Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
43

Святилище Аполлона

От Кастальского ручья дорога идет к священному участку — теменосу. Теменос был обнесен высокой стеной. Павсаний пишет, что в ограде, окружавшей оракул Аполлона в Дельфах, имелось несколько ворот, через которые паломники проходили в дни празднеств. «Самый город Дельфы, откуда на него ни посмотреть, круто поднимается вверх; так же как город, идет и священная ограда храма Аполлона. Она очень велика и возвышается над всем городом; выходы из нее ведут во все стороны»21. Центральный вход находился у Кастальского источника. От ворот открывается вид на святилище Аполлона. Оно кажется невелико по размерам: от рядов сокровищниц на юге до лесхи книдян на севере и от западного края театра до восточной стой Аттала. Однако вместе с расположенным южнее основного участка святилищем Афины Пронайи, а севернее — большим стадионом территория города и святилища, примыкающего к скалам Федриад, была все же довольно обширна. Взгляд охватывает пространство святилища, расположенного на склоне горы, но стадион скрывается на более высокой террасе и не виден от ворот.

На территории святилища возвышались прекрасные древние постройки. Теперь от них сохранилось немногое. Большей частью это либо руины, либо очищенные от наслоений позднейших веков фундаменты сооружений. Они проливают свет на историю Дельф. Внимательное отношение к этим остаткам некогда величественных построек вознаграждается. Воображение порой дорисовывает утраченное, и человек получает возможность представить себе, какого рода посвятительные дары приносились Аполлону, когда и кем они были поставлены. К сожалению, лишь немногие сохранились или реставрированы так, что могут дать представление о своем первоначальном виде.

Каменистая священная дорога шириной 4—5 м ведет от ворот, поднимаясь вверх мимо посвятительных даров, сокровищниц

44

ПЛАН СВЯТИЛИЩА — ТЕМЕНОСА АПОЛЛОНА

1) Храм Аполлона; 2) Теагр; 3) Сокровищница сикионцев;

4) Сокровищница сифносцев; 5) Сокровищница мегарян;

6) Сокровищница фиванцев; 7) Сокровищница беотийцев;

8) Сокровищница потидейцев; 9) Древняя сокровищница афинян;

10) Сокровищница этрусков; 11) Сокровищница афинян;

12) Сокровищница эолийцев; 13) Сокровищница киренцев;

14) Пританей; 15—16) Разрушенные сокровищницы;

17) Сокровищница; 18—19) Часовня и теменос Диониса;

20—23) Разрушенные сокровищницы и постройки;

24) Сокровищница коринфян; 25) Сокровищница книдян;

26) Булевтерий; 27—30) Разрушенные постройки; 31) Сокровищница;

32) Часовня и теменос Посейдона; 33) Наксосский сфинкс;

34) Портик афинян; 35) Колонна платейцев;

36) Монумент фессалийцев; 37) Скена театра; 38) Лесха книдян

к храму Аполлона. На первом участке священной дороги, сразу после входа, по правую руку стояли посвятительные дары различных государств, царей, греческих городов, частных лиц. Жители острова Керкира поставили здесь медную статую быка, который помог им в рыбной ловле, указав место, где было особенно много рыбы. Неподалеку от нее граждане аркадского города Тегеи после победы над спартанцами водрузили в святилище Аполлона много статуй богов и местных героев. Рядом с ними были выставлены посвятительные дары спартанцев, победивших афинян в конце V века до н. э. (так называемый дар Лисандра), в виде статуй Диоскуров, Зевса, Аполлона, Артемиды, Посейдона и спартанских героев.

Слева от ворот стояли приношения афинян и города Аргоса. Сначала располагались статуи, воздвигнутые афинянами после победы над персами при Марафоне. Здесь можно было видеть изваяния Афины, Аполлона и афинского полководца Мильтиада. Около них находились статуи Эрехтея, Кекропса и других местных божеств и героев Афин. Эти памятники выполнил великий греческий скульптор V века до н. э. Фидий. На оплату работы и материала была затрачена одна десятая часть той добычи, которая была получена от победы над персами. Статуи эти стояли на одном длинном постаменте.

Затем по обе стороны дороги, обрамленные двумя полукружиями— экседрами, стояли подарки города Аргоса. Левая

45

ПЛАН СВЯТИЛИЩА — ТЕМЕНОСА АПОЛЛОНА

46

экседра была поставлена в VI веке до н. э., а правая — в конце VI или в V веке до н. э. Здесь можно было видеть много статуй богов и героев, которые почитались аргосцами после военных побед или по случаю основания города, статуи вождей, участвовавших в походе на Фивы, в том числе Амфиарая, изображенного рядом со своей колесницей.

Подробно рассказывает о расположении даров и построек в святилище Дельф Павсаний. Хотя в труде этого древнего автора встречаются неточности, его описание Эллады остается одним из самых ценных пособий для изучения искусства Греции. Французский ученый Ж. До, решив проверить истинность сведений Павсания, сам прошел по Дельфам, просматривая каждую деталь. Русский переводчик Павсания С. П. Кондратьев приводит вывод французского исследователя: «Есть путеводители более блестящие и более ученые, чем книга Павсания; но я не знаю более тщательных и до мелочей правдивых». Он считает, что Павсаний несомненно был в Дельфах и видел многие памятники своими глазами.

