• Diodorus,
ДИОДОР, DiodwroV,
1) по прозванию Кронос, из Иаса в Карии, философ мегарской
школы,
жил при дворе Птолемея
Сотера
и был знаменитый диалектик. Diog. Laert. 2, 111. Strab.
14, 658. 17, 838; 2) Д. Тирский, перипатетик, ученик и
преемник Критолая и шестой правитель аристотелевой школы,
vacare omni molestia cum honestate — это он считал высшим
благом. Cic. fin. 5, 5, 14; 3) Д., по прозванию Сицилийский,
o SikeliwthV, родом из Агирия
на острове Сицилии, современник Юлия Цезаря и Августа. Из
его
жизни
известно только то, что
он в продолжении 30-ти лет путешествовал по Европе и Азии
с целью ознакомиться с местностями, служившими театром исторических
событий, и что он по временам проживал в Риме. Diod. Sic.
1, 4. Он хотел представить историческое знание, насколько
оно было достоянием его века, в систематическом обозрении,
в виде общей всемирной истории. Пользуясь научными пособиями,
которые он находил в Риме, он составил историческую библиотеку,
Biblioqhkh istorikh, в 40 книгах,
из которых 6 заключают в себе историю первобытных времен,
11
— период
от Троянских
войн до смерти Александра Великого, а остальные 23 — время
от Александра Великого до начала Галльской войны (60 г. до
Р. X.). Сохранились книги 1-5: мифология и история первобытных
времен восточных народов и греков и 11-20: история периода
от Персидских войн (480 г. до Р. X.) до войн преемников Александра
Великого, до сражения при Ипсе (301 г.) и, кроме того, значительные
отрывки. Порядок изложения в отделе мифов — этнографический,
затем — летописный, а потому события связываются лишь внешним
образом без уяснения и разбора их причин. Вместо меткой характеристики
действующих лиц и народов он отмечает большею частью только
частные черты и известные особенности их. Не обладая поэтическим
чувством, он в мифологии является поклонником евгемеризма
(ср. Euhemerus), a в истории старается доказать действие
промысла (pronoia). Достоверность
его находится в зависимости от его источников, которыми он
пользовался,
кажется, без
надлежащей критики; самый язык напоминает иногда об их разнородности,
а между тем разузнать их можно лишь по догадкам. Писатели,
которыми он, по-видимому, наиболее пользовался — следующие:
Феопомп, Эфор, Тимей, Ктесий, Клитарх, Дурис и Мегасфен.
Для нас сочинение Д. при всех его недостатках для некоторых
отделов древней истории, преимущественно истории Сицилии,
служит главным источником и имеет большое значение, несмотря
на то что в нем иногда произвольно соединяются под одним
годом события, далеко отстоящие друг от друга. Слог его прост,
определен и ясен, но иногда страдает распространенностью
и однообразием и лишен надлежащей живости и свежести. Изд.
Wesseling (1746), Dindorf (1826, 1828, 1842 и 1866), I. Bekker
(1853). Исследования об источниках Диодора производили: Collmann,
Volquardsen, Raun, Petersdorff и др. |