Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
143

В. М. Меженин (Нижегородский пединститут)

ХРОНИКА ТИТМАРА МЕРЗЕБУРГСКОГО КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ АНГЛИИ

Образ современной Европы формировало Великое переселение народов в течение V—VI веков. Затем последовал приблизительно трехсотлетний перерыв между этим этническим процессом и «эпохой викингов», приходящейся на два с половиной столетия (IX — середина XI века). Норманнская экспансия охватывала почти все европейское побережье. Самыми активными из скандинавских викингов были выходцы из Норвегии, сумевшие образовать свои государства на значительных пространствах от Сицилии и Африки до Исландии, Гренландии и Ньюфаундленда. Экспансия датчан охватила меньшую по площади территорию — восточные области переднюю Англию (область Датского права) и Нормандию. Устремления шведов, как известно, были направлены на юг и восток — в славянские земли.
Политическая карта Европы после окончания эпохи Великого переселения народов определялась сложившимися христианским, римско-византийским или «романским» миром (от Британии до Босфора), расположенным к югу от него мусульманским миром и противостоящим этим феодальным государствам варварским миром, включавшим многие племена и народы, в том числе германские и славянские.
Британии историей была отведена роль своеобразного пограничья между названными этническими субстратами. С середины V столетия здесь формируется англо-саксонская этническая общность: немецкие племена англов и саксов, жившие по нижнему течению Эльбы и Везера, и примкнувшие к ним юты покорили Британию. Юты обосновались в -Кенте, англы поселились в северной, а саксы — в южной и средней частях страны. После периода гептархии в истории Британии в 829 г. англо-саксонские королевства были объединены в Англию королем Уэссекса Экбертом (800—839 гг.), при ближайших преемниках которого начались вторжения норманнов из нависшей над Англией через Северное море Скандинавии — vagina nationum (утробы народов). Англо-саксы к этому времени уже стали христианами, а север для них был частью языческого прошлого.
В исторической литературе четко детализирован процесс натиска датчан на Англию. Автор вышедшей недавно работы «Эпоха викингов в Северной Европе» Г. С. Лебедев все перипетии натиска норманнов распределил между девятью этапами. Первый, по его мнению, начался с действия небольших

144

отрядов, нападавших на церкви и монастыри прибрежных районов северной Британии и Ирландии. Внутри этих этапов приведены соответствующие конкретные исторические факты, воспроизводящие весь «сценарий» завоевания датчанами Англии. В 60—90 гг. IX в. было завершено завоевание севера Англии и Ирландии, сложились зоны сплошного заселения скандинавов, область Denloo. При внуке Экберта Альберте Великом (871—-899 гг.) отношения с датчанами были стабилизированы — это «Реконкиста Альфреда Великого». Около столетия в стране царил мир и продолжалась полоса спокойного развития. С конца 60-х годов X века норманнский конунг Магнус Харальдсон (969—976 гг.) опустошил Уэльс и вторгся в западные районы Англии. Последовавшая затем серия нападений завершилась в конце X в. согласием английского короля Этельреда выплачивать норманнам дань — Данегельд (Датские деньги). С начала XI в. походы в Англию были наиболее крупным предприятием норманнов, и датский король Свейн покорил всю страну. Англия стала для датчан источником серебра. Данегельд, составлявший в 991 г. 22 тысячи фунтов, при Кэнуте Могучем, добившемся полного контроля над островом и создавшем «империю Канута Великого» (она включала и Норвегию), составлял уже сумму в 80 тысяч фунтов1.
Финалом же эпохи викингов в Англии было сражение последнего конунга-викинга Харальда Сурового, зятя киевского князя Ярослава Мудрого, против войска англо-саксонского короля Гарольда 25 сентября 1066 года под Йорком, при Стемфордбридже. Харальд погиб в бою2. А через три дня, 28 сентября, на берег Англии с кораблей сошли воины нормандского герцога Вильгельма. 14 октября 1066 г. при Гастингсе они разбили победителей Харальда. Этой битвой был положен конец и этапу англо-саксов и эпохе викингов на севере Европы3.
Эта событийная общеисторическая канва воспроизведена здесь с целью определить в ней место ряда эпизодов, которые до современного исследователя донес немецкий хронист Титмар Мерзебургский, живший с 975 г. по 1018 г., не оцененный еще нашими историками. Отпрыск саксонского графа Зигфрида фон Вальбека, родственник императоров саксонской династии, в тридцатичетырехлетнем возрасте ставший епископом Мерзебургским. Написанная им хроника охватывает время от правления Генриха I (919—936 гг.) до смерти Титмара. Хроника — оригинальный источник по истории германо-славянских отношений. Особенно ценными являются седьмая и восьмая части шестой книги, в которых рассказывается о событиях, участником или свидетелем которых был сам автор. Вполне очевидно, что он выступает перед нами как убежденный сторонник сильной королевской власти, полностью оправдывает завоевательную политику по отношению к славянам, демонст-