Каждый город стремился поставить в Дельфах мраморные и бронзовые произведения особенно прославленных скульпторов Эллады. Обращает внимание то обстоятельство, что чаще всего после какой-нибудь удачной военной операции или победы, одержанной над врагом, в Дельфах ставили изображения богов от имени всей общины. Принести в дар Аполлону статую мог тем не менее не только город, но и отдельный гражданин, каждый грек. Так в Дельфах находилось изваяние Фрины, исполненное знаменитым греческим скульптором Праксителем 22. Выдающийся медик древности Гиппократ поставил в Дельфах медное изображение весьма изнуренного болезнью человека23. Скульптурных памятников в святилище Дельф было огромное количество. Римский писатель Плиний упоминает о трех тысячах статуй24. На

47

обилие статуй в Дельфах косвенно указывает свидетельство о том, что римский император Нерон похитил из Дельф пятьсот произведений греческих ваятелей 25. Много драгоценных даров приносили оракулу Аполлона чужестранцы. О пожертвованиях персов в Дельфы сообщает греческий историк Геродот: «По воцарении Гигес послал в Дельфы многочисленные дары: сколько ни есть серебряных даров, большая часть их от него и находится в Дельфах. Кроме серебра он пожертвовал в большом числе и золотые сосуды; в числе их наиболее достойны упоминания шесть золотых чаш. Весят они триста талантов и помещаются в сокровищнице коринфян»26.

Особенно много стояло в святилище статуй богов, оказавших, как считалось, помощь той или иной общине или городу. Воздвигались здесь также изваяния юношей атлетов, победивших на состязаниях, портреты почетных граждан различных эллинских городов, монументы с рельефными изображениями, повествующими о победах богов и героев.

Примечательно то, что в числе посвятительных даров, выставлявшихся в святилище Дельф, нередко бывали изображения животных. Так в Дельфах можно было видеть, как свидетельствует Павсаний, статую медного волка. «Рассказывают, что некий человек похитил деньги из сокровищницы бога и с этими деньгами скрылся в ту часть Парнаса, которая покрыта особенно густым лесом. Когда он заснул, на него напал волк. Этот волк умертвил человека и затем, каждый день, подходя к городу, выл. Когда дельфийцы поняли, что это делается не без воли бога, они пошли следом за зверем, и, таким образом, нашли священные деньги и посвятили богу этого медного волка» 27.

В Дельфах находились уже упоминавшееся изображение медного быка из Керкиры 28 и медная голова бизона, присланная Аполлону царем пеонов Дропионом 29. Жители Аргоса подарили

48

богу медного коня работы скульптора Антифана30. Стояли в Дельфах медные изваяния осла 31, льва 32. Медный змей с тремя туловищами и тремя головами, образующий ствол колонны, возвышался у храма Аполлона, пока не был позднее перевезен в Константинополь. Здесь же в начале священной дороги помещалась большая база-постамент для посвятительных даров италийского города Тарента — изображений коней, пленных женщин и других статуй. Так обилием всевозможных даров, прославлявших богов и героев, изображениями различных животных, связанных с какими-либо чудесными событиями, открывалась за главными воротами священная дорога оракула Аполлона в Дельфах.

После этих памятников шли построенные различными городами для хранения особенно почетных даров Аполлону сокровищницы, располагавшиеся преимущественно на левой стороне дороги. Павсаний сообщает о сокровищницах сикионцев, сифносцев, афинян, фиванцев, потидейцев, книдян и сиракузян 33. За посвятительным даром италийского города Тарента стояла сокровищница города Сикиона (конец V в. до н. э.), затем возвышалась изящная сокровищница сифносцев — жителей острова Сифноса (около 525 г. до н. э.), и в конце первого участка дороги была воздвигнута сокровищница города Фив.

Постепенно, одна за другой открывались сокровищницы взорам паломников, поражая разнообразием своих форм и красотой. Принцип последовательного расположения памятников, характерный для архаической архитектуры, был выдержан и в Дельфах. Подобно храмам Селинунта и Пестума, сокровищницам Олимпии стояли также рядом в чинном строю сокровищницы святилища Аполлона в Дельфах. При созерцании их в древние

49

Капитель колонны архаического фолоса сикионцев. 580 г. до н. э.

Капитель колонны архаического фолоса сикионцев. 580 г. до н. э.

времена, когда эти здания не были разрушены, без сомнения не возникало чувство монотонного повтора. Даже в том случае, если соседние постройки были исполнены в одном ордере, они сильно отличались друг от друга пропорциями, украшениями и никогда не вызывали впечатления однообразия. И все же хотя сокровищницы в Дельфах одна за другой открывались взору человека, поднимавшегося по священной дороге, их восприятие не было простым, как это могло бы показаться. Это объясняется рельефом местности. Священная дорога поднимается по склону горы. Иногда она круто поворачивает, и тогда некоторые сооружения предстают взору то с одной, то с другой стороны.

50

Метопы архаической сокровищницы сикионцев.

Калидонский вепрь. 560 г. до н. э.

Калидонский вепрь. 560 г. до н. э.

Жители города Сикиона, крупнейшего в VI—V веках до н. э. центра Пелопоннеса, выстроили в Дельфах сокровищницу. Она стояла на первом участке священной дороги с левой стороны при движении от ворот Кастальского ключа. Павсаний указывает ее местоположение и сожалеет, что в его времена даров, некогда хранившихся в ней, уже не было. «Около дара тарентий-цев находится сокровищница сикионян, но сокровищ не увидишь ни здесь, ни в других сокровищницах» 34.

От этой маленькой постройки «в антах» сохранились фундаменты и украшавшие ее метопы. Размеры ее: 8,48 м X 6,34 м. Вход располагался на восточной стороне. Построена она была в конце V века до н. э. Примечательно, что среди фундаментов сокровищницы сикионцев во время раскопок были найдены

51

 

Похищение быков. 560 г. до н. э.

Похищение быков. 560 г. до н. э.

квадры из известняка, относящиеся к более ранней круглой постройке архаического времени, имевшей в диаметре 6,32 м. Был ли на месте классической сокровищницы сикионцев архаический фолос или при ее создании были использованы квадры от расположенного рядом разрушенного к тому времени круглого здания, пока что остается загадкой. В фундаментах были найдены архитектурные детали и рельефные метопы архаической эпохи, служившие при постройке сокровищницы сикионцев строительным материалом. Высказывалось мнение (Динсмур), что фрагменты скульптурных метоп и детали архаического здания принадлежали древней сокровищнице сиракузян. Несомненно, метопы были созданы в архаическую эпоху, не раньше середины VI века до н. э. Прямоугольная форма рельефных метоп,

52

Бастион сокровищницы сифносцев. Вид с запада. Известняк, мрамор. 526—525 гг. до н. э.

