|
35 |
4. МОММЗЕНОВСКАЯ КАРТИНА ИМПЕРАТОРСКОЙ
ЭПОХИ
Конспекты Хензелей позволяют уточнить представление Моммзена
об императорской эпохе, а точнее, выбрать для него более
подходящее место в истории науки.[142] С одной стороны,
они демонстрируют, как широко Моммзен воссоздал картину,
которую его ученики Отто Зеек (1895 и след.), Лудо Мориц
Хартман (1903/10; 1908/21), Альфред фон Домашевский (1909),
Герман Дессау (1924/30) и Эрнст Корнеман (1930) потом развили,[143]
и с другой стороны, делают понятным, в какой степени Моммзен
был обязан Эдуарду Гиббону.[144] Во введении к пятому тому
«Римской истории» Моммзен предполагает для изображения эпохи
Диоклетиана особый рассказ, с иным мировым пространством,
для чего потребуется специальный исторический труд в стиле
Гиббона с его широким кругозором, но с еще более глубоким
анализом деталей. (RG. V 5). Виламовиц писал Моммзену 27
октября 1883 г.: «Тебе не потребуются лунный свет и запустение
в качестве раздражителя к новой "history of the fall
and decline (sic) of the Roman Empire" ("История
упадка и разрушения Римской империи" [Гиббон]): однако
и без такой сентиментальности Рим стал бы лучшим местом
для того, чтобы рискнуть составить конкуренцию Гиббону».[145]
Моммзен объявил в 1886 г. в лекции [МН. III 3] «Историю»
Гиббона самым значительным трудом, который когда-либо был
написан о Римской истории. Уже за тридцать лет до того он
отклонил предложение написать четвертый том, ссылаясь на
Гиббона.[146] В 1894 г. Моммзена пригласили в
|
|
__________
[142] О картине императорской эпохи во времена Моммзена
в принципе см.: Неuss А., ANRW. II 1, 1974, 66 ff.; Bringmann, 1991.
[143] Christ, 1982, 66 ff. Метафора Корнемана о четырех парах глаз:
MH.I 168; III 163, 197.
[144] Ср.: Hartmann, 1908, 148; Croke, 1990.
[145] Schwartz, 1935, 160; 189.
[146] Wickert, III, 633.
|
36 |
Лондон принять участие в празднике, приуроченном к 100-летию
со дня смерти Гиббона. Он отказался.[147]
При всей симпатии к просветительской позиции Гиббона Моммзен
ценит, как и следовало ожидать, изображенные характеры,
однако, в своей собственной манере. Выдающиеся личности
получают, подобно как и в «Римской истории», выразительную
характеристику. Моммзен показывает, как неравная пара Цезарь
— Август повторяется в паре Диоклетиан — Константин. В обоих
случаях Моммзен отдает предпочтение не знаменитым наследникам,
не Августу и не Константину. Он выше ценит трагическую роль
таких, как Цезарь и Диоклетиан [МН. III 68]. Трагическую
не только потому, что оба потерпели неудачу, но, скорее,
еще потому, что они были оттеснены в тень своими преемниками.
Моммзен каждый раз отстаивал несправедливо недооцененных
истинных (действительных) созидателей нового. Однако он
находит слова признательности и для Августа и для Константина.
Неожиданно — в 1885 г. опровергнутое (RG. V 397 ff.) — умаление
значения Траяна, которому вменялось безмерное, безграничное
стремление к завоеваниям [МН. II 295] и стремление к мнимой
славе [МН. II 298] а также Адриана, который обладал противными
манерами, злобным, завистливым, недоброжелательным характером
[МН. II 299], в противоположность тому — в 1885 г. не повторяющаяся
(RG. V 172) — необычайно положительная оценка Септимия Севера,
умного государственного мужа [МН. II 306], который был,
возможно, самым дельным из всех императоров. Моммзен летом
1883 г. в особенности похвалил британский поход, это было,
пожалуй, самым патриотическим, самым разумным предприятием
эпохи императоров [МН. II 116 f.], потому что Септимий Север
стремился к тому, чего добился Цезарь для Галлии. Суждение
это не вполне разумно, ибо от романизации Британии мало
что осталось. В 1882 г. Моммзен называл завоевание Британии
вредным [МН. I 72], в начале 1883 г. — не на пользу Империи
[МН. I 175]. Положительная оценка Септимия Севера повторяется
во введении к пятому тому «Римской истории», где в качестве
апогея эпохи императоров названо правление этого властителя
(RG. V 4 f.).
