Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
57

§ 7. Строительное дело и архитектура

Строительные материалы. Для строительства греки использовали дерево, камень, глину. Деревянными были каркасы древних домов, перекрытия, колонны. В VII —VI вв. до н. э. при строительстве храмов и общественных зданий стали преимущественно использовать камень — мрамор и известняк. Фундаменты зданий делали каменными, из булыжника, грубообработанных камней, либо применяли субструкции: из бута и щебенки, иногда в виде чередующихся слоев глины и золы. Цокольные части домов часто состояли из поставленных на ребра крупных грубообтесанных плит — орфостатов. Стены складывали из обработанных камней — квад-ров, положенных без связующих растворов, насухо, или из необработанных камней, положенных на глиняном растворе, или из сырцовых кирпичей размером 30X30 — 45X45 см, которые предварительно высушивались. Лучшими считались кирпичи, сушившиеся в течение двух лет. Кирпичи тоже клали на связующем растворе из глины с песком. В эпоху эллинизма появился обожженный кирпич. Из него сложены колонны эллинистического дворца в Ниппуре, а также ворота и арка рынка в Приене.
Строительная техника. Крыши домов были двускатными, их крыли глиняной черепицей, а у храмов — иногда мраморной. Существовали разные способы укладки черепиц (рис. 37, 1—3) и различная форма черепиц. Большие плоские, с небольшими боковыми выступами черепицы назывались соленами (рис. 37, 4, 6, S), а более узкие округлые, или двускатные, перекрывавшие швы между соленами, именовались калиптерами (рис. 37, 5, 7, 9). Имелись черепицы с отверстиями для света (рис. 37, 10).
Стены штукатурили составом, состоящим из смеси извести с песком, иногда с добавлением толченого мрамора. Для более тонкой отделки использовали гипс. Наружные стены храмов иногда облицовывали керамическими плитками, например в Селинунте, Метапонте и др. Внутри некоторых из помещений стены украшали росписями в технике фресок по сырой штукатурке, применяя красную, белую, черную и желтую краски. С эпохи эллинизма палитра красок становится более разнообразной. Для облицовки стен и вымостки полов применяли плитки из цветного и белого мрамора. Полы в парадных помещениях украшали мозаиками из цветной гальки, но в жилых домах полы чаще всего были глинобитными.
Предварительную обработку каменных блоков и колонн производили вблизи каменоломен. В Сицилии открыты античные каменоломни «Кампобелло», где вырубали круглые монолиты колонн весом до 18 т. Из каменоломен к месту постройки камни перевозили

58

морским или сухопутным транспортом, используя колеса-катки и салазки. При поднятии каменных блоков пользовались рычагами. Для удобства подъема блока на двух его сторонах оставляли выемки или выступы, за которые зацепляли веревки, либо делали гнезда для крючьев. Выступы сбивали, когда производили окончательную пригонку камней при укладке их на место. Для скрепления каменных блоков пользовались пиронами или скобами либо заливали вырубленные пазы в блоках свинцом. В целях укрепления барабанов колонн использовали металлические шипы.
При обработке каменных строительных деталей пользовались молотками, кирками, теслами, пилами (без зубьев), сверлами; при укладке камней использовали отвес, ватерпас, шнур, угольник.
Типы каменных кладок у греков были разнообразны: полигональная—из камней различных очертаний, подогнанных один к другому и хорошо обтесанных; квадровая — из хорошо обработанных камней прямоугольных очертаний; бутовая — из необработанных и плохообработанных камней, скреплявшихся раствором глины; циклопическая — из огромных плохообработанных камней. Каменные стены могли быть однопанцирными, если всю толщу стены составляли крупные камни, выходившие на оба ее фасада, и двухпанцирными, когда один ряд камней выходил на один фасад, второй— на другой, а пространство между ними заполняли бутовым камнем и глиной.
Квадровые кладки различались по способу укладки блоков: исодомная (равнослойная) кладка состояла из одинаковых блоков, которые клались чередуясь, два—рядом вдоль линии стены, и один —поперек ее. При псевдоисидомной кладке, которую называют также кладкой «логом и тычком», один слой кладки состоял из двух поставленных на ребро блоков с бутом между ними, во втором слое блоки для крепости укладывали поперек стены, а их торцы выходили на оба ее фасада. Кроме того, применяли различные варианты этих кладок, используя неравновеликие блоки, благодаря чему лицевые стороны исодомных кладок могли иметь неодинаковый рисунок. Различались квадровые кладки и по способу обработки лицевой поверхности. Так, например, широко применялась рустованная кладка, когда все четыре или три стороны лицевой поверхности блока ровно стесывались, а центральная его часть оставлялась плохообработанной, что создавало красивую игру светотени. Иногда поверхности блока придавали округлые очертания, как, например, у подпорных стен Приены. Архитектура. Храмы лучше всего дают представление о монументальной архитектуре греков (рис. 25). Храмы были полихромными. Они строились в ордерах (рис. 38). Для дорического ордера характерно отсутствие баз у колонн, которые стоят непосредственно на стилобате, отличаются массивностью, часто украшены канелюрами. Капитель дорической колонны состоит из эхина в виде подушки и абака — плиты, на которую опирается архитрав с триглифами и метопами. Триглифы всегда окрашивались в синий цвет, а метопы были красными. В дорическом ордере построены храм