Бастион сокровищницы сифносцев. Вид с запада. Известняк, мрамор. 526—525 гг. до н. э.

имевших размеры 87 X 58 см, указывает на то, что они сделаны в это время. Подобной формы плиты украшали некоторые сицилийские храмы архаики. Материалом для метоп служил грубый, пористый камень известняк.

Из большого числа фрагментов метоп особенно интересны четыре, дошедшие в лучшей, чем остальные, сохранности. На них изображены сюжеты из греческих мифов: похищение Европы — дочери финикийского царя, охота на Калидонского вепря, Диоскуры у корабля «Арго», а также похищение Диоскурами быков.

На метопе со сценой похищения Европы можно видеть рельефное изображение фигурки Европы, сидящей на быке, облик которого принял полюбивший девушку Зевс. В дельфийской композиции есть нечто общее с подобным расположением фигур быка и Европы на метопе архаического храма в Селинунте. Прост и лаконичен рельеф другой плиты, на которой показан Калидонский вепрь, пораженный мифологическим героем Мелеагром. Зверь изображен припавшим на передние лапы и свирепо ощетинившимся на охотника.

В отличие от этих простых сцен сложным расположением персонажей отличаются метопы с фигурами Диоскуров. Здесь можно видеть изображение корабля и на нем двух музыкантов. Около головы одного сохранилась надпись «Орфей». По греческим сказаниям Орфей сопровождал в походе аргонавтов. Корабль аргонавтов миновал опасное место, где было слышно пение страшных сирен, благодаря музыке Орфея. Стоящих близ корабля и слушающих музыку Орфея всадников обычно называют Диоскурами. На одеждах Диоскуров и музыкантов в некоторых местах остались следы красной краски.

Сложной композицией отличается рельеф метопы с изображением юношей Диоскуров, ведущих быков. Согласно древней

53

легенде, братья Диоскуры были сыновьями Леды. Отцом Поллук-са был Зевс, отцом Кастора — Тиндарей. Один из подвигов Диоскуров заключался в битве с сыновьями царя Афарея — Идасом и Линкеем, у которых они похитили быков. Очевидно, изображенная на рельефе сцена связана с этим мифом.

Трое мужчин, показанных на метопе, решительным шагом движутся вперед, держа в руках копья. Они в одинаковых одеждах— хламидах, застегнутых на правом плече. На ногах у мужчин сандалии. При движении их тела слегка обнажаются. Лица на рельефе сильно пострадали. Лучше других сохранилось лицо среднего. За мужчинами идут быки. Из трех видных за каждой фигурой быков два изображены в профиль и лишь крайние повернули морды в фас, как бы смотря на зрителя. Скульптор в этой метопе решает сложную задачу, располагая на плоском рельефе несколько фигур в глубину. Ритмика движения героев,

54

четкая параллельность копий, повтор уходящих в толщу рельефа ног быков — все это придает метопе очарование, свойственное обычно древним памятникам искусства. Особенная красота повтора элементов, подчеркнутая в этом каменном изваянии, созвучна повторам в древних народных песнях.

Непосредственно за сокровищницей сикионцев к западу стояла сокровищница сифносцев. В некоторых книгах эта постройка называется сокровищницей книдян (так называл ее одно время археолог Омоль, исследовавший ее), и к книдянам относят и скульптуру ее, но в последнее время установлено, что это сокровищница сифносцев. Жители находящегося рядом с Паросом острова Сифноса построили в Дельфах незадолго до 525 года до н. э. богато украшенную рельефами небольшую сокровищницу размерами по основанию 5,95 X 8,37 м. Стояла она на возвышении — «бастионе», укрепленном с северной и южной стороны подпорными стенами полигональной кладки, принцип которой был заимствован у архитекторов острова Лесбоса. Она была особенно роскошна и выделялась на общем фоне других построек. Геродот пишет, что «на Сифносе находятся золотые и серебряные рудники; на десятину доходов от этих рудников сифносцы содержат в Дельфах сокровищницу, не уступающую богатейшим сокровищницам»35. Как и другие, сокровищница сифносцев служила местом хранения регулярных денежных взносов от городов и общин в пользу Аполлона. Павсаний, в частности, не забывает упомянуть о том, что «когда сифносцы по алчности прекратили взнос десятины, последовало наводнение и сокрыло их рудники» 36.

Сокровищница сифносцев была сложена из блоков дорогого и красивого паросского мрамора. Скульптурное убранство ее было исполнено также из этого камня. Дар жителей далекого острова выглядел со стороны входа особенно эффектно. Анты

55

Кариатида сокровищницы сифносцев. Мрамор 526—525 гг. до н. э.

Кариатида сокровищницы сифносцев. Мрамор 526—525 гг. до н. э.

56

Голова кариатиды сокровищницы сифносцев (сзади). Рельеф на калафе кариатиды. Игры силенов и менад

Голова кариатиды сокровищницы сифносцев (сзади). Рельеф на калафе кариатиды. Игры силенов и менад

57

завершались капителями со сложным орнаментом. Между антами на квадратных постаментах стояли изваяния двух девушек — кариатид, заменявшие колонны и поддерживавшие своими головами крышу входного портика. Они придавали нарядность ионической архитектуре здания. До IV века до н. э. подобные фигуры, поддерживавшие кровлю, именовались корами. Так называли и статуи гречанок, несущих крышу южного портика Эрехтейона на Акрополе. Позднее стали употреблять слово «кариатида». Витрувий объясняет появление этого слова так: «. .. пелопоннесский город Кария заключил против Греции союз с неприятелем — персами; впоследствии греки, со славою завоевав себе свободу. . . объявили войну карийцам. И вот, взяв их город. . . они увели их жен в рабство. .. чтобы они, служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, явно платились за преступления своих сограждан. Ради этого тогдашние архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения тяжестей, чтобы и потомство помнило о наказаниях карийцев»37. Хотя исторический факт, сообщенный Витрувием, недостоверен, это одна из известных попыток объяснить происхождение термина «кариатида».

