|
106 |
сенат покорно вотировал все, что требовал Август, опасность оставалась,
и не раз, и не два злобное ворчание выплескивалось наружу.
Так, при обсуждении законов против прелюбодеяний (18 г. до н.
э.)[Cass. Dio, 54, 16.] сенаторы посмели поинтересоваться, как
сам Август воспитывает своих детей; Август в ответ вынужден был
долго распространяться об идеальных нравах, будто бы царящих в
его семье, что как небо от земли, было далеко от реальности. В
другой раз при аналогичных обстоятельствах ему был задан вопрос:
что нужно сделать с гражданином, если он был любовником замужней
женщины, а потом увел ее от мужа. В вопросе описывались похождения
самого Августа, и последний мог только сказать, что во время Гражданских
войн совершалось много ужасных вещей, которые нужно забыть и в
будущем не допускать. На заседаниях сената иногда возникали бурные
прения и перепалки, приводившие Августа в раздражение. Он был
вынужден выслушивать реплики вроде: «Я не понял», «Я бы возразил
тебе, если бы было возможно» и даже «Сенаторам должно позволить
свободно говорить о государственных делах».[Sueton., Aug., 54.]
По рукам у сенаторов ходили всякого рода подметные листки и пасквили,
направленные против Августа. Один из них, распространившийся в
6 г. до н. э., призывал, по-видимому, к восстанию. В 12 г. до
н. э. в Риме и других местах было предписано сжечь враждебные
правительству памфлеты, а авторов — в своем большинстве выходцев
из римской знати — наказать.[Cass. Dio, 56, 27.] Но драконовские
меры не помогали, и Август в конце концов махнул рукой. Он не
опровергал подобные выступления, не разыскивал их авторов; единственная
мера, которую он избрал, — проведение расследования о тех, кто
под чужим именем издает позорящие кого-либо сочинения.[Sueton.,
Aug., 55.]
Случались и другие демонстрации. Так, в 4 г. до н. э. римский
квестор в Африке Гай Ливиней Галл выпустил монеты от имени и с
изображением проконсула Африки Фабия Максима, не упомянув об императоре,
и Август это проглотил.
Иногда оппозиция принимала более серьезные формы. В 23 г. до
н. э. был составлен заговор против Августа. во главе которого
стояли Фанний Цепион, бывший легат Кассия, т. е. человек республиканских
убеж-
|
|
|
107 |
дений, и Варрон Мурена, родственник Мецената, друга Августа.[Vell.
Paterc., 2, 91; Sueton., Tib., 8; Cass. Dio, 54, 3.] В 4 г. н.
э. составился еще один заговор во главе с Корнелием Цинной, племянником
Гнея Помпея. В заговоре участвовал и Эмилий Павел, муж внучки
Августа Юлии.[Seneca, De clement., 1, 9, 2; Cass. Dio, 55, 14;
Sueton., Aug., 19, 64.] Август отвечал на заговоры свирепыми казнями;
избежал ее только Цинна. Светоний говорит и о других заговорах
с целью убить Августа.[Sueton., Aug., 19.] Не случайно, желая
иметь сенаторов постоянно перед глазами и не допустить, чтобы
они организовывали волнения в провинциях, Август запретил сенаторам
покидать Италию; без его разрешения могли посещать Сицилию и Нарбоннскую
Галлию только те, кто имел там имения.[Cass. Dio, 52, 46, 7.]
Август, разумеется, делал все, чтобы привлечь сенаторов на свою
сторону. Он объявил, что сжег всю переписку Антония; правда, кое-какие
письма он все же припрятал на случай надобности.[Ibid., 52, 42,
8.] Он оказывал денежную помощь тем, кто по недостатку средств
не мог выполнять обязанности магистратов и кассировал долги государственной
казне.[Ibid., 53, 2.] Более того, этим эдиктом он отменил все
мероприятия, проводившиеся до его шестого консульства, т. е. до
28 г. до н. э.;[Ibid., 53, 2, 5.] результатом была отмена всех
решений второго триумвирата, поскольку их еще можно было отменить.
Август увеличил число патрицианских семей, щедро давая патрицианское
звание старинным плебейским родам — Кальпурниям, Клавдиям Марцеллам,
Домициям, Юниям Силанам — и некоторым из тех, кто пробился в знать
снизу.[RgdA, 8, 1; Tac., Ann., 11, 25; Cass Dio., 52, 42.] Он
назначал сенаторов на высшие государственные посты.
