Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
11

М. Ю. Лаптева (Тобольский пединститут)

ТИРАНИЯ В АРХАИЧЕСКИХ ЭРИФРАХ

Среди проблемных сюжетов по истории архаической Греции особым вниманием как в зарубежном, так и в отечественном антиковедении отмечена тема старшей тирании. В течение последних ста лет представления о тиранических формах правления в архаический период складывались на материале преимущественно Балканской Греции и Сицилии. Тирании же в полисах Малой Азии, в особенности Ионии, гораздо реже попадали в поле зрения исследователей. Показательно, что из более чем двух десятков старших ионийских тираний обстоятельно изучена лишь тирания Поликрата на Самосе1.
Эта ситуация объясняется во многом фрагментарностью и недостаточной информативностью источников: о большинстве ионийских тиранов нам неизвестно ничего, кроме имен и спо-

12

соба завоевания власти. Впрочем, о правлении некоторых из них сохранились рассказы (главным образом, позднеантичных авторов), повествования, в которых через полулегендарную завесу проступают некоторые реальные подробности облика тиранов и их правления.
Одним из таких ценных свидетельств представляется рассказ уроженца Эрифр Гиппия2 относительно установления в этом ионийском городе тиранической формы власти. Фрагмент из первой книги истории Эрифр Гиппия сохранился в переложении Афинея (74—75, p. 258f — 259 f).
Гиппий рассказывает, что против басилея Эрифр Кнопа составили заговор трое его приближенных: Ортиг, Ир и Эсхар. Однажды, когда Кноп поехал в Дельфы, они, находясь на корабле в его свите, связали басилея и бросили в море. Затем они направились на Хиос, взяли отряд у хиосских тиранов Амфикла и Политекна и тайно вернулись в Эрифры. Во время всенародного праздника Артемиды Строфеи по сигналу трубы крепость Эрифр была захвачена Ортитом и его сторонниками, многие из друзей Кнопа убиты, а жена басилея, Клеоника, бежала в Колофон. Ортиг, Ир и Эсхар утвердили в Эрифрах свою тиранию. С помощью хиосского отряда они уничтожили всех противящихся им, отменили действующие законы и стали управлять Эрифрами по своему произволу.
Тираны, как пишет Гиппий, не допускали граждан в верхний город, за стенами же его, перед воротами, они построили дикастерий и вершили суд, надев пурпурные плащи и хитоны, окаймленные пурпуром. Тираны носили роскошные одежды, вычурную обувь, золотые украшения, подобные женским, отпускали длинные волосы, укладывая их локонами и перехватывая диадемами. Ортиг и его соправители заставляли одних эрифрян носить их носилки, других — сопровождать, третьих — идти впереди, расчищая путь. В своих бесчинствах тираны дошли до того, что приказывали гражданам приводить к ним своих жен и дочерей, принуждали к сожительству юношей, неповинующихся же казнили. Когда кто-нибудь из приближенных тиранов умирал, эрифрян, истязая бичами, заставляли с громкими воплями оплакивать их.
Так продолжалось, заканчивает свой рассказ Гиппий, до тех пор, пока не вернулся с отрядом брат убитого басилея Кнопа, Гиппот. Гиппот, поддержанный эрифрянами, истребил тиранов и их приверженцев, после чего восстановил прежние порядки.
В истории эрифрской тирании, рассказанной Гиппием, прежде всего обращают на себя внимание те характерные особенности власти тиранов и их правления, которые хорошо известны по классическим образцам старших тираний Балканской Греции и Ионии, перекликаются с ними и порой совпадают

13

даже в подробностях. Это касается, прежде всего, способа захвата власти и политики тиранов.
Отметим, во-первых, что тирания Ортига, Ира и Эсхара возникает в результате заговора и насильственного захвата власти. Аналогичную ситуацию мы видим в Афинах: попытка установления тирании Килоном (Her., V, 71; Thuc, 1, 126), приход к власти Писистрата (Arist. Athen, pol., 14, 1); а также на Самосе — узурпация власти Поликратом и его братьями (Polyaen., 1, 23)3. Сходным образом, вследствие заговора и свержения правящего царского рода Басилидов, утверждается тирания Пифагора в Эфесе (Baton Sinop., Fgr Hist 268 F3).
Далее, эрифрские тираны опираются на военную помощь аристократии других государств, подобно Писистрату (Arist., Athen, pol, 15, 2; Her., I, 61) и Поликрату (Her., III, 45; Polyaen., I, 23):
Используя силы извне, тираны уничтожают своих политических противников. Параллельные факты мы встречаем в истории правления ионийских тиранов Фрасибула (Her., V, 92) и Пифагора (Baton Sinop., Fgr Hist 268 F3), соответственно в Милете и в Эфесе.
Ортиг и его соправители притесняют сограждан, подвергают их всевозможным унижениям. Аналогичные примеры можно найти в политике афинских Писистратидов (Thuc, VI, 54—56; Arist. Athen, pol., 18—19), коринфского тирана Периандра (Her., V,92), Поликрата на Самосе (Her., III, 44—45).
И, наконец, рассказ о роскошном быте эрифрских тиранов напоминает сведения античных авторов о богатстве и пышности двора самосского тирана Поликрата (Her., III, 40—41, 123, 131, 142; Aelian., IX, 4; XII, 25; Athen., XII, 57, p. 540 d-f).
Вместе с тем эрифрская тирания в изложении Гиппия отмечена особым колоритом, который придают ей суровость тиранического режима, откровенный произвол, чинимый Ортигом и его соправителями: тираны пренебрегают существующими общинными установлениями, вершат суд по собственному произволу, открыто творят беззакония.
Заметим также, что в истории эрифрской тирании явственно выступает недемократичность социальной опоры тиранов и их политики, проникнутой не только грубым произволом и насилиями, но и страхом перед согражданами, стремлением удержать свою власть. В этой связи показательно, что тираны не допускают эрифрян в верхний город, фактически изолируют себя от народа. Недемократическую природу власти эрифрских тиранов подчеркивает и то обстоятельство, что Ортиг и его сторонники захватывают власть, обманув граждан, помимо воли и желания народа, а свержение тирании Гиппотом, братом убитого басилея Кнопа, совершается при поддержке эрифрян (Athen., 75, р. 259 е).

