Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
213

Глава XIV

ГОРОД И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

Город Рим является одним из древнейших городов Италии. Свое происхождение он ведет от нескольких древних поселений латинян, спустившихся из соседних предгорий к невысоким холмам в низовьях Тибра и обосновавшихся на Палатинском и, возможно, также и на Квиринальском холмах, возле удобного места переправы через реку.

В последующие столетия Рим постепенно расширялся и на соседние холмы — Эсквилин, Целий, Виминал и Квиринал, Капитолий и несколько позднее— Авентин. Палатин из прежнего укрепленного поселения превратился в район обитания патрицианской аристократии.

Средоточием общественной жизни обитателей поселений стал форум. Это была площадь у подошвы Палатина, где велась торговля продовольствием и ремесленными изделиями; туда же приходили и для прогулок. А когда город занял четыре холма, форум стал общественным центром: там творили суд и обсуждали различные новости. Вначале для защиты от летнего зноя и от дождей поставили легкие деревянные постройки, а в дальнейшем, в соответствии с требованиями жизни, там стали воздвигать храмы и общественные здания.

И возникновение и развитие города Рима протекали стихийно, в силу чего застройка его носила беспорядочный характер. Такая сетка его планировки сохранялась и позже, вплоть до настоящего времени.

В VI в до н. э. вокруг города была сооружена мощная оборонительная стена. В том же столетии на скалистом холме Капитолии был воздвигнут грандиозный храм с боковыми портиками и двойным рядом по шести колони на лицевом фасаде. Храм был посвящен трем главным римским божествам: Юпитеру, супруге его Юноне и Минерве.

В начале IV в. до н. э. Рим пережил нашествие галлов, которые захватили и сожгли его. При их вторжении устоял, по-видимому, только Капитолий.

Форум в период республики стал местом заключения крупных торговых сделок, оставаясь в то же время основным центром общественной жизни. Поначалу торговые сделки заключались на площади или под портиками, но с течением времени для судопроизводства и ведения крупных торговых дел стали строить специальные здания — базилики. Первые базилики в Риме начали строить еще во II в. до н. э.

К форуму вела так называемая Священная дорога; на форуме издревле находился круглый храм Весты, олицетворявший собою очаг общины города Рима. В первой половине I в. до н. э. храм Весты реконструировался вместе с прилегавшим к нему домом жриц богини — весталок. Тогда же был построен Табуларий — архивохранилище, двух-

214

этажное здание в глубине форума. В дальнейшем строились и перестраивались базилики и круглые трибуны для ораторов, украшенные носами кораблей; на форуме были сооружены подземные коридоры, ставшие необходимыми вследствие начавшей ощущаться тесноты.

Во времена республики на форуме строили храмы богам, а в период империи — и обожествленным императорам. Храмы служили не только для культовых целей, в них иногда происходили заседания сената. В храмах хранили произведения искусства, драгоценности и римскую казну. Кроме того, на форуме выставлялись мраморные или чаще бронзовые плиты с вырезанными на них текстами различных документов, имевших общественно-политическое значение: договоры с другими государствами, декреты администраторов, постановления сената, распоряжения императоров. Оригиналы этих документов хранились в государственном архиве — табуларии — или в храме Сатурна.

Застройка форума в течение длительного времени происходила стихийно, в соответствии с текущими потребностями общественной и политической жизни. Здесь были сосредоточены все виды сооружений, связанных с общественной жизнью. На форуме выступали ораторы, устраивались бои гладиаторов, производилась кремация знатных покойников. При таком обилии и разнообразии общественных функций форума ни размера его площади, ни построенных на нем зданий уже было недостаточно. Поэтому римские императоры строили форумы к северо-востоку от древнего форума. Это форумы Юлия Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы, Траяна. Императорские форумы строились по заранее строго продуманному симметричному плану. Они представляли собою прямоугольную, большею частью удлиненную площадь, вымощенную хорошо обработанными плитами, обрамленную колонным портиком и окруженную глухими стенами. В середине форума, на высоком основании, возвышался храм божества или обожествленного императора. К форуму Цезаря примыкал ряд торговых помещений — таберн и здание курии (зал заседаний сената). Форум Августа носил подчеркнуто парадный характер; поэтому там не было таберн и продольным его стенам приданы были полукружия, отделенные от основной площади форума широкими прямыми портиками, обрамлявшими всю площадь.

Особенно был велик и роскошен форум Траяна, построенный в начале II в. н. э. замечательным зодчим Аполлодором из Дамаска. Это была обширная, слегка удлиненная площадь шириной 120 м, обрамленная портиком. Глухие боковые стены форума имели выступающие полукружия. Входом на форум служила триумфальная арка Траяна, увенчанная бронзовой группой с изображением колесницы, запряженной конями. В центре площади стояла бронзовая позолоченная конная статуя императора. Площадь замыкалась зданием базилики с фасадом, вытянутым параллельно поперечной оси площади и имевшим три входа с портиками. К задней стене базилики примыкало два здания библиотек — греческой и латинской; там в нишах, расположенных в два яруса, хранились рукописные свитки. Между библиотеками возвышалась триумфальная колонна императора, увенчанная орлом. Колонна высотой 38 м на кубическом цоколе, круглая и полая внутри, была обвита сплошной

