•ArtemiV (от artemhV),
АРТЕМИДА, Диана, дочь Зевса
и Лето, сестра Аполлона (см. Apollo),
между женскими божествами то же, что ее брат между мужскими;
однако некоторые черты
одной и той же мифологической сущности нашли себе более полное,
другие менее полное выражение в представлениях об А., чем
в представлениях об Аполлоне. Как Аполлон, А. посредством
своих стрел может поражать внезапной смертью животных и людей,
особенно женщин (Hom. Od. 11. 172. Il. 24, 606), но в то
же время она богиня-защитница и спасительница (swteira,
Sospita). Она ближе стоит к природе, чем ее брат, который
действует
более в области духа. Она дает свет и жизнь, она богиня родов
(eileijua) и богиня-кормилица
(kourotrofoV), она охраняет стада
и дичь. Она любит лесных животных, но
и преследует
их; сопровождаемая лесными нимфами, она охотится по лесам
и горам. Od. 6, 102. Жизнь среди свободной природы — ее наслаждение;
она никогда не подчинялась силе любви и, как Аполлон, не
знает уз брака. Эта идея девственной охотницы (agrotera)
особенно развита в представлениях об А., между тем как соответствующая
черта в характере Аполлона совершенно отступает на задний
план. Напротив, другие качества, свойственные Аполлону, напр,
отношение к музыке и дару пророчества, в сказаниях о его
сестре выражены лишь слабыми намеками. Hom. hymn, in Dian.
27. Pind. nem. 9, 5. Богиней луны и Гекатой, по мнению некоторых,
она сделалась лишь после того, как Аполлон сделался солнечным
богом. Почитание А. стоит по большей части в связи с почитанием
Аполлона, но в Аркадии ее почитали одну, без брата, как подобную
нимфам богиню охоты, в рощах и у источников. В древние времена
в некоторых местностях, напр, в Бравроне в Аттике, в Спарте,
где А. называлась Orqia (прямо
стоящая), эту богиню умилостивляли человеческими жертвами.
Такие жертвы
были впоследствии отменены;
однако в Спарте долго еще держался обычай в праздник А. у
ее алтаря бичевать мальчиков так, что алтарь обагрялся их
кровью. Эта жаждущая крови богиня называлась также Таврической:
верили, что Ифигения, дочь Агамемнона (в Гермионе сама богиня
называлась Ифигенией), и Орест принесли в Грецию кумир богини
и ее культ из Тавриды, где подобное А. божество было чествуемо
человеческими жертвами. Эфесская А. была первоначально азиатским
стихийным божеством: оно было отождествлено с греческой А.,
потому что и за ним признавали силу, питающую все живущее.
А. изображали обыкновенно стройной, быстроногой охотницей
в короткой одежде с луком и колчаном. В чертах ее лица заметно
сходство с Аполлоном. Как богиня луны, она изображалась в
длинной одежде с покрывалом на голове, с полумесяцем над
челом и с факелами в руках. Знаменитейшая из сохранившихся
статуй А.— Версальская в Париже. Эта статуя изображает богиню,
как покровительницу диких животных; в порыве гнева она хочет
выдернуть из колчана стрелу, чтобы защитить от преследователя
лань, ищущую у нее покровительства. Римская Диана
была также богиней-подательницей света и жизни, как и А.;
поэтому ее отождествляли с последней и в римской литературе
ей приписывали все те качества, какие в позднейшее греческое
время были усвояемы А. Диана считалась богиней охоты, родов
(Lucina), богиней луны, одинаковой с Гекатой. Культ Дианы,
как полагают, занесли в Рим плебеи-латины, поэтому она попреимуществу
считалась покровительницей плебеев и также рабов. Сервий
Туллий, покровитель низших классов народа, посвятил ей храм
на Авентине, главном местопребывании плебеев (Aventina).
В Ариции, в роще у источника Егерии, Диана под именем Nemorensis
чествовалась как богиня, требующая человеческой крови: жрецом
(rex nemorensis) богини был беглый раб, получавший жречество
после поединка, в котором убивал прежнего жреца. Эту богиню
отождествляли с таврической А. и рассказывали, что ее культ
был занесен сюда Орестом или сыном Тесея Гипполитом: после
своей смерти Гипполит будто бы был воскрешен Эскулапом и
приведен Дианой в Арицию, где затем царствовал под именем
Вирбия. Verg. А. 7, 761. Ov. fast. 3, 263. 6, 731. met. 15,
497.