Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
7

...Доказательством того, что проела пленное могущество
Эллады и ее прежнее богатство не ложный слух,
является постройка величественных зданий.

Плутарх, Перикл, XII

ВВЕДЕНИЕ

Человек всегда создавал памятники, в которых он воплощал волновавшие его мысли и настроения. Около огромных египетских пирамид, у пышных колоннад римских форумов, близ храмов Московского Кремля возникает чувство общения с людьми, которые воздвигли эти сооружения, вошедшие в историю.

Трудно понять искусство Египта, не ощутив давящей массы простых по форме пирамид; нельзя составить представление о древнем Риме, не зная его форумов, или о Москве, не видя Кремля. Так и Акрополь в Афинах, древнейшей столице Греции, с его прекрасными сооружениями до сих пор живо воплощает величие бессмертной культуры Эллады.

Из любой точки Афин можно видеть вытянутый с востока на запад холм с плоской вершиной — Акрополь. Он возвышается над городом — над его площадями, сеткой улиц, низкими домами (илл. 1, 2). Склоны

1. Вид на Акрополь.

8

Акрополя поросли мелким кустарником, из которого выступают мощные укрепления. Со всех сторон он обнесен крепостными стенами, высокими в тех местах, где склоны пологие, и низкими там, где скала Акрополя неприступна. Размеры верхней площади Акрополя невелики — 300 метров в длину и 130 метров в ширину. На этом пространстве и воздвигли свои прекрасные здания древние зодчие (илл. 3). Гордо возвышаются здесь колонны Парфенона—храма покровительницы города богини Афины. Рядом с ним расположен Эрехфейон — храм Афины, Посейдона и Эрехфея. Вход на Акрополь украшен величественными воротами — Пропилеями. Справа от них стоит небольшой храм богини победы Ники (илл. 4).

Древние строители старались сделать не слишком резким переход от низких домов города к храмам Акрополя. Священный холм был окружен прославленными

2. Вид на Акрополь.

9

3. Вид па Акрополь.

в древности сооружениями. Около него располагались театр Диониса, рыночная площадь — агора, храмы, святилища. И позднее, когда Греция стала римской провинцией, новые здания возникали в этом овеянном славой городе. Римский император Адриан много строил в Афинах. Место для музыкальных состязаний — Одеон был сооружен во II в. н. э. близ южных стен Акрополя. У подножия холма выросла колоннада рыночной площади и храм бога Гефеста.

4. Реконструкция Акрополя.

10

5. Вид на Акрополь.

Афинские зодчие во все времена стремились прежде всего подчеркнуть великолепие Акрополя. Так, огромный храм Зевса Олимпийского, начатый еще в VI в. до н. э. и законченный при Адриане, был воздвигнут на почтительном расстоянии от священного холма (илл. 5). Между храмом Зевса Олимпийского и Акрополем Адриан поставил арку, как бы разделив Афины на две части — древний город и город римского времени. На стороне арки, обращенной к Акрополю, есть надпись: «Это город Тезея». На другой стороне: «Это город Адриана». Сквозь пролет римской арки виден с одной стороны храм Зевса Олимпийского, с другой — холм Акрополя, как будто заключенный в прекрасную раму (илл. 6).

Акрополь не только украшал великий город. Прежде всего он был святыней, около которой проходила вся общественная жизнь эллинов. Акрополь объединял горожан, защищал их от врагов. Но и высокую художественно-эстетическую значительность его памятников, бесспорно, понимали сами греки. Ведь недаром существовала у них поговорка: «Да, ты чурбан, когда Афин не видел, осел, коль видя их не восторгался, когда ж охотно кинул их — верблюд».

Афинский Акрополь по своему значению близок кремлям древнерусских городов. Кремли тоже были не только крепостями в тяжелые дни нашествий врагов и местом, где проводили особенно торжественные

11

6. Вид на храм Зевса Олимпийского сквозь арку Адриана.  

праздники, но в них воздвигались лучшие храмы, они украшались самыми выдающимися произведениями искусства.

В Афинах запрещено сейчас строительство высоких домов, которые могли бы заслонить Акрополь. Эллинский кремль царит над современным городом как свидетельство величия древнегреческой культуры, как намят ник становления европейской цивилизации.

В наши дни здесь музей, произведения которого, пройдя через тысячелетия, не утратили своего значения и имеют огромную историческую ценность. Они молчаливые свидетели славных событий, которые разыгрывались на этом холме в века, когда человек, еще в условиях рабовладельческого строя, впервые познал основы демократических свобод.

Однако еще более значительны они с точки зрения художественной. Мраморные храмы и скульптурные памятники древних Афин все ценители прекрасного признают недосягаемыми образцами искусства.

Подготовлено по изданию:

Соколов Г. И.
Акрополь в Афинах. М., «Просвещение», 1968. 108 с. с илл.



Rambler's Top100