Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
184

Глава восьмая

ГИБЕЛЬ АНТИЧНОГО РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ

Примерно с середины III в. н. э. античные государства Северного Причерноморья вступают в период общего экономического и социально-политического упадка, через сто с лишним лет приведшего их к окончательной гибели. Упадок этот был лишь одним из проявлений того общего кризиса рабовладельческой системы, который охватил в это время весь античный мир и конечным результатом которого было падение рабовладельческой Римской империи и создание на ее обломках варварских государств — провозвестников новых феодальных отношений.

Рабовладельческие отношения, бывшие когда-то наиболее прогрессивными производственными отношениями, к этому времени уже становятся тормозом для дальнейшего развития производительных сил, соответствие между уровнем последних и существующими производственными отношениями нарушается, и гибель рабовладельческой системы становится исторически неизбежной. Процесс разложения рабовладения и вызревания внутри рабовладельческого общества новых производственных отношений длился несколько столетий. Нерентабельность рабского труда заставляла самих рабовладельцев частично переходить к новым приемам эксплуатации; широко распространяется обычай отпускать рабов на волю с установлением экономической зависимости вольноотпущенника от его бывшего господина или от общины. Рабы теперь часто получают земельные участки, которые они обязаны обрабатывать. В хозяйстве все большее значение

185

приобретает труд не рабов, а различных других групп населения, находящихся на разных ступенях крепостной зависимости от государства или от отдельных крупных магнатов.

Кризис рабовладельческой системы крайне обострил социальную борьбу. Основным противоречием остается противоречие между рабами и рабовладельцами, но оно осложняется многообразной борьбой между различными группами внутри самого класса рабовладельцев, борьбой за доходы, за власть, за влияние. Непрерывно следующие одно за другим в разных частях античного рабовладельческого мира восстания рабов и других угнетенных групп населения, постоянные мятежи, военные перевороты, заговоры, междоусобицы были различными проявлениями общего обострения классовых противоречий в обстановке кризиса всего рабовладения.

Внутренний упадок и разложение рабовладельческих государств сочетались со все усиливающимся нажимом варваров извне. Наступает такой момент, когда расшатанная изнутри и атакуемая извне Римская империя теряет возможность успешно сопротивляться и рушится под ударами варваров, знаменуя своим падением окончательную гибель рабовладельческого строя и очищая место для создания новых, более прогрессивных общественнопроизводственных отношений.

Северное Причерноморье было частью античного средиземноморского рабовладельческого мира, и хотя большая часть его формально не входила в состав Римской империи, судьбы северочерноморских государств были тесно связаны с общим состоянием всего этого мира. В античных государствах Северного Причерноморья можно проследить, насколько позволяют имеющиеся источники, те же процессы нарастания кризиса рабовладельческой системы, что и в других областях античного мира.

Боспорские и херсонесские надписи говорят о практиковавшемся здесь в первые века н. э. отпуске рабов на волю. Обычно такой отпуск осуществлялся в форме посвящения раба какому-нибудь божеству, причем храм или религиозная община становились как бы покровителями вольноотпущенника. О посвящении раба составлялся официальный акт — манумиссия, высекавшийся на каменной плите.

186

Имеются сведения о применении на Боспоре также труда зависимого населения, посаженного на землю, в частности в храмовом хозяйстве.

Кризис рабовладельческого общества в Северном Причерноморье выразился также в резком сокращении внешней и внутренней торговли и денежных отношений, в натурализации хозяйственной жизни. Каждый хозяин стремился произвести все необходимое для удовлетворения своих потребностей, не обращаясь к рынку. Конечно, торговый обмен продолжал существовать, но в очень сокращенном объеме. Характерно в этом отношении появление в городских центрах земледельческих хозяйств. Города в значительной степени утрачивают характер торгово-ремесленных центров и все более напоминают сельские поселения. Городское население сокращается.

У нас почти нет сведений об усилении социальной борьбы в северочерноморских рабовладельческих государствах, которое несомненно должно было иметь место в период распада рабовладельческих отношений. Зато сравнительно хорошо известны взаимоотношения этих государств с окружающими племенами, известно и о нашествии варваров.

В начале III в. н. э. в Северном Причерноморье появляются племена, получившие в античных источниках общее наименование готов. Собственно готы принадлежали к германской группе племен. Они пришли в Причерноморье с берега Балтийского моря, где находилась их первоначальная родина. В своем движении они увлекли многие иные племена Восточной Европы и образовали сильный союз племен, который в III—IV вв. н. э. играет большую роль в политической жизни Причерноморья. Уже с начала III в. начинается длительная и упорная борьба готов с римлянами на Дунае. Во время этой борьбы римляне, стремясь обеспечить себе опорные пункты и в северо-западном Причерноморье, окончательно подчиняют себе Ольвию, включив ее в состав Римской провинции Нижней Мезии. Ольвия к этому времени уже превратилась в небольшое укрепленное поселение, не игравшее почти никакой роли в экономической жизни Причерноморья. Об упадке города говорит прекращение чеканки в нем монеты в первой трети III в. н. э. Дальнейшая судьба Ольвии нам почти неизвестна. Римляне были

187

вынуждены вскоре вывести свой гарнизон из Ольвии, и она попала в руки варваров; поселение на месте Ольвии, повидимому, существовало в течение еще одного-двух веков, и жизнь здесь прекратилась в IV или в V в. н. э.