14

Таким образом, рассказанная Гиппием история эрифрской тирании вновь убеждает в невозможности связать старшую тиранию с потребностями и задачами демократического движения, представить ранних тиранов выразителями народных интересов, как это не раз делалось в зарубежной, и особенно советской историографии4.
Остается открытой проблема датировки эрифрскон тирании. Одни исследователи отождествляют басилея Кнопа с Кнопом, сыном афинского басилея Кодра, ойкистом Эрифр времени ионийской миграции, то есть датируют историю, рассказанную Гиппием Эрифрским, серединой XI в. до н. э.5. Другие, в том числе Г. Хаксли, относят эрифрскую тиранию к концу VIII в. до н. э., связывая это событие с упоминанием Аристотеля об уничтожении олигархии Басилидов в Эрифрах (Arist. Pol., Vol 5, 4, p. 1305 b), управлявших после свержения тирании6. Л. Джеффри считает, что эрифрские события происходили в начале VII в. до н. э. и были связаны с Лелантской войной7.
Согласиться с первой датой не позволяет явное несоответствие характера описанных событий социально-политической ситуации XI в. до н. э., духу этого времени: период массовых миграций сопровождался не борьбой аристократических кланов за власть в общине, как это мы видим в Эрифрах, а временным усилением власти басилеев, ойкистов ионийских поселений, консолидировавших общины ионийцев — переселенцев на новых землях8.
Что же касается более поздней датировки, основывающейся на сообщении Аристотеля, то следует отметить, что у Аристотеля речь идет о свержении олигархии Басилидов, в эрифрокой же истории Гиппот восстанавливает существовавшие до тиранов порядки, то есть монархию. Как долго еще просуществовала царская власть в Эрифрах и когда ее сменило правление Басилидов — неизвестно. Не определено также точное время Лелантской войны. Таким образом, следует признать ненадежность всех доводов для определения точного времени эрифрокой тирании.
Впрочем, история басилея Кнопа, его убийства заговорщиками и установления жесткой тирании отмечена многими деталями древнего быта: откровенно насильственные методы господства тиранов, попрание ими интересов и достоинства сограждан уводят в глубокую древность. Начало архаического периода характеризовалось всесилием аристократических группировок и бесправием народной массы. Рядовые граждане греческих общин в это время еще не поднялись на борьбу против экономического гнета знати за политические права и гражданские свободы.
Подобные же мысли относительно глубокой древности эрифрской тирании рождает и описание пурпурных царских одежд

15

тиранов, их уложенных локонами длинных причесок, вычурной обуви и украшений. Невольно возникают ассоциации с ранне-архаическим бытом колофонской аристократии, описанным Ксенофаном: «Они шли на агору, одетые в пурпурные одежды..., гордые, красуясь изящными кудрями, облитые запахом искусно приготовленных умащений» (fr. 3 Diehl). Л. Джеффри замечает, что эрифрские тираны, так же как и колофонская аристократия, копировали лидийскую моду9.
В заключение несколько слов относительно места эрифрокой тирании среди других известных нам тиранических режимов архаической Ионии. Эрифрская тирания в сопоставлении с тиранией Пифагора в Эфесе, Фрасибула в Милете, Поликрата на Самосе представляет, по нашему мнению, начальную ступень, ранний тип в развитии этой формы правления в условиях архаической Ионии. Если эрифрские тираны управляют методами ничем не прикрытого откровенного насилия, грубо попирают права граждан, то Пифагор в Эфесе конца VII в. до н. э. уже вынужден считаться с народной массой. Как рассказывает Бетон Синопский, Пифагор демагогически заигрывал с народом, «обнадеживая его обещаниями и подбрасывая ему немного награбленной добычи» (Baton Sinop., Fgr Hist 268 F3).
Правление же Поликрата на Самосе, проводившего работы по украшению и благоустройству города, привлекавшего к своему двору знаменитых инженеров, архитекторов, скульпторов, поэтов, уже приобретало облик «просвещенной тирании», тяготеющей к эллинистическим образцам.

