На главную страницу Оглавление


У

 
•Adoptio, сокр. из adoptatio,
УСЫНОВЛЕНИЕ, различают: а) adoptio в тесном смысле слова, когда лицо, которое хотят усыновить, находится само еще под отеческой властью, b) arroga-tio, если усыновляемый достиг уже гражданской самостоятельности, есть человек sui iuris. Действие собственно так называемой adoptio совершалось претором посредством троекратной maneipatio и соединенной с ней manumissio (Gell. 5, 19. Cic. fin. 1, 7. Gai. 1, 134), напротив, arrogatio совершалось в куриатских комициях посредством lex curiata, после наведенных жрецами справок относительно того, не пострадают ли от усыновления обряды семейного богопочитания и есть ли достаточное основание (iusta causa) для arrogatio (без такового аррогация не дозволялась, Тас. Ann. 15, 19 упоминает о SCons. против adoptiones fictae и simulatae). Gell. 5, 19. Suet. Oct. 65. Cic. Sest. 7. ad. Att. 2, 12. pro dorn. 13 слл. Посредством того и другого способа усыновления усыновляемый вполне переходил в семью усыновителя; принимал и имена своего нового отца, обозначая только прежнюю свою принадлежность к другому роду (gens) посредством второго cognomen, образуемого в таком случае с окончанием — anus, напр. P. Cornelius Scipio Aemilianus; имена некоторых gentes представляли, впрочем, исключение. Иногда патриции домогались усыновления со стороны плебеев для того, чтобы сделаться народными трибунами, напр. Корнелий Дола-белла (Dio Cass. 42, 19) и П. Клодий (см. Cornelii 24 и Claudii 20). Женщины не имели права усыновлять ни посредством adoptio, ни посредством arrogatio, не могли и сами подвергаться аррогации, но adoptio, конечно, могло простираться и на несовершеннолетних женщин (Gell. 5, 19); с) своеобразный вид усыновления составляло усыновление по завещанию, состоявшее в том, что кто-либо, назначая по завещанию известное лицо своим наследником, делал в то же время и своим сыном, причем это лицо не теряло своих прежних прав агнатства. Cic. ad. Att. 7, 8. Plin. 35, 2. Dio Cass. 40, 51. Так, Юлий Цезарь назначил Августа себе сыном и наследником. Suet. Caes. 83. Liv. ер. 116. App. b. с. 3, 11. 14. 94. Во времена Империи часто случалось, что императоры усыновляли своих наследников без прежних формальностей, в силу своего pontificatus max., так, напр., Нерва усыновил Траяна, Адриан — Антонина Пия и т. д. В Афинах также усыновление возможно было и при жизни приемного отца, и по его смерти, в силу его завещания; кроме того, если завещания не было и умерший не оставил сыновей, то родственники или государство усыновляли умершему и вводили в его семью того, кто имел ближайшие права (agcisteia) наследования (ina mh anwnumoV genhtai o oikoV). Выражения, употреблявшиеся об усыновляющих: eispoiesqai, poieiqai, qesqai uion, uiwsai; усыновленный назывался poihtoV, qetoV uioV, в противоположность к gnhsioV. Усыновлять мог только совершеннолетний, не состоящий под опекой и не лишенный свободы гражданин, и притом в том только случае, если сам не имел детей мужского пола. Если были дочери, то обыкновенно приемный сын обручался с одной из дочерей усыновляющего. Усыновлять можно было только аттического гражданина. Ср. Hereditas, 1.


 

 

 

 

На главную страницу Оглавление