Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

70

ХОРОГРАФИЧЕСКАЯ МИФОГРАФИЯ

Высохшие до окаменения остатки той глины, из которой Прометей вылепил людей, во времена Павсания (который жил через столько же веков после Прометея, через сколько мы после него) еще лежали в овраге около Панопея в Фокиде1; быть может, лежат и сейчас — трудно только найти именно этот овраг.
Хорография и генеалогия имеют дело с противоположными сторонами мифологии: первая указывает древностью и сверхъестественностью ее действующих лиц, а вторая — со следами, свидетельствами и результатами их действий в современности и повседневности. Генеалогия говорит о причастности героя сверхъестественному, небесному и заодно определяет его во времени; хорография говорит о его причастности обыденному и земному и определяет его в пространстве.
Вся Греция была испещрена всевозможными материальными следами мифов; эти следы, с одной стороны, и постоянные изложения и упоминания мифов в литературе, с другой, являлись двумя основными формами существования мифологии. Обе они были столь распространены и привычны, что воспринимались как должное, и сакраментальный вопрос о вере в мифы (по крайней мере, в мифы о героях) возникал крайне



1 Paus. X, 4, 4.

 
71

редко: практически ни у кого из мифографов мы не встречаем не только ответа на него, но и самой постановки вопроса.
Информацию об этих материальных следах мифа (наряду со всевозможными другими сведениями) собирали авторы сочинений, которые называют хорогра-фическими1 (т. е. «страноописательными»).

Хорографический эпос

Хорографическая проза, как и генеалогическая, имела свою предшественницу в эпосе; это был, так сказать, «хорографический эпос».
Древнейшим известным его представителем является Эвмел Коринфский, младший, а может быть, даже и старший современник Гесиода, время жизни которого датируется либо началом, либо концом VIII века; время же жизни Эвмела — если верить свидетельству Климента Александрийского2, что он был современником Архия, основавшего Сиракузы в 735 году до P. X., — приходится на середину или вторую половину этого века, эпоху торгового и художественного расцвета Коринфа. В число известных сочинений Эвмела входит, наряду с «Титаномахией», «Европией» и «Бугонией», поэма Κορινθιακά, описывавшая мифологические древности Коринфа.
Образованное от географического имени заглавие на -κά является, начиная с Эвмела, приметой, по которой легко узнать хорографическое сочинение (хотя



1 В древности слово χωρογραφία и однокоренные употреблялись обычно применительно к измерениям расстояний, длины стен и т. п. Современное употребление появляется в византийское время, например, у Евстафия (vol. I, р. 123), в схолиях к Пиндару (Ol. VIII, 32) или в схолиях к Дионисию Периэгету (в начале которых мы находим нечто вроде определения).
2 Clem. AI. Strom. I, 31, 8 (Τ 1 Davies).

 
72

иногда, достаточно редко, можно ошибиться: так, например, Ίσαυρικά, писавшиеся в ранневизантийское время, были посвящены не древностям и не обычаям Исаврии, а войнам с исаврами императоров).
В Κορινθιακά Эвмела, в частности, говорилось о коринфском происхождении уехавшего в Колхиду Ээта; из всех поэтов, писавших в классическую эпоху об аргонавтах (Гесиод, автор «Навпактики», Пиндар в IV Пифийской оде), об этой, после Аполлония вообще забытой версии помнил только Эпименид1; когда же о ней забывают, становится непонятным возвращение Медеи из Иолка именно в Коринф и ослабляется трагизм несчастий, постигших ее именно тогда, когда она вернулась, наконец, на родину предков2.
Можно привести и другие примеры хорографических поэм. Так, Асий Самосский, упоминавшийся выше в числе эпиков-генеалогов, написал также поэму Σαμιακά, использованную позднее, согласно Афинею, Дурисом Самосским в таком же, но прозаическом сочинении: речь в сохранившемся отрывке идет о ритуальной процессии самиянок, посвящающих свои остриженные волосы в святилище Геры3. Существовали также эпические Όρχομενιακά Херсия Орхоменского и «Аттида» Гегесина', неизвестно, предшествовавшая ли по времени прозаическим «Аттидам»5. Сведения об



1 F 13 Diels — Kranz.
2 В «Навпактике» Медея и Ясон уезжают из Иолка не в Коринф, а на Керкиру, коринфскую колонию (F 9 Davies).
3 F 13 Davies.
4 Она, возможно, была героической поэмой о войне с амазонками (см. Welcher F. G. Der epische Cyclus. Bonn, 1835, 1865, p. 292 ff.). Позже поэмы об этом назывались обычно «Тезеидами» (ср. Juv. Sat. I, 1).
5 Κρητικά 'ί-πη Эпименида (FGrHist HIB 457, Diels — Kranz, S. 27-37) были не хорографической, а мифоастрономической поэмой, название же получили по родине автора, так же, как «Киприи», «Навпактика» и др.

