид благодаря А. Он удержал деление философии на три части: диалектику или логику, физику и ифику, но вместе с тем сильнее оттенил различие теоретической философии от практической; вообще отдельные части он резче разграничил и каждой придал более строгую систематическую форму. Предмет философии для А. есть то, что по преимуществу подлежит пониманию, т. е. начала и причины, т. к. посредством их понимается все остальное, все отдельные вещи (upokeimena), а не наоборот. Самое главное в знании — это понимание причин (kuriwtaton tou eidenai to dioti qewrein), а т. к. оно дается только философией, и последняя по тому самому по преимуществу перед всеми науками отличается свободой и самостоятельностью, то ей должно принадлежать первое место среди наук. В частности, особенно важно было выставленное в аристотелевской философии на вид понятие развития или различие двух форм существования, возможности (dunamiV, potentia), как бы зерна, которое только в скрытом и неразвитом еще виде содержит в себе все условия и формы, и действительности (energeia, actus), осуществления идеи или возможности; часто в том же значении, как evepyeia, употребляется у А. слово enteleceia, но иногда первым обозначается самый процесс или действие, а вторым результат осуществления. Лишь немногие из сочинений Аристотеля — а всего их насчитывали 400-1000 томов (biblia) — были изданы им самим. Свою библиотеку, благодаря царским милостям весьма обширную, он оставил своему преемнику по академии, Теофрасту. Это первое значительное книжное собрание перешло, говорят, позже в Александрию и послужило основанием птолемеевской библиотеке. По преданию, в своих подробностях маловероятному, рукописи сочинений А. Теофраст завещал некоему Нелею; наследники Нелея небрежно обращались с драгоценными рукописями, а потом сложили их в погреб из боязни, чтобы они не были отняты пергамскими царями для своей библиотеки; в погребе они пролежали 130 лет. Этими обстоятельствами древние объясняли сильную испорченность аристотелевского текста. Апелликонт Теосский, которому потом удалось завладеть рукописями, старался исправить поврежденное, но не обладал достаточным для того умением. Сулла, взяв Афины, перевез отсюда принадлежавшие прежде Апелликонту рукописи в Рим. Здесь, говорят, грамматику Тиранниону позволено было сделать с них копии, а потом родосец Андроник привел сочинения А. в порядок и разделил на pragmateiai. Сохранились под именем А. следующие сочинения: 1) логические, соединенные впоследствии в organon: а) kathgoriai, о главных классах понятий; b) peri ermhneiaV (собствено о выражении мыслей), о предложении; с) analutika protera и ustera, каждое в 2 книгах, об умозаключениях и доказательствах; d) topika, в 8 книгах, учение об общих точках зрения (topoi), с которых можно доказывать или опровергать какое-нибудь положение; е) peri sofistikwn elegcwn 2 книги, об опровержении софистических, ложных умозаключений. Некоторое сродство с этими сочинениями имеют: f) tecnh rhtorikh, 3 книги, о трех родах красноречия: bouleutikh, dikanikh и epideiktikh, другое риторическое сочинение — rhtorikh proV Alexandron, приписывавшееся А., принадлежит, вероятнее всего, Анаксимену Лампсакскому (см. Anaximenes, 2); g) peri poihtikhV, о родах поэзии, особенно о трагедии; может быть, это или набросок для большого оставшегося невыполненным сочинения, или заметки, долженствовавшие служить основой для устных чтений; 2) Собственно философские: а) ta meta ta fusika, сочинение большей частью делимое на 14 книг; заглавие не принадлежит А.; у него эта часть философии называлась prwth filosofia; по всей вероятности, различные отделы сочинения существовали первоначально как самостоятельные рассуждения и лишь впоследствии были соединены в одно целое; b) peri yuchV, в 3 книгах, прекрасный опыт научного обоснования психологии; изложение представляет много трудностей для понимания; сочинение fasiognwmonika подложно; с) hqika Nikomaceia, в 10-ти книгах, сочинение столько же отличающееся глубиной содержания, как и благородным характером изложения; евдемовская ифика (hqika Eudhmeia, в 7 книгах) есть переработка никомаховской, сделанная Евдемом Родосским, а большая ифика (hqika megala , в 2-х книгах) представляет извлечение из двух первых; 3) политико-экономические: а) politika или politikh akroasiV, в 8 книгах, о цели и идеале государственного устройства и о воспитании; сочинение politeiai polewn rnh (описание и история устройства 158 греческих, а частью и негреческих государств), имевшее весьма важное значение для истории, к сожалению, известно только по отрывкам; b) oikonomika, в 2 книгах, из которых только первая согласуется с идеями А.; 4) физико-математические: а) mhcanika problhmata; ими пользовался Витрувий в сочинении de architecture; b) peri atomwn grammwn, о неделимых линиях; с) fusikh akroasiV, 8 книг, о главных законах природы; d) metewrologika, 4 книги, с этим сочинением имеет некоторое сходство подложное сочинение peri kosmou или proV Alexandron epistolh peri tou pantoV, приписываемое новыми учеными то Посейдонию, то Хрисип-пу, то Николаю Дамасскому и др.; е) peri ouranou, 4 книги, f) peri genesewV kai fqoraV, 2 книги, g) anemwn qeseiV kai proshgoriai, может быть, отрывок из большого, не дошедшего до нас сочинения: peri shmeiwn ceimwnwn; h) problhmata, 38 глав; 5) естественно-исторические: а) peri zwwn istoriaV, в 10 книгах; b) peri zwwn moriwn, в 4 книгах; с) peri zwwn genesewV, в 5 книгах; сохранившееся под именем А. сочинение peri futwn подложно; d) ряд небольших рассуждений (11) по физиологии, обыкновенно называемых Parva naturalia; е) peri akoustwn; f) peri qaumasiwn akousmatwn — подложное собрание различных заметок; g) peri crwmatwn, вероятно, подложное. Подложны и 6 писем. Принадлежал А. гимн в честь добродетели, посвященный Гермию, но, по всей вероятности, не принадлежал сборник стихотворных эпитафий в честь героев Троянской войны, называвшийся peploV. Главное из изданий сочинений А.— издание Берлинской академии наук (1831 слл.): в нем аристотелевский текст обработан Беккером, схолии — Брандисом и др., фрагменты утраченных сочинений — Валентином Розе, а подробный указатель — Боницем.

 

 

На главную страницу Оглавление