Вообще Август всячески старался продемонстрировать свою лояльность
и терпимость.[Seneca, De benef., 3, 27.] Так, известный историк
Тит Ливий весьма сочувственно отнесся в своем сочинении к Гнею
Помпею, противнику Цезаря, и Август называл его помпеянцем, что,
однако, Ливию не повредило; положительные отзывы о республиканцах
(Азиний Поллион, Мессала Корвин) также выслушивались терпимо.[Tac.,
Ann., 4, 34.] В 23 г. до н. э. Август предложил выбрать консулом
Луция Секстия — друга и сподвижника Брута.[Cass. Dio, 53, 32.]
Во все этом, конечно, легко увидеть примирительные жесты в сторону
аристократии, в том числе и республиканской аристократии. В риторских
школах практиковались декламации на республиканские темы и с осуждением
тирании.[Juven., Sat., 7, 151.] Светоний
|
|
|
108 |
говорит о многочисленных случаях, когда Август даровал своим
противникам прощение и безопасность и даже первые места в государстве.[Sueton.,
Aug., 51.] Некий Юний Новат, распространявший порочащие Августа
сочинения, отделался денежным штрафом, а Кассий Патавин, угрожавший
на пиру его заколоть, — изгнанием. Эмилию Элиану из Кордовы вменялись
в вину дурные отзывы об Августе; последний сказал обвинителю:
«Я желал бы, чтобы ты мне это доказал, а уж я покажу Эмилиану,
что и у меня есть язык: я еще больше наговорил бы о нем». По Риму
распространялось много таких рассказов о его доброте, обходительности
и милосердии.[Ibid., 53, 2 — 3.] Все это должно было изгладить
память о свирепом триумвире, беспощадно уничтожавшем врагов, недоступном
жалости и состраданию.
Особую заботу Август проявлял о престиже сенаторского сословия.
Среди мер этого рода следует отметить установление для сенаторов
имущественного ценза в размере 1 млн сестерций,[Cass. Dio, 54,
17; 54, 26; Sueton., Aug., 41.] причем это решение Август использовал
в политических целях: оппозиционеров он беспощадно удалял из сената,
а своим сторонникам оказывал в случае необходимости материальную
помощь.[RgdA, IV.] Рассказывали, что когда он уплатил долг одного
сенатора без всякой просьбы со стороны последнего, тот написал
ему: «А я ничего не получу?». Пурпурные мантии было разрешено
надевать только сенаторам и магистратам.[Cass. Dio, 49. 16.] Сенаторам
и всадникам должны были предоставляться в театрах почетные места.
В 18 г. до н. э. был принят закон, запрещавший сенаторам и их
потомкам жениться на вольноотпущенницах;[Ibid., 54, 16; Dig.,
23, 2, 44.] тогда же сенаторам было запрещено принимать участие
в гладиаторских боях.[Cass. Dio, 48, 43.]
Однако эти и им подобные шаги были далеко не достаточными. Как
мы видели только что, Август оказался перед необходимостью заботиться
о том, чтобы в сенаторском корпусе было как можно меньше явных
и скрытых оппозиционеров; для этой цели использовался, как сказано,
закон о сенаторском имущественном цензе. Действовал Август и более
откровенными методами.
Уже в 29 г. до н. э. он произвел чистку сената.[Ibid., 52, 14.]
Он предложил сенаторам «быть себе самим» судьями и тем, чье происхождение
и образ жизни не соответствовали сенаторскому положению, покинуть
сенат,
|
|
|
109 |
причем их имена должны были быть скрыты от публики, они бы не
утратили внешних признаков сенаторского звания. Конечно, и происхождение,
и образ жизни — это были только предлоги; но, как бы то ни было,
совету последовали только 50 человек. Тогда Август принудил уйти
из сената еще 140 человек, и их имена были опубликованы.
В 18 г. до н. э. состоялась вторая чистка сената.[Sueton., Aug.,
35; Cass. Dio, 54, 13 — 14.] Обстановка была накалена; Август
явился в сенат в доспехах и с мечом под одеждой; его окружали
друзья, отличавшиеся незаурядной физической силой. В его дом сенаторов
допускали только по одному и только после обыска. На этот раз
была применена довольно сложная процедура. Август выбрал 30 человек,
и каждый из них должен был письменно назвать пять сенаторов; из
каждой пятерки по жребию выбирался один, и процедура повторялась.
Никто не должен был вносить в список родственников. Август выразил
недовольство, когда Марк Антистий Лабиеон, принадлежавший к республиканской
оппозиции, известный юрист, внес в свой список Лепида, но услышал
в ответ: «Каждый решает по-своему».[Sueton., Aug., 54.] Процедура
затянулась или, что правдоподобнее (об этом говорит, в частности,
эпизод с Лабиеном), давала для Августа неудовлетворительный результат.
