На главную страницу Оглавление


Г

 

•Ήρα,Ήρη,
ГЕРА, Iuno, старшая дочь Кроноса и Реи, по этому Saturnia (Hes. theog. 453), воспитанные в доме Океана и Тефии (Hom. Il. 14, 200), сестра и супруга Зевса, с которым она, по самосскому преданию, 300 лет жила в тайном браке, пока он не объявил ее открыто своею супругою и царицею богов. Однако у Гомера она представляется царицею неба и богов не в том полном смысле, как Зевс — властителем неба и земли; она только в качестве супруги и старшей сестры Зевса занимает между богинями самое высокое и почетное место. Зевс сам чтит ее высоко и сообщает ей свои умыслы; но он все-таки удерживает ее в пределах ее подвластного положения. Часто она зазнается, гордясь своим высоким достоинством и своими супружескими правами, и требует более, чем Зевс может позволить ей; оттого часто происходит спор и разлад между супругами. Hom. Il. 1, 536 слл. В особенности в «Илиаде» Г. выказывает свою сварливость, строптивое упрямство, строгость и ревность, черты характера, пришедшие в «Илиаду» Гомера, вероятно, из древних песен, прославлявших Геракла; как и всех любимцев и детей Зевса, так в особенности она ненавидит и преследует Геракла. Когда Геракл однажды возвращался на корабль из Трои, она уговорила Гипноса (сон) усыпить Зевса, а сама возбудила бурю против героя, так что он чуть не погиб. Когда Зевс проснулся и узрел случившееся несчастие, он непременно бросил бы Гипноса в море, если бы тот не бежал к почтенной матери Ночи; а Г. Зевс в страшном гневе привязал неразрешимыми золотыми цепями к эфиру и повесил ей на ноги две тяжелые наковальни, и когда боги пришли ей на помощь, он бросил, кого мог схватить, через порог неба на землю. Hom. Il. 14, 249 слл. 15, 18 слл. Т. к. Г. силою ничего не может сделать против могучего небесного царя, она часто прибегает к хитрости. Il. 19, 97. 14, 215 слл. В борьбе за Илион она страстно становится на сторону врагов Трои и покровительствует любимым ахейцам; ахейские города, Аргос, Микены и Спарта — ее любимые места пребывания; троянцев же она ненавидит за суд Париса, на которого она гневается также в качестве богини брака. Il. 4, 7 слл. 50 24, 25. Брак ее с Зевсом — первоначально обозначавший связь между небом и землею, затем получивший отношение к гражданскому учреждению брака, составляет существенную черту ее характера и под названием Ιερός γάμος выступает более всего на первый план в совершавшихся в честь ее обрядах; как единственная настоящая законная же.г на на Олимпе, она — покровительница браков и родов (τελεία, γαμηλία, ζυγία, είλείθυια), и богини родов, элифии, называются ее дочерьми (Hom. Il. 11, 270). Поэтому ей были посвящены гранатное яблоко, символ брака и любви, и кукушка, вестник весны, той части года, в которую богиня вышла за Зевса. Кроме того, ей посвящены были павлин и ворона. Главные места ее культа были Аргос (по этому 'Αργεία, Argiva), где между Аргосом и Микенами находился главный ее храм, с прекрасным колоссальным изображением ее, сделанным Поликлитом из золота и слоновой кости, и где праздновались через 5 лет Гереи (Ήραΐα) с состязаниями; далее — Микены, Коринф, Спарта, где она имела храм под названием αίγοφάγος (козоядная, по причине приношения ей в жертву коз), Самос, Платеи (см. Deadala), Сикион и др. Искусство представляет Г. как высокую супругу Зевса, с благородною величественною осанкою, зрелою, цветущею красотою, округленным лицом, имеющим важное выражение, красивым лбом, густыми волосами, большими, сильно раскрытыми глазами (βοώπις). Замечательнейшим изображением ее была упомянутая выше статуя Поликлита в Аргосе; она сидела на престоле, имела на голове уборку вроде короны (στέφανος) с изображениями харит и гор (Ωραι), держала в одной руке гранатное яблоко, в другой — скипетр с кукушкой на оконечности; сверх длинного хитона, оставлявшего непокрытыми только шею и руки, был наброшен гиматий, обвитый вокруг стана. Strab. 8, 372. Paus. 2, 17, 4. Брачное покрывало обыкновенно отброшено к затылку. Римская Юнона, Iuno (того же корня как и Iovis), была отождествляема с Г. и вследствие того называется дочерью Сатурна и Опы (Ops) и сестрою Юпитера. Она была супругою Юпитера и царицею неба и богов, даже с большею властью и в более полном смысле, нежели греческая Г. Она соединялась с Капитолийским Юпитером, властвуя и даруя власть, как и он, под названием Capitolina и Regina (Liv. 5, 22. 22, 1) и вместе с ним и с Минервою образовала тройственность богов, могущественно покровительствующую Римскому государству. Политическое значение имела также и Iuno Sospita, главный культ который был в Ланувие. Liv. 22, 1. 8, 14. Другая сторона, особенно выдающаяся в характере римской Юноны, это — отношение ее к женскому полу и браку. Она принимала участие во всех положениях женщины и руководила ею в жизни, как мужчиною руководил его гений, почему и гении женщин называются lunones. Сюда относящиеся имена ее суть: Virginalis и Matronalis, покровительница девицы и замужней женщины: в качестве богини брака она называется Iugalis, Domiduca и Unxia (оттого что косяки дверей мазались мазями, когда невеста входила в дом мужа); Lucina называется она как богиня родов. Замужние женщины праздновали в честь ее 1 марта (Kalendae feminarum) Матроналии, причем они с венками шествовали к храму Юноны Луцины на Эсквилинском холме и с молениями о счастье в браке приносили в жертву цветы. Это празднество, по преданию, было установлено Ромулом в память учреждения браков Ov. fast. 3, 179 слл. Подобный праздник праздновался замужними женщинами вместе с рабынями 7 июля в честь «Козьей Юноны» (Iuno Caprotina), на Козьем болоте, так называемые капротинские ноны (nonae caprotinae. Plut. Camill. 33), см. Caprotina. Гусь был посвящен римской Юноне, а не греческой Г.

 

 

На главную страницу Оглавление