Ожидаемая умеренность в отношении придворных сплетен [148]
не подтверждается, семейные и личные дела императорского
дома пересказываются, правда, не в том объеме, как в лекциях
1868 — 69 г. [МК], однако, тем не менее удостаиваются достаточного
внимания. Нужно вникнуть в эти домашние мелочи; они имели
во многом политическое влияние [МН. I 98]. С правления Нерона,
правда, отсутствует текущая история императоров и следует
изображение «военных действий» по принципу географического
разделения пятого тома «Римской истории».
Следовало ожидать повторения противоречивой общей оценки
принципата, который является Республикой с монархической
верхушкой [МН. I 32],
|
|
__________
[147] Английский текст писем Моммзена дает Крок
(Croke, 1990, 56); немецкая версия: Imelmann, 1909.
[148] Wilamowitz, 1928, 160.
|
37 |
который представляется как одна из форм монархии [МН. I
93], но не как простая монархия [МН. II 331], а как конституционная
монархия [МН. I 119; II 355], или диархия [МН. I 49], хотя
сенат в своих правах не был равен императору [так в МН.
I 94], поскольку ограниченная власть императора и в imperium
legitimum... приближалась к всемогуществу [МН. I 37] и не
была связана никаким контролем [МН. I 42]. Принципом принципата
была в высшей степени личная власть [МН. II 350], но принцепс
есть не что иное, как государственный служащий... с исключительной
властью [МН. II 331; ср. Ges. Schr. IV 160]. Как это сочетается?
Это не проясняется и тогда, когда Моммзен говорит о демократической
миссии монарха Цезаря и его преемников [МН. I 39] и одновременно
как Республику, так и принципат определяет как власть аристократии
[МН. II 1], когда он клеймит позором скуку и бессодержательность
императорской эпохи, даже заканчивает эпоху политиков правлением
Августа [МН. I 31], и несмотря на это хвалит прогресс [МН.
II 2] при императорской власти и мир (см. ниже). Аристократия
времен правления императоров кажется ему значительно лучшей,
чем республиканская, изменение, произошедшее в императорскую
эпоху, так считает Моммзен, применительно к городскому устройству,
было решительно к лучшему [МН. II 1; 104]. И несмотря на
это читаем: Монархический порядок принципата был несовместим
со свободной любовью к Отечеству [МН. II 99]. В исторической
картине Моммзена доминирует политическое, его интерес к
цивилизаторскому, культурному и религиозному отступает на
задний план. Отсутствует изображение Римского мира (Pax
Romana). Он изображает — неоднократно так именно называемый
— театр военный действий.
Поразительно то, какое значение Моммзен придает финансам.
Он практически изводит студентов денежной политикой и налогообложением,
паритетами и эмиссиями во всех их численных деталях. Двор
и гражданская администрация, военная служба и архитектура
рассматриваются под рубрикой «Приходы и расходы», чье первенство,
согласно программе, отмечается особо. [МН. II 22 ff.]. Усовершенствованной
политикой налогообложения объясняется позитивная оценка
Моммзеном позднеримской бюрократии, чиновничьего и правового
государства Диоклетиана [МН. II 354], что абсолютно противоречит
отрицательной оценке Макса Вебера. «Historia Augusta», о
которой Моммзен [Ges. Schr. VII 303 f.] писал, что эти биографии
есть жалкая пачкотня, дошедшая до нас из древности, широко
используется как источник.
Среди очевидных заблуждений в части, относящейся к принципату,
поражает то, что Моммзен делает Августа создателем римского
флота [МН. I 63], что он отрицает существование состязаний
на колесницах вне пределов Рима [МН. I 70], что он оспаривает
существование идеи мессианства в древнем иудаизме [AW. 174=МН.
I 231], что он отрицает существование муниципальных пошлин
[МН. II 94], что он игнорирует образовательную политику
императоров [МН. II 102], что первое упоминание готов он
связывает с Каракаллой [МН. II 273] и что он не признает
верхнегерманско-ретийский лимес как римскую военную границу
[МН. II 128], в исследование которого несколько позднее
он сам внес значительный вклад. Его аргумент
|
|
|
38 |
характерен: линию такой протяженности невозможно было оборонять,
следовательно, она была бы военной глупостью, предположить
которую за римлянами не представляется возможным. Неверная
градация функций сената [МН. II 355 ff.] основывается на
моммзеновском тезисе диархии.
