Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
237

Выводы

Итак, мы видели, что главная особенность становления в Риме раннего государства в форме римского полиса (civitas) состоит в том, что преобразования общественных отношений начались в Риме с реорганизации войска. Именно войско составило первоначальную основу нового общества и стало формой нового гражданства. Политические права гражданина были поставлены в прямую зависимость от его отношения к военной службе и количества и качества его вооружения, иными словами, от степени его полезности общине и обществу и от меры его участия в деле защиты и процветания civitas. Ценз упразднил родовые принципы комплектования войска и устройства общины и открыл двери в римское вооруженное гражданство (populus) прежде бесправным массам плебеев. В этом революционное значение реформы Сервия Туллия, положившей начало превращению родоплеменной общины предгосударственного типа в государство.

Не менее важной для судеб римского государства стала другая существенная черта центуриатной реформы. В отличие от преобразований Солона и особенно Клисфена в Афинах (VI в. до н. э.), Сервианская реформа не отменила прежнюю куриатную организацию, а лишь оттеснила ее от решения кардинальных военно-политических вопросов. Значение курий в этой сфере оказалось серьезно подорвано новой системой комплектования воинских сил. В едином войске и в единой военно-политической центуриатной организации прежний военный populus патрициев и плебейские массы оказались формально уравнены в правовом отношении. Это, в свою очередь, объективно влекло за собой уравнение в перспективе и их социально-экономи-

238

ческих прав. Поэтому центуриатная конституция, выросшая на базе преобразований Сервия Туллия, явилась в своем развитии серьезным шагом на пути коренной ломки родоплеменных традиций, утверждения взамен них норм публичного и частного права и объединения в новый гражданский коллектив стремительно оформляющихся сословий патрициев и плебеев. Центуриатный строй сделало возможным и закономерным желание широких масс плебеев войти в состав военной организации, в которой только они и получали первоначально элементарные политические права. Таким образом, военизированность римского государственного устройства привела римлян к расширению понятия «гражданских прав». Хотя и не без упорной и длительной войны, они были распространены и на плебеев, а в дальнейшем (в IV—III вв. до н. э.) и на ряд союзных латинских общин и отдельных представителей италийских народов. Можно согласиться вслед за И. Л. Маяк (1989 б; 1998 б), что римский полис развивался как более открытое общество в сравнении с афинским, где неграждане-метеки так и остались бесправной категорией. И это происходило несмотря на тенденцию патрицианской аристократии к узурпации военной и политической власти в ранней Республике. Именно открытость общества и гибкость военной организации позволили Риму преодолеть в конечном счете полисную узость и создать в III—II вв. до н. э. мощное государство, ставшее во главе прочной Римско-италийской федерации. Таким образом, тезис об аристократичности или олигархичности Рима нуждается в корректировке, ведь открытость общества — своеобразное, но имманентное проявление демократии.

Отмеченные выше диалектические противоречия сервианской центуриатной конституции наложили отпечаток на ее дальнейшую эволюцию и обусловили длительность создания единого патрицианско-плебейского государства.

В своем развитии центуриатный строй прошел четыре основных этапа. Первый этап начался с реорганизации войска и системы его комплектования в середине VI в. до н. э. в правление «плебейского» царя Сервия Туллия. Сервианская реформа носила преимущественно военный характер и была направлена на преодоление узости куриатной системы комплектования войска, расширение социальной базы призывного контингента за счет части плебеев и создания благодаря слою состоятельных собствеников, прежде всего земель-

239

ных, гоплитской фаланги. Некоторая пауза в проведении реформы в царствование Тарквиния Гордого (последняя треть VI в. до н. э.) объясняется не отменой центуриатной системы, как полагают многие исследователи, а латентным периодом ее существования.

Начало второго этапа развития центуриатного строя относится ко времени установления в Риме республиканской формы правления в 510 г. до н. э. Совершившие военный переворот представители знатных патрицианских родов использовали центуриатное войско для свержения царской власти, опорой которой в противостоянии усилению роли сената это войско и замышлялось Сервием Туллием. Из этого обстоятельства проистекает двойственность возникшего в Риме режима. С одной стороны, войско впервые обрело политические функции. Патриции во главе с членами сената (patres) вынуждены были предоставить их центуриатному войску и комициям, чтобы легитимизировать свое правление и упрочить власть сената над ежегодно избираемыми магистратами. С другой — вся полнота власти была узурпирована сенатом как оплотом куриатно-родовой патрицианской аристократии. Еще раз повторим, что, с исторической точки зрения, сенат принадлежал к родовой, примитивной доклассовой общине, которая неотвратимо уходила в прошлое со времени Сервия Туллия. С правовой же точки зрения, сенат оказался вне центуриатных порядков и правовых институтов. Но в качестве единственного постоянного органа управления сенат сосредоточил в своих руках функции верховного распорядителя вооруженного общинного ополчения и пролонгировал таким образом политическое и экономическое господство патрициата, что и положило начало так называемой «борьбе сословий» за уравнение плебеев в политических правах с патрициями в рамках центуриатной военной организации.

Этот период от 1-й сецессии плебеев в 494 г. до н. э. до середины V в. до н. э. наполнен ожесточенной социальной борьбой за торжество центуриатных порядков, за включение в них более широких масс плебеев и за обретение ими полноправного положения в гражданской общине. К середине V в. до н. э. в результате давления плебса и собственно военных нужд центуриатная система достигает пика своего развития. Вместо аморфной категории infra classem образуются четыре новых цензовых разряда граждан-воинов.

