Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
3

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая вниманию читателей книга, которой суждено было стать последней книгой известного советского историка C. Л. Утченко (1908— 1976 гг.), подводит итог исследованиям проблем идеологии, социально-экономической и политической истории древнего Рима. Этими проблемами автор занимался многие годы, выпустив ряд трудов, явившихся достойным вкладом в советскую науку. За работы «Кризис и падение Римской республики» (М., 1965), «Древний Рим. События. Люди. Идеи» (М., 1969), «Цицерон и его время» (М., 1972), «Юлий Цезарь» (М., 1976) Президиумом. Академии наук СССР присуждена С. Л. Утченко (посмертно) премия имени В. П. Волгина 1977 года.

Сергей Львович Утченко

Настоящая книга — первая в нашей исторической науке обобщающая монография о политических учениях Рима III—I вв. до н. э. и — шире — о римской политической мысли, составлявшей, по убеждению С. Л. Утченко, существенную сторону идеологической жизни древнего Рима и римской культуры в целом.

В основу исследования положены две методологически важные проблемы.

Это, прежде всего, проблема полиса — античной гражданской общины — как фундамента не только всех политических теорий античности, но и вообще

4

всех античных систем ценностей. Данное положение важно не только для понимания большой роли «полисных» представлений в мировоззрении римских теоретиков, но и для осмысления причин идеологического кризиса последних веков Римской республики, его отражения в отдельных политических учениях и, наконец, зависимости политической идеологии принципата от той же системы ценностей римской гражданской общины.

Вторая проблема — проблема самобытности римской системы ценностей, самобытности римской культуры, которая трансформировала и адаптировала усваивавшиеся ею «чужеземные» (в первую очередь эллинские) влияния. Процесс этот рассматривается автором в связи с анализом противоречий внутри господствующего класса. Эта сторона исследования важна в историко-культурном аспекте, обращая наше внимание на существенный вклад Рима в синкретическую античную культуру, распространившуюся по всему Средиземноморью в первые века н. э., но формировавшуюся ранее.

Поставленная автором задача различить и понять общеантичные и специфически римские стороны изучаемых явлений потребовала от него пристального внимания и к греческому материалу, который дает исследователю общий и конкретный исторический контекст для рассмотрения римских политических учений.

Названными проблемами и основными положениями автора определяется и структура книги.

Введение и первые три главы целиком посвящены проблеме полиса (автор прилагает этот термин и к республиканскому Риму). Введение указывает на некоторые особенности античной культуры, обусловленные спецификой полисных социальных связей, которая всесторонне исследуется в главе I. Основ

5

ные идеи этой главы прилагаются затем к осмыслению кризиса полиса в Риме III—I вв. до н. э.: главы II и III знакомят читателя соответственно с экономическим и идеологическим аспектами этого процесса.

Переходя от общих вопросов к конкретным, автор начинает с исторических истоков и мировоззренческих связей римской политической мысли. В главе IV рассматривается учение Римской Стои как пример трансформации греческих (старостоических) воззрений в новых социально-политических условиях римской державы и в новой — римской — идеологической среде. Характер этой среды становится понятным из главы V, посвященной некоторым тенденциям римской историографии: на раннем (насколько позволяют источники) материале автор прослеживает, как зарождались те политические взгляды, которые получили затем развитие в «зрелых» теориях. Именно они и составляют предмет глав VI—X, в которых разбираются отдельные учения и теории: о происхождении государства и права, о наилучшей форме государственного устройства, об упадке нравов, об идеальном гражданине, об идеальном правителе. Как и при разработке общих вопросов, автор здесь тоже отправляется всякий раз от взглядов греческих предшественников римской политической мысли, чтобы установить затем ее специфику, ее вклад в идейное наследие античности.

В Заключении ставится вопрос об эволюции римских политических учений, отражавшей развитие социально-политических отношений и римской государственности. Автор показывает, что «полисная» по происхождению римская шкала ценностей с переходом к Империи не упраздняется, не замещается эллинистической, но преобразуется, наполняясь

6

новым содержанием и сохраняя при этом свой традиционный характер.

Скоропостижная кончина C. Л. Утченко застала его на завершающем этапе работы над текстом монографии. Автор не мог уже сам услышать, как ему того хотелось, суждения коллег, не мог учесть их мнений при подготовке законченной уже рукописи к печати. Книга выходит в свет посмертно. Мы уверены, что она найдет отклик как у специалистов, так и среди широкого круга читателей и будет способствовать дальнейшей разработке затронутых в ней вопросов.

Е. С. Голубцова Ю. К. Колосовская E. М. Штаерман В. М. Смирин

 

Подготовлено по изданию:

Утченко С.Л.
Политические учения древнего Рима. — М.: "Наука", 1977.
© Издательство «Наука», 1977 г.



Rambler's Top100