В разделе, посвященном доминату, Моммзен заблуждается, утверждая,
что на Никейском соборе в 325 г преобладало арианское большинство
[МН. III 144], отказывая алеманам в способности завоевывать
римские города [МН. III 165], связывая первое упоминание
Парижа с Юлианом [МН III 201 f.], предполагая появление
первых одомашненных верблюдов при Валентиниане [МН. III
201 f.], обозначая Валентиниана арианином [МН. III 203;
220] или рассматривая «немецкую» Библию Вульфилы как старейший
перевод Библии вообще [МН. III 213]. Загадочно двукратное
замечание Моммзена о том, что в период персидских войн Восточный
Рим погиб [МН. III 151; 222]. Поскольку лекции проходят
параллельно повествованию пятого тома «Римской истории»,
хотелось бы узнать, какие сделанные там исправления объясняются
советом Виламовица.
Кажется, словно Моммзен снова предался блаженным заблуждениям
юности, corragio dell'errare,[149] когда выступал перед
студентами. Его замечание о том, что в мире нет ничего более
легкомысленного, чем чтение лекций,[150] подтверждает, что
у старого Моммзена было куда меньше сомнений, когда он стоял
на кафедре, чем когда он сидел за письменным столом. В соответствии
с этим в нашем тексте мы имеем дело с более темпераментным,
скажем так, более юным Моммзеном, чем в отпечатанном материале
того же времени. Холод пятого тома не пронизывает лекции.
С другой стороны, Моммзен оговорил некоторые более поздние
точки зрения, так например основное структурное значение
тайного императорского совета (consistorium) [МН. III 49],
учреждение постов придворных военачальников в поздний период
правления Константина, а также постов региональных военачальников
при Констанции II,[151] и наконец, он оговорил римское происхождение
Вульфилы, который обыкновенно считается полуготом [МН. III
212]. Что касается частностей, то самое современное исследование
еще может основывается на моммзеновском толковании позднеантичных
должностей, в этой области проявляется его тонкое чутье
юриста, превосходящее чутье современных авторов: например
в его рассуждениях о начале разделения администрации и юстиции.
Наконец, примечательны рассуждения Моммзена о христианстве,[152]
которое он ни в коем случае не обошел, как утверждает Себастьян
Хензель (см. выше). Моммзен [МН. III 232 ff.] дал определение
иудаизму через национальность и ритуал, христианству — через
идею человеколюбия и гуманизма. Бог гнева должен был стать
богом любви. Между тем нет недостатка и в критических интонациях.
Христианство было плебейской религией и стиль его тоже был
плебейским [МН. III 104], христианская вера была
|
|
__________
[149] Bolognini, 1904, 259.
[150] Curtius, 1950, 333.
[151] MH II 356 f.; RE, Suppl., XII, 1970, 561 f.; 576.
[152] Wickert. IV, 1980, 180 ff. Кроме того о христианстве Mommsen,
Strafrecht, 595 ff., Ges. Schr., III, 389 ff, 423 ff.; 431 ff.;
447 ff.; VI, 540 ff, 546 ff, 570 ff.
|
39 |
верой угольщиков, но верой угольщиков для графов и баронов,
и потому исторически действенной [МН. III 109]. Моммзен
сожалеет об оказанном влиянии на искусство и государство.
Церковь представляется ему государством в государстве, ее
иерархию — в высшей степени опасным для государства принципом
[МН. III 107], епископат — «со- или даже антиправительством»
[МН. III 142]. Выражением поповский сброд [МК. 134] Моммзен
окрестил не только астрологов и жрецов Исиды при Тиберии.
Политеизм и христианство рассматриваются паритетно; Моммзен
единственно отрицает просвещенное безразличие Марка Аврелия:
этим ничего невозможно добиться [МН. III 62; 203]. Так что
политик должен использовать религию как орудие, и при этом
все зависит от способностей. Язычество, считает Моммзен,
было пришедшим в негодность инструментом. Поэтому он критикует
Юлиана, которого обычно так превозносил. Тот пытался перевести
назад вселенские часы [МН. III 59], a должен был бы знать,
что старые верования уже изжили себя [МН. III 179]. Предстоящая
победа церкви над государством как нельзя более несимпатична
Моммзену: многие из лучших мужей этого времени встречали
как христианство, так и митраизм с презрением образованного,
светского человека [МН. III 157] — но здесь вновь открывается
характерный для его приговора конфликт между (пользуясь
терминологией Гегеля) высшим правом истории и характером.
