Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

260

ФАБУЛЬНАЯ МИФОГРАФИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Возможно, только после Гигина, в «Мифологиях» Фабия Фульгенция Планциада1 и у трех Ватиканских мифографов2 мифография впервые приобретает достаточную степень повторяемости внешних признаков, чтобы можно было говорить о ней как о «жанре». Отсутствие в расположении фабул у Фульгенция и Ватиканских мифографов следов эпического кикла, остающегося для Гигина одним из важнейших композиционных принципов, также говорит об утвердившейся самодостаточности фабулы: лжехронологическое расположение фабул в порядке «кикла» больше не нужно: каждая из них для этих мифографов законченна сама по себе.
Самое важное, уже упоминавшееся нововведение Фульгенция состояло в том, что каждую из 50 коротких фабул своего сборника он снабдил ее аллегорическим толкованием (так же, как старательные баснопис-



1 Fabii Planciadi Fulgentii opera / Ed. R. Helm. Leipz., Teubner, 1898; Fulgentius The Mythographer. Translated, with Introductions, by L. G. Whitebread. Ohio University Press, 1971.
2 Scriptores rerum mythicarum latini tres Romae nuper reperti / Ed. G. H. Bode. Cellis, 1834.
 
261
цы снабжали моралью каждую басню). Христианин, живший в африканском королевстве вандалов уже после так называемого падения Западной империи, Фульгенций ищет в толковании мифов отнюдь не священную истину древних; при сравнении Фульгенция с Корнутом или Проклом бросается в глаза, что его подход — хладнокровный подход ученого; те стараются разгадать тайны мифов и оправдать их глубокую истину с точки зрения истины философской, Фульгенций же — просто понять, в чем их целесообразность.
Книга третьего Ватиканского мифографа (Альбериха Реймсского, вероятно, XII века) вообще начинается с любопытной истории о Сирофане и его умершем сыне; этот «миф» описывает происхождение мифов и веры в богов из почитания изображений умерших. История Сирофана — предтеча современных теорий возникновения мифологии.
Таким образом, путь фабульной мифографии после Гигина был путем от изложения мифов к их осмыслению; зачатки этого осмысления находились и в том классифицировании мифов, тенденция к которому присуща фабульной мифографии.
Альберих был авторитетным предшественником для Боккаччо1, Боккаччо — для Лилия Гиральда и Наталиса Комеса, от которых остается несколько шагов до Вико, с которого обычно начинают историю современного осмысления мифологии2. Такова линия преемственности между античной мифографией и современной наукой о мифе; желание проследить судьбу фабульной мифографии приводит к осознанию этой преемственности.

1 Ср. Gruppe О. Geschichte der klassischen Mythologie und Religionsgeschichte während des Mittelalters im Abendland und während der Neuzeit. Leipzig, Teubner, 1921. S. 23.
2 См., например, Мелетинский Ε. Μ. Поэтика мифа. Μ., 1976. С. 13.
 

 

 



Rambler's Top100