На главную страницу Оглавление


Д

 
Dhmoi,
ДЕМОС, ДЕМ, подразделения клисфенских фил (см. также Fulh), 8). Ввиду более удобного управления Клисфен заменил прежнее разделение страны и народа на 4 филы (эти филы хотя и продолжали существовать, но были лишены всякого политического значения) новою системою, основанием которой послужили издавна существовавшие большие или меньшие селения (dhmoi). Посредством разных изменений он довел число этих округов до 100 и из каждого десятка их образовал по одной филе; эти филы не занимали сплошной области, т. к. Д. одной и той же филы разделялись расположенными между ними Д. другой филы. Цель такого устройства была та, чтобы отдельные филы не образовали каждая по себе объединенной гражданской общины, и потому и собрания фил (agorai) производились в столице, в Афинах. Число Д. впоследствии увеличилось; ко времени Страбона их было 174 (Strab. 9, 396). Рос (Ross, Deinen von Attica, 1846) приводит 161 имя Д., Лик (Leake, The demos of Attica, перев. на нем. яз. Westennann, 1840)— 199 имен, в числе их некоторые сомнительные. Первоначально это распределение основывалось на недвижимом имуществе таким образом, что каждый принадлежал к тому Д., в котором находилось его имение, а впоследствии, когда эти отношения изменились, могло случиться, что иной владелец имел земли и в чужом Д. Такое владение называлось egkthsiV и за него платилась подать (egkthtikon) тому Д., в котором оно находилось. Д. получали свои названия частью от городков и местечек, частью от имен живших в них родов, напр., Boutadai но из этого перехода имени рода на Д. не следует заключать, чтобы каждый происходящий из рода, напр., Бутадов (Eteobutadaia, в различие от Д.) принадлежал к Д. того же имени. Все граждане должны были быть приписаны к какому-нибудь Д., и официально к имени и отчеству лица всегда прибавлялось и обозначение подлежащего Д. (DhmosqenhV DhmosqenouV PaianieuV). На 18-м году каждый гражданин вносился в список дема, lhxiarcikon grammateion, спустя два года — в общий список, pinax ekklhsiastikoV, и этим приобретал право принимать участие в народных собраниях. Все отдельные члены одного Д. (dhmotai) связаны были между собою общими священными обрядами (iera dhmotika); у них были общинные владения, общинные доходы и расходы; в случае нужды они должны были делать денежные взносы (eisforai) в государственную казну. Для управления общинными делами у них были свои должностные лица, а именно: начальник Д. (dhmarcoV) и казначей (tamiaV); на обязанности демарха лежало: созывать общинные собрания и руководить ими, вести при участии собрания упомянутые списки граждан, принимать по соглашению на то собрания новых членов и т. п. Особенно важна была компетентность собрания, в данном случае вести расследование о таких личностях, которые незаконным образом попали в число полноправных граждан. В случае возникавшего подозрения, что существуют подобные лица (pareggraptoi), Д., на основании решения народного собрания, получали предписание проверить свои списки. Находившиеся в списке имена прочитывались вслух, а затем происходила баллотировка (diayhfisiV) о каждом лице, гражданское право которого вызывало сомнение. Тот, против кого высказывалось собрание (apoyhfisqeiV), вследствие этого приговора выбывал из числа граждан без всяких дальнейших для себя последствий. Но кто подавал против подобного приговора апелляционную жалобу (efesiV), того в случае осуждения ожидали лишение свободы, конфискация имущества и продажа в рабство. Речь Демосфена против Евбулида написана в защиту одного афинянина, который был исключен из своего Д. вследствие первого и единственного случая одновременно во всех Д. произведенной баллотировки.

 


 

 

На главную страницу Оглавление