На главную страницу Оглавление


К

 

•Centauri,
КЕНТАВРЫ, Kentauroi, от kentein и tauroV, т. е. «охотники на буйволов», или же произошло из kentoreV (ippwn), т. е. «всадники, скакуны». Представление о них возникло, может быть, под влиянием рассказов о нравах одного фессалийского народа, имевшего обычай никогда не слезать со своих коней. У Гомера (Il. 1, 268. 2, 743., где они называются FhreV. QhreV, Od. 21, 295 слл.) и в древнейшее время они являются грубым, горным племенем Фессалии, лохматым, с курчавыми волосами, с животною страстью к вину и женщинам. Прогнанные с Ойты и Пелиона лапифами, они потянулись к Пинду и границам Эпира. Вероятно, лишь начиная с Циндара (ок. 500 г. до Р. X) начали представлять себе К. наполовину людьми, наполовину лошадьми; впрочем, древнейшее искусство представляло их таким образом, что к полному изображению человека приделывали сзади тело лошади; позднейшее, совершенное искусство прибавляло в телу и груди коня верхнюю часть человеческого туловища. По древнейшему преданию, эти двоеобразные К. произошли от Иксиона и Нефелы, облачного изображения, созданного Зевсом по подобию Геры. Особенно знаменита была их борьба с лапифами, возникшая на свадьбе Пейрифоя (см. Pirithous). Ovid. met. 12, 210 слл. И Геракл боролся с К. Eur. Herc. fur. 181 слл. Sophoc. Trachiniae. 1095. Вследствие их смешанного характера, родственного с звереобразными сатирами, и вследствие их страсти к вину К. включали в свиту Диониса; но тут их первоначальная грубость и дикость смягчена кроткою силою бога. Они смирно шагают перед колесницей Диониса, трубя в рога и играя на лире, руководимые эротами, в одной толпе с сатирами, нимфами и вакханками. Самый выдающийся среди К. Хейрон, сын Кроноса и Филиры, отличавшийся справедливостью и мудростью. Он преодолел природную грубость своего племени, просветил свой характер нравственностью и знанием и сделался знаменитым воспитателем и учителем прославившихся героев древности, каковы Ахиллей (Hom. Il. 11, 831), Кастор и Полидевк, Амфиарай и др. Он учил их на Пелионе музыке, врачеванию, гимнастике и прорицанию. Его дочь Эпдеида была матерью Пелея и Теламопа, бабушкой Ахиллея и Аянта. От своего друга Геракла получил он неисцелимую рану, которую нанес ему Геракл совершенно против своей воли стрелою, пропитанною ядом лернейской гидры (см. Hercules, 7); по другому рассказу, Хейрон ранил себе ногу стрелою зашедшего к нему Геракла, которую тот нечаянно уронил, и умер, передав свое бессмертие Прометею. Зевс поместил его, под именем стрельца, в число созвездий. Новейшие исследователи неоднократно искали в К. естественно-символического значения и их лошадиную природу считали намеком на реки; наконец, приняли их за олицетворение бурных потоков, низвергающихся с высоты лесистых гор. Однако древнейшие К. просто дикие, горные люди, прогнанные из своих жилищ после тяжелой борьбы знаменитыми героями и сделавшиеся безвредными. Даже их имена не указывают на реки. Приложенный при этом снимок с рельефа, находящегося на фризе Аполлонова храма в Бассах, при Фигалии в Аркадии, изображает сцену из борьбы лапифов с кентаврами на свадьбе Пейрифоя.

 

 

 

 

На главную страницу Оглавление