Пользуясь своими прерогативами цензора, Август ее прервал и оставшиеся
места заполнил по своему усмотрению. В результате численность
сената сократилась до 600 человек.
В 12 — 11 гг. до н. э. пересмотр списка сенаторов был повторен.
Среди сенаторов, сохранивших свои кресла, было много выходцев
из различных уголков Италии, в том числе этрусков, самнитов и
др., которые достигали в Риме высших постов. Они были всем обязаны
Августу, и от них ждать оппозиции не приходилось.
В 15 г. до н. э. Август отнял у сената право чеканить золотые
и серебряные монеты.
Снижение роли сената и республиканских магистратур имело своим
последствием начавшийся абсентеизм. Сенаторы тяготились заседаниями;
были аристократы — и не один! — не желавшие становиться сенаторами.
В 12 г. до н. э. не хватало людей, чтобы избрать народных трибунов,[Cass.
Dio, 54, 30.] и Август велел предложить кандидатов из всадников.
В 5 г. н. э. не было никого, кто
|
|
|
110 |
бы хотел стать эдилом, и пришлось их выбрать из квесторов и народных
трибунов.[Ibid., 55, 24.] Пока это были единичные случаи, но они
уже были.
В своих официальных документах Август всегда считал необходимым
подчеркнуть, что наряду с сенаторским сословием и народом титул
«отца отечества» ему был преподнесен также и всадниками.[RgdA,
35, 1.] Римское всадничество, из среды которого вышел и он сам,
было чрезвычайно влиятельным сословием, своего рода аристократией
второго ранга; это были ростовщики, землевладельцы, откупщики,
военачальники, вообще деловые люди и все те, кто обладал более
или менее значительным состоянием, но не делал карьеру магистрата
и не входил в сенат. Август установил для всадников имущественный
минимум в размере 400 тыс. сестерциев. Он провел пересмотр всаднического
сословия, причем всадники должны были отчитаться о своем образе
жизни и о своей деятельности. Наказывались, в частности, те из
них, кто брал ссуды под низкий процент, а давал их под высокий.[Sueton.,
Aug., 39.] Всадники выбирали и главу сословия из семьи Августа,
который (глава) носил титул «начальник юношества». Ежегодно устраивались
парады, в которых участвовали всадники до 35 лет; позже они от
парадов освобождались и сдавали в казну полученного ими государственного
коня.
До известных пределов всадникам не были чужды оппозиционные настроения.
Так, они протестовали против закона о браках. Дело было в театре.
Август подозвал к себе детей Германика и убеждал собравшихся последовать
в семейной жизни его примеру.[Ibid., 34.]
Однако в целом между императором и всадниками царили мир и согласие.
Они покорно выполняли его волю; в свою очередь император назначал
их на государственные должности (вплоть до претора); в их руках
находился суд.[Cf. Plin., NH, 33, 30 — 33.] Все это вполне естественно,
коль скоро власть императора была опорой порядка и давала возможность
спокойно наживать богатство и пользоваться им.
Политика Августа по отношению к римскому плебсу строилась как
удовлетворение его наиболее примитивных потребностей в хлебе и
зрелищах. Подводя итоги своей деятельности,[RgdA, 15.] Август
заботливо перечисляет, когда и сколько раз он раздавал народу
деньги. Уже по
|
|
|
111 |
завещанию Цезаря он дал каждому плебею по 300 сестерциев (44
г. до н. э.); в свое пятое консульство (29 г. до н. э.) — по 400
сестерциев из военной добычи; десятое консульство (24 г. до н.
э.) — также по 100 сестерциев; в одиннадцатое консульство (22
г. до н. э.) он двенадцать раз покупал хлеб для раздачи; в двенадцатый
год своей трибунской власти (12 г. до н. э.) он еще раз дал по
400 сестерциев на человека. Эти средства получили не менее 250
тыс. человек. В восемнадцатый год трибунской власти и в двенадцатое
консульство (5 г. до н. э.) он раздал по 60 денариев; их получили
320 тыс. человек. Ветеранам-колонистам в свое пятое консульство
(29 г. до н. э.) Август дал из военной добычи по 1000 сестерциев;
получателей было около 120 тыс. человек. В свое тринадцатое консульство
(2 г. до н. э.) он раздал плебеям, получившим к тому же бесплатный
хлеб из казны, по 60 денариев; получателей было больше 200 тыс.
Кроме того, практиковались систематические раздачи хлеба, причем
Август резко увеличил количество должностных лиц (кураторов),
ведавших раздачами: сначала их было два, после 18 г. до н. э.
их стало шесть, причем это были сенаторы высокого ранга. К концу
его правления раздачами стали ведать императорские чиновники (префекты
анноны) из всадников, в их распоряжении находился огромный персонал.