Бурные события разыгрались в другом конце Северного Причерноморья, на северо-восточных границах Боспорского царства. От конца II и первой половины III в. н. э. до нас дошел ряд надписей из Танаиса, свидетельствующих о том, что в городе в это время происходило усиленное строительство оборонительных сооружений; видимо, город спешно укреплялся в ожидании нападения какого-то опасного врага. Но не известно ни одной надписи из Танаиса позже 236 г.; очевидно, город все-таки был разрушен неприятелем, в котором скорее всего можно видеть готов или какие-то возглавляемые ими племена. Следы огромного пожара, уничтожившего город около середины III в. н. э., были прослежены при раскопках Танаиса.

В середине III в. Боспор уже не имел сил, чтобы успешно отражать натиск готов и других варварских племен. В этих условиях боспорские правители вынуждены были пойти на какое-то соглашение с вождями подступавших к Боспору племен боранов и герулов, принадле: жавших, вероятно, к готскому союзу. Боопорцы обеспечили боранам и другим варварам возможность проходить на ладьях через Керченский пролив из Азовского в Черное море и предоставили в их распоряжение свой флот, который бораны использовали для пиратских набегов на различные районы Причерноморья и Средиземноморья.

В 50—70-х годах III в. н. э. отряды боранов, остготов, герулов, пользуясь боспорскими гаванями как базой, на судах боспорского флота совершают грабительские пиратские набеги на многие греческие прибрежные города. Они высаживаются в разных пунктах побережья Черного, Мраморного, Эгейского морей или на островах, грабят и опустошают все на своем пути, захватывают пленных и ценности, сжигают города и затем с богатой добычей возвращаются на Боспор. Римский флот и небольшие римские гарнизоны не имели возможности помешать этим пиратским набегам, встреч же с большими войсковыми римскими силами пираты избегали.

188

В течение несколькик лет пиратствующие отряды боранов и других племен разграбили и разорили города Причерноморья, Пропонтиды и Эгейского моря, в том числе такие крупные центры, как Афины, Коринф, Эфес, Кизик, Калхедон, Синопу, Гераклею, Трапезунт и многие другие. Для боспорской экономики эти набеги были весьма неблагоприятны. В результате пиратских набегов были разрушены или разорены все те торговые центры, с которыми Боспор еще продолжал поддерживать экономические связи. Следствием такого положения было почти полное прекращение уже и без того сильно сократившейся внешней торговли Боспора.

К 50—60-м годам III в. н. э., т. е. к периоду господства на Боспоре боранов, относится прекращение жизни многих мелких боспорских поселений. Крупные города Боспора, продолжавшие еще существовать, приходят в упадок. Хотя территориальная целостность Боспорского царства, как показывают надписи, все еще сохранялась, само государство находится в состоянии глубокого экономического упадка. Очень ясное отражение этот упадок нашел в истории боспорской чеканки. Первоначально золотые боспорские статеры, качество металла которых все время постепенно ухудшалось, ко второй половине III в. стали просто медными.

Боспорское государство в это время переживает также тяжелый политический кризис. Письменные источники, монеты и надписи говорят о появлении на Боспоре во второй половине III и в начале IV в. н. э. каких-то царей-узурпаторов, не принадлежавших к правящей династии. Так, в середине III в. в течение нескольких лет чеканит монету некий Фарсанз, правивший одновременно с законным правителем Рискупоридом V. В 70-х годах того же столетия в надписи упоминается какой-то загадочный царь Хедосбий, который даже не сумел начать свою монетную чеканку. Вероятно, узурпаторами были и боспорские цари начала IV в.— Радамсад и Фофорс. Необычные имена всех этих царей, стиль их монет и некоторые другие признаки позволяют предполагать, что появление этих правителей на боспорском престоле было связано с преобладанием на Боспоре того или иного племени.

Связи Боспора с Римом фактически прерываются. Правда, на лицевой стороне боспорских медных «стате-

189

ров» все еще помещается очень грубо исполненный и совершенно неузнаваемый портрет римского императора, но практически Боспор в это время был не только совершенно независим от Римской империи, но, вероятно, даже не получал уже от Рима субсидий на содержание армии и не имел с ним постоянных сношений.

