•Dithyrambus,
ДИФИРАМБ,
diquramboV,
торжественная песнь в честь Вакха (по словопроизводству,
может быть, в связи со словом
tituroV =
saturoV), которая впервые появилась
в древнейшие времена, вместе с культом Диониса, во Фригии
или Лидии и, соответственно
воодушевленному характеру этого культа, диким, возбуждающим
образом прославляла в весенний праздник подвиги и судьбы Диониса.
В Аттике на ионийских и эолийских островах, в Беотии, Флиунте,
Сикионе, Коринфе и в других местах, где процветало служение
Вакху, пелись таковые песни в шумных процессиях поклонниками
Вакха, в грубой и безыскусной форме, пока Арион (см.
Arion)
не дал Д. в Коринфе первую художественную отделку и не научил
исполнять пение его чередующимися хорами (
kuklioi
coroi).
из которых впоследствии развилась трагедия. Дальнейшее развитие
Д. получил в Афинах, где в блестящие Дионисовы празднества
выступали на состязание отличнейшие лирические поэты, каковы
были: Ласос, Гермионский (ок. 500 г. до Р. X.), Симонид Кеосский,
Пиндар и др. Д. этих древнейших поэтов, несомненно, отличались
высоким полетом мысли и пылкой стремительностью речи и рифмы,
но сильно возбужденное чувство у них всегда сдерживалось в
надлежащих пределах силой воли и сознанием своего достоинства.
Но со времени Меланипиида Мелосского (Младшего, ок. 415 г.
до Р. X.) Д. стал вырождаться; музыка взяла перевес над поэзией
и сделалась изнеженной и искусственной; увлекались беспредельным
воображением, пустыми и напыщенными фразами и чудовищными образами;
отказались от распределения на хоры и стали пренебрегать соблюдавшимися
до тех пор правилами рифмы. Известнейшие поэты этого периода:
Филоксен Киферский (умер в 380 г. до Р. X.), Кинесий Афинский
и Фриннис Митиленский (ок. 415 г.), Тимофей Милетский (умер
в 357 г.) и современники его Полиид (
PolueidoV)
и Телест. Под влиянием этих поэтов Д. мало-помалу преобразовался
в музыкальную
миму, которая представлялась уже не хорами, а отдельными виртуозами.
Что
касается содержания Д., то уже древнейшие поэты заимствовали
темы из героической мифологии, изображая в своих песнях таких
героев и героинь, которым, подобно Дионису, пришлось бороться
и страдать. В этом отношении им подражали и позднейшие поэты.
От Д. до нас дошли только отрывки (лучший сборник составил
Bergk, poet. lyr. Graec. III); однако хор в трагедии Еврипида
Bakcai (64-165)
представляет образчик Д. Ср.: Hartung, Philol. I, стр. 397-420
и М. Schmidt,
diatribe in dithyrambum (1845).