Изваяния девушек с дельфийской сокровищницы были подняты на постаменты. Высота сохранившихся фигур 2 м. По внешнему облику они напоминали акропольских кор. Одетые в хитоны и плащи — гиматии, они твердо стояли, поддерживая кровлю здания. Диадемы увенчивали их прически, полоска лесбийского киматия отделяла головы от высоких калафов — головных уборов с рельефными изображениями. Над ними помещался эхин, украшенный фигурками львов, терзающих лань.

Кариатиды сокровищницы сифносцев — крепкие, здоровые девушки— уверенно сдерживают тяжесть антаблемента. Они широкоплечие, с крупными формами, полными лицами. Пластическая

58

мощь дельфийских дев такова, что кажется — они без труда заменяют колонны, неся кровлю здания. По силе они не уступают архаическим юношам, мраморные изваяния которых создают в это время греческие скульпторы. Кариатиды воспринимаются как родные сестры куросов, подобных дельфийским Клеобису и Битону. Как и подобает девушкам, по представлению архаического скульптора, кариатиды нарядны. Они в красивых одеждах, тщательно завиты в колечки их локоны. Бронзовые украшения некогда оживляли мрамор, располагаясь там, где теперь на мраморных поверхностях остались лишь дырочки для прикрепления их к статуям.

Лицо кариатиды воспринимается симметричным. Строго выдержанное равновесие пластических масс вызывает это ощущение. Но было бы напрасно искать в подобных архаических изваяниях зеркального отражения. Симметрия здесь кажущаяся. Архаический скульптор никогда в своих произведениях не придерживался точной симметрии, которая позднее превратит статуи классицистов, подражавших грекам, в холодные и жесткие бездушные изваяния.

Голова кариатиды прекрасна и сзади. Водопадом ниспадают волосы. В ритмике движения прядей нет повтора, который внес бы однообразие в такую, казалось бы, простую и в то же время требующую огромного мастерства для ее изображения поверхность. Волосы завершает полоса лесбийского киматия. Над ним, на круглом барабане калафа, представлены спутники бога вина Диониса — силены и менады. Введение подобных сюжетов в ткань пластического образа кариатиды не случайно. Они были распространены в ионическом искусстве и встречаются в рисунках на ионических вазах и в ионической пластике.

Фигуры кариатид украшали, очевидно, не только сокровищницу сифносцев, но и некоторые другие постройки святилища.

59

Голова кариатиды (ранее относимой к сокровищнице книдян). Мрамор. 540 г. до н. э.

Голова кариатиды (ранее относимой к сокровищнице книдян). Мрамор. 540 г. до н. э.

60

В собрании дельфийского музея хранится голова кариатиды, которая относится к неизвестному сооружению Дельф. Она близка по типу к рассмотренным выше, но характер ее лица более ионический. Косо поставленные удлиненные глаза очерчены резче. Глазницы углублены и были в древности заполнены ониксом или другим красивым камнем. Губы девушки сложены в архаическую улыбку, и уголки их приподняты выше, чем на лицах кариатид сокровищницы сифносцев. Сильно круглятся щеки. Восточные черты, смягченные в лицах кариатид сокровищницы сифносцев, выступают здесь отчетливее.

Изваяния девушек с дельфийских сокровищниц воспринимаются как предшественницы классических кариатид, которые встанут в середине V века до н. э. на Акрополе Афин, украсив

Рельеф на калафе кариатиды. Гермес и нимфы перед Аполлоном

Рельеф на калафе кариатиды. Гермес и нимфы перед Аполлоном

61

Плиты от стен сокровищницы сифносцев с декоративными рельефами

Плиты от стен сокровищницы сифносцев с декоративными рельефами

62

своими фигурами южный портик изящного ионического Эрехтейона.

Перекрытие, которое несли на своих головах кариатиды сокровищницы сифносцев, представляло собой сложный и изящный по орнаментике антаблемент ионического ордера. Над архитравом, гладкая балка которого лишь над антами была оживлена розетками, проходил рельефный фриз, исполненный незаурядными мастерами. Его отделяла от архитрава полоса сочного орнамента. Далеко вынесенный карниз также был покрыт красивым орнаментом. На углах фронтонов возвышались скульптурные изваяния сфинксов.

Восточный фронтон сокровищницы сифносцев. Мрамор 526—525 гг. до н. э. Общий вид и фрагмент

Восточный фронтон сокровищницы сифносцев. Мрамор 526—525 гг. до н. э. Общий вид и фрагмент

63

Фронтоны сокровищницы имели скульптурные композиции. На восточном фронтоне в горельефе изображено похищение Гераклом треножника из Дельф. По древней легенде пифия отказалась однажды дать ответ Гераклу за то, что он убил Ифита, и разгневанный герой решил унести ее треножник. Легенду о споре Геракла и Аполлона сообщает Павсаний.

«Когда Геракл, сын Амфитриона, пришел к святилищу, то жрица Ксеноклея не пожелала дать ему вещания вследствие убийства им Ифита; тогда, говорят, Геракл взял треножник и вынес его из храма» 38.

На фронтоне представлен Аполлон, защищающий от Геракла треножник — святыню Дельф.

Характер фронтонной композиции, изображающей похищение Гераклом треножника из Дельф, в полной мере архаический. Фигуры действующих лиц различны по высоте в зависимости от того, в каком месте фронтона они помещены. В боковых частях скульптор показывает персонажей значительно меньших по росту, нежели в центральном поле фронтона. Такова в левом углу фигура возничего, склонившегося на одно колено.

