•Catullus,
КАТУЛЛ, 1) Caius (по другим Quintus) Valerius
Catullus, величайший лирический поэт римский, родился в 677
г. после основания
Рима в Вероне и умер 30-ти лет от роду в 707 г. (в 47 г.
до Р. X.). О жизни его нам мало известно. Уже с ранних
пор он общался с образованнейшими людьми своего времени
в Риме, а с некоторыми из них завязал более тесную дружбу,
как, напр., с поэтом Г. Лицинием Кальвом (см. carm. 50),
с Корнелием Непотом (см. carm. 1), с оратором Гортензием
(см. carm. 65) и др. Поэт владел виллой в веронской области,
на полуострове Sirmio, который вдавался от южного берега
в lacus Benacus (н. Lago di Garda) и который воспет им
как прекраснейший из всех полуостровов (см. с. 31); кроме
того, была у него вилла близ Тибура (см. с. 44). Однако
состояние его было, кажется, не из лучших (см. с. 10 и
13). В 57 г. до Р. X. он сопровождал пропретора Л. Меммия
Гемелла в Вифинию (см. с. 28 и 10) и на обратном пути посетил
могилу погребенного близ Трои брата (с. 101), потерю которого
он оплакивал самым искренним и поистине трогательным образом
(см. с. 65. 68). Впрочем, центр его поэтической жизни и
творчества составляла страстная любовь его к одной римлянке,
которую он называл Lesbia, но настоящее имя которой было
Clodia, и это, по всей вероятности, была известная старшая
сестра Клодия, бывшая замужем за Кв. Ме-теллом Целером
(умер 60 г. до Р. X.), женщина безнравственная, но отличавшаяся
привлекательностью ума и прелестною наружностью (см. Clodii,
21). Отношениям поэта к ней мы обязаны прекраснейшими его
произведениями. Когда потом Лесбия пала самым низким образом,
поэт расстался с ней совершенно (см. с. 76). К. не отправлял
никакой общественной должности. Он питал отвращение к Цезарю,
которого резко порицает и обвиняет во всех пороках, даже
в позорных отношениях к Мамурре, которому за то Цезарь
подарил сокровища йсех ограбленных провинций (см. с. 29.
57. 102), и это отвращение проистекало, как кажется, не
из политических убеждений, а из личной ненависти к Мамурре.
Самым плодовитым временем поэтической деятельности Катулла
были немногие годы его безмятежных отношений
к Клодии, поэтому многие произведения написаны им уже до
20-го года его жизни. До нас дошло всего
116 стихотворений К., из которых 18, 19 и 20 в лучших рукописях
недостает; мы не имеем в них ни всего числа, ни первоначального
порядка стихотворений; кроме того, некоторые из них с большими
или меньшими пропусками. По содержанию их можно разделить
на две группы: 1) стихотворения ямбические и полемические
и 2) лирические стихотворения. Первые — частью политического
содержания, а частью в язвительных словах выражают негодование
против безнравственных лиц и действий или насмешку над глупостями
и пошлостями того времени. Между лирическими .произведениями
есть стихотворения большего и меньшего объема; первые — элегического
и повествовательного содержания, написанные по греческим
образцам, как, напр., в подражание Каллимаху элегия о волосах
Береники (с. 66), свадебные песни (с. 61. 62) и epithalamium
Пелея и Фетиды (с. 64); последние относятся к эротической
и социальной лирике; в них К. показывает прелесть и неподдельные
чувства и оригинальность поэтического вымысла, что обнаруживает
в нем богато одаренную поэтическую душу и необыкновенный
талант. В этом роде поэзии его не только не превосходил ни
один римский поэт, но он совершенно сравнялся с греческими
лириками. К этому нельзя не прибавить и того, что Катулл
в высокой степени владел лирическими формами; он первый с
успехом воспользовался греческим стихотворным размером. Язык
его прост и естествен; но в некоторых отдельных формах и
выражениях иногда напоминает старину. Изд. Катулла: J. Sillig
(1823), С. Lachmann (1829 и 1861). М. Haupt (3-е изд., 1868),
А. Rossbach (2-е изд., 1860), L. Schwabe (1866), R. Ellis
(1867) и L. Muller (1870). Переводы на немецкий язык: Th.
Heyse (1855) и R. Westphal (1867). Монография о нем О. Ribbeck
(Kiel., 1863); 2) L. Valerius Catullus Messalinus, см. Valerii,
41; 3) Q. Lutatius Catullus, мимограф, живший в 1 в. от Р.
X., известный шутник, получивший прозвание Urbicarius. Ему
приписывают два произведения: Phasma — привидение и Laureolus
— распятый раб; последняя пьеса часто давалась в театре.
Heinrich изд. Ювеналия, стр. 467 и 335.