215

План Рима

План Рима

1 — форум;
2 — храм Юпитера Капитолийского;
3 — алтарь Мира;
4 — термы;
5 — термы Диоклетиана;
6 — термы Траяна;
7 — термы Антонина Каракаллы;
8 — амфитеатр Флавиев (Колизей);
9 — театр Помпея;
10 —театр Марцелла;
11 — цирк Фламиния;
12 — Большой цирк;
13 — цирк Адриана;
14 — стадион;
15 — лагерь преторианцев;
16 — бычий (скотопригонный) рынок;
17 — мясной рынок;
18 — склады;
19 — мавзолей Августа;
20 — мавзолей Адриана;
21 — императорские форумы

спиральной лентой некогда раскрашенных рельефов, повествующих о двух победоносных походах Траяна в Дакию. Эти рельефы являются лучшими произведениями римского исторического рельефа. Поход на даков изображен начиная с выхода римских войск и кончая разгромом даков; фоном служат местный пейзаж крепости, сооружения на Дунае; изображен и знаменитый мост через Дунай, построенный Аполлодором Дамасским, тщательно переданы вооружение, одежда, строй римского войска, облик даков и их жилища.

Пьедестал колонны покрыт рельефами, изображающими трофеи, а на одной стороне высечена надпись и прорезана дверь к винтовой лестнице внутри колонны, ведущей на капитель. Первоначально на форуме Траяна не было храма, но после его смерти в глубине комплекса, за библи-

216

отекой и триумфальной колонной, был построен храм обожествленного императора и в цоколь колонны была помещена урна с его прахом а орел, венчавший колонну, был заменен его статуей. Форум был вымощен плитами цветного мрамора, и мрамором была со стороны форума облицована ограждавшая его стена. Базилика покрыта листами золоченой бронзы и украшена, как и портики, множеством статуй. На форуме не было таберн, но в соответствии с деловыми потребностями к форуму за его северо-восточной абсидой был пристроен грандиозный рынок, воздвигнутый на пяти террасах Квиринальского холма.

С превращением Рима сначала в столицу Италии, а затем в столицу среднеземноморской империи большинство городов в подражание столице начали создавать свои форумы как центры деловой и общественной жизни по образцу исторически сложившегося римского форума. В городах Южной Италии для этого приходилось перестраивать греческую агору, обычно квадратную в плане. Для придания площади удлиненной формы сносили часть жилых кварталов и обносили площадь глухой стеной, а также расширяли в портиках промежутки между колоннами и размещали затем соответствующие постройки: под портиками — лавки, конторы менял, на площади — базилику, помещения городского совета и городской казны, тюрьму.

Религия играла большую роль в ранней римской идеологии; культы божеств и связанные с ними обряды были тесно связаны с общественной жизнью, и культовые сооружения с древнейших времен занимали видное место среди прочих общественных построек.

Древнейшим культовым сооружением у римлян, как и у других древних народов, были алтари. Как правило, они были невелики — не более метра высотой. Их могли воздвигать на открытом месте — на площади города или на дороге, совершенно вне связи с каким-либо храмом и без изображения божества, которому они были посвящены. Иной раз они ставились у стены здания, или у скалы, на которой божество было нарисовано или изваян его символ. Но были алтари и на высоком, занимавшем значительную площадку подиуме, покрытом рельефами или надписями. Таков знаменитый алтарь Мира Августа на Марсовом поле, воздвигнутый в 9 г. до н. э. (о нем см. главу XVI). На Квиринале в священной ограде возвышался алтарь в память пожара Рима в I в. н. э. Ставились также алтари и перед храмами для заклания и сжигания жертв божествам, которым был посвящен данный храм. Внутри храмов алтари использовались только для воскурения благовоний и возлияний. Сооружение храмов не было связано с каким-либо определенным участком городской территории. Главным культовым центром в Риме был Капитолий. Он рассматривался как главный религиозный центр всего римского мира и символ и оплот римского могущества. На Капитолии был сосредоточен культ главных божеств — покровителей города — Юпитера, Юноны и Минервы, но храмы воздвигались и на римском форуме, и на императорских форумах, и возле театров, создавая вместе с ними единый архитектурный ансамбль, возле порта и в других местах.

Раннее памятники римского храмового зодчества отражают сильное воздействие архитектуры этрусков. Позже, под влиянием греческой

217

План Римского форума

План Римского форума

1 — храм Юпитера Капитолийского;
2 — крепость;
3 — храм Весты;
4 — дом весталок;
5 — Табулярий;
6 — базилика Эмилия;
7 — базилика Юлия;
8 — базилика Максенция;
9 — ростры;
10— храм Конкордии;
11 — храм Веспасиана;
12 — храм Венеры и Ромы;
13 — храм Апполона;
14 — храм Сатурна;
15 — храм Юлия Цезаря;
16 — храм Августа;
17 — храм Антонина и Фаустины;
18 — храм Ромула;
19 — форум Юлия Цезаря;
20 — Курия;
21 — форум Августа;
22 — форум Веспасиана;
23 — форум Нервы;
24 — форум Траяна;
24а — конная статуя Траяна;
24б — базилика Ульпия;
24в— библиотеки;
24г — колонна Траяна;
24д — храм Траяна;
24е — таберны;
25 — дом Августа;
26 — дом Ливии;
27 — развалины «Золотого дома» Нерона;
28 — дворец Флавиев;
29 — акведук Клавдия;
30 — амфитеатр Флавиев (Колизей);
31 — «Бычий» (скотопригонный) рынок;
32 — овощной рынок;
33 — театр Марцелла;
34 — Большой цирк;
35 — стадион;
36 — арка Тита;
37 — арка Септимия Севера;
38 — арка Константина

218

культуры и искусства появились храмы, близкие по форме греческим, но представлявшие переработку эллинских образцов в сочетании с местными италийскими традициями.