145

рирует откровенную враждебность к ним, особенно к полякам. Создается однозначное впечатление, что лицо, облеченное обязанностями, приличествующими духовному сану, в тексте хроники предстает в качестве компетентного политика, часто полностью отбрасывающего в своих рассуждениях религиозные аксессуары. Его политическое кредо основательно анализируется в статье немецкого историка Э. Доннерта4. При всей трезвости оценок, выдаваемых современным немецким историком своему соотечественнику, заслуживает внимание высказанная Доннертом уверенность в том, что «в целом данные Титмара достоверны, он пишет на основании действительного знания фактов и старается быть правдивым»5.
В более чем двухсотстраничном тексте хроники мерзебургского епископа всего три страницы посвящены датской экспедиции в Англию Свена и походу, его преемника Кнута в 1016 г. с осадой Лондона. Это главы с тридцать шестой по сорок третью седьмой книги хроники. «И— за усердия перед домом господним» автор включил в ткань своих славянских сюжетов материал об англах. Им пришлось, рассказывает Титмар, претерпеть несказанное несчастье от Свена, сына Гаральда, дикого короля данов: платить наложенную на них дань «этими грязными собаками». Они уступили большую часть государства датчанам после гибели или пленения многих англичан. С первых же слов интересующего нас места из хроники мы видим нескрываемое выражение крайне презрительного отношения, к датчанам, как, впрочем, и к славянам. Весьма симптоматичен набор употребляемых автором эпитетов. «Не государь, а губитель был этот человек», «безбожный среди благочестивых, им покоренных»6. Приводя некоторые факты из биографии Свена, з частности, восстание против него на родине, пленение и выкуп, Титмар оставил за собой право на утверждение, что «по слухам». Свена за это иногда называли рабом, что возбуждало его неистовую ярость и против своих, которых он никогда не умел щадить»7. В этом же духе и заканчивает епископ свою лаконичную, но весьма однозначную характеристику Свена, «Бывшего словно тяжелое бремя для себя и современников», нелицеприятным для викинга резюме: «По божьему решению лишь запоздалая смерть покорила носителя смерти»8.
Титмар предпринимает попытку объяснить феномен жестокости и других дурных качеств короля викингов Свена и упомянутого в тридцать восьмой главе седьмой книги еще одного короля по имени Геттрик, воспитанного в монастыре Фердена при местном епископе и ставшего королем, «рабом греха, дитем смерти, отягчающем себя бременем власти». Жестокость и кровавые злодеяния этого народа, по убеждению Титмара, порождает северная природа, а вообще, продолжает он, «никто не смог постигнуть разнообразных явлений северной стра-

146

ны»9. Давая затем читателю обещание уйти от этого сюжета, хронист через две строчки вновь возвращается к «змеиному» отродью, к сыновьям Свена Преследователя. Их Свену родила дочь герцога Мешко, сестра его преемника и сына Болеслава10. Совершив погребение отцовского тела, привезенного из Англии, братья собрали флот и двинулись, чтобы отомстить англичанам. Трудно сказать, какими источниками пользовался Титмар, описывая эти события, но он отказывается перечислить «традиционные злодеяния, там совершенные», так как не знает о них, а «перо его должно кратко описывать только то, что известно ему самому из достоверных источников»11.
Действительно, рассказ об экспедиции датчан в Англию в 1016 г. (братьев Канута и Гаральда) подан в ином ключе: в нем меньше эмоционально окрашенных нот, которые сопровождают евангельские сентенции, и больше конкретных фактов, весьма подробных и детальных. После Рождества умер английский король Этельред Неразумный (978—1016 гг.), вернувшийся из Нормандии, а в июле к берегам Англии пристали корабли сыновей Свена с ярлом Туркилем на трехстах сорока кораблях, чтобы осадить Лондон, где находились вдова короля, его сыновья, Этельред и Эдмунд, два епископа и остальная знать. Корабли по Темзе подошли к городу12. На каждом корабле было по восемьдесят человек, общая численность армии в 27200 человек вполне реальная, она согласуется со сведениями о численности норманнских отрядов, совершавших рейды на европейские побережья. Полгода длилась осада Лондона. Начались переговоры, в ходе которых датчане поставили жесткие условия: предать смерти сыновей королевы, взять с нее выкуп 15000 фунтов, за епископов — 12000 фунтов и выкупить всех рыцарей, число которых, как сообщает Титмар, было невероятным — 24000 и предоставить осаждавшим 300 заложников13. После долгих размышлений королева согласилась на предложенные условия и поручилась заложниками. К сожалению, эта скорее всего достоверная информация не завершена свидетельствами дальнейшей судьбы Англии — ее завоеванием Кнутом, создателем Северной державы, в которую, кроме Англии, входили Дания и Норвегия. Хронист все же сообщает ряд подробных деталей из событий этой войны: бегство королевских сыновей, сбор ими войска, стычка с отрядом Туркиля, гибель последнего, а также одного из сыновей Этельреда Эдмунда. Затем обе сражавшиеся стороны разошлись, даны вернулись на корабли, убили заложников и бежали. Лондон был спасен, по поводу чего хронист не скрывает своей радости. Вместе с тем он печалится о судьбе персонажа следующего сюжета, заключенного в сорок второй и в сорок третьей главах седьмой книги хроники.
В них епископ-рассказчик, не давая оценки предприятию