Составлялись списки получателей, которым выдавались специальные
тессеры (своего рода талоны), и раз в месяц на Марсовом поле или
в портике Минуция в одной из 45 лавок люди получали причитавшийся
им паек. Попытки Августа раздавать хлеб раз в четыре месяца встретили
сопротивление,[Sueton., Aug., 40.] и он должен был уступить. Однако
когда толпа потребовала вина, Август отвечал, что в Риме хороший
водопровод.[Ibid., 42; Cass. Dio, 54, 11.]
Августу было очевидно деморализующее влияние хлебных раздач,
и он носился с мыслью их вовсе прекратить, но хорошо понимал и
другое: такая мера была бы слишком опасной для его правления.[Sueton.,
Aug., 42.]
Другим средством воздействовать на плебс Август считал, как сказано,
организацию зрелищ. В уже не раз цитировавшемся документе[RgdA,
22 — 23.] он заботливо перечисляет их. В его правление восемь
раз устраивались гладиаторские игры, в которых сражались около
10 тыс. человек. Три раза проводились состязания атлетов,
|
|
|
112 |
27 раз — иные зрелища. В консульство Гая Фурния и Гая Юния Силана
(17 г. до н. э.) Август устроил столетние игры. Начиная с его
тринадцатого консульства (2 г. до н. э.) ежегодно проводились
игры в честь Марса Мстителя. Кроме этого, в цирке, на Форуме и
в амфитеатре 23 раза устраивались травли диких зверей. Особенно
сильное впечатление должен был произвести, конечно, морской бой,
в котором участвовали более 3000 человек.
Своей цели Август несомненно достиг: на основы его власти плебс
не посягал; волнения, имевшие место в Риме в 23 г. до н. э., показали
это со всею определенностью.[Cass. Dio, 54, 1.] В тот год Август,
как уже говорилось, отказался от консульства на следующий год
и уехал из Рима. Консулом помимо Августа был известный республиканскими
убеждениями Авл Теренций Варрон Мурена, а дополнительными консулами
Луций Сестий и Луций Кальпурний Писон. Между тем в Италии начался
голод, в Риме не хватало хлеба, появились болезни, многие погибли.
В городе начались беспорядки. Народ окружил курию (место заседаний
сената) и стал требовать, чтобы Августу была предоставлена власть
диктатора, угрожая сжечь курию вместе с сенаторами. По призыву
сената Август, находившийся в тот момент в Кампании, спешно вернулся
в Рим. Он на коленях умолял народ не назначать его диктатором
и после долгих уговоров согласился взять на себя снабжение Рима
продовольствием на свои средства. Порядок был восстановлен и доставка
хлеба тоже. Здесь все характерно: и бунтующий народ, и бессилие
сенаторского правительства, и Август, отказывающийся от диктатуры,
которую ему навязывают, и завершающий аккорд: Август в роли спасителя
от голода и мора. Независимо от того, были эти события инспирированы
или нет, лучшей демонстрации в свою пользу Август, конечно, придумать
не мог.
В 5 г. до н. э. на Форуме случился пожар, и толковали о поджогах,
совершенных неоплатными должниками. Они будто бы надеялись, что
им кассируют долги, но если такие надежды и были, то из этого
ничего не вышло.[Cass. Dio, 55, 8.]
Положение рабов в царствование Августа сколько-нибудь существенно
не изменилось. Они по-прежнему считались собственностью своего
господина, и последний имел над ними неограниченную власть. Для
поли-
|
|
|
113 |
тики Августа в этом направлении характерно уже то, что он возвратил,
как говорилось, 30 тыс. беглых рабов, захваченных им у Секста
Помпея, их прежним владельцам; более того, войну с последними
он даже называл рабской войной,[RgdA, 25, 1.] приравнивая ее,
таким образом, к восстанию Спартака. Не менее показательно и другое:
Август не считал возможным вмешаться во взаимоотношения господ
и рабов. Когда Фанний Цепион был осужден за заговор против Августа,
его отец распял раба-доносчика и отпустил на свободу раба, помогавшего
Фаннию; Август оставил это демонстративное поведение без последствий.[Cass.