Наряду с прямоугольными в плане были храмы и круглые. Форма римских круглых храмов ведет свое происхождение от древней италийской хижины, имевшей круглую форму. В глубокой древности, когда добывание огня представляло еще нелегкое дело, поселок нуждался в специальной хижине, где огонь постоянно поддерживался для общественных нужд специально приставленными для этого девушками. Отсюда и вели свое происхождение функции и культ богини Весты. Когда каменный храм заменил тростниковую хижину, ее древняя круглая форма сохранила свой ритуальный смысл. Известны еще несколько круглых храмов, в том числе изящный храм Весты в Тибуре.

В первые века римской республики храмы иногда ставились по два, три и по четыре, параллельно и очень близко друг от друга, единым комплексом, даже при различии плана и ордера. Греческие храмы часто были заключены в ограду, изолировавшую священный участок от окружавшей территории; то же нередко наблюдается и у римлян. Священный участок достигал иногда значительных размеров, и к его ограде с внутренней стороны пристраивались портики.

Римские гражданские общественные здания были велики и имели прямоугольный план. Таковы базилики, курии, библиотеки. Базилика как тип здания была известна еще в Греции. Это продолговатые прямоугольные здания, обычно с апсидой и перекрытиями, опирающимися внутри на колонны, которые разделяли внутреннее пространство зданий на нефы. Римские базилики известны, кроме Рима, и в других городах, они служили для деловых встреч, там велись крупные денежные сделки. В апсиде обычно находился суд, в котором разбирались возникавшие дела.

К числу гражданских общественных сооружений следует отнести также термы и зрелищные сооружения — амфитеатры, театры и цирки.

Специально оборудованные сооружения для купания — термы — в соответствии с правилами гигиены римлян и потребностями комфорта имелись при домах состоятельных людей общества и при императорских дворцах. Представление о ранних общественных термах дают Стабианские термы в Помпеях. В плане они близки греческим палестрам, поскольку в них помещения для атлетов преобладают над помещениями для мытья. Имелись мужские и женские отделения. Между ними находилась котельная. Раздевалка для мужчин, перекрытая полуциркульным сводом, имела ниши, куда клалась одежда купающихся. Во дворе был большой открытый бассейн для купания, к нему примыкали залы для гимнастических упражнений.

Начало широкого строительства общественных терм в Риме относится к концу I в. до н. э. — началу I в. н. э.

Римскими императорами практиковалось строительство общественных терм в широком масштабе для удовлетворения бытовых потребностей масс населения городов и в первую очередь Рима. Помимо своего основного назначения — гигиенического, термы заменяли городскому обывателю клуб, парк для гулянья, перистильный дворик богатого жилого дома,

219

Колонна Траяна

Колонна Траяна

220

спортивную площадку. Термы были обычно окружены парком и к ним примыкал стадий. Согласно правилам гигиены, следовало вначале в жарко натопленном помещении пропотеть, далее вымыться в горячей воде затем освежиться в холодной воде и растереть тело для укрепления сил. В соответствии с этим в термах были предусмотрены помещения, связанные с их гигиеническими функциями: аподитерий — комната для раздевания, лаконик — жаркая комната (парилка), кальдарий — комната с бассейном горячей воды, теплая комната — тепидарий, чтобы отдохнуть от горячей ванны перед переходом в холодное помещение — фригидарий; в специальном помещении производились массаж и умащение тела маслами. Наконец, особое место было отведено для гимнастических упражнений атлетов. Термы служили местом встреч, где обсуждались частные и общественные дела и новости дня; там были оборудованы комнаты отдыха и места прогулок на открытом воздухе, залы для бесед. При некоторых термах существовали даже библиотеки-читальни и помещения для литературных и музыкальных выступлений. Главные помещения терм, имевшие гигиеническое назначение, были сосредоточены в середине комплекса. В целом термы составляли очень сложную постройку, симметричную в плане, и были иногда грандиозны. В конструкции перекрытий широко применялись своды.

Термы были в изобилии снабжены водой, которая подавалась через водопроводные трубы, и имели сложную систему отопления. Из топочного помещения горячий воздух подавался по сложной системе каналов, обогревая стены и пол, для чего пол кальдарня, тепидария и лаконика был двойной: верхний пол опирался на невысокие столбики, и в пространстве между двумя полами циркулировал горячий воздух (гипокаусты).

Терм в римском государстве было очень много. Ими могло пользоваться все население империи. В начале I в. н. э. в Риме было построено 170 терм, а в начале IV в. н. э. функционировало 11 больших императорских общественных терм и до 800 мелких общественных терм. Но особой роскошью и грандиозностью отличались термы императора Каракаллы, вмещавшие до 1600 посетителей и особенно, термы Диоклетиана, построенные в 302 г. н. э., на 3200 человек. Руины терм в большом количестве найдены почти во всех провинциальных городах империи.

Дворцы римских императоров были в основном сосредоточены на Палатине. К концу I в. до н. э. относятся руины дома жены Августа Ливии и недавно открытые руины дома самого Августа. Это — богато отделанные не очень большие здания, подобные жилищам высшего слоя римского общества I в. до н. э.

