Глава I
ВВЕДЕНИЕ
На извилистых берегах Средиземного моря, которое и разделяет,
и соединяет три части Старого Света, издревле жили народы
разного происхождения, в историческом смысле представлявшие
одно целое, так как они были в постоянных и близких отношениях
между собою. История культуры этих народов и составляет то,
что называется древнею историею. В самой глубокой древности
началась цивилизация у коптского или египетского племени в
Африке, затем у арамейской или сирийской нации в западной
части Азии и, наконец, у эллинов и латинов в Европе. Народы
каждого из этих четырех племен достигли путем самобытного
развития высокой степени цивилизации, затем вступили между
собою в самые близкие, оживленные сношения и всесторонне и
блестяще разработали все стороны человеческого развития прежде,
чем новые племена, германские и славя некие, влились огромною
волною в государства древнего мира, разрушили прежнюю общность
жизни его народов, разделили исторические судьбы северного
и южного берегов Средиземного моря и самый центр исторической
жизни перенесли на берега Атлантического океана. Этим изменением
в составе народов, действующих в Европе, и перемещением исторической
жизни в новые страны началась новая история, т. е. создание
новой культуры. Глубокими и многоразличными связями соединяется
она с тою, на смену которой явилась: человечество неизбежно
многое черпает из цивилизации древнего мира, как и он, в свою
очередь, черпал многое из древнейших, ему предшествовавших,
цивилизаций. В свою очередь и народы нового мира переживут
эпоху развития, эпоху полной силы и время одряхления, переживут
счастливые периоды творчества в области религии, государственной
деятельности и искусства, эпоху спокойного пользования накопленными
умственными благами, а затем и период падения. Падение это
будет преходящим: самая грандиозная цивилизация рано или поздно
должна себя изжить и прекратиться, но не прекратится духовная
деятельность самого человечества, ибо едва человеческий дух
как бы достигает разрешения высших задач — он снова ставит
себе подобные же задачи, но еще шире и выше.
|