Центр фронтона как самое высокое место скульптор отводит фигуре Афины. Слева от нее изображен возбужденный спором Аполлон, к которому с успокаивающим жестом обращается женщина, стоящая левее. В определении ее имени до сих пор существует несколько мнений. Одни называют ее матерью Аполлона — Лето, другие — его сестрой Артемидой. Спиной к ней стояли две женские фигуры, сохранившиеся лишь частично. Они были обращены лицом к левому углу, к находившимся рядом лошадям. Пустующее теперь место на фронтоне первоначально занимала колесница, в которую были запряжены кони. В фигуре человека, присевшего на колено в сложной позе, нужно, очевидно, видеть возничего. От самого крайнего (неизвестного по имени)

64

Деталь восточного фронтона сокровищницы сифносцев. Борьба Аполлона и Геракла за треножник

Деталь восточного фронтона сокровищницы сифносцев. Борьба Аполлона и Геракла за треножник

лежащего в углу фронтона персонажа сохранилась лишь часть протянутой руки.

По правую сторону от Афины располагались Геракл, изваяния лошадей и две (мужская и женская) фигуры. В еще более низкой части справа был показан вооруженный эллин, обращенный лицом к углу фронтона.

Эта часть декора сокровищницы сифносцев — пример своеобразной фронтонной композиции архаики. Изображения основных персонажей выполнены в нижних частях в виде рельефа, в то же время сверху они представляют собой круглые скульптуры. Возможно, это объясняется желанием скульпторов избежать оптического искажения фигур — их заваливания — при рассматривании фронтонных изваяний снизу.

До наших дней дошли также рельефы фриза, обрамлявшего сокровищницу со всех сторон. Длина его около 30 м, высота 64 см. Сохранность некоторых плит настолько хороша, что можно четко представить сюжеты этих рельефов.

С восточной стороны сокровищницы сифносцев были расположены плиты фриза с изображением собрания богов и боя за тело павшего воина. Использование двух различных по сюжету сцен, как бы разделяющих фриз восточной стороны сокровищницы на две самостоятельные части, характерно для архаического искусства. Такая композиция согласуется с характером строго симметричного и составленного как бы из двух элементов восточного торца сокровищницы, открывавшегося путнику, двигавшемуся вверх по священной дороге. В основе двухчастности торца здания лежали два ската кровли и четкий треугольник фронтона. Характер симметричного построения торца сокровищницы, очевидно, и заставил скульптора обратиться к подобной композиции его рельефов. Возможно также, что скульптор, разделяя восточную полосу фриза на две части, стремился пробудить в паломнике

65

мысль, что сокровищница украшена и с южной стороны, где также были рельефные изображения на фризе.

В каждой части восточного фриза движения основных фигур имеют разные направления. Благодаря этому не возникает впечатления однообразия. В левой стороне фриза внимание сидящих богов Олимпа направлено к центральной части. Крайние боги обращены к середине. Напротив, в правой половине фриза, хотя движение персонажей в середине группы направлено к центру, где лежит сраженный грек, крайние квадриги лошадей изображены движущимися в стороны.

Глубоко продумано в сокровищнице сифносцев не только расположение обеих сцен, но и общая композиция всей восточной стороны фриза. Так в левом участке крайняя фигура воспринимается обособленно от изображений других богов. В правом — также правая фигура стоящего воина отделена от сцены боя.

66

Голова возничего. Рельеф из левого угла восточного фронтона сокровищницы сифносцев

Голова возничего. Рельеф из левого угла восточного фронтона сокровищницы сифносцев

Эти крайние персонажи замыкают общую композицию восточной стороны фриза. Они объединяют, казалось бы, далекие сюжетно сцены. В действительности же, несмотря на внешнее различие сюжетов, между ними оказывается глубокая смысловая мифологическая связь. Боги Олимпа показаны в момент решения судьбы сражающихся греков и троянцев. Небожители представлены оживленно жестикулирующими, очевидно, спорящими. Динамичность их действий, характерная для архаической скульптуры, созвучна напряжению боя на правой стороне фриза. Так обе эти части восточного фриза оказываются и разделенными и в то же время близкими друг другу.

От рельефа с изображением совета богов Олимпа дошло два крупных фрагмента. Первоначально здесь было десять фигур

67

Аполлон и Геракл борются за треножник. Рисунок на вазе. 480 г. до н. э.

Аполлон и Геракл борются за треножник. Рисунок на вазе. 480 г. до н. э.

богов. Сохранились лишь восемь: пять на левом фрагменте и три — на правом. Угловая левая фигура могучего, сильного воина в панцире со щитом в руке определяется как бог войны Арес. В центре на троне со спинкой и подлокотниками восседает Зевс. Между ним и Аресом помещены Артемида, Лето и Аполлон. Обращенных влево богинь на правом фрагменте отождествляют с Афиной (на ней эгида со змеями), Деметрой и Корой. Не случайно и размещение богов. Сидящие слева покровительствовали троянцам, справа — грекам. Сцена навеяна началом четвертой книги «Илиады» Гомера:

«Боги в чертоге с полом златым возле Зевса сидели

И меж собой совещанье держали» 39.