В конце I в. н. э. император Домициан построил на Палатине великолепный дворец. Парадный его корпус своей колоннадой из зеленого мрамора был обращен к форуму. Средний из трех входов вел в тронный зал шириной около 30 м, перекрытый сводом. По стенам стояли колонны. По сторонам его располагались базилика и ларарий (домашняя молельня). За тронным залом находился перистильный двор площадью 3000 м2. С боков к нему примыкал ряд помещений, а на противоположной стороне от входа — столовая, по сторонам которой были устроены бассейны

221

(нимфеи). Дворец был роскошно отделан позолотой, различными облицовками и украшен скульптурой. Рядом с этим парадным корпусом помещался другой, представлявший жилой дом императора.

Население столицы в ранний период империи уже достигало 1 000 000 человек, а во II—III вв. оно было еще больше. За исключением знати или зажиточной части населения столицы, которая обитала в комфортабельных особняках, скромно обеспеченная масса жителей столицы обитала в наемных квартирах, в так называемых инсулах. Уже в I в. н. э. в Риме на 1790 особняков приходилось 46 602 инсулы (об инсулах см. XV гл.).

Для римского зодчества, создавшего замечательные в архитектурном и техническом отношении грандиозные общественные здания, характерно внимание к различного рода утилитарным инженерным сооружениям: водопроводам, канализации, устройству дорог, мостов, гидротехнических сооружений. Для римского градостроительства характерны прекрасно налаженное водоснабжение и забота о чистоте и качестве подаваемой в город воды. Устройство первого водопровода, впервые давшего столице воду из далекого (за 17 км) источника, относится к IV в. (Аппиев водопровод). Ранние римские водопроводы (IV—III вв. до н. э.), как и греческие, построены в основном под землей. Тогда же, в IV в., в Риме была реконструирована древняя система открытых сточных каналов

Термы Диоклетиана. План

Термы Диоклетиана. План

222

(клоака максима). Со II в. до н. э. начали строить надземные акведуки на арочных, иной раз очень высоких субструкциях, следовавших рельефу местности. Акведук, построенный в 140 г. до н. э. на арочных субструкциях из тесаного камня, местами высотой до 15 м подавал воду уже за 91 км. При императорах было уже девять акведуков, считая лишь самостоятельные трассы, с опорами, построенными из обожженного кирпича. В результате в городе было такое количество великолепной воды, что почти каждый дом имел свой водоем, не говоря уже об общественных резервуарах и термах.

Акведук, построенный при императоре Клавдии,—самый большой акведук античной эпохи по пути к Риму — питал также и загородные виллы.

Вслед за Римом акведуки начали строить почти по всей Италии и в провинциях, особенно западных — Галлии, Испании. Их стройные аркады стали характерной чертой пейзажа эпохи империи. Некоторые из акведуков сохранились и подают воду и поныне, и население пользуется этой водой охотнее, чем из современных водопроводов.

До II в. до н. э. в Риме был всего один деревянный мост через Тибр. Во II в. до н. э. был построен первый каменный мост (мост Эмилия), позднее перестроенный. Затем по схеме этого моста был построен мост по Фламиниевой дороге, где она пересекает Тибр выше Рима. Мосты строились из прочных пород камня, с полуциркульной аркадой и в большом количестве созидались не только в Италии, но и в разных частях империи. Как в постройке акведуков, так и мостов римляне достигли высокого технического и архитектурного совершенства. При конструировании мостов римские инженеры исходили из изучения режима реки, силы течения, рельефа местности. Акведуки, мосты, дороги в провинциях являлись как бы внешним признаком романизации, а в глазах римлян они казались своего рода символом могущества империи.

Во II в. н. э. в связи с сооружением нового порта в Остии вокруг порта были выстроены склады и портики. Склады и множество торговых помещений было выстроено и в самом городе Остии, который в это время сильно разросся. Там велось большее жилищное строительство, воздвигались инсулы. В отличие от римских инсул в Остии они строились в 3—4 этажа и были очень добротны. В Остии в это время были реконструированы форум и театр, проведены работы по городскому благоустройству.

Из других италийских городов археологически лучше всего изучены Помпеи и отчасти Геркуланум. Эти два города, погребенные под пеплом и лавой Везувия при извержении в 79 г. н. э., дошли до нас сравнительно мало поврежденными. Помпеи — город, существовавший еще в VI в. до н. э. С III в. до н. э. в Помпеях получила преобладание и достигла пышного расцвета эллинистическая культура. С 80-х годов до н. э. Помпеи стали подвергаться римскому воздействию.

Очертание города сложилось рано. Город ограничивался стеной, следовавшей очертанию холма, на котором он расположился. К концу II — началу I в. до н. э. стены были усилены башнями. Главный форум — общественно-политический и деловой центр, созданный также после 80 г.

223

Акведук в Сеговии

Акведук в Сеговии

до н. э., лежит в юго-западной части города, близ древних Морских ворот, где был крутой спуск к морю.

Кроме трех терм, построенных в разное время и в разных местах, у перекрестков наиболее людных улиц общественные здания группировались вокруг трех главных площадей — главного форума, треугольного форума и площади амфитеатра. Все эти площади лежат не в центре, а в южной части города, близко от оборонительной стены. У главного форума сосредоточены храмы и основные здания, связанные с политической и деловой жизнью. На южном склоне холма, слева от Стабианских ворот, лежит площадь, занятая театрами, и примыкающий к ней треугольный форум с греческим храмом VI в. до н. э. дорийского ордера. В юго-восточном секторе города, возле угла оборонительной стены, был сооружен амфитеатр с лежащей к западу от него палестрой. Плот

224

ность застройки была невелика, и большинство домов были одноэтажными.

