Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
60

§ 8. Искусство

Скульптура. Родиной своей монументальной скульптуры греки считали остров Крит. Согласно греческой легенде, на Крите работал полумифический скульптор Дедал, который сделал первые статуи богов из дерева и камня. Деревянные статуи не найдены, но древнейшие каменные статуи сохранили традиции деревянной скульптуры. Так, например, фигура статуи Геры Самосской (около 560 г. до н. э.) напоминала ствол дерева, а у статуи Артемиды из святилища Артемиды на острове Делос (середина VII в.) фигура напоминала плоский брусок. Иногда греческие скульпторы делали фигуру божества из позолоченного дерева, а голову — из мрамора. Были распространены статуи, изготовленные в хризоэлефантинной технике из слоновой кости и золота. Отдельную круглую скульптуру греки предпочитали лить из бронзы, тогда как скульптура декоративных ансамблей на фронтонах и фризах изготовлялись из известняка и мрамора. Кроме того, известны терракотовые и гипсовые скульптуры.
Для обработки камня при изготовлении скульптур применяли шпунты для откалывания и пилы. Для более тонкой обработки пользовались скарпелем в виде стамески с плоским или полукруглым острием, троянкой с зубчатой рабочей частью. Следы инструментов сглаживали рашпилем; углубления делали буравом.

61

Иногда применяли шлифовку поверхности. Статуи раскрашивали. Бронзовые статуи отливали способом утраты восковой модели в разных формах.
Тематика греческих скульптур изменялась в зависимости от социально-политических условий. Однако преобладали изображения мифологических персонажей.
В VII—VI вв. до н. э. преобладают изображения обнаженного юноши —куросы (рис. 39, 1) и одетой женской фигуры —Коры. В юноше принято видеть изображение Аполлона. Коры —в виде неподвижно стоящих изящных девушек — найдены на Афинском акрополе.
В V—IV вв. до н. э. в классическую эпоху распространяются скульптурные композиции. Пафос греко-персидских войн и последовавшая победа греков вызвали интерес к героической тематике. Скульпторы стремятся изобразить динамику боя. Распространяется дорический обычай украшать скульптурами фронтоны храмов. Так, на фронтоне храма Афины на острове Эгина представлена битва греков с троянцами. К V в. до н. э. относятся: бронзовая статуя Зевса, найденная в море у мыса Артемисии, и бронзовый возничий из Дельф. Среди мраморной скульптуры интересны рельефы большого алтаря —так называемого трона Людовизи с изображением Афродиты, поднимающейся из моря, и двух сидящих женских фигур.
Одним из самых выдающихся скульпторов второй четверти V в. до н. э. был Мирон. Среди его работ статуя Дискобола — юноши, готового бросить диск. Это идеализированный образ молодого атлета. Поликлет, написавший сочинение о гармоничных пропорциях человеческой фигуры, в своих статуях Дорифора-копьеносца и Диадумена — атлета-победителя пытался создать образ совершенного гражданина (рис. 39, 2).
К V в. относится деятельность величайшего аттического скульптора Фидия, создавшего вместе со своими учениками скульптуры, украшавшие Парфенон афинского Акрополя, а также великолепные бронзовые статуи Афины Промахос (Воительницы) и Афины Лемнии; им оформлены Пропилеи — вход на Акрополь, сделаны в хризоэлефантинной технике знаменитые статуи Афины Парфенос и Зевса Олимпийского. Скульптора Пеония из ионийского города Менде считают провозвестником живописного направления в скульптуре. Его статуя Ники, созданная в конце V в. до н. э., была найдена в Олимпии (рис. 39, 3).
После длительной Пелопоннесской войны, тянувшейся с 431 на 404 г. до н. э., появляется желание забыть тяготы войны. Скульпторы стремятся отразить личные чувства человека. Это проявляется в статуях Леохара «Аполлон Бельведерский», Скопаса «Танцующая Менада», Праксителя «Аполлон Сауроктон», «Гермес с младенцем Дионисом» (рис. 39, 4) и «Афродита Книдская», в статуях Лисиппа «Апоксиомен», «Отдыхающий Гермес», созданных в середине и во второй половине IV в. до н. э. Позднее, в эпоху эллинизма, когда появляется мода возводить дворцы и создавать