Dio, 54, 3.] Раб всадника Ведия Поллиона, известного тем, что
он бросал хищным рыбам — муренам на растерзание живых рабов, разбив
стеклянный кубок, представлявший тогда исключительную ценность,
и зная, что его ждет, бросился к ногам Августа. Последний разбил
еще и другие кубки, надеясь, что эта потеря заставит Поллиона
пощадить раба.[Ibid., 54, 23.] Потребовать от Поллиона не расправляться
с рабом, а тем более прекратить свои жестокости, Август не считал
возможным. Как известно, в Риме рабов на суде, даже в качестве
свидетелей, допрашивали под пыткой. Август приказывал покупать
таких рабов, чтобы их владельцы не понесли материального ущерба.[Ibid.,
55, 5.] Специальными законами правительство Августа регулировало
в неблагоприятную для рабов сторону возможности и процедуру освобождения
рабов. В 4 г. до н. э. был принят закон Сентия; он разрешал отпускать
на волю рабов, не достигших 30 лет, только в присутствии пяти
сенаторов и пяти всадников; освобождение раба не должно было наносить
ущерба третьим лицам. Во 2 г. до н. э. вошел в силу еще один закон,
ограничивавший отпуск рабов по завещанию (lex Fufia Caninia);
тем самым ограждались имущественные интересы наследников. Характеризуя
в общем виде законы Августа о рабах, Светоний пишет, что он ограничивал
возможности освобождения рабов, воздвиг этому много препятствий,
предусмотрев и количество, и положение, и состояние освобождаемых;
в частности, рабы, побывавшие в оковах или под пыткой, не могли
при выходе на свободу претендовать, как это обычно было в Риме,
на получение римского гражданства.[Sueton., Aug., 40, 3 — 4.]
В царствование Августа восстаний рабов в Риме не было, однако
угроза со стороны рабов все время ощу-
|
|
|
114 |
щалась. Среди обязанностей градоначальника первым было обуздание
рабов.[Tac., Ann . 6. 11.] В 10 г. н. э. сенат подтвердил закон,
по которому в случае насильственной смерти господина все рабы,
находившиеся в доме, подлежали казни.[Ibid., 13, 32; Dig , 29,
5.]
Рабы, образовывавшие фундамент римского общества, играли заметную
роль в его хозяйственной жизни. Общая их масса непрерывно возрастала,
и количество рабов в одних руках могло колебаться от нескольких
человек до нескольких тысяч и даже десятков тысяч. Рабы трудились
на полях и в имениях знатных и богатых вельмож, они были слугами
в домах, часто воспитателями детей, но рабы и в особенности вольноотпущенники
занимались и всякого рода ремеслами, ведя самостоятельное хозяйство,
и даже торговлей, активно участвуя в деловой жизни. Иногда в их
руках скапливались значительные состояния. Формально имущество
рабов считалось собственностью их господина, однако фактически
рабы могли им пользоваться по своему усмотрению. Сам Август использовал
вольноотпущенников и особенно приближенных рабов в качестве чиновников
и должностных лиц, выполнявших разного рода поручения, часто ответственные.
Таким образом, и рабы, как и свободные, не представляли собой
единой массы; их объединял статус несвободы, тот факт, что они
были собственностью другого лица. Эту ситуацию Август не только
не мог и не хотел менять; самая мысль о возможности каких-либо
изменений в этом отношении, какого-то улучшения общественного
положения рабов ему, по-видимому, просто не приходила в голову.
* * *
Август пришел к власти — ив этом заключалось его гениальное новаторство
— как восстановитель доброго старого времени, традиционных старозаветных
римских устоев, нравов, обычаев, всего того, что в Риме связывали
с понятием mos maiorum — «обычай предков». Он отчетливо это сознавал,
и в своих «Деяниях» так формулировал существо своей политики:
«Новыми законами, [в] веденными по [мо]ей инициативе, [м]ногие
примеры древних, забытые уже наш [им] век [ом], я вер[нул], и
сам многих де[л при] меры, достойные
|
|
|
115 |
подражания, потомкам передал».[RgdA. 8, 5.] Такая линия соответствовала
глубинным настроениям общества. Во время Гражданских войн оказались
разрушенными фамильные связи, такие устои, по крайней мере теоретические,
римской жизни, как fides — «верность», pietas — «благочестие»,
virtus — «мужество», которые искони должны были быть присущи доброму
римлянину старого закала. Продажность, предательство, измена —
таковы были болезни, поражавшие римское общество, и от Августа
ожидали спасения от моральной деградации.[Cf. Horat., Epod., 16.]
Этой своей цели Август собирался достичь, издавая законы о браке
и о супружеской неверности. Закон об обязательных браках был введен,
по-видимому. уже в 28 г. до н. э., потом отменен и восстановлен
снова. Он касался сенаторов и всадников и обязывал всех мужчин
до 60 лет и женщин до 50 лет вступить в брак; нарушители закона
лишались права присутствовать на зрелищах и ограничивались в получении
наследства по завещаниям.[Cass. Dio, 54, 16; Dig, 23, 2, 44.]
Позже бездетные были приравнены к не вступившим в брак. В 9 г.