 
73

этих двух поэмах сообщаются лишь Павсанием (выше говорилось о его интересе к эпической мифографии) и подвергаются сомнению Дэвисом.
Таким образом, хорографические поэмы уступали по распространенности другим видам эпоса; эта традиция не была возобновлена в эллинистическое и римское время (за исключением стихотворных «ктисисов» Аполлония Родосского), однако любопытно заметить, что такое возобновление совершилось в ранневизантийское время, когда Христодор из Коптоса написал гекзаметром Λυοιακά и возник новый вид поэм — так называемые Πάτρια городов, причем зачастую новых, расцветших только в это время, таких, как Константинополь или Фессалоника1; возрождения же генеалогического эпоса не произошло в античности никогда2.

«Кадм Милетский» и ктисисы

Хорографическая проза возникла одновременно с генеалогической и сразу получила большое распространение. Согласно традиции, ее первым представителем был Кадм Милетский3, написавший «Ктисис Ионии». Реальность этого Кадма, имя которого подозрительно совпадает с именем мифического изобретателя греческой письменности, подвергал сомнению еще Мюллер.



1 Христодор, кроме этих двух, написал Πάτρια Наклы (города около Гелиополя), Милета, Тралл и Афродисиады; Ульпиан Эмесский — Эмесы, Гелиополя и Боспора; Диоге-ниан Кизикский — Кизика.
2 В конце XV века генеалогии богов и героев изложил латинскими элегическими дистихами итальянский гуманист Джованни Франческо Боккардо, называвший себя Пиладом (Hesiodi ... opera ... & Genealogiae deorum a Pylade Brixiano uiro doctissimo descriptae Libris V ... Basileae, 1542).
3 FGrHist HIB 389.

 
74

Якоби, опираясь на слова Климента Александрийского1, считает Кадма вымыслом более позднего хорографа, Биона Проконнесского, объявившего одно из своих сочинений пересказом древнейшего греческого прозаика. Однако, как показывают достаточно частые упоминания о Кадме, бионова легенда была весьма распространена; объявляя Милет родиной греческой прозы, а книгу об его основании — ее первым произведением, она чрезвычайно весьма вписывалась в историю греческой литературы.
Ктисис Ионии, т. е. основание греческих городов на малоазиатском побережье (оно же «ионийская колонизация»), вызванное, согласно традиции, дорийским нашествием («возвращением Гераклидов») и стоящее вместе с ним на рубеже мифологии и истории, всегда оставалось важной темой греческой историографии: его касается Геродот2, о нем весьма подробно говорил в третьей книге своей истории Эфор3; обширное отступление посвящает ему Павсаний4, во многом, как кажется, опирающийся на Эфора.
При этом «ктисис» представляет собой изобретение прозаиков; поэтических ктисисов до Кадма не было. Напротив, стихотворные ктисисы появляются в александрийское время под влиянием прозаических; Аполлоний Родосский написал не менее шести ктисисов: Александрии, Навкратиса, Кавна, Книда, Лесбоса и Родоса5.
«Ктисис» и любимая логографами периэгеза — два вида сочинений, тесно смыкающиеся с хорографией в узком смысле слова (т. е. с сочинениями с названиями



1 Clem. AI. Strom. VI, 26, 8 (Τ 6)
2 I, 147.
3 FGrHist HA 21 F 32-33.
4 Paus. VII, 2-5.
5 Collectanea Alexandrina / Ed. J. U. Powell. Oxford, Clarendon Press, 1925 (repr. 1970). P. 4-8.

 
75

на -κά, образованными от географических имен). Ктисис должен сказать о мифологическом начале города или области, дать его «этиологию»; периэгеза — перечислить города и области, весьма часто привлекая их мифологические «причины»; сумма ктисисов, выстроенных географически, потенциально складывается в периэгезу (реально мифологические основатели были известны не для всех городов).

