На главную страницу Оглавление


П

 

•Cibus,
ПИЩА, СТОЛ, 1) у греков. Различие, существовавшее между отдельными гражданами, племенами и государствами, заметно также и в различной роскоши их стола. В то время как спартанцы в своих сисситиях имели в виду только удовлетворение телесной потребности, беотййцы, отличавшиеся чувственностью и не имевшие склонности к высшему духовному образованию, находили величайшее наслаждение в хорошем обеде; у сицилийских греков эта роскошь в столе достигла самого высокого развития. Ели греки главным образом 3 раза в день: 1) завтрак (akratisria) состоял из хлеба, обмоченного в несмешанное (чистое) вино (akratoV), 2) ariston, вероятно, обыкновенно происходил в полдень и состоял из горячей пищи и, наконец, 3) главный обед, deipnon или dorpon, соответствовавший римскому соепа, подавался обыкновенно к вечеру (час с точностью не определен). Подобное распределение времени для еды встречается уже в древнейшие времена, хотя у Гомера слова ariston, deipnon, dorpon по своему значению не вполне соответствуют этим же выражениям в позднейшее время, и вообще не всегда употребляются в точном смысле. Вечерний стол, dorpon, ужин, имел значение нашего обеда и служил вместе с тем для собрания общества, будь это по случаю жертвоприношения (общественные обеды назывались daiteV, при этом случае каждый получал свою порцию, meriV) или же по случаю какого-нибудь семейного праздника (дня рождения, отправления или возвращения друга и т. д.); устраивались пирушки и на общий счет, так что участники вносили свою долю деньгами или натурой (sumbolai), в доме одного из участников, или вольноотпущенника, deipnon apo sumbolwn (у Гомера eranoV); или же отдельное лицо угощало друзей на свои собственные средства. Приглашение делалось обыкновенно самим хозяином в день обеда. Принимались также и незваные гости (aklhtoi, automatoi), так, напр., Сократ привел с собой на пир Агафона — Аристодема, который был принят весьма дружелюбно. Plat, symp., p. 174 Е. Впрочем, случалось иногда, что подобного рода гостеприимством злоупотребляли, именно так называемые параситы (слово это встречается и в другом значении, ср. ParasitoV), которые делали из этого своего рода промысел; они являлись на пиры по преимуществу молодых людей, забавляли гостей шутками (gelwtopoioi), сами в свою очередь служили предметом для насмешек, и лестью (kolakeV), как, напр., Артотрог у Плавта в «Miles gloriosus», или услужливостью (qerapeutikoi) старались сделаться необходимыми людьми. Обычай требовал, чтобы каждый, отправлявшийся на пир, обращал внимание на одежду и вообще на свою внешность. Обедали во времена Гомера сидя, позднее же леака, кроме, впрочем, женщин и детей, которым обычай не дозволял участвовать в мужском пиршестве, возлежали обыкновенно вдвоем на одной скамье, klinh, таким образом, что левой рукой опирались на лежавшую за спиной подушку (proskefalaion), а правая оставалась свободной. Места указывались обыкновенно самим хозяином, почетным местом считалось, кажется, место возле хозяина. Перед началом обеда рабы снимали обувь (upoluein) и мыли ноги (aponizein), затем подавалась вода для мытья рук (udwr kata ceiroV edoqh) и полотенце (ceiromaktron); это повторялось и после окончания пира (aponiyasqai), т. к. ножей и вилок в употреблении не было (о лакомках, oyofagoi, рассказывается, что они приучали свои руки к жару или же носили перчатки, для того чтобы принимать пищу в самом горячем виде); ложки (mustilh, mustron, -oV), имелись и были большей частью металлическими. Скатертей и салфеток не имелось; вытирали же руки во время еды смятым мякишем хлеба (см. apomagdaliai). Прислуживали за столом рабы; гости часто приводили с собой и своих рабов. Распоряжение и заведование пиром находилось в руках особого слуги, trapezopoiV. Кушанья первоначально были простые; впоследствии же сделались весьма роскошными. Главной пищей, особенно для беднейших сословий, был род каши из ячменной крупы (maza), хлеб (artoV) и разные овощи, как, напр., мальва (malagh), салат (qridax), капуста (rafanoV, krambh), бобы (kuamoi), чечевица (fakai), лук (kromuon) и т. п., затем были и мясные кушанья из баранины, козлятины, свинины, далее различные сорта рыбы, составлявшей собственно так называемый oyon, на что тратилось много денег; встречается также и дичь. Ежедневная пища приготовлялась невольницами под присмотром хозяйки. При пиршествах часто нанимался повар, mageiroV; преимущественно славились сицилийские повара. На каждых двух гостей полагался отдельный стол (trapeza). После еды столы убирались (airein, apairein, afairein, bastazein taV trapezaV), пол подметался и подавалась вода для мытья вместе с smhgma, родом мыла, часто душистые мази и венки, затем совершалось возлияние из чистого вина (spondai) и произносилась формула agaqou daimonoV или ugieiaV. После этого подавался десерт, deuterai trapezai, состоявший из плодов, соли (aleV) для возбуждения жажды, в позднейшее время разного рода лакомства (traghmata), непременно сыр, особенно сицилийский, и пирожное, которое ели во время попойки по желанию. С дессерта начиналась самая попойка (sumposion, ср. convivium), оживлявшаяся шутками, забавами, музыкой и танцами, а также и остроумными разговорами, доказательством чему служит «Симпосий» Платона, хотя глубокомысленное содержание и оконченная форма предлагаемых в ней