На главную страницу Оглавление


Д

 
•Dithyrambus,
ДИФИРАМБ, diquramboV, торжественная песнь в честь Вакха (по словопроизводству, может быть, в связи со словом tituroV = saturoV), которая впервые появилась в древнейшие времена, вместе с культом Диониса, во Фригии или Лидии и, соответственно воодушевленному характеру этого культа, диким, возбуждающим образом прославляла в весенний праздник подвиги и судьбы Диониса. В Аттике на ионийских и эолийских островах, в Беотии, Флиунте, Сикионе, Коринфе и в других местах, где процветало служение Вакху, пелись таковые песни в шумных процессиях поклонниками Вакха, в грубой и безыскусной форме, пока Арион (см. Arion) не дал Д. в Коринфе первую художественную отделку и не научил исполнять пение его чередующимися хорами (kuklioi coroi). из которых впоследствии развилась трагедия. Дальнейшее развитие Д. получил в Афинах, где в блестящие Дионисовы празднества выступали на состязание отличнейшие лирические поэты, каковы были: Ласос, Гермионский (ок. 500 г. до Р. X.), Симонид Кеосский, Пиндар и др. Д. этих древнейших поэтов, несомненно, отличались высоким полетом мысли и пылкой стремительностью речи и рифмы, но сильно возбужденное чувство у них всегда сдерживалось в надлежащих пределах силой воли и сознанием своего достоинства. Но со времени Меланипиида Мелосского (Младшего, ок. 415 г. до Р. X.) Д. стал вырождаться; музыка взяла перевес над поэзией и сделалась изнеженной и искусственной; увлекались беспредельным воображением, пустыми и напыщенными фразами и чудовищными образами; отказались от распределения на хоры и стали пренебрегать соблюдавшимися до тех пор правилами рифмы. Известнейшие поэты этого периода: Филоксен Киферский (умер в 380 г. до Р. X.), Кинесий Афинский и Фриннис Митиленский (ок. 415 г.), Тимофей Милетский (умер в 357 г.) и современники его Полиид (PolueidoV) и Телест. Под влиянием этих поэтов Д. мало-помалу преобразовался в музыкальную миму, которая представлялась уже не хорами, а отдельными виртуозами. Что касается содержания Д., то уже древнейшие поэты заимствовали темы из героической мифологии, изображая в своих песнях таких героев и героинь, которым, подобно Дионису, пришлось бороться и страдать. В этом отношении им подражали и позднейшие поэты. От Д. до нас дошли только отрывки (лучший сборник составил Bergk, poet. lyr. Graec. III); однако хор в трагедии Еврипида Bakcai (64-165) представляет образчик Д. Ср.: Hartung, Philol. I, стр. 397-420 и М. Schmidt, diatribe in dithyrambum (1845).

 


 

 

На главную страницу Оглавление