Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
10

«ИЛИАДА»

Так было и с великой поэмой греческой древности «Илиадой» - ученые видели в ней только собрание сказок.
А вот древние греки думали, что все, о чем рассказывается в «Илиаде», - чистейшая правда. Автором этой поэмы они считали слепого старца Гомера. В греческих школах в древности уже маленьких детей заставляли читать и заучивать ее. Каждый грек хорошо знал, о чем рассказывается в этой и других, не дошедших до нас поэмах о взятии Трои. Греки верили, что когда-то фессалийский царь Пелей женился на морской богине Фетиде. На этой свадьбе гостями были боги. И среди них три богини, славившиеся своей красотой: Гера - жена верховного бога Зевса, Афина - богиня мудрости и Афродита - богиня красоты. В это время Зевс, владыка всего мира, решил, что людей на земле расплодилось слишком много и что им будет гораздо легче жить, если их поубавится. Он решил посеять вражду между людьми, чтобы они сами себя уничтожили. По его приказу богиня вражды Эрида во время свадебного пира у Пелея и Фетиды бросила на стол прекрасное яблоко с надписью: «Самой красивой». И Гера, и Афина, и Афродита - каждая из этих богинь считала себя самой красивой. Как же было решить, кому отдать яблоко?

11

А в это время, рассказывали греки, при входе в Дарданеллы, лежащие на пути из Средиземного моря в Черное (тогда Дарданеллы назывались Геллеспонт), находился большой, красивый город, населенный негреческим племенем троянцев; он имел два названия - Троя и Илион. В центре города был расположен высокий кремль1 - Пергам. Стены Пергама были когда-то построены богами из таких огромных камней, что ни один человек не мог их разрушить. В Пергаме жил старый царь Приам; вместе с ним находились пятьдесят его сыновей и дочерей с их семьями. Самого храброго из сыновей Приама звали Гектор.
Об одном из сыновей Приама рассказывали такую историю. Перед его рождением жене Приама Гекабе приснилось, что она вместо ребенка родила горящую головню. Гекаба обратилась к толкователям снов, и они объяснили ей значение этого сна: она должна родить сына, из-за которого Троя погибнет в огне.
Когда у Гекабы родился мальчик, новорожденного выбросили в поле, чтобы город не погиб. Но мальчика подобрали пастухи, назвали его Парисом и вырастили. Парис стал самым сильным и самым красивым среди пастухов Приама.
И вот три богини, поспорив, кому должно принадлежать яблоко, решили отправиться к этому пастуху и спросить его, кто из них самая красивая и кому по праву владеть яблоком.
Афродита решила подкупить Париса и обещала ему, что если яблоко будет присуждено ей, то его полюбит самая красивая женщина на земле. Это так понравилось Парису, что он присудил яблоко Афродите.
Вскоре после этого в Трое были устроены состязания в силе и ловкости. В них принял участие и Парис. Ему удалось победить всех царских сыновей. Все были удивлены, что простой пастух победил самых могучих богатырей Трои. Пророчица Кассандра открыла Приаму, что Парис - его сын, спасенный пастухами. Приам вернул сына во дворец, и Парис стал жить во дворце, как и другие царские сыновья.
Афродита не забыла о своем обещании. Самый красивой женщиной на земле в то время была Елена, дочь Тиндарея. Все гречес-

1 Кремль (по-гречески «акрополь») - центральная часть города, расположенная обычно на холме и обнесенная стеной. Здесь находились храмы богов и дворец царя. За крепкими стенами кремля в случае нападения врага на город искали защиты все граждане.
12

кие цари сватались к Елене, но отец ее Тиндарей поставил условие: женихи должны поклясться, что пойдут войной на того, кто попытается похитить Елену у ее будущего мужа. Женихи дали такую клятву, и Елена стала женой спартанского царя Менелая.
Афродита же устроила так, что Парис поехал в Спарту. Елена влюбилась в него. Парис увез Елену в Трою на корабле, и она стала женой Париса.
Самым могущественным царем во всей Греции в то время был брат Менелая, Агамемнон, царь Микен. В позднейшее, уже хорошо известное нам время Микены были маленькой деревушкой в области Аргоса, но когда-то, по преданию, «златообильные» Микены были самым большим и самым богатым городом в Греции. Агамемнон объявил поход против Трои, и все греческие цари, давшие Тиндарею клятву, принуждены были принять участие в этом походе.
Ахейский флот (греки назывались в то время ахейцами) отправился под Трою, и греки осадили ее. Девять лет безуспешно тянулась эта осада, но на десятый год произошли удивительные события.
«Илиада» и рассказывает нам о том, что произошло в десятый год этой войны.
Самым храбрым богатырем у греков был Ахилл, сын морской богини Фетиды; у троянцев самым храбрым героем был сын Приама Гектор.
Ахилл один убивал целые полчища троянцев. От крови троянцев, убитых Ахиллом, река Скамандр окрасилась в красный цвет и вышла из берегов. Ахиллу помогала его мать, богиня Фетида. По ее просьбе верховный бог Зевс не давал победы грекам, пока Ахилл, поссорившийся с Агамемноном, не принял участия в войне. Когда же щит Ахилла вместе со всем остальным вооружением попал в руки врагов, Фетида отправилась к богу кузнечного ремесла Гефесту, и Гефест изготовил Ахиллу новый щит, с замечательными изображениями - они были вырезаны из различных металлов и наложены на кожу щита.
Вторым по силе и храбрости был богатырь Эант, живший на острове Саламине, который находился неподалеку от Афин, нынешней столицы Греции.
Самым мудрым из греческих царей в то время был престарелый Нестор, царствовавший в Пилосе, на южном побережье Пелопоннеса. Он умело управлял своим царством, имел большой воен-

