•Adoptio,
сокр. из adoptatio,
УСЫНОВЛЕНИЕ, различают: а) adoptio в тесном
смысле слова, когда лицо, которое хотят усыновить, находится
само еще под отеческой
властью, b) arroga-tio, если усыновляемый достиг уже гражданской
самостоятельности, есть человек sui iuris. Действие собственно
так называемой adoptio совершалось претором посредством троекратной
maneipatio и соединенной с ней manumissio (Gell. 5, 19. Cic.
fin. 1, 7. Gai. 1, 134), напротив, arrogatio совершалось в
куриатских комициях посредством lex curiata, после наведенных
жрецами справок относительно того, не пострадают ли от усыновления
обряды семейного богопочитания и есть ли достаточное основание
(iusta causa) для arrogatio (без такового аррогация не дозволялась,
Тас. Ann. 15, 19 упоминает о SCons. против adoptiones fictae
и simulatae). Gell. 5, 19. Suet. Oct. 65. Cic. Sest. 7. ad.
Att. 2, 12. pro dorn. 13 слл. Посредством того и другого способа
усыновления усыновляемый вполне переходил в семью усыновителя;
принимал и имена своего нового отца, обозначая только прежнюю
свою принадлежность к другому роду (gens) посредством второго
cognomen, образуемого в таком случае с окончанием — anus,
напр. P. Cornelius Scipio Aemilianus; имена некоторых gentes
представляли, впрочем, исключение. Иногда патриции домогались
усыновления со стороны плебеев для того, чтобы сделаться
народными трибунами, напр. Корнелий Дола-белла (Dio Cass.
42, 19) и П. Клодий (см. Cornelii 24 и Claudii 20). Женщины
не имели права усыновлять ни посредством adoptio, ни посредством
arrogatio, не могли и сами подвергаться аррогации, но adoptio,
конечно, могло простираться и на несовершеннолетних женщин
(Gell. 5, 19); с) своеобразный вид усыновления составляло
усыновление по завещанию, состоявшее в том, что кто-либо,
назначая по завещанию известное лицо своим наследником, делал
в то же время и своим сыном, причем это лицо не теряло своих
прежних прав агнатства. Cic. ad. Att. 7, 8. Plin. 35, 2.
Dio Cass. 40, 51. Так, Юлий Цезарь назначил Августа себе
сыном и наследником. Suet. Caes. 83. Liv. ер. 116. App. b.
с. 3, 11. 14. 94. Во времена Империи часто случалось, что
императоры усыновляли своих наследников без прежних формальностей,
в силу своего pontificatus max., так, напр., Нерва усыновил
Траяна, Адриан — Антонина Пия и т. д. В Афинах также усыновление
возможно было и при жизни приемного отца, и по его смерти,
в силу его завещания; кроме того, если завещания не было
и умерший не оставил сыновей, то родственники или государство
усыновляли умершему и вводили в его семью того, кто имел
ближайшие права (agcisteia) наследования
(ina mh anwnumoV genhtai o oikoV).
Выражения, употреблявшиеся об усыновляющих: eispoiesqai,
poieiqai, qesqai uion, uiwsai;
усыновленный
назывался poihtoV, qetoV uioV,
в противоположность к
gnhsioV. Усыновлять мог только
совершеннолетний, не состоящий под опекой и не лишенный свободы
гражданин,
и притом в том
только случае, если сам не имел детей мужского пола. Если
были дочери, то обыкновенно приемный сын обручался с одной
из дочерей усыновляющего. Усыновлять можно было только аттического
гражданина. Ср. Hereditas, 1.
|