Местные мифологические реалии

Идеальная хорография — это и ктисис, и периэгеза, потому что в ней есть и мифологическая предыстория области, и перечисление ее населенных пунктов «по дорогам» (καο' όδόν), обогащенное тем, что и составляет специфику хорографической мифографии и ее только ей присущую ценность — местными реалиями, являющимися зримыми следами мифа, вещественной формой его существования. Из числа таких реалий следует назвать:
- многочисленные, покрывавшие всю Грецию могилы мифологических героев (τάφος или μνήμα; Павсаний упоминает несколько сотен их);
- многочисленные «места действия» мифов (например, место, где жила Кроммионская свинья1, или место, где семеро вождей поклялись идти на Фивы2), часто связанные с ними эпонимией, в том числе:
- скалы и утесы, связанные с мифами (например, скала, с которой сбрасывал путников Скирон3);
- родники, забившие в результате мифических событий (те, что выбил трезубцем Посейдон);



1 Paus. II, 1, 3. Все примеры (которые нетрудно умножить) взяты из первых книг Павсания.
2 Paus. II, 19, 8.
3 Paus. I, 44, 8.

 
76

- пещеры, упоминаемые в мифах (например, та, в которой Ино кормила Диониса1).
Другие материальные следы мифологической эпохи это:
- циклопические постройки (в Тиринфе, Микенах и Орхомене, а также на Сардинии);
- бывшие в руках богов и героев предметы, в изобилии хранившиеся в греческих святилищах (например, та самая колесница, на которой Пелопс обогнал Эномая2);
- алтари, сооруженные в мифологическую эпоху (например, тот, который воздвиг Сизиф, найдя тело Меликерта3);
- посвященные героями в храмы дары или поставленные ими статуи богов, часто работы Дедала или его учеников; замечательным образцом статуй, дошедших от мифической древности, являются ксоаны Артемиды и Диониса, вытесанные из того самого дерева, на котором сидел Пенфей перед своей ужасной кончиной4;
- изредка даже выбитые в мифологическую эпоху надписи (например, та надпись в Эпидавре, которая сообщала, что Ипполит посвящает Асклепию двадцать коней за свое воскрешение из мертвых5).
Наконец, нельзя не упомянуть местные ритуалы и эпиклезы божеств, связанные с редкими мифами.
Все эти вещи говорят о внелитературном, внепоэ-тическом существовании мифологии, о ее внедреннос-ти не только в греческие книги, но и в греческую действительность, о тесной связи с повседневностью гре-



1 Paus. III, 24, 4.
2 Paus. II, 14, 4.
3 Paus. II, 1, 3.
4 Paus. II, 2, 6.
5 Paus. II, 27, 4.

 
77

ческой религии: хорография — литература, говорящая о нелитературном. Конечно, местные мифологические сведения взаимодействовали с литературной традиции: иначе в число мифологических реалий не могли попасть, например, предметы из гомеровских поэм, такие, как щит Эвфорба, посвященный его победителем Менелаем в храм Геры в Аргосе, где его видел Павсаний1. Иногда местные мифы согласуются с литературными, иногда даже обязаны им своим существованием; но часто независимы от них или даже противоречат им.

Дошедшие образцы хорографии

Крупнейшим и наилучшим из сохранившихся хо-рографических произведений является незаконченное «Описание Эллады» Павсания, охватывающее Аттику, весь Пелопоннес, Беотию, Фокиду и обрывающееся в начале описания Локриды; кроме книг Павсания, каждая из которых носит традиционное хорографическое название на -ка 2, не сохранилось полностью ни одного такого сочинения. Близки хорографии «Римские древности» Дионисия Галикарнасского; несколько подробных пересказов хорографических отрывков



1 Ρ 59-60; Paus. II, 17, 3.
2 Перевод названий этого рода на русский затруднен. Для эпических поэм стала по-русски традиционной форма женского рода («Аргонавтика», «Навпактика»). Для хорографических сочинений иногда применяется перевод названия вроде «Древности Фригии», «Аргосские древности» (т. е. по аналогии с книгой Дионисия Галикарнасского), который не совсем верен. Самым точным и простым представляется перевод типа «О Фригии», «Об Арголиде» и т.п., всё же в последующем тексте названия на -ко. приводятся по-гречески, чтобы можно было отличить их от названий
вроде Περί Κυζικοΰ.