Геркуланум — город греческого происхождения — лежал на холме и террасами спускался к Неаполитанскому заливу. Большая часть дошедших до нас построек Геркуланума относится к концу I в. до н. э. и I в. н. э., когда он подвергся сильной романизации. Улицы Геркуланума имеют правильную прямоугольную сетку, отражающую планировку эллинистического города.

Картину идеально правильной планировки дают города, развившиеся из военных лагерей, а также и другие города, основанные в римских провинциях. Планировка городов-лагерей представляет перенесение в кирпичную или каменную застройку первоначального плана палаточного лагеря, представляющего правильный прямоугольник. Город обносился стеной, внутри которой намечались две основные магистрали пересекающиеся посередине под прямым углом; каждая из них заканчивалась воротами. Улица, пересекавшая город с запада на восток, называлась декуманус, а идущая с севера на юг — кардо. Равное число пересекающихся улиц, параллельных магистралям, делило территорию застройки на серию квадратов, занятых жилыми домами. В районе пересечения кардо и декуманус располагался форум, к которому примыкали общественные здания. Сохранились остатки нескольких городов, построенных по такому плану: Турин, Аоста, Конкордия и Тимугади в Алжире. Некоторые современные города под сеткой своих площадей и улиц сохранили планировку римского лагеря (Турин, Флоренция в Италии, Честер в Англии).

Город Тимугади был основан в 100 г. н. э. и благодаря выгодному местоположению для торговли быстро достиг процветания. Площадь его близка квадрату 360 X 330 м. Кроме кардо и декуманус, было еще по десяти параллельных каждой из магистралей улиц. Площадь кварталов, образованных пересечением улиц, 20 X 20 м; ширина улиц 5 м. Главные магистрали, обрамленные портиками, вели к форуму; площадь его была вымощена и окружена колоннадой; тут были сосредоточены торговые помещения, базилика, курия. К северу от форума помещалась библиотека, а к югу — театр и термы. Юго-западные ворота были оформлены в виде трехпролетной арки, получившей имя императора Траяна. Быстро развивавшийся город начал расти вне стен. На севере и юге за стенами были построены богатые особняки, большие общественные термы, рынок. На юго-западе, на возвышенности, был воздвигнут храм.

Значительный интерес представляют большие города, развившиеся в первые века нашей эры на восточной периферии римского мира, такие, как Гелиополь, Босра, Пальмира.

Пальмира в первые века нашей эры развилась в крупный центр под властью вассальных Риму правителей на краю сирийской пустыни. Это был город-оазис между Дамаском и Евфратом. До Пальмиры вела колесная дорога, а далее шел на восток торговый караванный путь. Руины Пальмиры сохранили замечательные архитектурные ансамбли и погребальные сооружения в виде больших многоярусных башен. Главная улица города, шириной 11 м заканчивается трехпролетной аркой и обрамлена колоннадой десятиметровой высоты. К этой улице примыкали раз-

225

личные общественные здания, торговые помещения, небольшой театр. Другие улицы, как и главная, были обрамлены колоннадами.

Главным святилищем Пальмиры был огромный и величественный храм Бела I—II вв. н. э. с входом на продольной стене, снаружи обрамленный коринфскими колоннами. Храм стоит посередине обширного двора, окруженного колоннами портика и высокой стеной.

В жизни широких масс населения римского государства очень большое место занимали различные публичные зрелища. Потребность в них удовлетворялась играми в амфитеатрах, заключавшимися в гладиаторских боях и травле зверей, в театральных представлениях и триумфальных шествиях. Устройству таких зрелищ в период поздней республики и в эпоху империи придавали большое значение как средству завоевания популярности среди широких масс населения. В Италии особой популярностью пользовались гладиаторские игры, гораздо большей, чем театральные представления. Бои гладиаторов, известные еще у этрусков, ведут происхождение от обычая во время похорон или на поминках знатных покойников заставлять рабов или пленников биться на смерть друг с другому Вначале такие зрелища устраивались на форуме, но в связи с ростом городов и богатства для гладиаторских игр стали сооружаться амфитеатры.

Амфитеатр представлял собой эллиптическую постройку, обнесенную стеной с аркадами. Эллиптической формы арена была обрамлена концентрически расположенными ступенчатыми местами для зрителей. Арену от зрителей отделяла стена с решеткой для защиты от зверей во

Гардский мост

Гардский мост

226

время звериной травли. В некоторых амфитеатрах арена выкапывалась целиком или частично в земле, а склоны углубления обрабатывались ступенями. Таков древнейший из сохранившихся каменных амфитеатров в Помпеях, построенный около 70 г. до н. э., рассчитанный на 15 000 зрителей. Арена в нем и нижние места для зрителей лежат ниже уровня окружающей его площади. Но такие амфитеатры встречаются реже; иногда здание лишь примыкает к холму, но чаще всего они строились на ровной площадке.