Интерес Моммзена к поздней античности в основе своей такой
же, как и его интерес к римской истории вообще. Это, с одной
стороны, генетическая, с другой — типологическая связь с
его собственной эпохой. С первой мы знакомы по заключительным
замечаниям из третьего тома его «Римской истории», которые
просто варьируются в заключительном слове к лекциям. Моммзен
рассматривал историю готов, вандалов и франков в аспекте
слияния [МН. III 239]. Себастьян Хензель пишет в 1886 г.:
«Последняя лекция от 30 июля: появилась целая толпа еще
ни разу не встречавшихся лиц, и по ним ясно, что лекции-то
они точно прогуляли».
Несмотря на то что Моммзен подчеркивал, что ни один народ
не исчезает бесследно, он был уверен в том, что в V в. римское
государство и античная культура скончались. Записанное Батлером
и цитируемое выше замечание Моммзена, что он никогда не
понимал причину упадка Империи, конечно, было ироническим,
поскольку по этой теме Моммзен дал очень определенные оценки.[153]
Они будут развиты дальше в наших лекциях. Моммзен рассматривал
императорскую эпоху как приложение к Республике. Уже во
II в. до рождества Христова римляне, по Моммзену, вырыли
себе могилу: с одной стороны, в результате уничтожения крестьянского
среднего сословия, с другой стороны — подчинением чужих
народов, внутреннее слияние с которыми оказалось невозможным.
В эпоху римских императоров мы наблюдаем за римским народом
вплоть до периода его глубочайшего одряхления, вплоть до
его самоуничтожения, потому что не варвары разрушили Рим,
так у Моммзена в лекциях периода 1872—73 г.[154] К началу
великого переселения народов, когда легионы были наводнены
герман-
|
|
__________
[153] Demandt, 1984, 403 ff.
[154] Wickert, IV, 1980, 342; MH. II 315. Однако иначе: MH. II 140.
|
40 |
цами, с Империей в крупном масштабе произошло то, что в
малом пережила Италия в конце периода правления Антонинов,
когда они возложили обязанности военной службы на плечи
провинциалов, главным образом дунайских земель: когда страна
сама себя обезоруживает и предоставляет право защиты другой
стране, она неизбежно оказывается под игом [МН. II 268].
Без армии Империя не устоит: собственное основание позднейшего
падения Рима следует искать в падении воинской дисциплины
[МН. II 311].
Императорская эпоха является полным политическим, военным,
экономическим и нравственным банкротством тогдашней цивилизации.[155]
Овосточивание и варваризация, империализм и пацифизм — все
это вызывало у либерального националиста Моммзена отвращение,
но одновременно было для него достаточным основанием для
распада [Римской империи]. Однако его приговор не безоговорочен.
В 1868 г. он объяснял студентам [МК. 110]: «В военном и
административном отношении при переходе от Республики к
монархии можно говорить только о прогрессе».
С одной стороны, национальная принадлежность позднеримских
народов и племен является одной из самых важных категорий
его приговора, когда он говорит о национальном единстве,
национальных интересах, национальной политике в позитивном
смысле. С другой стороны, к экспансионистской политике Рима
Моммзен относится более чем сочувственно, когда говорит
о цивилизаторской, а также культурно-исторической миссии
римского оружия [МН. II 204 ff.; 237], одобряет попытку
Августа провести границу по Эльбе и нападение Септимия Севера
на Шотландию [МН. I 79; II 117]. Мирная политика императоров
критикуется и воспринимается им как стагнация [МН. I 102,
131; II 112, 115; cp. RA. 106]. Причиной распада Империи,
с точки зрения Моммзена, послужили также, с одной стороны,
финансовая несостоятельность [МН. II 105]. с другой стороны
— «военная монархия с неотвратимым ускорением ее процесса
самоуничтожения», который всех подданных «нивелировал в
соответствии с общепринятыми шаблонами-».[156] Когда говорится:
«Империя — далекая от того, чтобы быть солдатской, — была,
возможно, самой мирной и миролюбивой эпохой, какую когда-либо
мог видеть мир в подобной пространственной и временной протяженности
[МН. II 63]»,— или: «Республика была войной, Империя была
миром [МН. I 135]». — то тогда именно мир и был причиной
слабости.[157] «Собственно, обязательная мирная политика
была ошибочной для государства: правления, отмеченные мощной
активностью, оказываются обычно лучшими» [МН. I 191]. Моммзен
ценит сильную и мужественную политику, которая объединяет
и захватывает до тех пор, пока хватает сил [МН. III 94],
но он не любит ни Траяна, который воевал излишне много,
ни Адриана или Пия, воевавших излишне мало [МН. II 299,
301].