 
78

из Тимея имеются у Диодора Сицилийского1; Диодор же пересказывает 'Ροδιακά Зенона Родосского2, Ναξιακά неизвестного автора3, а также некоторые образцы эвгемеристической «лжехорографии»4.

Хорографы VI—IV веков

Большинство известных хорографических сочинений датируется с трудом или не датируется вообще. Самыми ранними из них, относящимися к концу VI — началу V века до P. X., ранее считались Λυοιακά Ксанфа Лидийского5 (являющиеся, вероятно, подделкой, выпущенной Дионисием Скитобрахионом, известным своими литературными мистификациями6), а также Ώροι Λαμφακψών и Κρητικά Харона из Лампсака7, датировка которых перенесена Якоби на век позднее. К V веку относятся:
Αργολικά и Σικελικά Гиппия из Регия (ок. 480 г.)8, «Ктисис Хиоса» знаменитого трагика Иона Хиосского9, Σαμιακά Эвагона и, может быть, Аэтлия Самосских10, Λεσβιακά, Βοιωτιακά, Θεσσαλικά, «Аттида» и «Об Аркадии» Гелланика,



1 Diod. Sic. IV, 21-24 (возвращение Геракла с коровами Гериона), 29-30 (Феспиады), 82-85 (Эрик, Дафнис, Орион).
2 Diod. Sic. V, 53-63.
3 Diod. Sic. V, 50-52.
4 Diod. Sic. V, 47-49 (Самофракия), 81-84 (Лесбос, Te-недос).
5 FGrHist ШС 319.
6 Ath. XII, 515 DE; о дискуссии по этому поводу филологов прошлого века см. прим. 1 на с. 105.
7 FGrHist ΠΙΑ 262.
8 FGrHist HIB 554.
9 FGrHist HIB 392.
10 FGrHist HIB 535, 536.

 
79

Σικελικά Антиоха Сиракузского1, «О Кеосе» (?) Ксеномеда Кеосского2, Έφεσίων ώροι Креофила Эфесского3, «О Кизике» Деиоха (или Деилоха) Проконнесского4; К четвертому веку относятся:
«Аттиды» Клидема, Андротиона, Фанодема, Меланфия и Демона5,
не менее многочисленные Σικελικά (в том числе тиранна Дионисия Старшего),
Μεγαρικά Праксиона и Диэвхида Мегарских6,
Σικυωνικά Менехма Сикионского7,
«Об Эвбее» Аристотеля Халкидского8,
«О родине» Эргия Родосского9,
τΩροι Κλαζομενίων Артемона Клазоменского10,
«О Кирене» Акесандра Киренского11,
«О Лесбосе» Скамона, сына Гелланика12,
Παλληνιακά Гегесиппа из Мекиберны13 и многие
другие.
В третьем и втором веках хорографические сочинения стали еще многочисленнее.

Географическая статистика

Разные города и области удостаивались описания с различной частотой. «Лидером», конечно, являлась



1 FGrHist HIB 555.
2 FGrHist HIB 442.
3 FGrHist HIB 417.
4 FGrHist HIB 471.
5 FGrHist HIB 323-327.
6 FGrHist HIB 484-485.
7 FGrHist IIB 131.
8 FGrHist HIB 423.
9 FGrHist HIB 513.
10 FGrHist HIB 443.
11 FGrHist HIB 469.
12 FGrHist HIB 476.
13 FGrHist HIB 391.