62

парковые ансамбли, распространяются декоративные статуи для украшения садов и парков. Скульпторы в этот период часто выбирают для сюжетов трагические ситуации, например, изображение галла, убивающего свою жену или умирающего галла. Появляются новые школы скульпторов, имеющие свои особенности: александрийская, пергамская, родосская и др. Представление о пергамской школе дают рельефы пергамского Алтаря Зевса, которые изображали борьбу олимпийских богов с гигантами. Характерны выразительность передачи динамики жестокой схватки, страдальчески закинутые головы, резкие повороты фигур. Среди других скульптур этого периода выделяется статуя Лаокоона (рис. 39, 5), погибающего вместе со своими сыновьями в кольцах извивающегося змея, посланного Аполлоном. Лаокоон был изваян скульпторами I в. до н. э. Агессандром, Полидором и Афинодором.
Скульптура, как и все искусство в IV —III вв. до н. э., носит приватный характер. В это время основными заказчиками скульптуры были малоазийские, сирийские и другие восточные царьки, а также наиболее богатые и знатные семьи.
Коропластика. Наряду с монументальной скульптурой из бронзы и камня у греков было развито производство глиняной скульптуры. Чаще всего это были небольшие терракотовые статуэтки, хотя известны и терракотовые статуи довольно крупных размеров. Слово «коропластика» происходит от греческих слов «кора» —девушка, кукла, и «прассо» — лепить. Стиль терракотовых статуэток находится под влиянием монументального искусства. Он проходит те же этапы развития, однако производство терракот больше связано с жизнью частного человека, с его бытом, обычаями, религиозными представлениями. Терракотовые статуэтки часто называют скульптурой малых форм, хотя их массовое производство больше связано с деятельностью рядовых ремесленников.
В IX — VIII в. до н. э. в Греции мастерские коропластов существовали в Беотии и Аттике. Там изготовляли изображения богини плодородия в виде уплощенных идолоподобных фигурок. Поверхность расписывали геометрическими узорами, черной и красной красками.
Для VII — VI вв. до н. э. известны мастерские Коринфа, Родоса, Самоса, Аттики, Беотии, Ионии, Южной Италии и Сицилии. Тематика фигурок разнообразна: божества, животные, бытовые сцены, комические сюжеты. Популярна сидящая в кресле женщина в торжественно неподвижной позе (Деметра) (рис. 40, 3, 5), женщина стоящая, которая держит в руках голубя или плод (гранат, яблоко). Это может быть изображением Коры и Афродиты. Среди статуэток бытового содержания пекарь, парикмахер, прачка. Появляются протомы — односторонние, реже двусторонние изображения лишь верхней части фигуры божества, а также фигурные сосуды. Изображения животных и плодов служили в качестве приношений богам.
В V — первой половине IV в. до н. э. процветают мастерские Аттики и Беотии (рис. 40, 1). Ионийские города не сразу оправи-

63

лись после персидского разгрома. Коропластика испытывает заметное влияние монументальной скульптуры — работ знаменитых ваятелей Фидия, Алкмена, Праксителя. С IV в. до н. э. вновь оживляются мастерские ионийских коропластов.
В эпоху эллинизма (в III —I вв. до н. э.) расцвет коропластики связан с подъемом декоративного искусства. В IV —начале III в. до н. э. особенно распространяются терракотовые статуэтки девушек, изготовленные в мастерских Танагры (Беотия). В этих стоящих и сидящих женских фигурках заметно влияние стиля скульптур Праксителя. В III —II вв. до н. э. в разные города Греции поступают статуэтки из мастерских Мирины и Смирны (Малая Азия), сохранявших традиции школы Лисиппа, а также испытавших влияние пергамской школы скульпторов. Для них характерны смелые композиции, карикатурные изображения, гротески. В это время процветают мастерские коропластов в Александрии Египетской, где были сильны традиции египетского искусства. Распространены изображения Исиды, Сераписа, Гарпократа. В эпоху эллинизма мастерские коропластов существуют во всех крупных греческих городах. Иногда статуэтки изготовлялись в привозных формах, часто формы снимались с привозных терракотовых фигурок и лишь детали и атрибуты персонажей добавлялись по воле коропласта данной мастерской.
При приготовлении глиняного теста для терракот надо было глину специально очистить, промыть и дать ей отстояться. Древние идолы лепились от руки. В VII в. до н. э. появились терракотовые фигурки с лицом, сделанным в форме, а также вотивные дощечки с рельефными фигурами, оттиснутые в односторонних формах. Формы для изготовления терракотовых статуэток, протом и рельефов были глиняными, редко из гипса. Архаические статуэтки оттискивались в одной форме. Первоначально фигурки были сплошными, потом их стали делать полыми с отверстием сзади для лучшего обжига. В V в. до н. э. статуэтки уже оттискивались в нескольких формах, затем отдельные их части соединялись, а поверхность отделывалась стэкой — стержнем из дерева, кости или бронзы. Готовую фигурку красили прямо по глине или по предварительно нанесенному слою извести или алебастра.
Назначение статуэток различно. Вотивные служили для посвящений в храмы. В Беотии, например в святилище Кабиров, было найдено 700 статуэток юноши с петухом или с бараном. Статуэтки погребальные находят главным образом в женских и детских могилах и на месте тризн. Статуэтки, находимые в домах, вероятно, служили культовым целям. Так, культовыми были изображения сидящей на троне богини из архаического дома в Тиритаке (рис. 40, 3, 5). Иногда статуэтки являлись украшением интерьеров в эллинистических домах.
Живопись. Высокого развития у греков достигло искусство живописцев. Художники расписывали стены храмов, керамические архитектурные детали, писали картины на деревянных досках и вотивных глиняных табличках — «пинаках». Расписывали глиня-

