•Klhroucia,
КЛЕРУХИИ, colonia, А) греческие колонии
были основаны отчасти по причинам политическим, отчасти для
коммерческих целей.
По политическим причинам: 1) когда побежденное племя оставляло
свою родину, как это в больших размерах случилось после
похода дорян и гераклидов; масса греческого населения отхлынула
в Малую Азию и основала там вдоль берегов ряд эолийских,
ионийских и дорийских колоний, которые на этом прибрежье
победоносно защищали греческую культуру против варваров,
шедших с Востока; из исторических времен могут служить
примерами подобных колоний Мессена и Массалия; 2) когда
одна политическая партия должна была уступить место другой
(Тарент и Сиракузы); или, наконец, 3) когда слишком увеличивалось
население (Регий). Более, однако, обыкновенной причиной
выселения было расширение коммерческих связей. Для этой
цели выбирались преимущественно прибрежные страны, в которых
можно было устроить удобные гавани и открыть мореплавание.
Это стремление повело к самым обширным поселениям в прибрежных
странах азиатских, на берегах Понта и фракийского Босфора
и на окраинах Италии, Сицилии и Галлии. В этом отношении
колонии обнаружили еще большую деятельность, чем метрополии
их в Элладе. Позже присоединилось к тому еще стремление
приобрести сильные стратегические пункты, из которых можно
было охранять торговые сообщения. Со времен Александра
даже желание обеспечить инвалидов служило побуждением к
основанию новых городов. Повод к отправлению в колонии
и указание на выбор места давал обыкновенно дельфийский
оракул (редко какой-нибудь другой). В руководители выселения,
oikisthV или ktisthV,
назначался обыкновенно человек, отличавшийся высокими качествами.
Отправиться мог всякий, кто только
заявлял об этом свое желание, даже иностранцы, впрочем,
иногда при вызовах к выселению, которые делались посредством
герольдов, определялся известный класс людей. OikisthV должен
был размерить и раздать занятую землю, положить основание
городу, если такового раньше не было, и т. п.
(Поселенцы, отправляемые в существующие уже города, назывались
особенным именем epoikoi, см.
это слово). После смерти он пользовался почестями, какие
оказывали
героям.
Метрополией (mhtropoliV) колонии
было то государство, которое именно давало так называемого
oikisthV и
основную часть поселенцев. Обязанности колоний по отношению
к метрополиям были лишь
такие, какие налагало на них чувство постоянной родственной
связи. Учредительная грамота содержала в себе первые определения
как об этом, так и об устройстве колонии. Хотя следует полагать,
что колонии сохраняли обычное устройство своих метрополий,
однако в политическом отношении они были вполне независимы
от них. Это было только исключением, когда они должны были
платить подати метрополии или получали оттуда свои высшие
должностные лица. Но главное божество и религиозные культы
метрополии, равно как и священный огонь из ее пританея, переносились
поселенцами в новую родину. Колонии отправляли также посольства
(qewriai) с дарами на главные
праздники метрополии и чеканили монеты свои с ее гербом.
Они представляли
гражданам метрополии
право почетного места (proedria)
на общественных зрелищах и при новом выселении испрашивали
иногда
у нее так называемого
oikisthV. От этих колоний отличаются:
1) торговые фактории, устраивавшиеся обществами в чужих государствах,
напр. в Египте
(Hdt. 2, 178), и 2) К., служившие, вероятно, образцом римских
колоний. При учреждении последних действовало право победителя,
состоявшее в том, чтобы занять землю побежденных и раздать
ее победителям, в виде наследственных владений или участков
(klhroi). В этом смысле могут
быть как К. уже рассматриваемы доряне в Пелопоннесе и фессалийцы
по отношению к иенестам.
Впоследствии это отношение было особенно развито афинянами,
начиная с 506 по 388 г. до Р. X., и служило вместе с разоружением
союзников (summacoi) главнейшим
средством к распространению афинского могущества. Древнейшим
примером
подобной колонизации
служит Халкида, где гиппоботы были выгнаны из своих владений
и земля их разделена была на 4 000 участков (klhroi)
и роздана афинским гражданам (Hdt. 5, 77; позже, однако,
отношения
в Халкиде изменились). То же самое случилось впоследствии,
по побуждению Кимона, на острове Скиросе, а при Перикле —
на Лесбосе, в Херсонесе, на Андросе и др. После сражения
при Эгоспотомах все К. были потеряны; вскоре, однако, учреждены
были новые; в 380 г. опять все уничтожены, вследствие неудовольствия,
какое они возбуждали. Однако уже в 356 г. опять встречаются
подобные К., т. к. учреждение их было слишком удобным средством
для демагогов приобрести себе расположение беднейших классов.
Из добровольно являвшихся выбиралось, посредством жребия,
определенное число К.; беднейшие снабжались оружием и путевыми
деньгами. Они оставались афинскими гражданами и могли во
всякое время явиться в Афины и там пользоваться всеми правами
граждан; они могли даже иметь постоянное жительство в Афинах
и свои участки отдавать в аренду первоначальным владельцам
или вообще посторонним лицам. Но, конечно, поселенные К.
образовали между собой отдельные общины, находившиеся в теснейшей
зависимости от метрополии, которая часто в самой К. имела
государственное имущество. Они были обязаны к военной' службе
и к другим повинностям в Афинах (халкид-ские К. снабдили
экипажем 20 афинских кораблей у Артемисии и Саламина). Несмотря
на то что они свободно выбирали себе начальство, они находились
под контролем Афин; словом, они служили главным образом для
расширения афинского могущества. Дань платили только немногие
из них. Высший суд над ними принадлежал Афинам. Ср.: Boeckh,
Staatshaushaltung, I, стр. 555 слл.; В) римляне основывали
колонии свои не так, как греки, в местах ненаселенных, но
посылали их в города уже существовавшие, первоначально для
того, чтобы они, в качестве гарнизона новопокоренного города,
наблюдали за неприятелем и укрепляли за Римом новое приобретение,
а также для того, чтобы они служили базисом для новых завоеваний,
как, напр., Венузия. Рядом с этой военной целью выступила
вскоре и другая цель, а именно пристроить этим способом недовольных
и бедных граждан и, таким образом, сохранить спокойствие
в Риме. Наконец, со времен Суллы стали учреждать военные
колонии, для того только, чтобы выслужившимся воинам дать
постоянное местопребывание и прочные средства к жизни (что
сопряжено было с величайшими насилиями и жестокостями по
отношению к прежним обитателям). Это учреждение служило главным
средством к тому, чтобы распространить во всех странах римскую
национальность и утвердить победу за римским языком и господством.
Колонии выводились с особенными церемониями, особенными,
на этот случай назначенными лицами (Triumviri coloniae deducendae,
также Septemviri, даже Vigintiviri) и получали устройство
и магистратуру наподобие римских, см. Magistratus municipalis.
По правам своим, жители колонии были нескольких разрядов:
a) coloniae civium Romanorum, b) coloniae Latinae, см. Latium,
7. Последние совершенно оттеснили на задний план колонии
граждан римских. Наконец, были еще с) coloniae juris Italici,
т. е. колонии, находившиеся в провинциях и в виде исключения
пользовавшиеся правом, какое имели колонии, находившиеся
в Италии, относительно освобождения от податей и т. п., см.
Ius Italicum. И во времена Империи основывались также coloniae
militares. Последней колонией этого рода была Верона, выведенная
императором Галлиеном в 265 г. от Р. X.