н. э. специальным законом были установлены некоторые различия
между ними. Не вступившие в брак лишались права получать наследство,
а бездетные, но состоящие в браке могли получить половину наследства.
Для лиц, имевших троих детей, устанавливались льготы и преимущества.[Cass.
Dio, 56, 10; Tac., 3, 28.]
Законы о прелюбодеяниях, принятые в 18 г. до н. э., определяли
за них жестокие наказания. Женщина, виновная в этом преступлении,
получала развод и отдавалась под суд, причем отец имел право убить
свою дочь и ее любовника, а муж — убить любовника, если это был
раб, вольноотпущенник семьи, гладиатор, артист и т. п.[Dig , 48,
5, 26; Paul., Sent., 11, 86, 4.]
Дела о прелюбодеяниях разбирались в государственных судах наряду
с особо опасными преступлениями. В случае, если вина была доказана,
женщина теряла половину приданого и треть имущества, а ее любовник
— половину имущества; оба ссылались на острова. Если в течение
полугода отец или муж не привлекали женщину к суду, муж мог быть
сам отдан под суд в качестве сводника.[Dig., 48, 5, 4; 48, 5,
12.] Мужчины, уличенные во внебрачных связях, естественно, тоже
подлежали наказанию.[Ibid., 50, 16, 101; 48, 5, 35.]
|
|
|
116 |
Само собой разумеется, император настойчиво добивался, чтобы
эти законы проводились в жизнь; во 2 г. до н. э. он, как увидим,
применил их к своей дочери Юлии. Но в целом они были крайне непопулярны.
Римляне, прежде всего римские аристократы, давно отвыкли от столь
бесцеремонного вмешательства в личную жизнь; со времен знаменитой
цензуры Катона Старшего в Риме ничего подобного не было. На заседаниях,
где эти законы обсуждались, Августу пришлось выслушать неприятные
вопросы, неприятные в особенности потому, что жизнь и самого Августа,
и его семьи вовсе не была такой беспорочной, какая подобала бы
творцу закона об обязательных браках, столь строгому и бескомпромиссному
ревнителю нравственности. Всадники, как мы видели, протестовали.
Пройдут годы, и подспудное общественное недовольство выплеснется
в «Искусстве любви» Публия Овидия Назона. С Овидием, как увидим,
Август расправился, в своей семье прибег к жестоким карам. Дело
было слишком важным, чтобы ворчание, насмешки и даже кровные узы
могли его остановить. Август твердо решил поставить на своем.
В том же 18 г. до н. э. Август издал закон против роскоши. Он,
в частности, запрещал тратить на пиршества больше 400 сестерциев
в обычный день, 800 — в праздничный день и 1000 — на свадьбу.[Aul.
Gell., 2, 24, 14 — 15.] Были и другие законы такого же рода.
* * *
Стабилизация внутриполитического положения Римского государства
была необходимым условием для проведения активной внешней политики.
Этого ожидало от Августа общественное мнение,[Ноrat., Carm., 3,
5; 1, 12, 51.] этим склонен был похвастаться и он сам — походом
в Южную Аравию и в Судан,[RgdA, 26, 5.] сношениями с далекой Индией.[Ibid.,
31, 1.] Он даже утверждал, изрядно при этом преувеличивая, что
своими деяниями покорил власти римского народа весь земной круг,[Ibid.,
Praef.] что во всех войнах на суше и на море, гражданских и иных,
он всегда выходил победителем.[Ibid., 3.] Но главная задача заключалась
в поддержании внешнеполитической стабильности. Как бы то ни было,
хотя Август и похваляется, что ему удалось трижды закрыть храм
Януса в знак окончания вой-
|
|
|
117 |
ны,[Ibid., 13.] его царствование было переполнено мелкими и крупными
пограничными войнами.
Одним из театров ожесточенных военных действий была Испания.
Уже в 28 г. до н. э. там началось восстание кантабров; собственно,
они напали на своих южных соседей — ваккеев, турмогов и аутригонов,
подчинявшихся римской власти. Положение казалось настолько серьезным,
что на подавление волнений в начале 26 г. до н. э. прибыл сам
Август, находившийся тогда в Галлии. Его длительное (в течение
двух лет) присутствие на театре военных действий не повлияло сколько-нибудь
существенно на их ход. Кантабры вели партизанскую войну, она была
длительной и трудной, и Август не дождался ее окончания. Он заболел
и отправился лечиться на воды; в начале 24 г. до н. э. он вернулся
в Рим. Завершать кампанию он предоставил своим легатам — Гаю Антистию
Вету и Публию Каризию. Римляне разгромили повстанцев; в Риме считали,
что война закончена, и по приказанию Августа заперли храм Януса,[Cass.