Моммзен во многом усматривает параллели между позднеримской
историей и своим временем. Императорскую земельную собственность
он рискует сравнивать с земельными наделами лондонских магнатов
в сфере не-
|
|
__________
[155] Mommsen, RA, 107.
[156] Mommsen, Ges. Schr., V, 492.
[157] Mommsen, RA, 106.
|
41 |
движимости [МН. II 86], и напротив, отсутствие государственных
задолженностей отличает в его глазах принципат от современной
финансовой политики [МН. II 90]. Государственный надзор
за городами кажется ему таким же благотворным, как и конец
существования немецких свободных имперских городов «с их
близорукой и эгоистичной политикой взгляда со своей колокольни»
[МН. II 105],жизнь римлян в Галлии и Британии заставляет
его вспомнить об англичанах в Индии [МН. II 150], римские
войны против номадов Сахары — о французском маршале Бюго
[МН. II 203], мелочное отношение к принципам законности
Констанция II он вновь обнаруживает уже в свое время [МН.
III 153]. Поразительна высокая оценка им Наполеона [МН.
II 159],a также то, что после затеянного Бисмарком в 1882
г. процесса в Шарлоттенбурге против Моммзена по обвинению
в нанесении оскорбления, он положительно отзывается о канцлере
в 1886 г. [МН. III 41], хотя обидное замечание по поводу
«министра-абсолютизма»,[158] определенно, есть скрытое сравнение
Стилихона с Бисмарком. Это совсем как у нас (tout соmmе
chez nous) [МН. III 136], часто проглядывает между строк.
Вухер верно предполагал: «Внутренняя связь истории и настоящего,
видимо, спроецировалась и на императорскую эпоху».[159]
Гипотеза Моммзена о родстве римского и германского характеров
и о чуждости их кельтским нравам [МН. II 169, 183 f.; 285]
противоречит существованию германо-кельтской коалиции против
Рима в восстании Цивилиса. Его вывод определенно следует
рассматривать через призму ситуации 1870 — 71 г., когда
Германия надеялась снискать симпатии Италии в борьбе против
Франции. Таким же образом Моммзен рассуждает и тогда, когда
сравнивает тяжелый процесс романизации сельского населения
Галлии с опытом французов в Эльзасе и пруссаков в Познани
и Верхней Силезии [МН. II 160]. Немецкие «государства-клиентелы»
Пруссии служат примером для понимания ситуации с князьями-варварами,
связанными с Римом [МН. II 20].
Идентичность германцев и немцев Моммзен не подвергает никакому
сомнению. Моммзен дистанцируется даже от общей в то время
для всех политических лагерей идеи преображения германцев
и вступает таким образом в противоречие с Фрейтагом и Даном,
с Грегоровиусом, Энгельсом и Трейчке. Однако это соответствует
только его мрачному описанию германцев и их политических
способностей. При Августе это «был первый раз, когда наше
отечество вошло в мировую историю» [МН. I 79], с появлением
Арминия появляется и чувство немецкой «национальной гордости.
Тогда можно было в первый раз заводить разговор о немецком
единстве и о немецких разногласиях» [МН. I 129]. Затем в
образовании союза алеманов Моммзен усмотрел попытку восстановить
немецкое единство. «Это было, если так можно выразиться,
идеей немецкого единства, которая проявилась в первый раз
и которой даже в этой самой несовершенной форме было уже
достаточно для того, чтобы направить ход мировой
|
|
__________
[158] Wucher, 1951, 263. Макс Вебер в письме от
18. 04. 1892 (Weber M. Jugendbriefe, 1963, 346): прямо-таки детская
ненависть к Бисмарку у таких людей, как, например, Моммзен, усиливается
и выражается в действительно удручающей форме.
[159] Wucher, 1968, 136.
|
42 |
истории... в новое русло» [МН. II 141]. Однако «особое
проклятие» немцев,[160] внутренняя междоусобица, тоже проявляется
в императорскую эпоху: «Немцы стояли и шли против немцев,
тому в истории много примеров» [МН. III 155]. В своей лекции
от 1886 г. он поясняет, что он в 1877 г.[161] обозначил
как «особое проклятие» немецкой нации: радикальные противоречия
по части политических взглядов, которые вызывали в нем «яростный
гнев» и «жгучий стыд». В качестве утешения он противопоставлял
«особому проклятию» «особое богатство», под которым в 1877
г. он подразумевал такую личность, как Фридрих Великий.
— Мы же должны, как я считаю, причислить к этому особому
немецкому богатству и такую личность, как Теодор Моммзен.
|
|
__________
[160] Mommsen, RA, 69.
[161] RA, 1905, 69.
|
|
|