Первоначально амфитеатры строились из дерева. Первый каменный амфитеатр в Риме был не древнее 29 г. до н. э., но еще в I в. н. э. в Риме сооружен большой деревянный амфитеатр на Марсовом поле. Размеры амфитеатров очень различны, но все они рассчитаны на массовое посещение. Самый грандиозный из них — знаменитый римский Колизей, сооружение которого было завершено около 80 г. н. э. Длина его 182 м, ширина 156 м, в высоту он достигал 48,5 м. Под ареной находились обширные и сложные подвальные помещения: коридоры, помещения для гладиаторов, клетки для зверей, машины, поднимавшие наверх подарки и лотерейные билеты для раздачи массам зрителей. Колизей вмещал около 50 000 человек. Расположенные уступами места для зрителей опирались на сложную систему арок и столбов. Другой огромный амфитеатр по образцу Колизея был построен при Диоклетиане в 290 г. в Вероне: длина его 152 м, ширина 123 м. Гладиаторские игры по мере распространения римской культуры были популярны и в Галлии. В 105 г. до н. э. гладиаторские игры были включены в число общественных зрелищ и устройство их стало делом магистратов, а затем — императоров. Обычай гладиаторских боев, устраивавшихся частными лицами на похоронах и поминках, сохранялся и позже.

Вначале, в III в. до н. э., гладиаторские игры были скромными по масштабу — всего несколько пар сражавшихся, но позднее они приобрели необычайный размах. Во времена империи празднование побед сопровождалось боями гладиаторов, длившимися месяц, сражались в них по 10000 гладиаторов. В других городах Италии и в Галлии масштабы игр были значительно скромнее и ведали ими городские власти. Но и там они были самыми любимыми развлечениями.

Для выступления в амфитеатрах нужны были высококвалифицированные гладиаторы-профессионалы. Для этого существовали специальные школы. Содержание их было выгодным делом: за каждого гладиатора, даваемого на игры, хозяева их брали по 80 сестерций, а в случае гибели или тяжелого ранения получали возмещение от устроителя игр 4000 сестерций, что было значительной суммой. Большой известностью пользовалась гладиаторская школа в Капуе. В этой школе гладиаторы устроили заговор, послуживший началом восстания Спартака. В Риме иметь такие школы частным лицам было запрещено, так как гладиаторы в массе своей были военной силой, которую можно было использовать в политических интересах. Однако сами императоры содержали несколько школ, и не только в Риме.

Снаряжение гладиатора составляли меч, щит, шлем и поножи. В ранний период республики они выступали в древнем самнитском снаря-

227

Римский Колизей

Римский Колизей

жении, и таких называли самнитами. Позже в обиход гладиаторов вошло фракийское и галльское оружие — появились галлы и фракийцы. Были еще ретиарии, изображавшие рыбака; они выступали с трезубцем и сетью, которую надо было накинуть на противника, лишив его возможности двигаться. Противником ретиария выступал галл, или мурмилон, на шлеме которого была изображена рыба.

Выступления гладиаторов были парными, когда они бились один на один, и групповыми, когда они боролись группами, иногда многочисленными — отряд на отряд. Кроме пеших боев были бои всадников и эсседариев, сражавшихся на колесницах.

Раненый побежденный гладиатор сдавался на милость публики, которая могла потребовать добить его или отпустить.

Наряду со сражениями бойцов практиковалось единоборство гладиатора с дикими животными; этим занимались бестиарии; оружием их было копье. Раздразнив большое и свирепое животное — быка, медведя,— они бились с ним насмерть. В иных случаях зверям просто отдавали на растерзание осужденных преступников. Устраивалась также травля зверей различной породы. В иных случаях арена амфитеатра могла превратиться в «море» и на ней давался морской бой. Так, Нерон в построенном им деревянном амфитеатре показал однажды морское сражение. Для этого арена была превращена в бассейн, куда пустили морскую воду с морскими животными и рыбами, и в этом бассейне была изображена морская битва между афинянами и персами.

228

Перед играми выпускались подробные афиши, продававшиеся с рук. Кроме того, в людных местах на стенах зданий делались надписи красной краской, сообщающие о предстоящих играх или звериной травле со всеми подробностями, иногда с припиской, что будет сооружен тент; а это важно при палящем солнце. Подобные надписи местами сохранились в Помпеях. Игры открывались парадом бойцов в пурпурной, шитой золотом одежде и раздачей им оружия. Трубач давал сигнал к бою.

Нижние места в амфитеатре отводились для магистратов и других особо почетных зрителей. Над верхним ярусом была устроена галерея для женщин. Созерцание кровавых зрелищ на арене настолько накаляло страсти, что нередко среди жителей возникали драки, иногда кончавшиеся человеческими жертвами. Состав гладиаторов был очень пестрым. В гладиаторские школы отправляли главным образом молодых и сильных преступников и военнопленных. Но были среди них и вольноотпущенники, и свободные, вынужденные идти туда из-за крайней бедности, так как профессия гладиатора давала им не только кров и пищу, но и возможность обогащения: за каждую победу на арене устроитель игр дарил победителю чашу, часто дорогую, полную золотых монет. Кроме того, юношей привлекала красота парадной одежды, романтика борьбы, а главное — популярность, громкая слава.

Профессия гладиаторов считалась презренной, но удачливые бойцы были любимцами публики; о них говорили, ими восхищались, они были кумирами женщин. Но была и оборотная сторона медали: не говоря о постоянном риске для жизни, сама жизнь гладиаторов была тяжела и сурова. Жили они в казармах под постоянным надзором стражи, как узники, подчинялись строгой и жесткой дисциплине, подвергались тяжелым физическим наказаниям. Становясь гладиатором, свободный фактически обрекал себя на положение раба. Из надписей, оставленных гладиаторами на стенах их жилищ, видно, что многие из них были грамотны, некоторые даже знали стихи Гомера, Вергилия, Горация. Известны случаи самоубийств среди гладиаторов.