68

Восточный фриз сокровищницы сифносцев. Совет богов (левая часть)

Восточный фриз сокровищницы сифносцев. Совет богов (левая часть)

Изображения богов исполнены с выразительностью и чувством такта, присущими греческим скульпторам эпохи архаики. В движениях заметна экспрессивность жестов олимпийцев. И в то же время они не утрачивают величавости. Возвышенность образов отличает их от сражающихся воинов правой стороны фриза. Напряжение чувств, взволнованность небожителей проявляются в сложных поворотах Ареса, Зевса, Аполлона, в сильных наклонах крайних фигур, очевидно Лето и Деметры. Достаточно взглянуть, как изображает скульптор ноги олимпийцев — глубоко задвинутыми под кресла у наклонившихся или иначе поставленными у прямо сидящих богов, чтобы почувствовать, насколько большую роль играли жизненные наблюдения при создании подобных архаических композиций. Детали, кажущиеся мелочами, имеют большое значение. С их помощью создается красивая ритмичность, прони-

69

Восточный фриз сокровищницы сифносцев. Совет богов (правая часть)

Восточный фриз сокровищницы сифносцев. Совет богов (правая часть)

зывающая сцену спора богов. Движения рук показаны с архаической экспрессивностью. Боги будто убеждают друг друга в чем-то, касаются плеча соседа, потрясают в воздухе руками.

Одежды богов нарядны, волосы завиты и стекают гибкими локонами на плечи и спины, уподобляясь узорам изысканного орнамента, который часто использовали в своих произведениях архитекторы и скульпторы архаического периода. Плотность и массивность фигур олимпийцев оживлены красивыми редкими складками гиматиев, частыми живописными дробными узорами мелких складочек одежд, завитыми локонами. Подобная трактовка тканей и изысканность причесок хорошо сочетаются с орнаментальным обрамлением рельефов, в частности с полосой лесбийского киматия, ограничивающего фриз сверху. Живописная светотеневая игра деталей гармонировала с поверхностью

70

Восточный фриз сокровищницы сифносцев. Квадрига. Бой за тело павшего воина (левая часть)

Восточный фриз сокровищницы сифносцев. Квадрига. Бой за тело павшего воина (левая часть)

сюжетных рельефов фриза. Резьба по камню соотносилась с широкими плоскостями блоков сокровищницы так же, как узоры на одеждах и локоны богов с их плотными, мало расчлененными фигурами. Под фризом шла полоса орнамента из плотных крупных ов, как бы державшая своей массивностью композицию.

Правая часть восточного фриза сохранилась лучше, чем расколотая левая. Для нее была выбрана сцена битвы греков и троянцев за тело Патрокла, описанная Гомером в «Илиаде».

«Там же, вкруг тела Патрокла, весь день напролет бушевала

Распря великая тяжкой вражды. ..

Тягостный труд и людей и коней вкруг Патроклова тела

Зевс в этот день распростер. ..» 40.

Скульптор придерживался симметрии в изображении центральной сцены боя. Правую крайнюю фигуру воина он оставляет

71

Восточный фриз сокровищницы сифносцев (правая, угловая часть)

Восточный фриз сокровищницы сифносцев (правая, угловая часть)

спокойной. Ее композиционная роль, как отмечалось выше, состояла в том, чтобы замыкать всю восточную сторону фриза справа, хотя сюжетное ее значение естественно было связано со сценой сражения за тело Патрокла.

Патрокл показан лежащим на земле в центре плиты. Слева и справа от него изображены по два воина, борющиеся в полном вооружении — со щитами и копьями, в шлемах и панцирях. У одного на шлеме изображена голова горгоны Медузы, помещенная там для устрашения противника. Гоплиты одеты в короткие панцири, из-под которых виднеются складки хитонов. Воины широко шагают, исполненные глубокой решимости и отваги. Их фигуры кажутся массивными и могучими, но и здесь скульптор, смягчая тяжеловесность пластических форм, показывает узор завитых локонов, свисающих из-под шлемов, обращает внимание на красоту дробных складок одежд, оживляющих плотную массу

72

Северный фриз сокровищницы сифносцев. Кибела и лев. Аполлон и Артемида

Северный фриз сокровищницы сифносцев. Кибела и лев. Аполлон и Артемида

панциря. Архаический мастер любит сопоставлять подобные орнаментальные мотивы с тяжелыми формами и широкими плоскостями.

Характер действий в этой части восточного фриза сложнее, нежели в левой, где изображены боги. Движение в средней группе направлено к центру, но упряжки лошадей по бокам показаны скачущими в стороны. Изваяния коней и возничих, как и воинов в центре, образуют симметричные группы. Подобные изображения квадриг часто встречаются в вазовых росписях архаики. Переднюю лошадь в рельефе фриза сокровищницы сифносцев скульптор показывает в профиль. Остальных — в сложном ракурсе, как бы разворачивая квадригу, движущуюся на зрителя. Изображение скачущих лошадей выполнено с большим мастерством.

Высота рельефа на восточном фризе довольно значительная. Фигуры показаны объемными, массивными, сильно выступаю-

73

щими из фона. Глубина пространства подчеркнута не только сложными разворотами фигур, но и движением лошадей.

Рельефы сокровищницы сифносцев были в древности раскрашены, как и другие памятники античной скульптуры. Но со временем окраска была утрачена. Попытка восстановить полихромию рельефов восточной части в свое время предпринималась, и в общем оказалось возможным представить цвета некоторых элементов фриза. Фон рельефов был голубовато-синий, холодный; колесницы, колеса, оси — желтыми; гривы и хвосты лошадей, бороды и волосы воинов, шлемы, внутренние поверхности щитов — красными; надписи на голубом фоне, сообщающие имена сражающихся воинов — Менелая и Энея, — красные, земля была также красной.

Рельефы северного фриза сокровищницы сифносцев несомненно исполнены особенно искусными мастерами и были такими

74

Северный фриз сокровищницы сифносцев. Гефест

Северный фриз сокровищницы сифносцев. Гефест

же объемными и высокими, как и рельефы восточные. Ведь вдоль северной стороны шла священная дорога и паломникам как бы предлагалось не проходить мимо ее фриза, а остановиться и внимательно его рассмотреть.

