Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

Алфавитный перечень словарных статей

A - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Ю - Я

ПАРМЕНИД

•Parmenides,
ПАРМЕНИД, Παρμενίδης, происходивший из знатного и богатого рода в Элее, процветал ок. 500 г. до Р. X., ученик и друг Ксенофана, а по другим, также слушатель Анаксимандра. Полагают, что он вместе с Зеноном, который был немного моложе его, пришел в Афины, где познакомился с Сократом. В П., диалоге Платона, он представлен беседующим с Сократом, который называет его словами Гомера αίδοιός τε αμα δεινός τε. Его путешествие в Афины состоялось, по всем признакам, в 458г., но точного указания об этом, равно как и об остальной его жизни, мы не имеем. Сограждане его высоко почитали; свое благосостояние они приписывают, по большей части, его законам. Его высоконравственная жизнь служила образцом. Лекции о философии он читал поэтически. Отрывки сохранились у Секста Эмпирика и Симплиция: первый отрывок, самый большой, есть аллегорическое введение к поэме περί φύσεως, написанное дактилями, полное поэтического вдохновения; остальное, кажется, было проще и без всяких прикрас (Cic. acad. pr. 23, 74 называет стихи minus bonos versus). Он различает двоякого рода знание, знание мышления или истины и знание человеческого мнения. Чувствование и мышление были для него одно и то же; посредством смешивания их он производит припоминание и забвение. Он более всего занимается противоположными понятиями: сущим и не сущим. По его учению, речь и мысль есть сущее, ибо сущее есть, но несуществующего вовсе нет. Кроме сущего, нет ничего; это сущее не рождается, не погибает, оно есть нечто неделимое, само по себе совершенное, не нуждающееся ни в чем другом. Мир внешних явлений непознаваем, и только то мышление, предмет которого составляет сущее, имеет свое основание; то же сущее, которое не может быть предметом мышления, не может быть познаваемо. Мышление и то, к чему относится мысль, есть одно и то же; ибо ты не найдешь мышления без сущего, в котором оно выражается; это сущее есть и будет не что другое, как мысль. «Τωύτόν έστι νοεΐν τε και οϋνεκέν έστι νόημα, ού γαρ άνευ τοΰ ιόντος, έν ω πεφατισμένον εστίν, εύρήσεις τό νοεΐν. ουδέν γαρ ή εστίν ή έ'σται αλλο παρέξ τοΰ έόντος. Зенон и другие элеаты развили эти положения более подробно. Отрывки сочинений П. и остальных элеатов собраны Brandis'ом commentatt. Eleat, р. 1 (1813), S. Karsten (1835) и Mullach'ом (1845).

Подготовлено по изданию:

Любкер Ф.
Реальный словарь классических древностей. В 3 томах. Том 3.— М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2001.— 576 с: ил.
ISBN 5-224-01511-1
ISBN 5-224-01641-Х

© Издательство «ОЛМА-ПРЕСС», 2001



Rambler's Top100