Художественные и философские взгляды общества, как и всякая другая надстройка, вырастают на основании определенных производственных отношений и воздействуют на эти отношения. Культура Византия возникла на базисе рабовладельческих отношений и способствовала укреплению этих отношений.
Греческие колонии Причерноморья создали свою высокую самобытную культуру. О высокой культуре Боспорского царства, Ольвии, Херсонеса свидетельствуют раскопки и исследования В. Д. Блаватского, В. Ф. Гайдукевича, Б. В. Фармаковского, Г. Д. Белова и др. В. Д. Блаватский в своей работе, посвященной искусству Северного Причерноморья античной эпохи 1, дал очерк развития искусства античных городов Северного Причерноморья, основанный на материалах раскопок.
Наряду с привозными изделиями, в колониях обнаружены ценные произведения искусства, изготовленные на месте 2. На базе экономического процветания и широких связей в Византии расцвела богатая культура. Ввиду отсутствия археологических раскопок наши данные о ней очень ограниченны. Однако и то, что сохранилось, отнюдь не подтверждает мнение Белоха о «бедности духовными силами понтийских колоний» 3. Эти данные дают возможность утверждать наличие в городе высокоразвитого изобразительного искусства, литературы, науки, спорта и музыки, архитектуры. Византийцы принимали участие в общегреческих празднествах4. Город жил интенсивной духовной жизнью. У него были свои поэты и прозаики, философы
и историки, которые писали о современных им бурных событиях и о славном прошлом своего города. К сожалению, от всего этого остались лишь жалкие следы, а от многого, как с грустью выразился Дионисий Византийский, одни только имена1.
Особенно высокого мастерства достигло в Византии строительное искусство. О стенах Византия, вторых по мощности во всей Элладе 2, сложилась легенда, будто строить их помогали боги — Аполлон и Посейдон 3. Камни из этих стен были использованы в более поздних постройках 4. Среди семи башен 5, возвышавшихся над городскими стенами, особенно славилась одна, названная именем Геракла 6. Ей даже приписывалось необыкновенное свойство — передавать находящимся в ней тайные замыслы врагов, окружавших городские стены. Слава о византийских мастерах гремела по всему юго-западному Причерноморью. Когда в одном из западных понтийских городов 7 понадобился архитектор для постройки городских стен и других работ, за ним был отправлен посол в Византий. Прибывший Эпикрат, сын Никобула, византиец, выполнил все, в чем была нужда. В благодарность за его доблесть и усердие он был награжден золотым венком, проксенией города и другими почетными правами.
Византийские мастера умели строить не только прочно, но и красиво. Особенно красотой отличались храмы. Дионисий Византийский описывает их в своем «’Ανάπλους Βοσπορου». Он перечисляет 29 святилищ, расположенных вдоль пролива. Большинство из них относится, повидимому, к римскому времени, и только шесть можно с уверенностью отнести к греческому периоду. К древнейшему времени относится построение храма Геры и Плутона. Ко времени Дионисия Византийского (II в. н. э.) от этих двух храмов остались только имена 8. Первый из этих храмов был разрушен персами в период скифского похода, второй — Филиппом Македонским, осаждавшим город в середине IV в. Жертвенник Артемиды Орфосии и храм Дионисия упоминает Геродот 9.
Кроме того, Дионисий Византийский называет древний храм Посейдона10. Как бога чтили византийцы Птолемея Фила-
дельфа, оказавшего городу значительную помощь в тяжелое время войны с Антиохом, и возвели ему в III в. храм наряду с другими богами 1.
Время возникновения остальных храмов и алтарей—Афины Экбатаны 2 (Ecbasiae) и Диссипатории 3 (Dissipatoriae), Деметры4, Зевса5, Артемиды 6, многочисленных алтарей Аполлона 7 — точной датировке не поддается. Культ Артемиды Орфосии, повидимому, был вывезен колонистами из своей метрополии, Мегар. На монетах Византия изображения богов появляются в эллинистическое время — Деметры в венке из колосьев 8, Аполлона 9, Посейдона 10, Афины 11. Стены храмов, говорит Дионисий Византийский12, складывались из полирован ного камня, а внутри храмы украшались картинами — памятниками древнего благополучия города и статуями, созданными с большим искусством, «не ниже самых лучших образцов»13. К произведению самого высокого искусства относится найденная на территории античного Византия колоссальная мраморная статуя, о которой говорилось выше. Изображения на монетах также отличаются высокой художественностью.
Из других искусств в Византии, повидимому, большой популярностью пользовалась музыка. Любопытно, что кифареды-певцы фигурируют в нескольких византийских легендах, например, в сообщаемых Дионисием легендах о прекрасном флейтисте Авлете14, о Халкиде15, который не уступал в своем искусстве лучшим кифаредам. Найденная в Дельфах 16 надпись подтверждает высокий уровень музыкального искусства в Византии. В надписи сообщается, что во время музыкальных состязаний в честь спасителей среди певцов выступал и византиец Айнесидем (Αίνησιδήμος...ος βυζάντιος). Из празднеств, устраиваемых в Византии, знаем о Дионисиях17, отмечавших-
ся театральными постановками, и о специфическом византийском празднестве Боспорий (βοσπόρια) 1, во время которого устраивался бег с факелами (τα λαμπάδι των άνηβων). Победитель одного из таких соревнований — Олимпиодор, был увенчан золотым венком и приз свой посвятил Гермесу и Гераклу 2. Повидимому, любовь к гимнастическим состязаниям была свойственна византийцам не меньше, чем другим грекам. Дионисий Византийский3 упоминает в своем описании о стадионах и гимнасиях, которых, повидимому, было в Византии несколько.