Dio, 53, 7; Oros, 6, 21, 11.] однако фактически восстание продолжалось
с нарастающим ожесточением. В 22 г. до н. э. снова выступили астуры
и кантабры, подавленные Гаем Фурнием. Великое множество повстанцев,
взятых в плен, римляне продали в рабство, однако рабы убивали
своих господ, пробирались на родину, и там снова в 19 г. до н.
э. начались бои. О том, какое значение Август придавал событиям,
свидетельствует тот факт, что на подавление мятежников был направлен
Агриппа; он окончательно водворил на Пиренейском полуострове мир
и спокойствие. В стране появились римские крепости и города с
многозначительными названиями: Августова Роща, Астурийская Августа,
Цезаравгуста (ныне Сарагосса, на месте прежней Салдубы), Августобрига
и т. п.; на морском берегу были воздвигнуты три алтаря, посвященные
Августу.[Mela, 3, 1; Plin., NH, 4, 111.]
Значительные трудности ожидали правительство Августа и в Галлии.
В 38 г. до н. э. под командованием Агриппы было подавлено восстание
аквитанцев.[Арр., ВС, 5, 92; Eutrop., 7, 5.] В 27 г. до н. э.
в центральной и южной Галлии вспыхнуло новое восстание, подавленное
Марком Валерием Мессалой Корвином; 25 сентября 27 г. до н. э.
состоялся его триумф.[Tibull., 1, 7, 5.] В 25 г. до н. э. под
командованием Авла Теренция Варрона Мурены были разгромлены салассии
— племя, жившее в Альпах недалеко от Сен-
|
|
|
118 |
Бернара. Немногочисленные приверженцы Рима были водворены в основанной
там римской колонии в качестве неполноправных поселенцев; пленников
(8 тыс. воинов, 36 тыс. стариков, женщин и детей) римляне продали
в рабство с условием освобождать мужчин не ранее, чём через 30
лет.[Cass. Dio, 53, 25.]
В 35 — 33 гг. до н. э. была снова захвачена Иллирия, потерянная
вскоре после смерти Цезаря. В 16 г. до н. э. римляне овладели
Нориком. В 15 г. до н. э. после битвы у Боденского озера были
подчинены области ретов и винделиков. Реция и Норик стали императорскими
провинциями.
Во Фракии, где был установлен римский протекторат, Август утвердил
власть одного из претендентов — Котиса; у гетов он также вмешался
в борьбу за власть и поддержал одного из участников конфликта
— Рола. В 30 — 29 гг. до н. э. римский наместник Македонии Марк
Лициний Красе вынужден был отражать набег гетов и бастарнов. В
28 г. до н. э. римляне разгромили племя мезов и организовали провинцию
Мезию. Во Фракии между тем развернулась ожесточенная борьба между
сторонниками и противниками римской ориентации. В 13 г. до н.
э. Август направил во Фракию войска под командованием Луция Кальпурния
Писона, которые подавили там антиримское движение. Царем Фракии
Август сделал Реметалка.
В 14 г. до н. э. началась война в Паннонии, продолжавшаяся до
9 г. до н. э. Помощь паннонцам пытались оказать геты, но безуспешно.
В 6 г. н. э. в Паннонии и Далмации началось новое восстание из-за
тяжелых налогов, а также из-за того, что римское правительство
набирало войска для борьбы с германцами. Восставшие устроили избиение
римлян, напали на Македонию, угрожали Италии. Август предпринял
экстренные меры: в Риме был объявлен призыв ветеранов, производилась
добровольная и насильственная мобилизация частновладельческих
рабов, которые освобождались и зачислялись в армию. Командование
Август предоставил своему пасынку Тиберию. Повстанцы оказали упорное
сопротивление, но в конце концов были разбиты; их вожди попали
в плен.
Ареной непрекращающихся боевых действий была и граница с Германией
по Рейну. В Галлию постоянно вторгались германские племена, но
римским военачаль-
|
|
|
119 |
никам удавалось отбрасывать их за Рейн и наносить им серьезные
удары. В 16 г. до н. э. римский полководец Лоллий потерпел, однако,
поражение от племени сугамбров; в 12 г. до н. э. сугамбры снова
напали на римлян. Против них для организации обороны и наступления
в глубь Германии Август послал своего пасынка Друза. Друз перешел
через Рейн; по его приказанию был прорыт канал к Зейдерзее, что
облегчило военные действия на севере, где Друз покорил батавов,
фризов и некоторые другие германские племена. В 11 г. до н. э.
