Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
178

Глава 11

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК ЮЖНОЙ СИБИРИ

Железный век Сибири лучше всего изучен по саяно-алтайским древностям. Его начинает тагарская культура (VIII—III вв. до н. э.), названная по острову на Енисее напротив Минусинска. Одновременная скифской культуре, она близка ей и по формам хозяйства, что отразилось в сходстве многих вещей, и в искусстве.

Обычно считают, что одним из главных различий этих двух культур является несходство в ведущем металле, но этот вопрос дискуссионен. Сибироведы указывают, что господство бронзы у та-гардев кажущееся, что это представление вызвано особенностью погребального обряда, в поселениях же преобладают железные вещи. Однако материалы раскопок тагарских поселений опубликованы пока недостаточно, поэтому пока трудно говорить о распространении железа у тагарцев с раннего железного века, хотя в единичных изделиях оно у них известно с VI в. до н. э.

Металлургия бронзы достигает уровня развития ремесла, но еще долго, как это было повсеместно, укладывается в рамки разлагающегося родового строя.

Из бронзы, состав которой по сравнению с предшествующим временем был улучшен, делали большое количество разнообразных вещей. Многие из них представляют собой случайные находки, что типично для тагарских древностей. Среди них чеканы и кинжалы, кельты, тесла, ножи, много украшений, из которых следует отметить бронзовые бляхи, считающиеся изображением солнца. Часты находки бронзовых серпов с дырочкой для ремня, при помощи которой серп надевали на руку.

179

О развитом земледелии татарских племен говорят имеющиеся каналы, считающиеся оросительными, многие из которых относятся к этому времени. В силу крутизны местности каналы были недлинными и не требовали значительного труда для их сооружения. Обычно считают, что татарское земледелие было мотыжным, но некоторые археологи доказывают, что землю уже пахали. Еще в афанасьевское время население, пришедшее с запада, принесло сюда культуру пшеницы, проса и ячменя. Зерна этих растений находят в татарских погребениях.

Существенная роль в хозяйстве принадлежала скотоводству, постепенно утрачивавшему свое ведущее значение. О составе стада говорят найденные кости коров, овец, лошадей, свиней. Находки частей конской сбруи свидетельствуют, что лошадь использовали и как верховое животное.

Тагарские племена были оседлыми. Известно около ста поселений, которые, правда, еще недостаточно исследованы. Все же можно сказать, что среди них были постоянные (типа селищ и городищ) и временные (сезонные). На некоторых таких памятниках исследованы остатки небольших землянок, на других — наземных жилищ.

Гончарное производство тагарцев продвинулось вперед, но еще не достигло уровня ремесла: решающий признак — гончарный круг — только появляется, и притом лишь кое-где. Возникли новые формы сосудов, в частности кувшины. Существовало кожевенное, скорняжное, косторезное производство, довольно часто находят остатки шерстяных тканей — было развито прядение и ткачество.

Основными памятниками татарской культуры являются погребения. Тагарские курганы окружены четырехугольными оградами из каменных плит. Под курганными насыпями находятся квадратные могильные ямы с как бы вставленными в них срубами. Иногда вместо срубов стенки могильных ям обложены каменными плитами. Умение делать деревянные срубы говорит и о распространенности срубных жилищ.

В ранних тагарских курганах погребено по одному покойнику. При погребенных много различных вещей скифо-сибирских форм, что типично для культур степной полосы. Много стрел скифских типов. Одинаковые формы вещей встречаются на огромном пространстве. Таковы, например, чеканы камских культур, сходные с сибирскими.

Оружие клали как с мужчинами, так и с женщинами. К концу культуры вместо оружия и орудий помещали их маленькие бронзовые и, кажется, железные изображения-символы, изготовленные специально для погребальных целей. Тогда же появляются глиняные погребальные маски, хорошо передающие физические черты погребенных. Такие маски, но уже изготовленные из гипсовидной терракоты, особенно распространились в последующее, таштыкское время. Имущественное неравенство в погребальном обряде выражено слабо.

180

Металлический инвентарь тагарской культуры: I — удила, 2 — серп, 3 — нож, 4 — шило, 5 — чекан, 6 — боевой топорик, 7 — кинжал, 8 — копье, 9 —стрела, 10 — бляшка, 11 — изображение оленя, 12 — бусина, 13 — зеркало, 14 — форма для отливки кельтов

Рис. 63. Металлический инвентарь тагарской культуры: I — удила, 2 — серп, 3 — нож, 4 — шило, 5 — чекан, 6 — боевой топорик, 7 — кинжал, 8 — копье, 9 —стрела, 10 — бляшка, 11 — изображение оленя, 12 — бусина, 13 — зеркало, 14 — форма для отливки кельтов

По своему физическому облику тагарцы были европеоидами, ближайшими потомками афанасьевцев.