Византийские гимнасты принимали участие и в олимпийских играх, однако ни одному из них не удавалось стяжать славу олимпийского победителя 4.
В городе было много высокообразованных людей, учившихся у крупнейших философов своего времени. Леон, участник войны с Филиппом, написавший затем ее историю, по отзыву Свнды5, был философом-перипатетиком, учеником Аристотеля. От Плутарха 6 узнаем, что этот Леон бывал в Афинах, одно время посещал Академию, где познакомился с Фокионом. Свида 7 упоминает о нескольких исторических произведениях Леона («Τευθραντικόν»; « Περι τόν Ιερον Πόλεμον»; «Κερί στάσεων»; «Τα κατ’ ’Αλέξανδρον»), кроме основного его труда в шести книгах, посвященного войне с Филиппом — «Τα κατά Φίλιππον καί τό Βυςάντιον».
Диоген 8 сообщает еще об одном историке — византийце Деметрии, современнике нашествия галатов. Их переход из Европы в Азию он описал в 13 книгах («Γαλατων διάβασιν ’εξ Ευρώπης εις 3Ασίαν»); в других восьми книгах он писал об Антиохе и Птолемеях. У Павсания 9 упоминается византийская поэтесса Миро, которая писала эпические произведения и элегии. Ни одной строчки из произведений Миро до нас не дошло, как и из произведений другого византийского поэта — Парменона Византийского — «Ямбы».
Говорили византийцы на дорическом диалекте. Некоторые византийские термины получили затем широкое распространение.
Так, например, произошло с византийским обозначением слова, определяющего понятие грузчик, которое затем, по сообщению Полидевка 1, перешло в новую комедию. Доризмы (δαμος, στραταγοί) в византийских надписях встречаются вплоть до императорского времени 2.
Город имел богатую мифологию. Многие географические названия, происхождение которых было давно забыто, могут быть объяснены, исходя из мифа о возникновении города или из местных легенд. Само название Боспора Дионисий Византийский 3 выводит из легенды об Ио, дочери Инаха, которая была превращена ревнивой Герой в телку и, гонимая оводом, примчалась на остров, где родила дочь Кероессу. Выбор места для будущей колонии приписывается знамению богов. Колонисты, прибывшие для основания города, выбрали место для этого в дальнем углу залива и уже приступили к жертвоприношениям, но ворон будто бы выхватил из пламени часть жертвы и перенес ее на мыс. Следуя этому знамению, колонисты там и основали Византий 4. Назван город был именем Бизанта — сына Кероессы и Посейдона, участника плавания Аргонавтов 5.
В религии Византия сочетались чисто греческие элементы с восточными: наряду с поклонением богам-олпмшшцам, почитались и восточные божества — фригийская мать богов (Μητηρ Θεων Μα) 6, египетские Серапис7 и Изида8. Алтарь матери богов находился рядом с алтарем Аполлона 9, имя ее упоминается в одной посвятительной надписи 10. Кроме того, византийцами почитались местные герои, о которых, кроме имен, ничего не известно: Мемий11, Гиппосфен12, Аякс, сын Теламона13, мегарские герои Никей 14 и Сарон 15.
Ценное исследование В. В. Латышева о византийском календаре 16 устанавливает, что год в Византии начинался
с весеннего равноденствия. Названия девяти византийских месяцев сохранились в лексиконе Папия:
1. Άρτεμίσιος — апрель
2. Λύκιος — май
3. ---
4. Ύακίνθιος — июль
5. Άγριάνιος— август
6. Μαλλοφόριος— сентябрь
7. -
8. Καρνεΐος — ноябрь
9. Μαχανεύς — декабрь
10. -
11. Διονύσιος — февраль
12. Εΰκλειος — март
Все эти названия либо встречаются в других южнодорических календарях, либо содержанием выявляют свое происхождение из Мегар. Так, например, Μαλλοφόριος происходит от эпитета богини Деметры— покровительницы овец—Δημητηρ Μαλλοφόριος, которая почиталась в Мегарах1. Название Λύκιος также связано с распространенным в Мегарах культом Аполлона Ликийского.
Названия остальных месяцев мы встречаем в календарях ближайших к Мегарам городов: Μαχανεύς и Εύκλειος—в коринфской колонии Керкире 2: Εύκλειος и Διονύσιος —в Тавромении, Άγριάνιος—в колониях Родоса и Коса; Άρτεμίσιος и Ύακίνθιος— почти во всех южнодорических календарях. Несомненно, общие названия месяцев должны были существовать в календарях Византия и Калхедона, разделенных только Боспорским проливом. Поэтому недостающее в византийском календаре название десятого месяца В. В. Латышев восстанавливает по аналогии с калхедонским — Πεταγείτνιος. Распространенность в мегарских колониях культа Ермия заставила В. В. Латышева предположить, что и ему должен был быть посвящен один месяц — Ερμαΐος. Таким же сопоставлением Латышев восстановил и название третьего недостающего месяца — Πάναμος.
Так же как и календарь, заимствовали византийцы из своей метрополии и алфавит. Мегары. в свою очередь, переняли алфавит из Коринфа. Интересно отметить, что именно в византийском алфавите дольше всего удержалась старинная форма коринфской бэты — Υ, обычная на монетах Византия.
Говоря о достижениях культуры византийцев, нельзя забывать, что пользоваться ими могла только рабовладельческая верхушка. Масса рабов была совершенно устранена от участия в общественной жизни, хотя именно ее труд создавал предпосылки для высокого развития культуры в рабовладельческих полисах древней Греции. «Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и науки»3.