13

ный опыт и, участвуя в Троянской войне, давал грекам мудрые советы.
Другим мудрецом в греческом войске был хитроумный Одиссей, царь острова Итаки на Ионийском (ныне Адриатическом) море. Когда надо было действовать не силой, а хитростью, греки обращались к Одиссею, и он выручал их из беды.
Даже после того, как Ахиллу удалось убить Гектора, война еще не кончилась. Об этом рассказывалось в других, не дошедших до нас поэмах об осаде Трои. На помощь троянцам пришел воинственный народ, состоявший только из девушек, - это были амазонки, а также царь эфиопов Мемнон, сын богини Зари.
Осада Трои продолжалась десять лет. В сражениях участвовали не только люди, но и боги, спустившиеся с неба. Одни боги помогали троянцам, другие - грекам. Они ранили друг друга, но не убивали, так как боги бессмертны. Были даже случаи, когда смертные люди ранили богов. Боги руководили каждым действием героев -греков и троянцев. Кони, запряженные в колесницы греческих богатырей, были тоже «божественными» и «бессмертными», они могли говорить человеческим голосом и предсказывать будущее.
Наконец греки поняли, что Трою можно взять только хитростью. Они сели на корабли и отплыли, сделав вид, что потеряли надежду завоевать Трою. На берегу, вблизи города, они оставили огромного деревянного коня, как будто бы в дар богине Афине. Троянцы поверили этой хитрости и втащили его в город, даже не догадываясь, что внутри были спрятаны самые могучие воины. Ночью греческий флот потихоньку вернулся; вышедшие из коня богатыри открыли городские ворота и впустили в город войско завоевателей. После этого Троя была разрушена, жители ее беспощадно перебиты, а маленький сын троянского героя Гектора Астианакт был сброшен с крепостной стены. Троянские женщины были увезены в рабство.
За эти злодеяния боги наказали греков. Герой Эант в приступе безумия перебил стадо овец, приняв их за врагов, а затем не вынес позора и покончил жизнь самоубийством. Царя Агамемнона, вернувшегося в Микены, зарезали его злая жена Клитемнестра и его двоюродный брат Эгисф.
Хитроумный Одиссей долго носился по волнам моря, попадал к диким народам и страшным чудовищам-людоедам и только через десять лет после отплытия из Трои оказался наконец на родине, как раз тогда, когда его верную жену Пенелопу чуть не принудили

14

выйти замуж за другого. Об этих странствованиях Одиссея и возвращении его на родину рассказывалось в другой большой поэме -«Одиссее». Автором «Одиссеи», как и «Илиады», греки считали Гомера.
Из других вождей похода на Трою только Менелай, получивший назад свою жену Елену, и премудрый старец Нестор быстро и благополучно вернулись на родину: Нестор еще долго и счастливо правил в «песчаном Пилосе».
В этих рассказах многое похоже на сказку. Например, в сказках разных народов нередко говорится о похищении прекрасной царицы, о том, как богатыри отправляются искать ее и сражаются в одиночку с полчищами врагов, или о том, как в царской семье родился ребенок, которому было предсказано, что он погубит страну, как родители пытались избавиться от царевича, как он чудесно спасся, или о том, как герои во время их путешествий попадали к чудовищу-людоеду, как герой возвратился домой в тот самый момент, когда его жена готова была уже выйти замуж за другого. В сказках очень часто людям помогают волшебники, морские боги, русалки, лешие, черти и т. д. Рассказ о героях, которые проникают в город, спрятавшись внутрь деревянного коня, похож на египетские и арабские сказки; в одной из них сообщается о том, как богатыри проникают в город, спрятавшись внутри огромных сосудов.
Греки же считали события, описанные в «Илиаде», своей древнейшей историей и верили каждому ее слову.
Но уже в XVIII веке европейские ученые стали с недоверием относиться к этим рассказам древности.
В 1797 году вышла в свет книга англичанина Якова Брайэна под длинным названием: «Сочинение о Троянской войне и о походе греков, описанном у Гомера, доказывающее, что никогда такого похода не было и что никогда такого города во Фригии не существовало». Брайэн доказывал, что рассказы «Илиады» не похожи на правду и противоречат друг другу. Так думали и другие ученые.
С особенным интересом все читали тогда книгу об «Илиаде» Гомера, изданную немецким ученым-филологом Фридрихом Вольфом в 1799 году. В ней Ф.Вольф писал, что у греков когда-то было много различных песен про Троянскую войну, затем, по приказу афинского правителя Писистрата особая комиссия переделала и соединила эти народные песни в одну поэму «Илиаду». Поэтому-то в «Илиаде» многие рассказы совсем не связаны с другими;