147

данов с общеполитических и стратегических позиций, вновь с настойчивостью обращается к линии обличения «морских разбойников», представляя нам в данном случае в качестве жертвы насилия викингов епископа Кентербери Дунстана. Автор в соответствии с четко реализуемой им позицией глубокого пренебрежения к завоевателям-нехристианам сообщает, что они, пленив Дунстана, заковали его в кандалы и, держа светлейшего епископа города Кентербери в голоде, подвергли невыразимым страданиям14. Стремление выиграть время для покаяния было, по твердому убеждению Титмара, причиной обещания выкупа неверным. Этот эпизод заканчивается убийством епископа, причиной которого была неукротимая ненависть «крепче железа и камня»15. Заметим, что в этом эпизоде мы встречаемся, пожалуй, с единственным примером проявления своего рода благородства со стороны викингов. Автор сдержанно сообщает нам о безуспешных попытках предводителя данов Туркиля умерить буйство соплеменников, готовых растерзать епископа — «помазанника божьего»16. Поправшие справедливость и благородство сразу же наказываются богом: у одного из нападавших сковало все члены. Смерть епископа квалифицируется Титмаром как победа бойца Христова, «одолевшего его презренных преследователей, так как они лишились божьей милости и даже душ своих, как бы они не каялись и не погружались в свои мысли»17.
Рассмотренный нами пассаж из хроники Титмара Мерзебургского свидетельствует об одном из важнейших эпизодов завоевания Англии норманнами-данами в начале XI в. Этот эпизод Г. С. Лебедев, автор книги «Эпоха викингов в Северной Европе», включил в седьмой и восьмой этапы реконструированной им норманской экспансии, достигшей наибольших успехов, когда завоевательные акции «конунгов-викингов» приобрели государственно-организованный характер18. Не обобщая описываемые события в общеисторическом масштабе, Титмар приводит довольно значительное число конкретных фактов, характеризующих важный для Англии период ее исторического бытия — эпоху викингов, и вместе с тем придает особую роль эмоционально-нравственным оценкам при изложении и трактовке совершавшихся событий. Часто, сообразуя поступки людей с нравственно-религиозными принципами, ученый, епископ, по нашему мнению, не встает однозначно на позиции провиденциализма, утверждая в сорок первой главе, что «нам писание запрещает верить в существование судьбы и случая»19.
Историку, занимающемуся проблемами этнических и политических процессов в Северной Европе, нельзя игнорировать небольшой по объему, но живой и емкий исторический этюд из хроники Титмара Мерзебургского.

148

ПРИМЕЧАНИЯ И ЛИТЕРАТУРА

1 Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. — Л. 1986 — С. 21.
2. Там же. — С. 22.
3 Там же. — С. 23.
4 Доннерт Э. Источники раннего средневековья и программа Титмара Мерзебургского // СВ. — 1965. — Вып. 27. — С. 26—39.
5 Там же. — С. 31.
6 Thietmari Merseburgensis episcopi Chronicon. — Berlin. — Sa VII 36
7 Ibid. VII. 36.
8 Ibid. VII. 37.
9. Ibid. VII. 38; 39.
10 Ibid. VII 39.
11 Ibid.
12 Ibid. VII. 40.
13 Ibid.
14 Ibid. VII. 42.
15 Ibid. VII. 43. 16 Ibid.
17 Ibid.
18 Лебедев Г. С. Указ. соч. — С. 21.
19 Thietmari Merseburgensis. Op. cit. VII. 41.

Подготовлено по изданию:

Античность и раннее средневековье. Социально-политические и этнокультурные процессы: Межвузовский сборник научных трудов. — Н. Новгород: НГПИ им. М. Горького, 1991. — 149 с.
© Нижегородский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт им. М. Горького, 1991



Rambler's Top100