Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
58

Восстание Савмака

Во II веке в центре Крыма местные скифские племена организовали свое государство. Во главе его стоял смелый, талантливый царь Скилур. Он обнес центральное поселение Неаполис высоким валом и сделал этот город своей столицей.
И сюда проникало влияние пришлых мореплавателей, торговцев-колонизаторов — греков. Они привозили сюда золотые и серебряные изделия искусных заморских мастеров, расписные глиняные сосуды, предметы вооружения и многое другое.
Земля Тавриды давала богатые урожаи хлеба. По степям бродили необозримые табуны коней. Пришельцы требовали в обмен на свои товары эти богатства страны.
Но это было мало выгодно скифам. Греки всегда запрашивали за всё свое слишком много. В сущности, местные мастера-скифы уже успешно конкурировали с пришельцами рядом прекрасно сделанных изделий.
Но самостоятельной торговли скифы наладить не могли. Страна была отрезана от моря: буквально всё побережье было захвачено пришельцами. Когда-то они только торговали. У них можно было учиться многому. Теперь они иногда идут даже военными грабительскими походами в глубь страны. А главное — они и в торговле всё больше и больше сбивают цены. И неисчислимые богатства края либо сбывались по дешевке, либо даже вовсе не находили сбыта. И тогда на полях погибал несжатый хлеб, в ямах-зернохранилищах сгнивало золотистое зерно.
Пришлось Скилуру, в конце концов, налаживать сбыт хлеба через далекую Ольвию, что в устье Борисфена и Гипаниса. Он завоевал этот город-порт, был в нем полным хозяином положения. Но и это было вовсе не так уже выгодно: сказывалась дальность расстояния.
Пройдет немного времени, и сын Скилура Палак пойдет походом на

59

Скилур и его сын Палак. С рельефа, найденного в 1827 г. на городище Керменчик вблиги Симферополя (скифская столица Неаполис).

Скилур и его сын Палак. С рельефа, найденного в 1827 г. на городище Керменчик вблиги Симферополя (скифская столица Неаполис).

Херсонес. По укреплениям Херсонеса пройдет приглашенный на помощь из государства Митридата полководец Диофант; он жадно будет осматривать всё в городе и выведывать его слабые места: Митридат поручил ему, разгромив скифов, подчинить и Херсонес. . .

***

Перед нами еще одно свидетельство веков. Оно воскрешает яркий эпизод истории Скифии, Херсонеса и Боспорского царства конца II века до нашей эры. Это — монета. Хранится она сейчас в Историческом музее в Москве, в отделе нумизматики. На ней изображена голова мужчины без бороды, повернутая вправо, в лучезарном венце. На обороте — голоза быка и греческая надпись:


Монета очень стерта. Кроме того, на древних монетах имена царей и владык, названия городов часто писали сокращенно и слитно. Ученые установили, что «БАССАВМ» — это значит «басилевс Савмак», то есть царь Савмак: монета выпущена царем Савмаком. Ученым известны еще

60

две монеты с этим же именем и рисунком, но они попали в заграничные музеи.
Савмак — не обыкновенный царь. Он — вождь восставших на Боспоре скифских рабов; это рабы избрали его царем-вождем своего рабского государства. Правление Савмака продолжалось больше года, пока рабовладельцы не разгромили верных ему отрядов, а его самого не убили.
Даль веков не сохранила нам, к сожалению, подробной истории развития восстания рабов на Боспоре, как не сохранила нам и его политических лозунгов и характеристики его вождя. Многое приходится лишь угадывать по тем, пока скромным, данным, которые имеются в руках ученых.
Это было больше двух тысяч лет назад, в конце II века до нашей эры. Рабовладельцы Херсонеса воздвигли на главной площади медную статую полководца Диофанта. Полководец этот прибыл в Крым из-за моря, из Понтийского царства, посланный своим царем Митридатом для помощи Херсонесу, попавшему в беду. Диофант с успехом выполнил поручение. На мраморном пьедестале статуи был высечен текст почетного декрета. Декрет излагал заслуги митридатова полководца перед рабовладельцами Херсонеса.
В какую же беду попали херсонеситы? Какую помощь оказал им Диофант? И при чем тут царь рабов Савмак?
Об этом мы и узнаём из текста почетного декрета на пьедестале статуи полководца. Этот пьедестал находится в Эрмитаже.
Когда умер скифский царь Скилур, его сын и преемник Палак попытался подчинить своему господству Херсонес. Поход был настолько серьезно организован, а угроза падения города была настолько вероятна, что перепугавшиеся херсонесские купцы стали просить помощи у понтийского царя Митридата.
Понтийское царство находилось на южном побережье Черного моря. Митридат VI Евпатор был решительным и жестоким царем. Он был каким-то дальним побочным потомком древнеиранских монархов — Ахеменидов — и мечтал о воссоздании «мировой империи» на Востоке или, в крайнем случае, здесь, в Причерноморье. Просьба херсонеситов шла навстречу тайным честолюбивым замыслам царя. Он надеялся в огне войны захватить в свои руки Херсонес, а там дальше и всю Тавриду. И он послал в Крым своего полководца Диофанта.
Отчаянное сопротивление встретили пришлые войска со стороны скифов. Скифы понимали, что их война с новыми пришельцами из-за моря — это борьба за свободу, за независимость, борьба справедливая.
К концу II века выступления скифов и волнения рабов начались также в Пантикапее и окрестностях. Правитель Боспора Перисад V, видя помощь Митридата Херсонесу, тоже стал мечтать о посторонней помощи: у него уже нехватало ни войска, ни средств на подавление бунтовавших рабов и на отражение участившихся нападений скифов, живших поблизости — на Керченском полуострове.
В ответ на просьбу Перисада Диофант, разгромивший к этому времени царство Скилура—Палака, приехал для переговоров на берега Боспора. В беседах с царем он советовал ему уступить верховную власть Митри