К концу культуры у тагарцев начинается процесс классообразования. В тагарских курганах IV—III вв. до н. э. находят уже не по одному, а по 100—150 погребенных —вооруженных мужчин. Это были дружинники, причем некоторые археологи полагают, что дружина была уже территориальной. Военные столкновения стали частыми. Причина грабительских набегов состояла в стремлении овладеть соседскими стадами.

Наряду с коллективными могилами сооружались огромные курганы, из которых выделяется курган Салбык (IV—III вв. до н. э.)

181

высотой 11 м, поперечником полкилометра. В нем погребен старик-вождь («царь») с убитыми рабами. Погребение было ограблено в древности. Под курганной насыпью открылось огромное сооружение из каменных глыб; ограда имела размеры 70X70 м при высоте до 6 м. Некоторые плиты для ограды были привезены с берегов Енисея за 75 км. Из находок можно отметить старый жернов ручной мельницы. За огромные размеры и пышный погребальный обряд курганы Салбыкской долины называют царскими. Они свидетельствуют о далеко зашедшем обособлении племенной верхушки.

В Туве, также входящей в Южную Сибирь, расположены большие по площади, но невысокие земляные курганы (VIII—III вв. до н. э.).

Наиболее известен курган Аржан (VIII в. до н. э.), поперечник которого достигал 120 м при высоте до 4 м. Под его каменной насыпью обнаружена сложная система срубов, сложенных из бревен

Инвентарь кургана Аржан: 1 — бронзовый кинжал в кожаных ножнах, 2 —бронзовый кинжал, 3 — бронзовый чекан, 4—5 — бронзовые стрелы, 6—7 — костяные стрелы, 8—9 — бронзовые удила, 10—11 — роговые псалии, 12 — подвеска из клыка кабана, 13 — бронзовое навершие, 14 —роговая голова коня, 16 — бронзовый диск

Рис. 64. Инвентарь кургана Аржан: 1 — бронзовый кинжал в кожаных ножнах, 2 —бронзовый кинжал, 3 — бронзовый чекан, 4—5 — бронзовые стрелы, 6—7 — костяные стрелы, 8—9 — бронзовые удила, 10—11 — роговые псалии, 12 — подвеска из клыка кабана, 13 — бронзовое навершие, 14 —роговая голова коня, 15 — бронзовый диск

182

лиственницы толщиной 40—50 см и более. Бревна хорошо сохранились. Центральную часть кургана занимал сруб, в котором были похоронены могущественный межплеменной вождь («царь»), а также сопровождавшие его жена, приближенные и кони. От центра кургана радиально расходились линии срубов, которых всего оказалось 70. В трех из них (кроме камеры «царя») находились погребения мужчин, а во многих других найдены костяки лошадей. Всего погребено 17 человек (включая «царя») и более 160 коней. Все кони старые, значит, они не из царских табунов, а приношения подвластных племен. Пол «царской» и некоторых других камер был выстлан соболиными шкурками, а под настилом «царского» сруба найдены остатки 15—20 конских хвостов, что отражает особую роль коня в религии. Жертвенных коней больше только в одном из скифских курганов, возле Ульского аула на Кубани, где их около 500. Но ни в одном скифском кургане не было столь большого числа сопровождавших покойника лиц.

Аржан постигла общая судьба больших курганов: он был ограблен в древности. Поэтому драгоценных вещей там найдено немного, однако остатки погребального инвентаря позволяют думать, что при погребенных было много золотых украшений и дорогих вещей. Хорошо сохранились части конской сбруи, в частности бронзовые удила и псалии. Они найдены группами одинаковых типов, это говорит о том, что каждая группа лошадей, от которых осталась эта сбруя, была принесена в жертву от определенной территориальной общины — рода. По типам вещей можно выделить 29 отдельных археологических комплексов, датируемых одним днем похорон, но происходящих из 13 географических пунктов.

Из вещей интересны маленькие пластинки из бирюзы, служившие инкрустацией в золотых изделиях. Такие инкрустации известны в золотых вещах Сибирской коллекции Петра I, выполненных в зверином стиле. Значит, одежда аржанского вождя была украшена такими же бляхами в скифо-сибирском стиле.

Интересна находка оленного камня. Так называют камни с высеченными на них изображениями оленей, лосей, оружия. Они встречаются в Южной Сибири, в том числе в Туве, но здесь оленный камень найден в курганной насыпи, значит, он старше времени возведения кургана. Аналогии таким камням известны на широкой территории: на Южном Урале, Северном Кавказе, в Северном и Западном Причерноморье — и датируются предскифским или киммерийским временем.

Путем дендрохронологического анализа бревен из срубов Аржана установили дату — около 800 г. до н. э., т. е. начало VIII в. до н. э. Судя по характеру годичных колец, погребение совершено в сентябре.