Примечания и литература

1 В советской историографии самосская тирания подробно исследована в статье Т. Ф. Пиленковой: Раннегреческая тирания на Самосе//Проблемы социально-политической истории античности и средневековья: Межвуз. сб. науч. тр. — Уфа, 1975. — С. 3—25. Из работ зарубежных авторов см.: Barron J. The Sixth-Century Tyranny at Samos // CQ. — 1964. — Vol. 14. — P. 210—229; White M. The Duration of the Samian Tyranny // JHS. — 1954. — Vol. 74. — P. 36—43.
Там же см. литературу по самосской тирании.
2 Как считает Якоби, он жил в эллинистической период. Труд Гиппия по истории Эрифр состоял из двух книг, первая из которых излагала историю города от основания до Ионийского восстания. — Jacobv F Hinnias von Erythrai //RE. — 1913. — Bd. 8. — Sp. 1711.
3 Поликрат, так же как эрифрские тираны, а позднее — Килон в Афинах, захватывает акрополь, воспользовавшись всенародным праздником.
4 Обзор основной литературы по старшей тирании, а также оценку взгляда на тиранию как на демократическую диктатуру см,, в работе: Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. — Л., 1988 — С 158—162
5 Philippson. Erythrai // RE. — 1907. — Bd. VI. — Hbd'. — Sp. 584
6 Hnxley G. The Early Ionians. — London, 1966. — P. 48—49.
7 Jeffery L. H. Atchaic Greece. The City — Staates ca 700—500 ВС — London, 1978. — P. 229.
8 Андреев Ю. В. Раннегреческий полис. — Л., 1976. — С. 66.
9 Jeffery L. Archaic Greece. — P. 229. Относительно эволюции форм

16

одежды и причесок греков к концу архаического периода см. замечание Фукидида /1, 6, 3/. См. также: Gomme A. W. A. Historical Commentary on Thucydides. — Oxford, 1945. — Vol. 1. —P. 101 — 103.

ПРИЛОЖЕНИЕ ГИПИЙ О ТИРАНИИ В ЭРИФРАХ
(Афиней, 74—75, р. 258—259) Пер. М. Ю. Лаптевой


74. Гиппий Эрифрский во второй из своих историй о родине, описывая, как власть басилея Кнопа была ниспровергнута его льстецами, рассказывает следующее. «Когда Кноп вопросил об обеспечении безопасности, бог дал прорицание принести жертву Гермесу Коварному. Затем, когда Кноп отправился в Дельфы, некие люди задумали ниспровергнуть его власть, чтобы установить олигархию. Это были Ортиг, Ир и Эсхар, которых прозвали «сущими брехливыми псами и льстецами» по той причине,1 что они были в свите. Они сопровождали Кнопа; когда уже далеко были от берега, связали Киопа и бросили его в море. А затем, зайдя на Хиос и взяв войско у тамошних тиранов Амфикла и Политекна, ночью вернулись в Эрифры. В это время тело Кнопа было выброшено к Эрифрам на берег, который сейчас называется Леопод. В то время, когда жена Кнопа Клеоника совершала погребение тела, был праздник, и многолюдное шествие шло к Артемиде Строфее. Внезапно послышался звук трубы, и когда крепость была захвачена сторонниками Ортита, многие из друзей Кнопа были убиты, а Клеоника, услышав об этом, бежала в Колофон. 75. Тираны, соратники Ортига, имея войско из Хиоса, уничтожили противящихся их делам, а затем отменив законы, сами стали управлять всеми делами в городе, вовнутрь стен акрополя никого не допуская из демократов. Перед воротами с внешней стороны стен они сделали дикастерий и вершили суд, надев пурпурные покрывала и хитоны, окаймленные пурпуром. Летом они обувались в многопалые сандалии, зимой ходили в женских сандалиях, а также волосы отпускали и укладывали их локонами, перехватывая головы диадемами цвета яблок и пурпура. Они носили золотые украшения, подобные женским. Затем они стали заставлять одних граждан носить их на носилках, других — сопровождать, третьих — расчищать путь. Кроме того, они стали приглашать юношей из граждан для общений, приказывали приводить для них жен и дочерей граждан, а неповинующихся наказывали смертью. Если кто из их гетерии умирал, они, собрав граждан с женами и дочерьми, принуждали оплакивать умерших: бить себя с воплями в грудь, кричать пронзительно и громко, — так принуждал их делать биченосец. Все это продолжалось до тех пор, пока во время праздника не пришел в Эрифры с войском Гиппот, брат Кнопа. Он с помощью эрифрян напал на тиранов и многих убил из их окружения. Ортига же убегающего заколол, а также тех, кто был с ним, жен и детей их подвергнул жестоким истязаниям. Так он отечество освободил».

Подготовлено по изданию:

Античность и раннее средневековье. Социально-политические и этнокультурные процессы: Межвузовский сборник научных трудов. — Н. Новгород: НГПИ им. М. Горького, 1991. — 149 с.
© Нижегородский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт им. М. Горького, 1991



Rambler's Top100