К 30-м годам IV в. прекращается чеканка монеты на Боспоре, осуществлявшаяся непрерывно в течение 900 лет. Можно было бы думать, что Боспорское государство перестало существовать, если бы надписи не говорили нам, что оно продолжало жить еще несколько десятилетий. Очевидно, прекращение боспорской чеканки было следствием не политической катастрофы, а глубокого экономического упадка, сделавшего дальнейший выпуск монеты невозможным, а денежное обращение в значительной степени ненужным.

Общий упадок экономики и благосостояния населения заметно проявляется и в археологических памятниках. В конце III и в IV в. уже совсем не встречается богатых могил; в погребениях этого времени обычно находят вещи недорогие и грубо исполненные. Но основные черты погребального обряда и характер инвентаря остались те же, что были и в предыдущую эпоху. Готское нашествие никак не отразилось на культуре Боспора, в которой продолжают преобладать традиции все того же греко-сарматского стиля с его полихромными украшениями. Повидимому, готы в культурном отношении, так же как и в этническом, не смогли сохранить своей самобытности и полностью растворились в сармато-аланской среде Причерноморья.

При сохранении общих традиций в культуре и искусстве продолжается усиление местных элементов. В этом отношении очень показательна роспись поздних боспорских склепов IV в. н. э. В ней уже ничего не остается от красочного античного реализма; она приобретает условно-схематический характер. Обычно на стенах склепа, не оштукатуренных, одноцветной краской нанесены очень примитивные, плоскостные и схематизированные рисунки — изображения людей, животных, птиц, гирлянд и т. п. Часто встречаются символические геометрические фигуры. Вся роспись имеет явно культовый характер (рис. 72).

190

Роспись боспорского склепа IV в. н. э.

Рис. 72. Роспись боспорского склепа IV в. н. э.

Новостью по сравнению с предыдущим периодом является проникновение в погребальный инвентарь христианской символики. На отдельных вещах, а также на надгробиях теперь нередко встречается знак креста или монограмма из букв имени Христа. Христианство проникло в Северное Причерноморье, видимо, в конце III в. н. э. из Малой Азии. Распространение его было облегчено существованием здесь монотеистического культа единого «бога высочайшего». Уже в IV в. н. э. Боспор выделился в самостоятельную епископию.

Последний удар по боспорскому рабовладельческому государству нанесло вторжение гуннов. Кочевые орды гуннов, вторгшиеся в Восточную Европу из степей и пустынь Центральной Азии, как смерч прошли по Северному Причерноморью, все разрушая на своем пути. В своем движении гунны, как ранее готы, увлекали за собой другие племена и народности, в том числе и сармато-аланское население Причерноморья. Готы были сметены этим гунноаланским потоком и отброшены далеко на запад, только небольшая горсточка их уцелела в горах Крыма.

На Боспоре гунны появились в 70-х годах IV в. н. э.; одна группа их прошла по северокавказским степям,

191

переправилась через Керченский пролив по льду в Крым и затем в Поднепровье соединилась с основными силами, направлявшимися на запад по северному берегу Азовского моря. Ворвавшись на Боспор, гунны учинили здесь страшный разгром. Жители были либо перебиты, либо угнаны, жилища разрушены и сожжены. Следы этого погрома обнаружены при раскопках боспорских городов в виде обширных пожарищ. Некогда цветущие боспорские города, уже давно пришедшие в упадок, теперь были окончательно уничтожены, превращены в груды развалин, Боспорское государство перестало существовать.

Херсонес, лежавший в стороне от основной дороги гуннов, не претерпел столь жестокого разгрома. Надписи свидетельствуют, что город существовал еще в самом конце IV в. В это время там находился даже римский гарнизон — легион баллистариев. Но и Херсонес очень пострадал от вражеских нашествий,— это видно по следам разрушений его стен и зданий. В V в. н. э. всякие свидетельства о Херсонесе прекращаются, повидимому, и этот город перестает существовать как значительный экономический и политический центр.

Конечно, варварские нашествия не были главной причиной гибели рабовладельческих государств Северного Причерноморья. Они были лишь последним толчком, окончательно разрушившим уже совершенно обессилевшие и разложившиеся государственные образования, покоившиеся на изживших себя рабовладельческих отношениях.

Гибель античных государств была предрешена всем ходом исторического процесса, ибо дальнейшее развитие производительных сил было невозможно без замены рабовладельческих отношений более совершенными, более прогрессивными общественными отношениями. Внутренний социально-экономический кризис обрек античные государства Средиземноморья и Причерноморья на неизбежную гибель и уничтожение. Варварские племена Европы и Азии, племенные союзы германцев и сармато-аланов, славян и даков были той могучей силой, которая была призвана осуществить это уничтожение, которая несла в себе зачатки новых, прогрессивных общественных отношений, которая «вдохнула новую жизненную силу в умирающую Европу».

Подготовлено по изданию:

Шелов, Дмитрий Борисович.
Античный мир в Северном Причерноморье. М. : Издательство Академии наук СССР, 1956. - 195 с.



Rambler's Top100