речей не позволяет считать это сочинение вполне верным описанием и изображением настоящего симпосия. Главной целью попойки было насладиться вином, которым Эллада была весьма богата; самыми лучшими винами считались, между прочим, фасосские, лесбосские, на-ксосские и преимущественно хиосские. Упоминаются и различного рода смеси, куда входили иногда и другие составные части, напр, пряности, мед. Вообще пили вино, смешанное с водой, горячей или очень холодной, часто стуженной снегом (posiV dia cionoV). Пить чистое вино (akratoV) считалось варварством; считалась даже слишком крепкой смесь, содержавшая поровну вина и воды (ison isw). Впрочем, пропорция смеси не всегда была одинакова, обыкновенно брали 3 части воды на 1 часть вина или же 3 части воды на 2 части вина. Делали смесь в особом сосуде (krathr), из которого потом черпали вино посредством oinocoh в кубки (kuaqoi). Распоряжался попойкой один из пирующих по выбору или по жребию (arcwn thV posewV, sumposiarcwV, basileuV), определявший количество частей для смеси, он же заботился об удовольствиях и назначал штрафы, состоявшие обыкновенно в том, чтобы выпить целый бокал залпом (apneusti). К увеселениям принадлежали, напр., остроумные вопросы и загадки (ainigmata, grifoi), игры; особенно любили игру, называемую kottaboV, которая имела много видоизменений, но существенным образом состояла в том, что остатком недопитого вина, latax, latagh (отсюда latagein), брызгали в маленькие чашечки (plastiggeV), укрепленные на коромысле (zugon), поверх небольших металлических фигур (иногда одной, называвшейся MangV); чашечка, в которую попадало вино, опускалась на одну из фигур и вследствие удара об нее перебрасывалась на другую фигуру, и так поочередно; иногда брызгали вино в небольшие плавающие чашечки, которые погружались вследствие попавшей в них жидкости. Кто не разрешал предложенной задачи, тот должен был пить штрафной бокал и часто в довольно большом количестве, если намеревались попить изрядно (pinein proV bian); иногда гости пили здравицу каждый со своим соседом справа (epi dexia). Часто появлялись на пирах флейтистки (aulhtrideV) и устраивались мимические представления. Ср.: Becker, Charicles, II, 231. 2. У римлян. Здесь прежде всего следует иметь в виду различные времена. Известно, что в древний период простота и привычка к умеренности была всеобщею; но к концу Республики, вследствие войн в Греции и Азии, проникла в обычаи римской жизни большая роскошь, явились особенные повара и пекари (см. Coquus и Pistor), что привело к самому утонченному лакомству и мотовству. В древнейшее время во всеобщем употреблении была каша, puls, из полбы, far, ador (ср. lun. 14, 170 слл.), которая и в позднейшее время составляла главную пищу простолюдина. Вместе с этим ели овощи, olera и стручковые плоды, legumina, но мало мяса. Для позднейшего времени следует различать в течение дня: ientaculum, первый утренний завтрак, для которого не было определенного часа, но который назначался смотря по потребности. Обыкновенно он состоял из хлеба с солью или с чем-нибудь другим, из сушеного винограда, олив, сыра и т. п. или te молока и яиц. Prandium был второй завтрак или полдник, который ввиду следующего обеда, соепа, был ограничен; происходил обыкновенно около 6-го часа, т.е. около полудня по нашему, и состоял то из теплых блюд, то из холодной закуски, на что шли иногда остатки последнего обеда. С возникновением невоздержанности стали подаваться olera, раковины, рыбы, яйца и др.; пили при этом mulsum, вино и особенно любимый напиток calda (см. это слово). Более редкое выражение merenda, кажется, означает то же, что и prandium. Главным обедом по окончании дневного труда была coena, происходившая между полуднем и закатом солнца, разумеется, в различное время года различно, летом около 9-го, зимою около 10-го часа, по нашему определению времени между 2 и 3 часами пополудни. Coenaе, начинавшиеся слишком рано или продолжавшиеся до ночи, назывались tempestivae. Зимою обед происходил несколько позже, чтобы до его начала можно было окончить все занятия. Coena продолжалась довольно долго, т. к. она служила вместе с тем для отдыха и для различного рода разговоров; даже и у небогатых людей она продолжалась часа три. Состояла соепа из трех частей: 1) закуски, gustus или gustatio, также promulsis, 2) собственного обеда, fercula, состоявшего из многих перемен блюд, и 3) десерта, mensae secundae или tertiaae. Закуска, gustus, имела целью возбудить аппетит и способствовать пищеварению, для чего особенно служили lactuca, раковины, удобоваримые рыбы с пикантным соусом, сперва обыкновенно яйца, отсюда и поговорка ab ovo usque ad mala (Cic. ad fam. 9. 20. Schot, к Hor. Sat. 1,3,6). Пили при этом mulsum, род морса, приготовленного из виноградного сока, или смесь вина с медом, отчего и вся закуска называлась promulsis. Перемена блюд за обедом называлась prima, altera, tertia соепа; первоначально были большею частью только две перемены. Десерт, без которого не обходился ни один обед, состоял из пирожного (bellaria), из свежих и сушеных плодов и из других искусно приготовленных на вид кушаний (epideipnides). Первоначально за столом сидели, а впоследствии лежали, см. Lectus и Triclinium. Меню обедов можно найти, между прочим, у Mart. 5, 78 слл. 10. 48 слл. Масrob. sat. 2, 9.

 

 

На главную страницу Оглавление