Друз предпринял поход к реке Везер, а в 10 г. до н. э. — против
хаттов и свевов. В 9 г. до н. э. Друз дошел до Эльбы; под властью
Рима оказались хатты, свевы и херуски. В том же году Друз неудачно
упал с коня и умер. В 8 г. до н. э. на германскую границу был
направлен Тиберий, снова совершивший поход к Эльбе. Сменивший
на время Тиберия Луций Домиций Агенобарб подчинил римской власти
гермундуров, а в 4 г. н. э. Тиберий, вновь появившийся на берегах
Рейна, еще раз покоряет херусков. В 5 г. н. э. Тиберий опять предпринял
поход к Эльбе, подчинил лангобардов и семнонов. Между Рейном и
Эльбой была образована провинция Германия, наместником которой
был назначен Публий Квинтилий Вар.
Этот правитель, жадный и как военачальник бездарный, повел линию
на быструю романизацию провинции. В частности, начали функционировать
чуждые для германцев римские суды. Ответом было восстание германцев,
во главе которого стоял вождь племени херусков Арминий. Восставшие
заманили римские войска в глубь страны и в Тевтобургском лесу
неожиданным нападением уничтожили неприятеля (9 г. н. э.). Известие
об этом поражении вызвало в Риме смятение. Сам Август тяжело переживал
случившееся; рассказывали, что он не стригся и не брился, не раз
бился головой о косяк двери, восклицая: «Квинтилий Вар, верни
легионы!». День поражения стал для него траурным.[Sueton., Aug.,
23; Oros., 6, 21, 26 — 27.] Производилась насильственная мобилизация;
много было уклонявшихся от службы. Рассказывали об одном всаднике,
который отрубил своим сыновьям пальцы.[Sueton., Aug., 24.] Август
прибег к решительным мерам. Произведя жеребьевку среди отказывавшихся
вступить в армию, он каждого пятого из тех, кто были младше 35
лет, и каждого десятого из тех, кто были старше, лишил граждан-
|
|
|
120 |
ских прав и имуществ. Были и казненные. В Германию снова был
отправлен Тиберий и с ним его племянник, сын Друза Германик. В
11 г. н. э. они предприняли очередной поход на территорию прежней
провинции, однако границей Империи стал Рейн, хотя римляне и предпринимали
время от времени походы в глубь Германии.
На Востоке Август делал все, чтобы поддерживать римское господство,
стабильность и мирные отношения, хотя и не отказывался от проведения
активной внешней политики там, где это было возможно без особенного
риска.
Осенью 22 г. до н. э. Август счел необходимым отправиться на
Восток. Сначала он посетил Сицилию,[Cass. Dio, 54, 7, 1.] куда
вывел ряд колоний — в Тавромений,[Diod., 16, 7.] Катану,[Strabo,
6, p. 268.] Сиракузы,[Ibid., 6, p. 270.] Тиндарид, Гимеру,[CIL,
X, 7474, 7345.] а также Панорм.[Strabo, 6, p. 272.] В Сицилии
Август получил жалобу на злоупотребления со стороны тамошнего
наместника Феодора из Тарса и назначил на его место своего учителя
Арея.[Plut., Apoph., 5.] В Греции по просьбе своей жены Ливии
Август посетил Киферу и Спарту, где в свое время Ливия, спасавшаяся
от Августа, нашла убежище. В Спарте он присутствовал на сисситии
— знаменитой спартанской общественной трапезе.[Cass. Dio, 54,
7, 2.] От посещения Афин, когда-то поддерживавших Антония, Август
уклонился; он остановился в Эгине. Перепуганные афиняне умоляли
его прибыть в их город, но Август, демонстрируя свою немилость,
отверг их домогательства;[Plut., Apoph. Aug., 13.] более того,
он освободил от власти Афин Эгину и Эретрию, а также запретил
Афинам торговать своим гражданством.[Cass. Dio, 54, 7, 2.] Впрочем,
скоро он сменил гнев на милость и присоединил к владениям Афин
остров Лесбос.[Vitruv., 7, 7.] На Самосе Августа встречали не
только власти и жрецы, но и ликующая, празднично наряженная толпа;
этот эпизод достаточно показателен для характеристики той атмосферы,
в которой происходила поездка Августа по Греции.
В Малой Азии его приняли как бога-спасителя. День появления Августа
в провинции (25 ноября) должно было регулярно праздновать; почти
повсеместно в честь Августа устраивались новые или переименовывались
старые игры;[Syll., 399.] в некоторых городах даже была введена
новая эра — от императорской поездки. И все же у Кизика, где во
время волнений римских граждан бичевали и убивали, Август отнял
свободу.[Cass. Dio, 54, 7, 6.] В сенат-
|
|
|
Продолжить чтение
|
|