•Athlothetae,
АТЛОФЕТЫ, aqloqetai,
было первоначально название лиц, определявших награды при
состязаниях и называвшихся иногда agwnoqetai,
как, напр., Ахиллей при тризне по Патроклу (Hom. II. 23,
258). После того как 4 главных состязательных празднества
Греции сделались установившимся обычаем, А. были судьи
состязаний, называвшиеся в отдельности при Пифийских, Истмийских
и Немейских играх agwnoqetai,
при Олимпийских — ellanodikai или
ellhnodikai. Они назначались
владетелями той страны, в которой происходили состязания:
для Истмийских
игр —
коринфянами, для Пифийских — амфиктионами, для Немейских
— коринфянами, аргивянами и клеонейцами. Внешним знаком
их отличия был посох, и потому они назывались также rabdoucoi,
rabdonomoi (rabdoucoi назывались
и слуги их, вооруженные палками для поддержания порядка).
Председательство и назначение
судей при национальных играх в Олимпии присвоили себе жители
столицы — элидяне. Число судей в этих играх от 1 мало-помалу
возросло до 9, 10, 12. Знаком отличия их было порфировое
платье и лавровый венок. Для того чтобы они могли вполне
удовлетворительно исправлять свою должность, их выбирали
за 10 месяцев до начала игр и объясняли им их обязанности.
Торжественной клятвой А. обязывались соблюдать полнейшее
беспристрастие. На их обязанностях лежали все распоряжения
и приготовления к достойному празднованию торжеств. Во
время игр они имели решающий голос во всем, что касалось
их должности. О всех, заявлявших желание участвовать в
состязаниях, они должны были справляться, принадлежат ли
они к греческим гражданам, нет ли на них какого-нибудь
пятна. За 3 дня до начала игр они прекращали прием состязателей
и устраивали в Элиде так называемые предварительные испытания
всем записавшимся, и кто оказывался недостаточно подготовленным,
того вычеркивали из списков. Затем они открывали празднества,
всенародно объявляли через глашатая имена состязателей
и их происхождение, и если ниоткуда не являлось протеста,
то бросали жребий для назначения очереди кулачных бойцов
и места участников в беге. Напомнив затем о правилах честного
состязания, они давали знак к началу. Во время состязаний
А. наблюдали за исполнением установленных правил и по окончании
их, определив победителей, награждали их в храме Зевса
венками. Затем, после составления ими протокола с поименным
списком победителей, прекращалась должность А. В Афинах
выбиралось 10 А. сроком на 4 года; главной их обязанностью
было устройство больших панафенейских празднеств.