64

ные саркофаги и стены погребальных склепов, каменные надгробные стелы и глиняные вазы.
Произведения монументальной и станковой живописи почти не сохранились и известны нам главным образом по римским копиям и по описаниям древних авторов. Впрочем, в 1934 г. близ Сикиона открыта картина VI в. до н. э. со сценой жертвоприношения размером ЗЗХ15 см, выполненная на дереве. Живописец, судя по надписи, был из Коринфа. Значительно лучше живопись сохранилась на вазах, пинаках, метопах, терракотовых саркофагах из Клазомен и Родоса, расписных стелах и на фресках погребальных склепов. Стелы, раскраска терракот и скульптур говорят о красочной палитре художников.
О художниках Греции пишут Плиний в «Натуральной истории» (книги 33—37), Павсаний, путешествовавший по Греции во II в., и Витрувий — архитектор, живший в эпоху Августа (I в. до н. э.— I в. н. э.).
По технике нанесения живописи различаются фрески, сделанные водяными красками (al fresco), красками, закрепленными белком или клеем (alla tempera), и энкаустика — роспись восковыми красками.
Выявлены характерные этапы развития греческой живописи, связанные с творчеством наиболее известных художников. Так, например, Полигнот расписывал фресками храмы около 475 г. до н. э., применяя только черную, белую, желтую, красную краски. Перспективу в его фресках заменяло расположение изображений в разных ярусах. Его рисунки были яркими, контурными. Агатарх — художник второй половины V в. до н. э. — писал декорации для трагедий Эсхила. Он ввел в рисунок перспективу. Закон линейной перспективы обосновали философы Анаксагор и Демокрит, жившие в это же время.
В последней трети V в. до н. э. Аполлодор Афинский писал на деревянных оштукатуренных досках в технике alla tempera. Он применял перспективу и светотень. В эпоху Пелопоннесской войны работал Зевксид. В живописи вместо мифологических тем в это время появляются сюжеты смехотворные, например изображение семьи Кентавров. В IV в. распространяется техника энкаустики. Краски разводили маслянистой жидкостью с воском, затем после нанесения росписи по поверхности проводили раскаленной палочкой, которая сглаживала неровности воска и придавала поверхности блеск.
В конце IV в. до н. э. Деметрий Фалерский в Афинах издает новый устав погребений, разрешая ставить над могилами только скромные надгробия в виде низких столбиков и ларей. Надгробия часто расписывали. Фресками греки часто покрывали стены склепов. К концу IV в. до н. э., например, относится Казанлыкский склеп, открытый в Болгарии в 1944 г., купол и стены которого были покрыты полихромной росписью с изображением героизированных умерших, погребального пира, похоронной процессии, состязания колесниц и т. д.