15

поэтому в ней иногда один рассказ противоречит другому; например, сначала рассказывается о смерти героя, а затем в дальнейшем оказывается, что он живой. Язык одних частей «Илиады» совсем не похож на язык других частей и т. д.
Так рассуждал не только Ф.Вольф. Немецкий ученый Шпон, знаток военного дела, доказывал в 1814 году, что всякий, кто что-нибудь понимает в военном искусстве, может только посмеяться над описанием сражений в «Илиаде». Французский историк Маклорен в 1822 году утверждал, что на месте, описанном Гомером, никакого города не могло существовать. Вообще в то время многие другие ученые считали, что наши знания по истории Греции начинаются с VIII века до новой эры2. Все, что рассказывали греки о более раннем времени, - это, по их мнению, просто сказки, не заслуживающие никакого доверия.
Самым замечательным произведением по истории Греции в середине XIX столетия считалась книга Дж.Грота, английского ученого и общественного деятеля. Грот писал, что рассказы греков о жизни своей страны до VIII века до н. э. совсем не похожи на рассказы из более поздней истории Греции. В преданиях о древнейшей истории Греции собраны древние поэтические легенды и сказки. В них происходят невероятные, фантастические события, в исторических событиях участвуют боги, чудовища и т. д. Такой легендой, по его мнению, был и рассказ о Троянской войне. Никакой исторической правды в «Илиаде» нет. «Нас могут спросить, - говорил Грот, - не содержится ли в этой легенде что-либо историческое, то есть не происходила ли у подножия Троянского холма война между людьми, между государствами, без богов, без героев, без

2 Наше летоисчисление ведется от года, в котором, по преданию, родился Иисус Христос. Обо всем происходившем раньше этого года говорили, что это было «до Рождества Христова», а о том, что было позже, говорили, что это произошло в таком-то году «от Рождества Христова», например: «В 1812 году от Рождества Христова». Теперь принято говорить: «В таком-то году новой эры» (н. э.) или «в таком-то году до новой эры» (до н. э.). Если событие произошло раньше «Рождества Христова», или, как мы теперь говорим, «до новой эры», то всякий понимает, что счет надо вести в обратном порядке: VIII век до новой эры был раньше, чем VI век, VI век раньше, чем IV век, и т. д. Расцвет древнегреческой культуры пришелся на V-IV века до н. э. Время с VIII по VI век мы называем «архаическим», период с V по IV - «классическим», период с конца IV по II век - «эллинистическим», период со II века до н. э. по IV век н. э. - «эпохой господства Рима».
16

бессмертных коней, без амазонок, без эфиопов под предводительством сына Зари, без деревянного коня? В ответ на это нам придется сказать, что такая война, конечно, могла быть, но так же вероятно, что никакой такой войны не было. Никаких достоверных рассказов об этом нет, а верить сказкам нелепо». Серьезный историк, по мнению Грота, не должен допускать ни существования Трои, ни существования троянцев.
Грот постарался также объяснить, как появились сказания, собранные в «Илиаде». У греков принято было почитать предков; чем храбрее были предки того или иного человека, тем его больше уважали. Поэтому богатые и знатные люди хорошо награждали тех певцов, которые сочиняли легенды об их предках, прославляли их храбрость. Так появились рассказы о подвигах Ахилла, Агамемнона, Менелая, которых многие знатные люди Древней Греции считали своими предками.
Чтобы объяснить свое отношение к «Илиаде», Грот приводит такой греческий рассказ. Однажды греческие художники, состязаясь между собой, выставили свои картины. Чтобы картины не портились, их покрывали завесой из материи. Все художники сняли с картин завесы, только художник, по имени Зевксис, не снял ее. Его попросили снять завесу, но оказалось, что никакой завесы на картине Зевксиса и не было. Он нарисовал только завесу, но она была так искусно нарисована, что все приняли ее за настоящую. Все признали, что победителем в состязании вышел Зевксис.
То же, говорит Грот, можно сказать и об «Илиаде». «Илиада» художественно рассказывает нам правду, но правду не о Троянском походе, которого, по его мнению, никогда не существовало, а о том, во что искренне верили греки, начиняя с VIII века. «Илиада» - это замечательно нарисованная художественная завеса, за которой ничего не скрывается.
Книга Грота имела огромный успех: почти все ученые того времени были согласны с ним и убедительно доказывали, что на том месте, которое описано в «Илиаде», никакого города в древности не существовало.

Подготовлено по изданию:

Лурье С.
Заговорившие таблички. - М.: ЗАО «МК-Периодика», 2002. -208 с., илл.
ISBN 5-94669-010-8
© ЗАО «МК-Периодика», 2002
© Г.А.Дубровская, автор проекта «Ученые России - детям», составление серии, предисловие, 2002



Rambler's Top100