Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
212

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У исследователей не существует особых расхождений по поводу того, что античное рабство, представлявшее собой основу античного общества (положение, известное уже Аристотелю), возникло в процессе длительной эволюции различных форм зависимости, появившихся еще в период разложения первобытной общины. Разногласия — и весьма существенные — возникают по поводу определения социального характера процессов, приводивших к возникновению античного полиса. А между тем процессы становления полиса и античной формы рабства связаны неразрывно.

Для широкого внедрения классического рабства был необходим социальный переворот, совершившийся в период архаической революции. Этот переворот способствовал ликвидации тех пережитков первобытнообщинного строя, которые тормозили развитие греческого общества. В полисах Греции, проходивших этот путь ускоренными темпами, натуральное хозяйство уступало свои позиции товарно-денежному. Исход социальных конфликтов VIII—VI вв. до н. э. и в конечном счете своеобразие путей становления различных полисов Греции зависели от того, в какой степени то или иное государство было втянуто в товарно-денежные отношения, насколько активно участвовало в них гражданское население и насколько прочным был блок сословия крестьян и торгово-ремесленного слоя в борьбе против землевладельческой знати.

Социальная борьба в Греции привела к появлению многочисленных форм политического устройства, анализ которых мы находим в «Политике» Аристотеля. Их возникновение определялось тем, что большинство греческих полисов проходило в своем развитии ряд последовательных этапов, для каждого из которых была характерна определенная форма государственности.

213

Одним из первых результатов социальной борьбы в период архаической революции была кодификация «обычного права». Все греческие полисы так или иначе прошли этот этап, но для большинства из них запись законов сводилась лишь к юридическому закреплению господства аристократии (олигархии).

Введение цензовой системы (тимократия) было уже принципиально новым явлением, фиксировавшим изменившееся соотношение социальных сил. Тимократические режимы, создателями которых были именно те раннегреческие номофеты — выходцы из средних слоев, деятельность которых высоко оценивал Аристотель, представляли собой различные варианты компромиссов между знатью и народом. Самым значительным среди установлений тимократии следует считать запрещение долговой кабалы в отношении собственных сограждан, без которого, в сущности, невозможно было, дальнейшее развитие античного рабства. Однако наивысшего развития рабовладельческие отношения в Греции достигали лишь в тех полисах, где возникла демократия, которую Аристотель (Polit. III, 10, 1286b, 14—22) считал конечной, но далеко не лучшей формой полисной государственности.

Темпы развития античной формы рабства в значительной мере зависели от степени демократизации той или иной греческой общины. Каждый полис мог позволить себе наводнить страну чужеземными рабами только в том случае, если были приняты серьезные меры для укрепления его гражданского коллектива: граждане должны были быть защищены не только от прямого порабощения, но и от умаления их гражданских прав и даже от посягательств на их экономическую независимость. Важнейшую роль при этом играли меры по решению аграрной проблемы, которые принимались полисом — верховным собственником земли.

Можно говорить о существенных различиях полисных режимов в таких наиболее часто сопоставляемых государствах, как Афины, где рабовладельческая демократия получила наиболее полное выражение, и Хиос, на котором длительное время сохраняла свои позиции землевладельческая знать. Точно так же можно говорить о несходстве в Афинах и на Хиосе рабовладельческих отношений, поскольку их особенности не в последнюю очередь определялись характерными чертами

214

социальной структуры каждого из этих полисов. Эти наблюдения не отменяют все же принятого многими исследователями положения, согласно которому, развитие античной формы рабства было неразрывно связано с демократизацией общества. Существенные уточнения при этом позволяет внести изучение динамики архаических видов зависимости, сохранявшихся в Греции еще в классический период, когда в развитых полисах уже утвердилась античная форма рабства. В целом последовательные изменения статуса различных типов зависимого земледельческого населения и постепенный переход к античной форме рабства, в отсталых греческих общинах подтверждают существование двух фаз в развитии рабовладельческих отношений в Греции.

Перемены в положении зависимого земледельческого населения были, несомненно, связаны с определенными социальными и политическими процессами, происходившими в тот или иной период в общинах завоевателей. Нельзя исключить, что и в период архаической революции в целом ряде общин, подвергшихся дорийскому завоеванию, покоренное население типа илотов принимало активное участие в борьбе демократии против знати. Это могло приводить к раннему исчезновению института «илотии» в ряде общин, а также к появлению лично свободных, но бесправных групп населения, например в Спарте, Аргосе, Сикионе, а позднее и в Фессалии. Нельзя также исключить и переход какой-то части «илотов» на положение частных рабов, что могло иметь место в той же Фессалии еще в ранний период разложения родового строя. Однако как преобладающая форма эксплуатации частновладельческое рабство могло утвердиться в общинах, отстававших в своем развитии, лишь с исчезновением «илотии». Унификация рабовладельческих отношений в различных областях Греции привела к тому, что античная форма рабства, возникновение которой было связано с развитием античной демократии, распространилась в тех или иных вариантах на большей части греческого мира.

Подготовлено по изданию:

Шишова И.А.
Раннее законодательство и становление рабства в античной Греции. — Л.: Наука, 1991.- 224 с.
ISBN 5-02-027289-2
© И. А. Шишова, 1991



Rambler's Top100