Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

22

Ограничение предмета

Знакомство со всем множеством мифографических сочинений вызывает желание отказаться от понимания мифографии как ограниченной области литературы, «жанра» или «вида», и снова приблизиться к античному пониманию: мифограф — это всякий писатель постольку, поскольку он излагает мифы. Способы же этого изложения — способы упорядочивания ми-

 
23
фов при их последовательном изложении или способы их введения в текст при спорадическом, а также построение повествования внутри изложения отдельного мифа — различны; следовательно, нет «жанров» или «подвидов» мифографии (генеалогическая, фабульная, «романическая»), но есть «мифографические методы», принципы систематизации мифов и способы их изложения в литературе — генеалогический, хорографический, фабульно-каталогический и др. Мифография — не ограниченная область литературы, делящаяся на более мелкие «типы», каждый из которых насчитывает определенное число сочинений; мифография — процесс литературного изложения и систематизации мифов; эти изложение и систематизация происходили различными способами, с помощью различных «мифографических методов».
При таком широком понимании «мифографии» мы сразу оказываемся перед вопросом о греческой поэзии: ведь и у нее есть свои способы изложения мифа, различные для героического и дидактического эпоса, хоровой лирики, трагедии, комедии1, александрийской поэзии. У нашего современника не повернется язык назвать Гомера «мифографом» (как делают Страбон и Диодор); однако вопрос о «мифографическом методе» Гомера, Пиндара или Эсхила, о том, как они обращаются с основными излагаемыми мифами и как вводят побочные, вполне правомерен, сколь бы он ни был труден, или, наоборот, ясен.
Таким образом, возможно три понимания термина « мифография »:

1 О комедии как большом пласте мифологической литературы часто забывают, хотя известны сотни мифологических комедий, и к ним более или менее явно восходят некоторые версии у поздних мифографов — см., например, Hyg. Astr. II, 1, 2.
 
24
1) узкое: несколько кратких прозаических сочинений эллинистическо-римского времени, посвященных полностью или почти полностью пересказу мифов (Аполлодор, Гигин, Антонин Либерал и пр.);
2) расширенное: многочисленные произведения, цель или одна из целей которых — сбор и систематизация мифов (генеалогия, хорография, хронография, Диодор, Варрон, Павсаний, Плутарх, схолии и многое другое);
3) максимально широкое: любое античное сочинение (или его отрывок), содержащее мифы, включая всю поэтическую классику (которая зачастую и понималась под «мифографией» древними учеными); при таком понимании круг охваченных памятников совпадет с понятием «литературные источники по мифологии» (но не совпадает подход к этому кругу текстов).
В настоящей работе описываемые памятники отобраны согласно второму определению. В таком случае понятия «античная мифографическая литература» или «античная мифография» оказывается весьма схожим с понятиями «античная география» или «античная историография» (вспомним, что именно мифография, историография и география были объединены в творчестве логографов). Это не жанр литературы, но область знания1, различным образом отразившаяся в весьма различных произведениях литературы.
Описывая эти различные произведения, мы неизбежно сгруппируем их тем или иным образом. Классификация же, как часто приходится слышать, есть зло (иногда добавляют: неизбежное); навязанная живому предмету, она никогда ему не соответствует и только препятствует верному восприятию. Потому-то и не следует говорить о различных ветвях мифографии — «генеалогии», «хорографии», «фабуле» — как

1 Определение подсказано О. Л. Левинской.
 
25
о «видах», «типах» или «жанрах», но как о «методах», «принципах» или «тенденциях». Разговор о «жанрах» более обоснован при разборе античной поэзии, в которой их разграничение (тоже часто условное) покоится на простейшем и бесспорнейшем показателе — размере; а там, где больше нет арифметических критериев, литература всегда удивляет текучестью форм и способностью не повторять их, может быть, никогда. «Генеалогия», «фабула» и другие пункты классификации, на которой основана книга, реальны как принципы и как действующие силы, а как «жанры» или «типы» часто оказываются бессмысленно упрощающей абстракцией.
 

 

 



Rambler's Top100