Жестокость и варварство гладиаторских игр вызывали возмущение лучшей части римской интеллигенции. Философ Сенека писал: «Человек священен для человека, а его убивают на забаву и потеху». В этой связи интересна одна из надписей на стене, оставленная гладиатором в его жилище. Она содержит одно только имя философа: Люций Анней Сенека.

Театральные здания у римлян ведут свое происхождение от греческого театра. Театр в Риме появился в III в. до н. э. в связи с проникновением эллинистического влияния на культуру римлян. На входивших в моду театральных представлениях давали вначале переводы и переделки греческих бытовых комедий. Театр как средство выражения политических идей, как то было в Греции в V. в. до н. э., Риму был чужд. Создателями римской комедии, подражавшей греческой, были Плавт и Теренций (вторая половина III — первая половина II в. до н. э.). Однако этот вид искусства, рассчитанный на более высокий культурный уровень и тонкий вкус, чем тот, что был свойствен массе римского общества и даже его верхам, не приобрел большой популярности и не

229

Объявление об играх гладиаторов; помпеянская надпись

Объявление об играх гладиаторов; помпеянская надпись

Помпеянские гладиаторы

Помпеянские гладиаторы

мог соперничать с гладиаторскими играми. Теренций рассказывал, что жители с удовольствием посмотрели в театре первый акт его комедии «Свекровь», но, узнав вдруг, что будет бой гладиаторов, «полетели, крича, толкаясь, дерясь из-за мест». Во II — начале I в. до н. э. появилась римская национальная комедия масок — ателланы, но уже в первой половине I в. до н. э. ателлана была вытеснена мимом, представлявшим комическую сценку грубо натуралистического, даже циничного характера, свободную от театральной условности. Актеры (мужчины и женщи-

230

ны) играли без масок и котурн, в плащах из пестрых лоскутков. Актеры мимов объединялись в коллегии и в I в. даже организовали союз при храме Минервы. Но театр мимов представлял по существу вырождение театрального искусства. Наиболее культурные слои римского общества относились к миму резко отрицательно. Цицерон отзывался о них презрительно, как о чем-то низменном и недостойном благовоспитанного человека, а поэт Гораций решительно не признавал их за литературные произведения.

Первые римские театры были деревянными. Самым ранним из известных до настоящего времени каменных театров в Италии является Большой театр в Помпеях, построенный в конце III или во II в. и перестроенный в I в. до н. э. В нем по образцу греческих театров расположенные полукругом места для зрителей врыты в склон холма, сцена же с примыкавшим к ней четырехсторонним портиком пристроена рядом, отдельно. Однако еще на основе архитектуры деревянных театров римляне выработали форму театрального здания, воздвигаемого на ровной площадке.

Первый каменный театр в Риме был построен Помпеем, он вмещал 17 000 зрителей. В 11 г. до н. э. была закончена постройка театра Марцелла на 10—14 тысяч человек. Театр Марцелла — типично римское здание и по конструкции, и по типу сооружения. Его отличие от греческих театров в том, что места для зрителей не вырыты в склоне холма, а построены в виде галерей; кроме того, часть здания, занятая местами для зрителей, имеет одну высоту со сценической постройкой, и все театральное здание составляет единое целое. Кроме того, одновременно с ними существовал еще ряд деревянных театров. Поскольку в римских театральных представлениях, в отличие от ранних греческих, не было хора, танцевавшего в орхестре, и все действие спектакля происходило на сцене, полукруглая орхестра была занята местами для привилегированных зрителей. По типу римских театральных зданий построены театры в Геркулануме, в Сагунте (Испания), ряд театров в Алжире и Тунисе и в Боере (Сирия).

Третий тип римских зрелищных сооружений представлен цирками. Онн были предназначены для конских бегов на колесницах. Гонки колесниц в Италии были в начале империи запрещены. Поэтому кроме Рима в Италии их было мало. Самый древний и самый обширный из них — Большой цирк у подножья Палатина, между Палатином и Авентином. Цирк представлял форму сильно вытянутого четырехугольника: длина Большого цирка 525 м, из двух коротких сторон одна была полукруглая, другая скошенная. Вдоль продольных сторон и полукруглой поперечной возвышались места для зрителей, на скошенной стороне находился старт. Продольный барьер разделял цирк на две части, оставляя промежуток на обоих концах. Во время бега колесницы должны были огибать этот барьер.

Каждые сто лет в Риме устраивали так называемые юбилейные игры в честь божеств римского пантеона. Особенно торжественно справляли эти игры в 17 г. до н. э.; организацией их руководил сам император. О предстоящих играх и их программе через глашатаев было

231

Арка Траяна в Беневенте

Арка Траяна в Беневенте

232

объявлено по всем городам империи. Празднество начиналось в ночь на 1 июня. В течение трех суток совершались жертвоприношения: по ночам — подземным богам и матери-земле, а днем — Юпитеру и Юноне на Капитолии и Аполлону на Палатине. Официальная часть заканчивалась ритуальным пиршеством. Далее следовали развлечения для масс — игры, организованные за счет магистратов. Они продолжались семь дней ц происходили главным образом на Марсовом поле; там была устроена деревянная сцена, а перед ней на открытом пространстве, стоя, располагались зрители. Представления — трагедии, комедии и мимы — шли без перерыва, и не только на этой сцене, но также в театрах Помпея и Марцелла. В заключение устраивались бега колесниц и травля зверей. Празднество длилось семь дней.

