Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
142

2. ВЛИЯНИЕ КОЛОНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ

Колонизация оказала глубокое влияние на жизненный уклад греков — не только в колониях, но и в метрополии. Целый ряд людей, которых «лучшие» люди в городе, аристократы, считали париями и которые сами на себя смотрели как на людей второго сорта, стали владеть крупными богатствами и поставили в зависимость от себя много сограждан, благодаря чему приобрели влияние в государстве. Греческие города гомеровской эпохи обычно лежали в нескольких километрах от морского берега; теперь на берегу моря около этих городов вырастают большие торговые поселки с гаванью для судов и рынком. В позднегомеровскую эпоху города служили, главным образом, местопребыванием аристократии; сюда крестьянам запрещено было появляться. Теперь в этих городах появляются целые кварталы, населенные ремесленниками и торговцами. Движимое богатство начинает завоевывать себе такой же почет, как богатство земельное. Многие мастера получают мировую известность и с гордостью пишут свои имена на своих изделиях. На своих надгробиях ремесленники обозначают свою профессию и называют себя «мудрецами» («софос») в своем деле. Они быстро богатеют и начинают затмевать роскошью нарядов старых ари-

143

стократов. Они начинают добиваться не только политического равноправия, но и руководящего влияния в государстве.
Крестьянин часто не находит уже выгодным сеять хлеб, так как привозной хлеб обходится много дешевле: он переходит к культуре винограда и оливы. Но это многолетние растения, и приходится ждать несколько лет, пока они начнут давать доход; у крестьянина же нет свободных капиталов, чтобы прожить несколько лет в ожидании будущих доходов — он принужден обращаться к богатому соседу и брать у него деньги взаймы под высокий процент (по-видимому, в древнейшее время ходовым процентом было 50 % годовых). Часто случалось, что крестьянин не мог отдать долга с процентами, и тогда ему приходилось предоставлять кредитору право распоряжаться на своей земле или даже он вынужден был продавать своих детей, а иногда жену и самого себя в рабство. Ждать милосердия от богатого соседа не приходилось: теперь он знал уже, как распорядиться с излишком денег — он мог истратить их на предметы роскоши, получающиеся из-за границы, так как жизнь стала гораздо прихотливее. Не может быть никакого сомнения, что наряду с «добровольной» отдачей себя под покровительство и различными видами экономического закабаления здесь имело место и применение грубого физического насилия. Еще в более позднее время аристократы распевали такую застольную песню, сочиненную на Крите:

Много у меня богатства:
копье и меч,
Также и щит
прекрасный, чтобы закрыть им тело.
Пашу я мечом,
мечом и жну я,
Мечом я сладкое вино
выжимаю в чаны.
Мечом же черни я внушил
меня величать владыкой.
Те же, что иметь не смеют
копье и меч,
Также и щит
прекрасный, чтобы закрыть им тело,
Трепещут, припав
к моим коленям,
Лепечут робкие мольбы,
на земле простершись,
И рады жалким языком
меня величать владыкой.

Если аристократы в эту эпоху были достаточно могущественны, чтобы захватывать частную собственность бедняков, то само собой понятно, что полководцы из аристократов, пользуясь своим положением, захватывали для себя и для своих близких вновь завоеванную общественную землю. Расслоение происходит и внутри отдельных родов: богатые члены рода

144

охотно подчинялись закону и передавали землю после смерти своим сыновьям, если они у них были, но при отсутствии сыновей передача земли побочным родственникам им не улыбалась, и они пытались, в нарушение закона о родовой собственности, распоряжаться землей по своему усмотрению. В результате этого процесса в одних государствах (на Крите, на котором написана приведенная застольная песня, в Фессалии, в Спарте) образуется зависимый крестьянский класс, положение которого близко к положению рабов, в других — крестьянская революция приводит к признанию недействительными кабальных сделок на землю и к эмансипации крестьянства (например, в Афинах).
Развитию обмена соответствовало и улучшение земледельческой, ремесленной, а в связи с ней и военной техники.
До этого времени зерно растиралось каждой домохозяйкой с домашними рабынями в ручных мельничных ступках. Это отнимало очень много времени, и хлеб получался плохой. Теперь начинают строить большие мельницы, где жернов приводится в движение ослами или сильными рабами-мужчинами, подгоняемыми бичом надсмотрщика. Владельцы таких мельниц быстро становятся богатыми людьми, а один из таких владельцев, Питтак из Митилены, даже стал верховным правителем своего государства.
Значительный прогресс был сделан в эту эпоху в области ремесла. Важную роль здесь сыграли восточные образцы, привозившиеся в большом количестве в Грецию с усовершенствованием судоходства. Но основной причиной расцвета ремесла является быстрое развитие общественных форм на почве классовой борьбы и связанный с ним рост потребностей. В течение почти всего гомеровского времени железные и медные рудники в самой Греции нигде не разрабатывались; обрабатывались лишь куски металла, полученные путем обмена с Востока. В архаическую эпоху всюду идет энергичная добыча руды и переработка ее в металл. На первых порах получение руды производилось в ямах, но вскоре были изобретены небольшие печи. Уже в гомеровскую эпоху была известна горячая обработка металла — литье и закалка. Но отливали лишь небольшие предметы, причем отливались они целиком, путем заполнения формы разжиженным металлом. Большие же предметы получались только путем чеканки: листы металла накладывались на деревянный шаблон, нужная форма придавалась им ударами молотка, а затем острым инструментом наносился рисунок. В архаическую эпоху изобретены были спайка и полое литье.
Далее, как мы видели, в гомеровскую эпоху большая часть ремесленной продукции производилась еще самим крестьянином и его семьей. Теперь положение резко меняется: домашним путем изготовляются только хлеб и ткани. Впрочем, это относится лишь к простой материи. В подражание Востоку входят в моду пестрые дорогие платья, длинные и широкие, с художе-