Со времени 2-й сецессии плебеев, создания Законов XII таблиц и реформ Валерия-Горация центуриатная военная организация

240

трансформируется во всеобщую политическую систему общества, объединившую сословия патрициев и плебеев в единое государство. Тем самым был начат новый, третий этап развития центуриатного строя — период высшего расцвета, завершения создания римского полиса (civitas), с присущими именно ему политическими институтами, структурой гражданства, законодательной системой и органами исполнительной власти на прочной базе норм писаного частного и публичного права. Подчеркнем еще раз: сущностным отличием римской civitas от полиса греческого типа на протяжении всей истории Рима оставалось превалирование принципов военной организации над нормами организации гражданского общества.

Начиная с первой половины IV в. до н. э. центуриатная система переходит в четвертый этап своей эволюции. В предшествующее столетие она утверждалась как стержень римского общества и государства в противоборстве с утратившей значение, но не прекратившей существование и давление на социально-экономические процессы, патрицианской куриатной организацией. Однако на новой фазе центуриатный военно-политический populus вступает в подспудное соперничество с более широкой и демократичной трибутной организацией. Совершенствование боевого построения воинских сил, введение круглогодичной военной службы и жалованья воинам знаменовали трансформацию общинного милиционного ополчения в армию постоянного типа с признаками профессионализации. Центуриатные комиции постепенно утрачивают военизированный характер и окончательно превращаются в исключительно политический избирательный орган. Они закономерно теряют связь с реальной войсковой структурой и, соответственно, утрачивают и значение высшего символа народовластия. На первое место выдвигается трибутное собрание, в отличие от concilia plebis былых времен объединявшее все полноправное население римского полиса по территориальному, а не имущественному признаку.

Середина IV в. до н. э. знаменовала череду важных побед плебеев как в социально-экономической, так и в военно-политической сфере. Законы Лициния-Секстия 367 г. до н. э. восстановили и утвердили в качестве высшей ординарной магистратуры коллегию консулов с обязательной квотой для плебеев. В течение IV в. до н. э. верхушка плебеев добилась доступа и к другим выборным должностям (эдилов, квесторов, преторов, наконец, цензоров) и экстраординарным магистратурам (диктатуре и коллегиальным комиссиям). Тогда же

241

плебеи были допущены в состав курий и жреческих коллегий. Тем самым был запущен процесс слияния верхушки двух сословий в единый правящий класс — нобилитет. Ценз утратил свою универсальную социально и политически регулирующую роль (кроме определения рамок привилегированных сословий сенаторов и всадников). С конца IV в. до н. э. центуриатная организация (и, прежде всего, центуриатные комиции) была отстранена от функционирования реальной военной организации и дел, связанных с ведением войны и военной тактикой. Этот процесс нашел проявление в переходе воинских сил к легионно-манипулярной боевой структуре и манипулярной тактике.

Таким образом, четвертый этап развития центуриатного строя завершился переходом римского общества и государства в новое качество — из чисто военной организации в чисто избирательную систему комиций. Она отнюдь не была отменена (как и куриатная), и ее роль в выборах высших должностных лиц государства не уменьшилась. Но это уже была не сервианская цензовая организация. Логическим завершением ее эволюции, синхронной становлению государства, явилась реформа центуриатных комиций, как-то незаметно свершившаяся во второй половине III в. до н. э. Она положила конец параллельному сосуществованию двух автономных систем общественного устройства, которые отражали римское общество в двух ипостасях: военной центуриатной и административно-территориальной трибутной. В итоге длительного развития центуриатная организация заложила принципиальные основы римского государства (civitas) и определила генеральный вектор возрастания могущества римского народа — Populus Romanus Quirites (Quiritium).

Таким образом, мы можем сказать, что реформа Сервия Туллия не просто открыла новую страницу в истории становления государства в Риме. Она коренным образом изменила социальный облик римского войска, в котором к середине V в. до н. э. ведущую роль основной боевой силы играли плебеи, что усиливало их позиции и в социально-политическом отношении. Естественная убыль патрицианских родов вследствие более частого призыва на службу и начавшегося с IV в. разорения привела к тому, что уже в середине IV в. до н. э. преимущественно патрицианской по составу осталась лишь конница.

242

Центуриатный строй в Риме отличало поступательное, в целом эволюционное развитие, отягощенное рядом пережитков догосударственной эпохи (куриатная организация, сакральный характер власти и др.). Но именно постепенность развития, хотя и подстегиваемая революционными всплесками социальной борьбы (сецессии плебеев и т. п.), привела с середины V и в течение IV в. до н. э. (от законов Валерия-Горация до законов Лициния-Секстия) к формированию устойчивого гражданского общества, основанного на отточенных и разветвленных правовых принципах, уникальных в истории античности. Римское государство, обретя характерные черты античного полиса, сумело более гибко реагировать на вызовы времени. В отличие от полиса греческого типа оно оказалось значительно открытее для адаптации новых членов и гораздо способнее к территориальному расширению и социальной стратификации.

Военизированная центуриатная система выстроила общество как единый военный организм, сведя родовые и классовые антагонизмы к армейскому ранжиру и переводя социальные катаклизмы в русло военной экспансии, сформировала римский менталитет служения отечеству, постоянной готовности к защите Res publica. Бурные процессы внутриполитического развития конца VI - первой половины V в. до н. э., а затем новый всплеск военной пассионарности Рима в IV—III вв. до н. э. привели к созданию мощной военной организации, ареной которой стало все Средиземноморье.

Подготовлено по изданию:

Токмаков В. Н.
Армия и государство в Риме: от эпохи царей до Пунических войн : учебное пособие / В. Н. Токмаков. — М.: КДУ, 2007. — 264 с.
ISBN 978-5-98227-147-1
© Токмаков В. Н., 2007
© Издательство «КДУ», 2007



Rambler's Top100