 
80

Аттика: аттидография — отдельная научная дисциплина, достигшая расцвета в трудах Филохора1 и Истра2, ученика Каллимаха3. Всего известно более дюжины «Аттид», несколько книг «О демах Аттики», десятки трактатов по отдельным вопросам, связанным с Афинами; аттидография была и стержнем хронографии, как уже говорилось.
Из других областей материковой Греции наибольшее внимание привлекали:
- богатая мифологическим прошлым Арголида (не менее 12 известных сочинений),
- Беотия (не менее десятка, включая книги о Фивах, Орхомене и других городах),
- Аркадия (не менее 8),
- Фессалия (7, плюс отдельное сочинение о Магнезии),
- Коринф и Элида (по 5, если не считать многочисленной литературы, связанной с Олимпией).
Хотя большое число сочинений посвящалось Лакедемону, они не совсем обычны для хорографии; внимание концентрировалось преимущественно на уникальности законов Ликурга и спартанского режима.
На окраине хорографии, таким образом, оказываются:
- Мессения (не имевшая независимости в историческое время; поэмы Μεσσηνιακά Риана Критского и Эсхила Александрийского посвящались Мессенским войнам; Риана и пересказывает Павсаний в своих Μεσσηνιακά),
- Ахайя (только одно надежное сочинение плюс, возможно, поэма того же Риана),
- Фокида (известны только книги о Дельфах),



1 FGrHist HIB 328.
2 См. Wellmann Μ. De Istro Callimacheo. Diss., Greifswald, 1886.
3 FGrHist HIB 329.

 
81

- дикая Этолия (надежна только поэма Никандра),
- Локрида (ни одного сочинения, несмотря на ее мифологию, связанную с Девкалионом и Девкалионидами).
Маленькие Мегара и Сикион, учитывая их размеры, обследованы хорографией достаточно хорошо (2-3 сочинения).
Сицилия, лидирующая среди островов (не менее 16 Σικελικά, значительная часть, возможно, чисто исторического, не хорографического содержания), сопоставима не столько с отдельной областью, сколько с целым Пелопоннесом или Средней Грецией.
Из городов Великой Греции известны сочинения о Сибарисе и Кумах.
Среди островов Эгейского моря впереди прочих Крит и Родос (не менее десятка сочинений о каждом), затем:
- Самос (9),
- Делос (8),
- Самофракия (6),
- Эвбея (5, включая книги об Эретрии и Халкиде),
- Хиос и Наксос (по 4),
- Лесбос (3),
- Эгина (2).
Все это либо сильные и богатые полисы, либо крупные культовые центры. Известны книги и об отдельных Кикладах — Кеосе, Сифносе, Паросе, Теносе; также об Икарии, Фасосе, Леросе. Сведения о Косе и других дорийских островах могли входить в 'Ροδιακά, как известно на примере Зенона Родосского; о Кифере — в Λακονικά, о Саламине — в «Аттиды». Неизвестны книги о тирренском Лемносе.
Из малоазиатских колоний первое место по многочисленности занимают сочинения о Милете и вообще Ионии, родине греческой прозы и науки (не менее 8 плюс не менее 4 об Ионии, 3 об Эфесе, также о Колофоне,

 
82

Смирне, Эрифрах, о святилище Диониса в Теосе). Затем следуют Гераклея Понтийская (не менее 6 книг), Книд и Кизик1 (5). Сведения о малоазийской Эолии могли входить в сочинения о Троаде.

Политии

В IV же веке трудами Аристотеля и его учеников, прежде всего Гераклида Понтийского, было написано несметное количество «политии» греческих полисов, часто таких, о которых не существовало хорографических сочинений (Стагирит описал государственное устройства даже Икоса и Пепарефа). «Политии», конечно, являются еще более далекими от чистой мифографии сочинениями, чем хорография; однако они не могли не содержать в себе отдельных мифологических сведений, связанных с учреждением в древности тех или иных полисных традиций, обнаруживая «политическую» сторону мифологии: Тезей не только убил Минотавра, но и усовершенствовал государственное устройство Афин. Волна «политии» спала так же быстро, как и поднялась.

Хорография в александрийское время

Для александрийских ученых и поэтов хорография становится одним из главных источников их мифографической, географической и парадоксографической премудрости; они использовались Каллимахом и его



1 Большинство «кизикографов» цитируется в схолиях к Аполлонию Родосскому в связи с приключениями аргонавтов на Кизике, чем и может объясняться высокий уровень сохранности сведений об этом малопримечательном городе на Пропонтиде; однако возможна и обратная зависимость: «кизикография» была так развита, что Аполлоний и схолиасты не могли не уделить ей внимание.