145

ственным рисунком; их окрашивают дорого стоящим пурпуром, добываемым из морских раковин. Такие платья изготовляются в особых мастерских (главный центр — Милет), откуда они развозятся по всему миру, так как и греки и варвары предъявляют на них большой спрос.
Самой передовой областью ремесла была керамика, изготовление художественной посуды. Изобретение гончарного круга, т. е. станка, вращающегося при прикосновении руки, дало уже в микенскую эпоху возможность придавать сосудам точную, правильную форму; прибавление к глине окиси железа или сурика придавало ей приятный для глаза цвет (о разрисовке греческой керамики сказано ниже). Сначала на все рынки Средиземноморья проникает милетский товар, затем его вытесняет коринфский, а с середины VI в. — афинская посуда. В Афинах возникают сравнительно большие мастерские (примерно на 10— 15 рабочих). Вопрос сбыта керамики становится в центр политики греческих государств; так, например, милетяне запрещали ввоз коринфской посуды. С другой стороны, интересы торговли заставили греческие государства объединиться в две большие коалиции (с одной стороны — Милет, Сибарис, Эретрия на Евбее, с другой — Самос, Кротон, Халкида на Евбее), долгое время враждовавшие и воевавшие между собой.
Большую роль в развитии ремесла сыграло также прогрессирующее разделение труда. В эту эпоху литейное и кузнечное дело окончательно отделяются друг от друга, равно как и профессия каменотеса от профессии скульптора. Особенно же продвинулось разделение труда в передовой отрасли — керамике. Разрисовка сосудов с VI в. стала производиться уже не горшечниками, а специалистами-художниками, причем низшие производственные процессы осуществляли рабы, высшие — свободные.
Не меньшее значение имело и локальное разделение труда, т. е. специализация по городам. Так, центром оружейного производства становится Халкида, производства тканей — Милет, производства панцирей — Коринф, керамики — Афины. Горшечный мастер, желающий иметь обеспеченный сбыт товаров, должен был переезжать в Афины.16
Развитие ремесленной техники стало требовать специального обучения ремеслу. Развивается ремесленное ученичество. Впрочем, обычно в тайны ремесла посвящаются дети самого ремесленника; нередко ремесленные навыки передаются от отца к сыну в ряде поколений.
Большое развитие получило также кораблестроение. Мелкие плоскодонные небольшие корабли гомеровского времени заме-

16 Так, например, в Афинах работал мастер-специалист с египетским именем Амасис.
146

няются более быстроходными и большими по величине судами.. Они изготовляются из специального корабельного леса, привозимого из Троады, Фракии и Македонии. В начале архаической эпохи для превращения торгового корабля в военный довольствовались прикреплением острого металлического бивня к его носу. Затем разница становится все резче: торговые корабли (так называемые «круглые») —широкие, приводятся они в движение главным образом парусами, военные корабли — узкие и приводятся в движение пятьюдесятью гребцами («пентеконтеры»). К концу архаической эпохи были изобретены дорогостоящие, но зато исключительно быстроходные и хорошо лавирующие триэры. Они приводились в движение двумястами гребцов, скамьи которых были расположены в три этажа. Триэра имела особые палубы для воинов, две мачты и металлический нос-бивень.
Параллельно с развитием техники кораблестроения идет и развитие морского дела. В гомеровскую эпоху греки вовсе не занимались мореходством — оно находилось в руках финикиян. В начале архаической эпохи греки уже плавают по морю сами, но их морская техника еще настолько несовершенна, что они решаются выплывать в море только в течение трех осенних месяцев и то плывут только вдоль берега или от острова к острову. К концу разбираемой нами эпохи греки плавают уже девять месяцев в году и без страха пускаются в открытое море. Они пересекают Средиземное море, плавают в Египет и Кирену (Африка), пускаются в бурное Черное море, которое в гомеровское время считалось населенным морскими чудовищами. На западе греческие корабли доплывают до Гибралтара и испанского побережья Атлантического океана.
Не менее значительно было и изменение в технике сухопутного боя, оказавшее наибольшее влияние на весь государственный строй древних греков. Колесницы совсем выходят из употребления, а конница играет лишь второстепенную, вспомогательную роль. Решающее значение в сражении играет теперь глубокий сплоченный строй тяжеловооруженных, «гоплитов». Гоплит вооружен панцирем, шлемом, небольшим круглым щитом из кожи и металла, коротким мечом и длинным железным копьем, ставшим теперь главным оружием в бою. В гоплитском строю служат все сколько-нибудь зажиточные крестьяне, имеющие возможность на свой счет приобрести вооружение; лишь небольшая беднейшая часть населения не могла приобрести тяжелого вооружения и сражалась в качестве легковооруженных, т. е. без панциря, вооруженная луком, стрелами и дротиком.
В технике изготовления оружия и доспехов также замечается в эту эпоху большой прогресс. Особенно славился умением изготовлять доспехи Коринф: коринфский панцирь плотно прилегает к телу, отражая все его анатомические особенности.

Подготовлено по изданию:

Лурье С. Я.
История Греции/Сост., авт. вступ. статьи Э.Д.Фролов.— СПб.: Издательство С.-Петербургского ун-та. 1993. —680 с.
ISBN 5—288—00645—8
© С. Я. Лурье, 1993
Вступ. статья © Э. Д. Фролов, 1993



Rambler's Top100