59

Посейдона в Пестуме, храм Зевса в Акраганте, в Афинах —Парфенон и Гефестион, храм Геры в Олимпии и др. Ионический ордер характеризует наличие базы в основании колонн, стоящих на стилобаде. Базы состоят из плинфа и валиков со скоцией. Ствол колонны более тонкий и высокий, чем в дорическом ордере, увенчивается капителью. Капитель состоит из эхина с двумя волютами и овами и узкого абака. Архитрав часто имеет рельефный фриз. В ионическом ордере построены Пропилеи акрополя, храм Ники Аптерос и Эрехтейон в Афинах. Коринфский ордер отличается от ионического формой капители, которая напоминает корзину с листьями аканфа. В Афинах коринфский ордер применен в оформлении колонн памятника Лисикрата IV в. до н. э. и в Олимпейоне —храме Зевса, строительство которого было начато в VI в. до н. э., а закончено во II в. н. э.
Можно выделить четыре основных этапа в развитии строительного дела. Древнейший период доходит до конца VIII в. до н. э. Основными материалами были дерево и сырец. Жилые дома и храмы типа «мегаронов», возводимые в это время, отличались скромностью плана и оформления.
В архаическую эпоху VII —V вв. до н. э., когда складывается античное государство — полис, происходит разделение труда между ремеслом и сельским хозяйством. Возникает каменное монументальное зодчество. В жилищном строительстве преобладает дерево.
Классическая эпоха V —IV вв. до н. э. — это эпоха греко-персидской войны и последовавшего за ней расцвета Афин. В это время господствует дорический стиль. В IV в. до н. э. в Афинах распространяется ионический ордер. Возводятся театры, общественные здания, входит в практику прямоугольная — регулярная планировка городов; завершаются старые и создаются новые архитектурные ансамбли: Афинский акрополь, Филиппополь в Олимпии, святилище в Эпидавре, мавзолей Галикарнасский.
В эпоху эллинизма (III —I вв. до н. э.) возникают греко-восточные монархии. Культура принимает греко-восточный характер. Создаются большие городские ансамбли: в Приене — агора, в Пергаме — акрополь, в Милете — большой рынок, булевтерий, храм Аполлона в Дидимах и др. На первом месте теперь стоит возведение светских общественных и жилых домов. Часто нарушаются господствовавшие ранее каноны ордеров. В интерьерах домов и в городских ансамблях преобладают колоннады, перистили. Распространяются двухъярусные колоннады. Повышается роль скульптуры в ансамблях. Декоративные скульптуры помещаются на цоколях построек, как, например, на Пергамском алтаре, или на базах и капителях колонн, как в храме Аполлона в Дидимах. Появляются скульптуры-колоссы (колосс Родосский — статуя Гелиоса высотой более 30 м), садово-парковые ансамбли в Александрии, Антиохии и др. Особенно знаменита Дафна — загородная царская резиденция в 7,5 км от Антиохии, где было расположено святилище Аполлона, окруженное густой рощей. С ним связано

60

поэтическое предание о превращении нимфы Дафны, преследуемой Аполлоном, в лавровое дерево. Там же были построены святилище Зевса стадион, театр. Первые цари из династии Селевкидов посадили в этом святилище 300 кипарисов, а позднее разросшийся парк, орошаемый множеством ключей, достиг 15 км в окружности.
Заказчиками крупных архитектурных сооружений в V в. до н. э. было государство, а в IV в. до н. э. — малоазийские и сирийские цари, частные лица.
Организация строительного дела была строго регламентирована. Постройка общественных зданий начиналась по решению народного собрания. Оно выбирало строительную комиссию от одного до семи человек и одного архитектора. Комиссия составляла сметы и договоры о сдаче работ в подряд. Расходы комиссии контролировались магистратами. Архитектор составлял проект и руководил стройкой. Он работал по найму. Имущество архитектора брали под залог. Если при строительстве был допущен перерасход больше сметы на 1/4, архитектору приходилось расплачиваться своим имуществом; если он укладывался в смету, то получал особое вознаграждение. На Родосе, в Кизике и в других городах в I в. до н. э. имелась постоянная должность архитектора. Работы делили между большим количеством подрядчиков, и устанавливали сроки строительства не более одного года. Рабочие были как из свободных, так и из государственных рабов. Эллинистические монархи сами субсидировали строительство и распоряжались расходами.

Подготовлено по изданию:

Кругликова И. Т.
К84 Античная археология. Учеб. пособ. для студ. вузов. — М.: Высш. шк., 1984.— 216 c., ил.
© Издательство «Высшая школа, 1984



Rambler's Top100