 
83

учениками и последователями как при выборе сюжетов, так и при оснащении своего изложения редкими деталями. С другой стороны, каллимахова школа внесла свой вклад и в прозаическую хорографию.
Как показывают приведенные выше перечни, для ранних хорографов было характерным составление книг о родном городе (которые иногда даже назывались Περί πατρίδος), по собственноручно собранным местным материалам; в эллинистическое время на смену подобной «отечествоведческой» хорографии приходит хорография «книжная», научно-компиляционная: так, из аттидографов Филохор еще был афинянином (хотя несомненно пользовался и книгами предшественников), а каллимахианец Истр уже работал только по книгам. В эллинистическое время появляются, с одной стороны, хорографические СВОДЫ, как Πελοποννησιακά Диогена Сикионского или Апеллы Понтийского1 или Νησιακά Гермогена Смирнского2, объединяющие хорографические книги, с другой — выборки из них
любопытного материала, например, Περί παράδοξων ποταμών Филостефана Киренского3. Такого рода выборкой, а не полноценным хорографическим сочинением, была и знаменитая книга Неанфа Кизикского Та κατά πόλεις μυθικά4 (при этом Неанф написал и традиционные τΩροι Κυζικηνών): она состояла из отдельных редких



1 FGrHist IIIB 503, ΠΙΑ 266.
2 FGrHist IIIС p. 288.
3 FHG III, pp. 28-34; также: De mirabilibus fluviis // Paradoxographorum Graecorum reliquiae / Ed. A. Giannini. Milan, Istituto Editoriale Italiano, 1965, pp. 21-23; также: Supplementum Hellenisticum / Ed. H. Lloyd-Jones & P. Parsons. Berlin, De Gruyter, 1983, p. 335, F 691, 693.
4 FGrHist IIA 84. Другую книгу с таким названием, подписанную именем Акесторида (FGrHist 28), читал Фотий; еще на одну, возможно вымышленную, ссылался Птолемей Гефестион (FGrHist 29).

 
84

мифов, вводившихся «хорографической» формулой Άρκάοες λέγουσιν или Κυπριώται λεγονσιν, и напоминала скорее Парфения или Антонина Либерала, только стержнем сборника была не тема (любовь или превращения), а приуроченность к определенной области и новизна: Неанф, кажется, первым ввел в литературу миф о Пигмалионе и Галатее, а о Ниобе он сообщал сведения, полностью отличные от обычных. Для Парфения же и Антонина Либерала источниками служили уже не столько хорографы, сколько опиравшиеся на них эллинистические поэты1.

Композиция хорографических книг

Те композиционные принципы, которые мы видим у Павсания, — сначала вступление, посвященное мифологической предыстории области («ктисис»), потом ее описание «по дорогам» («периэгеза») с многочисленными мифологическими, историческими и прочими отступлениями, — было, вероятно, самым распространенным, но все же не единственным в хорографии. «Хронографической хорографией», «местной хронографией» можно назвать книги, озаглавленные Ώροι — «Годы» (Ώροι Σαμίων — анонимные2 и Дуриса Самосского3, упоминавшиеся Ώροι Λαμφακηνών Харона Лампсакского, *Εφεσίων ώροι Креофила Эфесского, Ώροι Κλαζομΐνίων Артемона Клазоменского и другие). Сильна была хронографическая тенденция и в «Аттидах».
Были и другие композиционные принципы: так, если доверять Цецу4, Ксенион5 в своих Κρητικά пере-



1 См. Sellheim R. De Parthenii et Antonini Liberalis fontium indiculorum auctoribus. Diss., Halis Saxonum, 1930.
2 FGrHist HIB 544.
3 FGrHist IIA 76.
4 Tzetz. Sch. Lyc. 1214.
5 FGrHist HIB 460.

 
85

числял поименно все сто городов Крита (знаменитое место из Гомера 1 гласит, что их должно быть именно столько) с более или менее пространными описаниями; принципы хорографии, таким образом, смыкались у Ксениона с принципом комментария к Гомеру.
Весьма редко встречались и сочинения, посвященные специально мифологии, например, AI περϊ Κρήτην μυθολογίαι Динарха2, бывшие библиографической редкостью уже во время Дионисия Галикарнасского, «Кикл о Крите и о бывших на Крите богах и героях»3 Менекла Теосского4, являвшийся «сводом многочисленных поэтов и историографов».