65

В эпоху эллинизма художники сохраняют традиции мастеров IV в. до н. э. Скопаса, Праксителя, Лисиппа. Развиваются пергамская и александрийская школы живописи. Антифил из Грилы положил начало карикатуре как жанру.
Вазопись. Из памятников греческой живописи больше всего сохранилось расписных ваз. Можно проследить этапы развития вазописи. Так, в IX — первой половине VIII в. до н. э. в вазописи господствовал геометрический стиль. Расписывалась поверхность крупных амфор и кратеров, высота которых достигала 1,78 м. Возможно, что эти большие сосуды были надгробиями. Вся поверхность сосудов покрывалась поясами из меандров, ромбов, пересекающихся зигзагов, кругов.
В конце IX в. до н. э. в росписях появляются изображения животных, составленные из геометрических элементов: прямой и ломаной линий, треугольников и кругов. В начале VIII в. до н. э. стали изображать человека, иногда сиены похорон. Во второй половине VIII в. до н. э. в вазописи распространяются мифологические сцены: морские и сухопутные бои, хороводы с музыкантами, атлетические состязания. Роспись наносилась коричнево-черной краской.
На рубеже VIII—VII вв. до н. э. появляется новый стиль вазописи, так называемый ориентализирующий или ковровый стиль. Изменяются формы сосудов. Они становятся приземистыми и раздутыми. В росписях господствуют новые мотивы: растительные—розетки, пальметты, цветы, бутоны лотоса— и фигурные изображения. Поверхность сосудов как бы делится на несколько горизонтальных поясов. На крупных поясах изображаются фантастические звери, плетенка, мифологические сюжеты, герои, сцены охоты и сражений. Если вазы геометрического стиля и вазы начала VII в. до н.э. расписывали одной коричнево-черной краской, то позднее начинают употреблять красную (пурпурную), черную, желтую и белую краски.
Особенно много расписных ваз в VII в. до н. э. производили в Коринфе. Со второй половины VII в. расцветает и аттическая школа вазописи в Афинах.
В конце VII —начале VI в. до н. э. в вазописи был распространен чернофигурный стиль. Роспись имела сюжетное содержание. Изображения наносили черным лаком в виде силуэтов (рис.41), фоном являлся цвет глины сосудов. Детали человеческих фигур и предметов процарапывали по черному лаку. Для расцвечивания деталей применяли также пурпурную и белую краски. Но черно-фигурная силуэтная техника живописи полностью не вытеснила контурный рисунок. Он сохраняется в росписях коринфских, родосских, клазоменских, а частично аттических художников.
Приблизительно в 530 г. до н. э. в аттических вазописных мастерских появляется новая техника росписи — краснофигурная. Черным лаком стали покрывать фон и прорисовывать детали изображений, а сами изображения сохраняли цвет глины (рис. 42). Интересна ваза, расписанная в 530 г. до н. э. мастером Андокидом,

66

на одной стороне которой роспись выполнена в чернофигурной технике, а на другой — в краснофигурной. Сюжеты краснофигурных росписей очень разнообразны. В IV в. до н. э. стали дополнительно применять белую краску (рис. 42, 1), а также позолоту для выделения деталей.
Мозаика. Орнаментальная мозаика появляется в IV в. до н. э. Первоначально мозаики делают из цветной гальки. Они есть в Северной Греции, Олинфе, Пелле, в Малой Азии, Египте, Сицилии и в Северном Причерноморье (Херсонес). Из светлых камешков выкладывали светлые фигуры на темном фоне. Были распространены и различные орнаментальные мотивы.
К началу II в. до н. э. мозаику стали делать из специально вырезанных кубиков — это opus tessallatum. Затем стали изготовлять мозаичные панно из очень мелких фрагментов цветных камней и цветного стекла, так называемые opus vermiculatum.
Глиптика — изготовление гемм или резных камней. В Греции были распространены печати в виде подвесок или перстней со вставками-геммами из полудрагоценных цветных камней, на которых были вырезаны различные изображения. По способу резьбы на камне геммы делятся на: интальи с рисунками, вырезанными вглубь и дающими при оттискивании выпуклые изображения, и камеи — обработанные тонкой резьбой цветные многослойные камни с рельефными пластическими изображениями. Светлые слои камня (агатоникса или сардоникса) обычно используются для выпуклого изображения, а коричнево-серый слой служит фоном. Камеи получают распространение с эпохи эллинизма. В противоположность интальям они не имели практического назначения, а служили лишь украшениями заколок, перстней, диадем, чаш из драгоценных металлов. Иногда они были очень крупными. Так, например, известная камея Гонзага III в. до н. э. из собрания Государственного Эрмитажа с профильными портретами царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои имела высоту 15,7см.
В V — IV вв. были распространены скарабеоиды — овальные камни, одна сторона которых была выпуклой, а вторая — плоской, где и была вырезана надпись или изображение, служившее печатью. Вдоль камня просверливали сквозное отверстие для продевания шнура.
Интальи, служившие печатями, носили на шнурках или на вращающейся дужке. С III в. появились перстни с вставными геммами. До III в. существовали отдельно металлические перстни-печати и геммы-печати. Геммы часто были подписными художественными произведениями, как, например, инталья V в. до н. э. из собрания Государственного Эрмитажа с изображением летящей цапли с вырезанной надписью «Делал Дексамен хиосец» или с изображением цапли и кузнечика с вырезанной надписью «Дексамен».
В позднеэллинистический, а главным образом в римский периоды получили распространение литики — подражания геммам из литого стекла.

Подготовлено по изданию:

Кругликова И. Т.
К84 Античная археология. Учеб. пособ. для студ. вузов. — М.: Высш. шк., 1984.— 216 c., ил.
© Издательство «Высшая школа, 1984



Rambler's Top100