Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
7

Введение

В многотысячелетней истории человеческой культуры трудно найти здание, более известное, чем Парфенон — замечательный древнегреческий храм, стоящий на вершине афинского Акрополя. Ему посвящали проникновенные строки сотни специалистов.

«Парфенон не только занимает центральное место в аттическом зодчестве второй половины V века до н. э., но и является одним из величайших произведений мировой архитектуры» — писал выдающийся знаток античной культур В. Д. Блаватский1. «Руины древнего Парфенона, до сих пор украшая Акрополь, стали в наше время символом человеческой культуры и творческого гения» — мнение крупнейшего специалиста по истории древней Греции К. М. Колобовой2.

Каждый культурный человек без труда может во много раз увеличить список подобных высказываний об этом замечательном произведении зодчества. О Парфеноне знают, наверное, все, даже те, кто никогда не был в Афинах, его мечтают увидеть миллионы людей. Его изучали архитекторы, искусствоведы, археологи, историки, им восхищались лучшие умы человечества, ему посвящены сотни книг и тысячи статей. Естественно, после этих слов у читателя может возникнуть вопрос—а нужна ли в таком случае еще одна книга о Парфеноне? Не проще ли, например, переиздать какое-либо классическое исследование? Однако мы полагаем, что предлагаемая работа имеет право на существование и найдет своего читателя, поскольку она по своему замыслу отличается от обычных книг, посвященных Парфенону.

Мы предполагаем только самым кратким образом коснуться того, что обычно составляет «сердцевину» типичных исследований о Парфеноне— его конструкции и декора, художественных особенностей и места в истории древнегреческого и мирового зодчества.

1 Блаватский В. Д. Архитектура античного мира. М., 1939. С. 49.
2 Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961. С. 113.
8

Наша же задача—совсем иная. «Habeat domus sua fata» («Здание имеет свою судьбу») — говорили древние римляне. В соответствии с этим принципом, мы хотели бы проследить историю этого здания-символа. За время своего существования Парфенон был и древнегреческим храмом богини Афины-Девы, и православной церковью, и католическим собором, и мусульманской мечетью. Его обстреливали из пушек, под него подводили мины. Исследовали его выдающиеся ученые, рисовали прекрасные художники. Фрагменты скульптур, украшавших Парфенон, хранятся в лучших музеях мира как величайшая драгоценность. Художественную ценность скульптур Парфенона определял на специальном заседании британский парламент.

Рассказать о «жизни» выдающегося здания, о судьбах людей, связанных с ним—такова главная цель этой небольшой книжки. Мы хотели бы также осветить обстоятельства, при которых было принято решение о строительстве Парфенона, историю его создания, его функции, как главного храма Афин и одной из сокровищниц полиса. Наконец, особой нашей задачей является рассказать о первых попытках русских специалистов исследовать Парфенон. Одним словом, наша основная цель — говорить о тех проблемах, которые обычно в научной литературе, посвященной Парфенону, остаются в тени.

Мы льстим себя надеждой, что этот рассказ будет не только занимательным, но и поучительным, поскольку судьба Парфенона столь же уникальна, как и его облик.

Подготовлено по изданию:

Маринович Л. П., Кошеленко Г. А.
Судьба Парфенона. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 352 с.: ил. - (Язык. Семиотика. Культура).
ISBN 5-7859-0108-0
© Л. П. Маринович, Г. А. Кошеленко, 2000
© А. Д. Кошелев. Серия «Язык. Семиотика. Культура», 1995
© В. П. Коршунов. Оформление серии, 1995



Rambler's Top100