«Лжехорография»

В эллинистическое время появляются и «лжехорографические» сочинения, связанные с эвгемеристической традицией; пример таких сочинений можно найти в главах Диодора, посвященных Самофракии, Лесбосу и Тенедосу5; в них налицо характерные для эвгемеризма элементы: самостоятельное «мифотворчество», направленное как к рационализации мифа (богиня Кибела получает свое имя по имени смертной, жены Иасиона), так и к беллетристическим трюкам (лира Ахилла, известная из «Илиады», оказывается подарком Гермеса на свадьбе Кадма и Гармонии); изображение мифологических героев (Макара и Тене-са) как монархов, с подчеркиванием их справедливости



1 В 649: άλλοι ΘΌΐ Κρήτην έκατόμπολιν άμφενέμοντο (ср.: Κρήτη Tis уат' εστι μέσω ενι οϊνοπι πόντω / καλή και πίειρα περιρρντος· εν δ άνθρωποι / πολλοί άπειρίσιοι και εννήκοντα πόληες — τ 172—174).
2 FGrHist IIIB 465.
3 Κύκλος ύπερ Κρήτης και τών εν Κρήτηι γεγονότων θεών τε και ηρώων.
4 FGrHist IIIB 466.
5 Diod. Sic. V, 47-49, 81-84.

 
86

и благоденствия подданных. Мюллер1 предполагал, что одним из источников пятой книги могут быть «Местные истории», названные «Судой» в числе книг Дионисия Самосского, а на самом деле, возможно, принадлежавшие Дионисию Скитобрахиону, о котором пойдет речь ниже.

Лжеэпименид

К эвгемеристической «лжехорографии» можно причислить и пересказанную Диодором книгу, представлявшую собой пересказ трех вымышленных поэм Эпименида — «Теологии», «О происхождении куретов и корибантов» и «О Миносе и Радаманфе»2.
Диодор называет четырех авторов, использованных им при изложении мифологии Крита: Эпименида, названного им «Теологом», Досиада, Сосикрата и Лаосфенида3. «Теология» или «Теогония» Эпименида, т. е. эвгемеристическое сочинение, отчетливо видное в главах о титанах, Зевсе и богах4, не имеет ничего общего с фрагментами настоящей эпименидовой теогонии5 и не вызывает сомнения в своей подложности (тогда как для той, фрагменты которой собраны у Дильса, вопрос остается открытым). О ее эллинистическом происхож-



1 FHG II, 11.
2 Diod. Sic. V, 64-80; ср. Diog. Laert. I, 112. Лобон, который является здесь источником Лаэрция, жил в конце III века, что устанавливает terminus ante quem.
3 Фрагменты Досиада: FGrHist IIIB s. 394, Сосикрата: FGrHist IIIB s. 398; Лаосфенид неизвестен, но отождествлен К. Робертом с Аглаосфеном (FGrHist IIIB 470), писавшим не о Крите, а о Наксосе, но касавшимся Крита, так как Зевс, согласно его версии, родившись на Крите, сразу был перенесен на Наксос.
4 Diod. Sic. V, 66-77.
5 Diels — Krantz, I, 37 (1951).

 
87

дении свидетельствует вычурная риторичность изложения, полный комплект эвгемеристической идеологии и фразеологии, а также две переклички со Скитобрахионом (возможно, но не обязательно, внесенные самим Диодором) — имя Титеи, матери титанов1 и история восстановления музыкального строя лиры, разбитой Аполлоном после состязания с Марсием2. Древнее и таинственное имя Эпименида было использовано неким эвгемеристом так же, как Дионисием Скитобрахионом имена Фимета и Ксанфа, а Эвгемером — самих Зевса и Гермеса.
В отличие от других эвгемеристов (Эвгемера и Скитобрахиона) автор «Теогонии Эпименида» не прибегает к генеалогическому творчеству, довольствуясь разработкой в эвгемеристическом духе традиционной гомеровско-гесиодовской генеалогии богов. В главах, посвященных пересказу этого сочинения, обнаруживаются и черты мифографии совсем иного рода, а именно детали, говорящие о знакомстве с мифологической географией и местными реалиями Крита (брак Зевса и Геры на реке Ферен,3 фундамент дома Реи и кипарисовая роща в кносской хоре,4 река Тритон,5 пещера Зевса на Иде,6 открытие идейскими дактилями железа на горе Берекинф в области аптерейцев7). Либо фальсифицированные так же, как имя критянина Эпименида, либо внесенные из других названных Диодором авторов, эти традиционные детали получают в эвгемеристическом контексте новое звучание: если прежде



1 Diod. Sic. V, 66, 2 = III, 57, 2.
2 Diod. Sic. V, 75, 3 = IV, 59, 6.
3 Diod. Sic. V, 72, 2.
4 Diod. Sic. V, 66, 1.
5 Diod. Sic. V, 72, 3; 70, 4.
6 Diod. Sic. V, 72, 4.
7 Diod. Sic. V, 64, 5.