Северный фриз сохранился лучше остальных. На нем изображена борьба богов и гигантов. Олимпийцы наступают на своих противников. Они решительно продвигаются вперед. Скульп-

75

тор дает возможность почувствовать движение олимпийцев слева направо, отвечающее шествию паломников по священной дороге. Как бы вместе с богами паломник, наблюдавший эти сцены, преодолевал сопротивление мощных гигантов. Первой от северо-восточного угла помещалась небольшая плита с тремя фигурами, ограниченная слева выступающей вертикальной стенкой.

Следуя взором при рассмотрении всех деталей боя слева направо, так, как наступают олимпийцы, и так, как шел мимо сокровищницы человек, можно увидеть, насколько умело скульптор компонует фигуры, выбирает их позы, движения. Особенно выразительна угловая фигура бога Гефеста. Весь изогнувшись в титаническом напряжении, он пристально всматривается в даль. В его движении мастер сумел передать волнение, охватившее бога, выразив его не в мимике лица, а в пластике, в движении тела.

Рядом с Гефестом Деметра и Кора отражают натиск наступающих противников. Сильные мускулистые ноги гигантов видны из-под плотно сомкнутых круглых щитов. Руки их мечут длинные копья. В красивом движении показаны их массивные тела, рядом с которыми особенно остро воспринимаются высеченные в низком рельефе стремительно летящие, подобные пронзительным молниям, два длинных копья, направленные на олимпийцев.

Далее расположены Геракл в львиной шкуре и стоящая в колеснице Кибела. Гигант замахивается на Геракла копьем, и острие его направлено туда же, куда обращены копья других гигантов. Строго параллельно протянулись линии копий в сторону, откуда наступают боги.

Кибела наклоняется вперед. Ей помогает огромный лев, терзающий гиганта. Массивный шлем гиганта закрывает его лицо, но

76

мастеру удается передать отчаяние гибнущего характером его движения, наклоном шлема, драматическим сопоставлением темных отверстий для глаз со светлой поверхностью его широких плоскостей.

В этой баталии нет места чувствам, которые будут позднее, в эллинистическую эпоху, вспыхивать на лицах гигантов и богов фриза алтаря Зевса в Пергаме. Ни скорби, ни отчаяния, ни радостного воодушевления победой нельзя увидеть в чертах богов и гигантов дельфийской сокровищницы. Бой идет не на жизнь, а на смерть. Здесь как бы слышен лязг копий, стук щитов, рычанье льва — звуковой аккомпанемент битвы. Однообразные шлемы скрывают чувства гигантов. Сосредоточенность лиц можно увидеть лишь у богов, захваченных жаркой схваткой.

Рядом с дельфийской битвой богов и гигантов эллинистический фриз покажется театрализованной драмой, искусно и живо передающей чувства сражающихся. Жестокость боя в сифносском рельефе передана с несоизмеримо большей, чем в эллинизме, откровенностью, несмотря на внешние условные формы изображения. В эллинистическом фризе из Пергама достоверность в передаче лиц, фигур, одежд, движений, особенно чувств, будет значительно выше, но характер битвы станет более условным — как бы красивым представлением, эффектным зрелищем.

В следующей группе олимпийцев показаны Аполлон и Артемида. Они идут рядом, Артемида почти скрыта фигурой брата, выступающего на первом плане. Под их решительным натиском убегает с поля боя противник. Тело другого распростерто на земле, и по нему шагают в стройном ряду три исполненных воинственного пыла гиганта, закрывшись круглыми щитами. Повтор трех кругов, перекрывающих друг друга, звучит сурово и решительно. Встречный открытый щит убегающего гиганта вносит в

77

Деталь северного фриза. Аполлон и Артемида

Деталь северного фриза. Аполлон и Артемида

78

Северный фриз сокровищницы сифносцев. Гера, Афина, Арес

Северный фриз сокровищницы сифносцев. Гера, Афина, Арес

это мощное трезвучие ноту тревоги. Именно здесь, к большому сожалению, плиты особенно пострадали. Часть центральных рельефов утрачена.

Очевидно, в этом месте был изображен Зевс, для фигуры которого скульпторы отводили в подобных сценах центр композиции. Сохранились лишь изваяния противников Зевса — двух гигантов, один из них мечет в олимпийца копье. Они показаны перед мордами вздыбленных лошадей.

Фигуры небожителей на северном фризе дельфийской сокровищницы сифносцев изображены в большем наклоне вперед, нежели тела гигантов. При созерцании повтора наклоняющихся атакующих богов рождается ощущение безудержной силы наступающих. Гиганты закованы в панцири. Шлемы закрывают их лица, в руках длинные копья. В одной из групп гиганты скрыты за плотно сомкнутыми щитами. Их фигур почти не видно, особенно там, где они идут, выставив вперед крепкие щиты. Противники олимпийцев показаны мощными для того, чтобы еще более подчеркнуть величие богов, побеждающих могучих, но

79

Деталь северного фриза. Убитый гигант

Деталь северного фриза. Убитый гигант

темных и низменных гигантов прежде всего силой своего возвышенного светлого существа.

В изображениях на северном фризе нет конкретности деталей, которая появится в классической скульптуре. Фигуры борющихся высечены в мраморе так общо, что кажется, их тела обладают массивностью и плотностью камня, из которого они изваяны. Качества тяжелого плотного мрамора, к тому же суммарно обработанного на поверхности, воспринимаются как своеобразная метафора, раскрывающая характер мощи богов и гигантов.

Рядом с Зевсом, сражающимся с гигантами, видна богиня Гера, которая, обернувшись, встает на колено и, замахнувшись копьем, собирается прикончить гиганта, поверженного на землю. Очевидно, здесь был изображен кульминационный момент боя. Голова Геры вырисовывается на фоне круглого щита, пересеченного четкой линией копья богини. В пределы щита оказались вписанными передние копыта вздыбленной лошади, будто ударившие в его поверхность.