61

дату, стать его наместником. Перисад согласился. Видимо, он решил, что лучше потерять часть политической самостоятельности и стать наместником Митридата, чем допустить победу «варваров» и рабов и тогда уже наверняка потерять всё.
Передача Боспора заморскому царю Митридату означала, что к гнету местных рабовладельцев прибавится еще гнет пришлых угнетателей.
На Боспоре происходит восстание рабов. Это был 107 год до нашей эры. Восставшие закололи Перисада. Диофант едва успел спастись бегством на присланном за ним херсонеситами корабле. Царство оказалось в руках восставших. Восстанием руководит Савмак.
Кто он такой? Скифский принц, наследник престола, как утверждали западноевропейские буржуазные ученые? Значит, быть может, не восстание, а дворцовая смута?
В тексте почетного декрета в честь Диофанта в одном месте действительно стоит греческое слово «эктрепсанта» — выкормившего: «Савмак убил Перисада, эктрепсанта его». Но как царевич оказался во главе восстания рабов?
Советский ученый, академик С. А. Жебелев чисто лингвистически показал всю неверность прежних, по существу реакционных толкований текста. Изучив огромное количество греческих надписей, проверив словоупотребление лучших греческих писателей-классиков, Жебелев пришел к выводу: слово «эктрепсанта» применяется только по отношению к рабам, притом рабам, рожденным от родителей-рабов, а не захваченным из числа свободных, к рабам, уже в неволе «вскормленным» хозяином. Савмак — дворцовый раб Перисада.
Значит, никак н е дворцовый, н е династический переворот. Да и весь текст декрета говорит, собственно, о большом восстании рабов-скифов. 1
На трех дошедших до нас монетах, выпущенных захватившими власть рабами, Савмак именуется царем. Значит, рабы организовали свое царство. Они чеканили свою монету.
Если сравнивать изображение на монете Савмака с различными похожими на него памятниками античного искусства, то сразу можно сделать вывод о том, что на монете вычеканена голова греческого бога солнца Гелиоса или портрет самого Савмака в короне Гелиоса.
Восставшие рабы и Гелиос?
Эта связь, видимо, не случайна. Еще за двадцать шесть лет до восстания Савмака Аристоник «быстро собрал» в Малой Азии, как пишет древний географ и историк Страбон, «массу неимущих людей и рабов, призвав их к свободе. Своих сторонников он называл гелиополитами».
«Гелиополиты»—это граждане государства Гелиоса, государства Солнца.

1 Классическая работа акад. С. А. Жебелева "Последний Перисад и скифское восстание на Боспоре" [журн. "Вестник древней истории", изд. АН СССР, 1938 г., № 3 (4)] на конкретном историческом материале из истории древних народов СССР иллюстрирует гениальное указание товарища Сталина: "Революция рабов ликвидировала рабовладельцев и отменила рабовладельческую форму эксплоатации трудящихся" (Вопросы ленинизма, 11 изд., стр. 41?), положенное в основу советской, единственно правильной, материалистической концепции истории древнего мира. Восстание Савмака — великая революция рабов — и было одним из ранних предвозвестий на территории СССР.
62