 
88

они служили конкретным, сфокусированным на одном предмете доказательством связи окружающего со сверхъестественным, перенося в сферу божественного упомянутые рощи и реки и через них все остальное, то теперь они действуют «в обратную сторону», аргументируя эвгемерову посюсторонность божественного, теми же самыми объектами втягиваемого в сферу лжеисторической реальности.
Главы о куретах и идейских дактилях1 и о сыновьях Европы2, хотя и не могут — из-за своего содержания — относиться к «Теогонии Эпименида», также полны эвгемеризма; дактили и куреты описываются прежде всего как культурные реформаторы, за свои «благодеяния человеческому роду» «удостоившиеся бессмертных почестей»; острова Эгейского моря, преклоняясь перед справедливостью Радаманфа, добровольно вверяют себя его власти; Минос также освещается исключительно со стороны его справедливости и благоденствия подданных, причем вся прочая его мифология опускается, а получение им законов от Зевса рационалистически толкуется как мистификация с благими целями, столь свойственная самим эвгемеристам, приписывающим свое творчество авторитетному и таинственному источнику. Именно поэтому можно заключить, что эти главы происходят из того же прозаического сочинения, в котором пересказывалась вымышленная «Теогония Эпименида»; тем более у Диогена Лаэрция3 среди приписываемых Эпимениду поэм названы, помимо «Теогонии», еще поэмы «О Куретах» и «О Миносе и Радаманфе». Лобон, который является здесь источником Лаэрция, жил в конце III века; таким образом, «Лжеэпименид» может быть датирован тем же временем, что и Скитобрахион и Эвгемер.



1 Diod. Sic. V, 64-65.
2 Diod. Sic. V, 78-79.
3 Diog. Laert. I, 112.

 
89

Памятником эвгемеристической «лжепериэгезы» является описание ойкумены Мнасеи из Патр1.

Хорография в римское и византийское время

Затишье, наступившее в греческой литературе в I веке до P. X. — I веке от P. X. (если не считать авторов, работавших в Риме — Страбона, Диодора, Дионисия Галикарнасского), коснулось и хорографии; из сочинений, близких к хорографический, в это время пишутся многочисленные книги, посвященные Востоку — Αιγυπτιακά, Αιβυκά, Φοινικικά; к ним же относятся и Ιουδαϊκά Иосифа Флавия. Одинокой выглядит фигура жившего на рубеже эр Лисимаха Александрийского2, автора Θηβαϊκά (или Συναγωγή τών Θηβαϊκών Παράδοξων, по меньшей мере в тринадцати книгах) и «Возвращений» (по меньшей мере в трех). Лисимах, по выражению схолий3, собирал в своих сочинениях πολλήν τήν ϋλην διαφωνοΰσαν, «множество разноречивого материала», т.е. составлял перечни версий со ссылками на авторов, «мифографический аппарат». Его работа, таким образом, была сродни работе схолиастов: сами схолии, например, схолии к Аполлонию Родосскому, в каком-то виде уже существовали во II веке до P. X., как доказывают папирусы4. С точки же зрения собственно хорографии его Θηβαϊκά — книжная компиляция вроде Неанфа; от «натуральной» хорографии, когда автор описывает древности родного города, через хорографический компендиум путь развития метода вел к схолиям.



1 Р. 39-40 Mette.
2 FGrHist HIB 382; p. 27-28 Mette; Radtke W. De Lysimacho Alexandrino. Diss., Strassburg, 1893.
3 Sch. Ap. Rhod. III, 1177; F 1 Jacoby.
4 Например, Pap. Hibeh 2, 186.

 
90

Возрождение греческой образованности в век Антонинов принесло хорографии труд Павсания. В ран-невизантийское время, как уже говорилось, хорография возрождается в сочинениях, которым давалось название Πάτρια.

 

 

 



Rambler's Top100