•Deversoria,
ГОСТИНИЦЫ, kaphleia,
в которых можно было найти за деньги пристанище, не были
известны в гомеровские времена, потому
что, при сравнительно незначительных сношениях, чужеземцы
всегда могли найти гостеприимный прием в частных домах;
этот прекрасный обычай встречается еще в исторические времена.
Ср. Hdt. 6, 35. Но когда усилились сношения как внутри
государства, так и с чужеземными краями и большие города,
напр. Коринф, Афины и др., были переполнены иностранцами,
тогда потребность в гостиницах (pandokeia,
katagwgia, kataluseiV)
как для бедных, так и для богатых сделалась ощутительной.
В местах, где происходили общественные празднества,
и поблизости от знаменитых многопосещаемых храмов, как,
напр., в Олимпии, возле храма Афродиты, на острове Книде
и возле Герея в Платеях (Thuc. 3, 68), устроены были на
государственный счет skhnai и
katagwgia пристанища
для многочисленных посетителей, которые о содержании своем
должны были сами заботиться. Не воспрещались в этих местах
и частные заведения подобного рода; но содержание гостиниц,
по мнению греков, не было почетным ремеслом. Само собою
разумеется, что в этих гостиницах останавливались люди
всех сословий, доказательством чему может служить то известие,
что посольство афинян к Филиппу Македонскому останавливалось
в подобных pandokeioiV. Aesch.
de fals. leg. p. 272. Ср. Aristoph. ran. 112. Cic. div.
1,
27. Удостоверение
личности
требовалось для путешественников лишь в военное время.
Для этого служили паспорты (suggrafoi или
suggrafai, вероятно, также sfragideV,
т. к. к ним прикладывалась государственная
печать) или же обычные семейные марки (sumbola).
У римлян hospitium также было распространено; тем не менее
у них
также рано появились разные deversoria, cauponae (см.
слово), popinae (см. слово) и др., доставлявшие путешественникам
приют и угощение. Указание на существование подобных гостиниц
у проезжих дорог дает путешествие Горация, сопровождавшего
Мецената в Брундизий (Sat. 1, 5); Гораций останавливался
в них даже после того, как соединился с Меценатом, который,
впрочем, вместе со своею свитой большей частью пользовался
гостеприимством на государственный счет. Ср.: Caupona и
К. Zeil, Ferienschriften I, стр. 3-52, где, впрочем, говорится
преимущественно о cauponis и popinis и менее о настоящих
гостиницах для путешественников.