Мечта о «солнечном государстве», рассказы о «солнечных людях» — один из излюбленных мотивов так называемых утопических романов этой эпохи. Другой древний историк Диодор Сицилийский приводит, например, сведения об авторах таких романов — Евгемере и Ямбуле.
«Солнечное царство», как рассказывали эти фантастические романы, находится на «островах блаженных», где-то между счастливой Аравией и страной чудес и фантазий — Индией. Здесь нет трудных и неприятных работ, нет насилия и грубости, нет частной собственности, нет денег. В «солнечном царстве» нет даже никаких болезней. Среди богатейшей природы, на лугах, под животворными лучами Гелиоса, которому они поклоняются, люди доживают до 150 лет. Утопия — слово древнегреческое. «У» по-гречески значит «не», «топос» — «место». Значит, утопия — это место, которого нет, фантазия, вымысел, сказка.
О «солнечном царстве» мечтал народ, угнетенный деспотическим режимом рабовладельческих монархий III—II столетий, эпохи эллинизма. Когда эти массы восставали против эксплоататоров, их лозунгом естественно становился призыв к созданию «солнечного царсгва».
Цари Селевкиды тоже любили носить головной убор в виде короны с лучами Гелиоса. Но для рабов такая корона на голове их вождя приобретала совсем другой смысл.
Но как оказались занесенными сюда, на берега Боспора, «на край света», лозунги восстаний рабов в центрах античности?
Римский историк Орозий говорил об этом времени, что «восстания возникали, подобно сверкающим искрам пожара, от первого трута, зажегшегося в Сицилии». Действительно, на протяжении II—I веков восстания рабов были в Сицилии, Италии, Македонии, Аттике, Пергамском царстве, на островах Хиосе и Родосе. Интересно, кстати, что на Родосе издавна почитали бога солнца — Гелиоса. В 280 году до нашей эры в честь этого божества у входа в Родосскую гавань была воздвигнута огромная медная статуя — одно из «семи чудес света», так называемый Колосс Родосский.
Так вот в чем дело! В боспорские гавани, как известно, прибывали торговые суда из самых различных мест. Рабы — гребцы и матросы, рабы-грузчики могли делиться с портовыми жителями новостями из широкого мира. Керченская земля сохранила, в частности, ряд амфорных ручек с острова Родоса, на клеймах которых имеется изображение головы Гелиоса. Часто северное Причерноморье служило также убежищем для беглецов с далекого Юга. И среди приближенных Савмака вполне могли оказаться бежавшие сюда участники разгромленного восстания Аристоника.
Восстание скифских рабов в Пантикапее скоро разлилось по всему Керченскому полуострову. На сторону Савмака встало очень много союзников из местного населения. Присоединились сюда и кое-какие, уцелевшие в борьбе с Диофантом, отряды скифов западного Крыма — из царства Скилура—Палака. Границы державы Савмака обнимали собой всю европейскую часть павшего Боспорского царства.
Но угнетатели не хотели уступить своей власти. Шла самая настоящая война. Рабовладельцы организовали вооруженное сопротивление новой — раб-

63

ской — власти. А за морем Диофант собирался с силами для очередного похода в Крым, для разгрома ненавистных эксплоататорам победивших народных масс.
Туго приходилось восставшим на протяжении этого года. Но они оборонялись и трудились. К восставшим рабам Боспора были вполне применимы слова историка Диодора, сказанные им в связи с Сицилийским восстанием рабов: «Восставшие рабы, разумно заботясь о будущем, не сжигали вилл, не уничтожали в них имущества, ни запасов плодов, и не трогали тех, которые продолжали заниматься земледелием». Да разве не об этом же говорят и изображения головы быка и пшеничного колоса на обороте монет Савмака?

Лицевая сторона монеты Савмака.

Диофант, по поручению Митридата, около года собирал силы для нового похода. Разумеется, Митридат вовсе не желал мстить за убийство Перисада. Наоборот, оно его даже в известной степени устраивало. Но Савмак спутывал все карты. Это было непредвиденное препятствие на пути создания «мировой монархии» на Черном море. Это был серьезный соперник, захвативший как раз то, хозяином чего уже считал себя Митридат.
И Диофант повел наступление с суши и с моря. К своей вновь набранной армии он присоединил также отборное войско херсонеситов. Они хотели отомстить скифам за недавнее нападение на Херсонес. Кроме того, они боялись, что пример Савмака воодушевит и их собственных рабов, что эти рабы прогонят их, как рабы Боспора прогнали своих господ.
Город за городом повстанцев падал в неравной борьбе после героического сопротивления.
Повстанцев казнили на месте. Савмака Диофант отослал в столицу Понта — Синопу — на расправу к самому Митридату. Митридат стал царем Боспора. А на акрополе Херсонеса вознесся бронзовый памятник Диофанту с надписью на мраморном пьедестале.

Подготовлено по изданию:

В.Шевченко
Сокровища исчезнувших городов (Записки музейного работника).Л., Лениздат,1948.



Rambler's Top100