На главную страницу Оглавление


Д

 

•Druidae,
ДРУИДЫ, Druides, Druidai, сословие жрецов, разделявшее в Галлии власть с воинственной родовой знатью. Д. не составляли собственно жреческой касты из определенного числа семейств, но — закрытую корпорацию, разделенную на разные классы и степени, с пожизненным верховным жрецом во главе. Эта корпорация была высшим сословием в государстве и освобождена от всех государственных повинностей, почему молодые люди, даже из знатнейших семейств, добивались принятия в число Д. Хотя они жили вместе с народом, тем не менее вели строгую и скромную жизнь и носили особенную, присвоенную их сану одежду, которая состояла из короткого, спереди застегнутого нижнего платья, с узкими внизу рукавами и из плаща. Они были жрецами и наставниками народа в священных и мирских делах, улаживали споры частных лиц и целых государств, были врачами и предсказателями и вообще представителями всей духовной жизни народа. В глазах народа они пользовались величайшим уважением и имели большое влияние на общественные и частные дела; если они объявляли кого-нибудь в опале за преступление или неповиновение, то с таким человеком народ прекращал всякое общение. Один раз в году, в известное время, они собирались в священном месте, в стране карнутов, которая, по общему мнению, находилась в центре всей Галлии, и на этом собрании они чинили суд и расправу всему народу, сходившемуся здесь из всех уделов для представления им своих жалоб и притязаний. Учение Д. было сокровенное; оно передавалось символическим и образным способом и не могло быть излагаемо письменно. Чтобы вполне усвоить это учение, часто требовалось не менее 20 лет. Кроме полного религиозного учения, вновь поступившие изучали: ифику и правоведение, математику, астрономию и естествоведение, врачевание и искусство предсказаний, все это с большой примесью мистического суеверия. Главным местом, где процветало учение Д., была Британния (а именно остров Мона); оттуда, говорили, оно проникло в Галлию. При их религиозных служениях, которые совершались преимущественно в священных дубовых рощах и на уединенных горах и островах, приносились даже человеческие жертвы. Когда Цезарь явился в Галлию, Д. еще пользовались полным уважением и влиянием; но коль скоро, вследствие оримления страны, древняя национальная религия кельтов пришла в упадок, Д. лишились своего политического влияния, а вмсте с тем и того благоговения, с которым прежде относились к их священному сану. Император Клавдий совершенно воспретил религию Д. С тех пор они удалились из общественной жизни в свои школы и тайно продолжали действовать на народ посредством гаданий и колдовства до позднейших христианских времен. Упоминаются также женщины-Д., Druiades, DruideS, как прорицательницы; но нет точных указаний на то, в каком отношении они стояли к остальным Д. Caes, b. g. 6, 13. 14. 16. Ср.: Strab. 4, 197. Mela 3, 2. Amm. Marc. 15,9,8.

 


 

 

На главную страницу Оглавление