81

Деталь северного фриза. Гигант со щитом

Деталь северного фриза. Гигант со щитом

Композиция для архаического скульптора — главное средство выражения его чувств и настроений. Легче передать эмоции так, как это сделают позднейшие мастера, — на лице изображенного. Архаические скульпторы находили для выражения чувств иные способы, в которых композиции и ритмическим соотношениям отводилась далеко не последняя роль.

В следующей группе сражается Афина. Скульптор отличил ее от остальных богинь изображением эгиды и змей, извивающихся на фоне щита. Она противостоит двум гигантам — Беректасу и

81

Южный фриз сокровищницы сифносцев. Кони Деталь южного фриза. Всадник

82

Лаертасу, из которых один повержен на землю и защищается щитом, а другой выступает, замахиваясь копьем, навстречу богине.

У шествующего перед Афиной бога войны Ареса три противника. Слабейший уже лежит бездыханный на земле под ногами широко шагающего бога войны, а остальные — Энафас и Биатас (один в шлеме, другой — с открытым лицом) плечом к плечу выступают против олимпийца. Один противник Ареса, прикрывшись щитом, мечет копье, другой замахивается огромным камнем, приподняв его над головой.

Гермесу, изображенному в остроконечной шапочке, противостоят два гиганта. Посейдон и Амфитрита были представлены на той части рельефа, которая утрачена. На последней, угловой, сохранившейся плите показан, очевидно, Дионис, расправляющийся с двумя противниками, один из которых припал к земле, закрывшись щитом, а другой собирается нанести удар наотмашь богу вина. Вертикальная выступающая стенка замыкает и

83

Южный фриз сокровищницы сифносцев. Кони Деталь южного фриза. Всадник

84

ограничивает композицию основного участка фриза северной стороны, вдоль которой проходила процессия паломников, направлявшихся по священной дороге мимо сокровищницы сифносцев к храму Аполлона.

Южная сторона фриза сохранилась в немногих фрагментах, из которых четыре — довольно крупные. От девятиметровой полосы рельефных плит осталось лишь около четырех метров. На дошедших до нашего времени фрагментах изображены квадриги, и, хотя сюжет представленных сцен точно не определяется, можно предположить, что на этой стороне было показано похищение дочерей Левкиппа братьями Диоскурами — Кастором и Поллуксом. Эта тема часто встречается в вазописи и в рельефах древних греков. Здесь можно видеть колесницу, на которую широким шагом всходит мужчина с женщиной на руках. Два других крупных обломка рельефов сохранили изображения колесниц, подъезжающих к алтарю, и следующих друг за другом лошадей.

В рельефах плит, располагавшихся на южной и западной стенах сокровищницы, можно заметить большую плоскостность, чем в рельефах плит восточного и северного фризов. Изображения лошадей невысоки, их тела не такие объемные. Но декоративность рельефов сохранена. Завитые в колечки нарядные хвосты лошадей, драпировки одежды людей оживляют спокойную гладь поверхности. Лошади изображены скачущими вдоль плоскости стены, и мастер не стремится показать поворот, как на восточном фризе. Скульптурное изображение пластически подчеркивает плоскость тыльной стены сокровищницы.

Боковые стены сокровищницы были глухие. Перед ними не стояли колонны, в них не было окон. Небольшой интерьер освещался сравнительно крупным дверным проемом. И все же подобные стены, вдоль которых проходили тысячи паломников, не

85

Левый угол западного фриза. Гермес

Левый угол западного фриза. Гермес

86

воспринимались как скучные безжизненные плоскости. Их оживлял фриз, повествующий о волновавших эллинов мифологических событиях. Над карнизом и двускатной кровлей возвышались фигурные скульптуры акротериев и антефиксов. Плоскость стены выступала не только как необходимый в каждом сооружении архитектурный элемент здания, но прежде всего как составная часть художественного образа, созданного строителем. В этом играли роль не украшения (кроме высоко расположенных рельефов фриза, их не было на плоскости стен), а прежде всего то, что четкие красивые очертания квадров мраморных плит, из которых складывалась стена, гармонично соотносились своими размерами с размерами всей сокровищницы. Умения найти нужный модуль древним мастерам не нужно было занимать; чувство пропорции и гармонии лежало в основе их произведений.

На западном фризе была изображена, как предполагается, сцена суда Париса. Сохранились угловые плиты. Центральная, примерно третья часть рельефов, бесследно исчезла. В левой стороне фриза можно видеть Гермеса в крылатых сандалиях с кадуцеем в руке. Он стоит перед фантастическими крылатыми конями, запряженными в колесницу, на которую всходит женщина. Уцелевшие части шлема и эгиды убеждают в том, что это Афина. Плохо сохранившуюся фигуру, стоящую за Афиной, отождествляют с Гераклом.

На соседней плите западного фриза у колесницы, в которую запряжены крылатые кони, изображена богиня. Красивое движение, узоры ее нарядных одежд наводят на мысль, что показана Афродита, хотя иногда считают, что это Геба. Сложный изгиб торса, поворот и наклон головы предвосхищают свободу движений, что появится позднее в скульптуре классики. Но как бы ни была прекрасна эта фигура, характер исполнения рельефов западного фриза такой же, как и южного. Они плоскостны. В них

87

также сопоставлены широкие чистые поверхности с орнаментально трактованными складками одежд и прическами богов.

Авторами этих рельефов были, вероятнее всего, скульпторы с острова Пароса. Не лишено основания предположение, что фризы южной стороны и западной выполнял не тот мастер, который работал над плитами восточного фриза, а другой. Однако не исключена возможность того, что рельефы южной и западной стороны как менее значительные и не часто видимые, не предназначенные для обозрения при проходе паломниками сокровищницы, должны были в скульптурно-пластическом решении быть иными, нежели на восточной и северной стороне, и были задуманы тем же мастером, но в иной — плоскостной обобщенной манере.

 

Подготовлено по изданию:

Соколов, Глеб Иванович.
Дельфы. - М. : Искусство, 1972.



Rambler's Top100