В Италии и Галлии ни один вид массовых зрелищ не был так популярен, как гладиаторские игры. О популярности их свидетельствует количество сохранившихся там амфитеатров — свыше семидесяти; театров же значительно меньше. В Испании предпочитали бега на колесницах; в Африке количество театров преобладает над амфитеатрами. В Дунайской области предпочитали театры; то же следует сказать о восточных провинциях Рима, где в руинах городов почти повсеместно сохранились театры, амфитеатры редки и цирков совсем нет.

Большими торжественными празднествами, собиравшими несметные толпы зрителей, были триумфы полководцев. Триумф мог справлять только полководец высшего ранга, главнокомандующий в данной войне, за победы в крупной войне с внешним врагом, одержанные на суше или на море. Разрешение справлять триумф давал ему сенат каждый раз по его личной просьбе. В императорскую эпоху правом на триумф практически мог пользоваться только сам император, считавшийся во всех случаях верховным главнокомандующим. Процессия шла с Марсова поля через цирк Фламиния, Большой цирк и оттуда по Священной дороге на Капитолий. Улицы и площади были украшены гирляндами цветов, все храмы открыты, на всех алтарях курились благовония. Во главе процессии шли сенаторы и магистраты в сопровождении трубачей, далее везли и несли военную добычу — захваченные в боях оружие, знамена, статуи, другие трофеи, золото и серебро в слитках и монетах, венцы, поднесенные полководцу, несли изображения форсированных рек, взятых городов и городов, основанных полководцем в процессе войны, надписи и перечни захваченных мест, картины с изображением победоносных битв, портреты и статуи побежденных царей, если их самих не вели в процессии. Далее вели пышно разукрашенных жертвенных быков (числом до 120 и более), а за ними — кортеж знатных пленников с веревкой на шее или в цепях, обреченных на казнь перед подходом к Капитолию. За пленниками шли ликторы и полководцы триумфатора с зажженными курильницами и играющие флейтисты и кифаристы. Иногда тут же были шуты, кривлявшиеся и задиравшие знатных пленников. Триумфатор следовал на колеснице, запряженной четверкой белых коней. На нем были лавровый венок, пурпурная туника и тога, осыпанная золотыми звездами. В руках он держал скипетр с орлом и лавровую ветвь. Позади в колеснице государственный раб держал над его головой золо

233

той венец. Тут же были сыновья триумфатора, его воспитатели и учителя. Шествие замыкали полководцы победоносного войска и его солдаты; последние громко славили триумфатора, но иногда не стеснялись при этом отпускать дерзкие грубые шутки и вспоминать неблаговидные стороны жизни полководца. Поскольку столь пышное торжество могло вызвать зависть и принести беду, на шее триумфатора и на его колеснице были подвешены амулеты, а стоящий позади него раб при возгласах толпы повторял: «Помни — ты только человек». На Капитолии триумфатор подносил Юпитеру свои победные лавры и совершал закалывание жертв. Все заканчивалось грандиозными пирами: один — для сенаторов и магистратов, другой — для солдат и народа с раздачей подарков.

Первоначально триумф длился один день, но в случаях особенно больших побед и слишком обильной добычи торжество длилось два-три полных дня. Всего в истории Рима было справлено около 350 триумфов. Последний из них — Диоклетиана — в 302 г. Триумф, рассчитанный на чисто внешний эффект, был средством для завоевания и поддержания популярности среди масс столичного плебса, для обеспечения пути к высшей власти в период заката республики и для поднятия авторитета верховного правителя в период империи.

У римлян был обычай увековечивать знаменательные события, также как военные победы, основания городов, строительные работы, предпринятые императором, сооружением монументальных арок. Особенно распространено это было в эпоху империи и не только в Риме как знак почести, оказанной императору сенатом, но и в провинциях как выражение признательности городских общин. В зависимости от повода для сооружения арки ее ставили или на форуме, или при въезде в тот или иной город, захваченный в войне или основанный императором, или при том сооружении, создание которого надо было прославить и увековечить. Обычно такие арки называют триумфальными, так как многие из них воздвигнуты в честь полководца-победителя и увековечивают память о справленном им триумфе. До наших дней сохранилось полностью или частично до 70 таких арок, начиная от времени конца республики и включая первые десятилетия IV в. н. э.

На фризе арки всегда помещалась почетная или мемориальная надпись, а рельефы на некоторых из них запечатлели отдельные моменты победоносных войн, триумфального шествия или военные трофеи. На арке Траяна в Беновенте рельефы изображают детали сражений и жертвоприношение императора. Другие арки, как Септимия Севера и Константина в Риме, богато декорированы рельефами и фигурными композициями и изображениями трофеев.

Другой тип сооружений — для прославления и увековечения победоносных походов — представлен триумфальными колоннами императоров. Такова упомянутая выше колонна Траяна на форуме его имени.

Известны также колонны императоров Антонина и Марка Аврелия, построенные в общем по образцу колонны Траяна. Хорошо сохранившаяся колонна Марка Аврелия имеет почти ту же высоту, что и колонна Траяна, однако значительно уступает ей по монументальности и по художественным достоинствам помещенных на ней рельефов.

Подготовлено по изданию:

Выходные данные



Rambler's Top100