Культуры скифо-сибирского типа складываются в VIII—VII вв. до н. э. в степной полосе от Дуная до Китая и характеризуются сходным хозяйством — кочевым скотоводством, с переходом к которому эти отличные друг от друга, непохожие племена приобрели многие общие черты, свойственные кочевым общинам независимо

183

от места их обитания, от особенностей хозяйственной и социальной жизни. Их жилищами часто служили легкие переносные шатры или целые вереницы крытых повозок; утварь была портативной, небьющейся, одежда — приспособленной для кочевой жизни. Питались сибирские племена мясом и молоком, которые им давали огромные стада. В перекочевках племена часто встречались, что обусловливало обмен культурными достижениями. Создавалось обманчивое представление об общей культуре всех кочевников того времени, что для античных авторов было поводом называть их общим именем или устанавливать их родственные связи с хорошо известным грекам народом скифов, принадлежавших к тому же кругу племен. Но скифские и сибирские племена вовсе не идентичны.

На Горном Алтае железо появляется в VI в. до н. э. Культура племен этой области также развивалась на местной основе при оживленном общении с ближними и дальними племенами. Облик этой алтайской культуры тоже скифо-сибирский. Формы алтайских стрел, уздечек, бронзовых зеркал известны и в других странах. Изображения оленя, козла, тигра, хищной птицы и других животных характерны для скифо-сибирского звериного стиля. Но манера исполнения в Сибири несколько отлична: звери изображались в схватке, хищники — с оскаленными зубами, терзавшие каких-то травоядных.

Раньше других вещей железными стали кинжалы, ножи, затем удила и другие вещи. Вопрос о начале господства железа также дискуссионен.

Остатки поселений этого времени на Горном Алтае пока не открыты. Исследованы курганы, в которых умерших хоронили с верховым конем, мужчинам клали оружие. Наиболее интересны погребения вождей, открытые первоначально в курганах урочища Пазырык, от которого происходит название пазырыкской культуры (VI—III вв. до н. э.). Покойников хоронили в больших ямах, в которых строили два сруба, один в другом. Во внутренний сруб помещали деревянный саркофаг и погребальный инвентарь, после чего сооружение перекрывали настилом бревен. Пространство между срубами забивалось хворостом. Сверху возводилась насыпь из больших камней. Грунт был глинистый или скальный, поэтому в яме застаивалась вода, просачивавшаяся в нее в дождливые периоды. При наступлении холодов она замерзала, а летом не таяла, так как мощная насыпь не прогревалась солнцем. С течением времени вся камера заполнялась льдом. Промерзала и прилегающая к могильной яме земля, отчего образовывалась линза мерзлоты вне зоны вечной мерзлоты. Благодаря этому здесь великолепно сохранились все вещи и даже органические остатки.

Курганы были ограблены в то время, когда они были насыпаны или вскоре после того. Сломанные инструменты, брошенные грабителями в погребальной яме, подобны тем, которые найдены в погребениях.

184

Но даже после ограбления эти курганы представляют собой большую научную ценность. Покойников в них обычно два: мужчина и женщина. Они находились в одной долбленой колоде — гробу. Трупы мумифицированы и иногда татуированы. Рисунки татуировки выполнены в скифо-сибирском зверином стиле. Такими же рисунками покрыта колода: изображены петухи, тигры, лоси и другие животные. Стены сруба увешаны войлочными коврами с апплика-

Инвентарь Пазырыкских курганов. 1 — деревянный сосуд, 2 — бронзовая курильница, 3 — деревянное украшение сбруи, 4 — деревянный столик-блюдо, 5 — каменная курильница, 6 — бронзовая курильница, 7 — сапог, 8 — башлык, 9 — уздечка, 10 — мотивы татуировки

Рис. 65. Инвентарь Пазырыкских курганов. 1 — деревянный сосуд, 2 — бронзовая курильница, 3 — деревянное украшение сбруи, 4 — деревянный столик-блюдо, 5 — каменная курильница, 6 — бронзовая курильница, 7 — сапог, 8 — башлык, 9 — уздечка, 10 — мотивы татуировки

185

циями, которые также изображают различных зверей и птиц. На полу стояли низкие столики, одновременно представляющие собой и блюда. Здесь же имелись глиняные кувшины, курильницы, деревянные чаши. Большой интерес представляет собой одежда погребенных— полотняные рубахи, меховая верхняя одежда, войлочные кафтаны, чулки, кожаные и меховые сапожки, пояса, шапки. Все украшено художественным шитьем, а некоторые виды одежды — золотыми нашивками. Золота почти не сохранилось. Оно употреблялось в виде фольги, которой были обернуты небольшие кусочки кожи, пришивавшиеся на одежду. Эти кусочки кожи сохранились, а золото было унесено. В погребении обнаружены бронзовые и серебряные зеркала, музыкальные инструменты. Из отдельных, казалось бы, бесформенных кусочков дерева удалось склеить нарядную легкую повозку.

Погребения людей обычно сопровождались погребениями лошадей. В каждом кургане их встречено от 5 до 14. Все лошади убиты чеканом. Порода лошадей близка среднеазиатской. Сбруя, седла, уздечки украшены различными аппликациями и золотыми нашивками. Попоны иногда сделаны из привозных иранских тканей. Лошади были меченые, на их ушах имелись различные тамги. Вероятно, на погребение вождя собирались приношения от отдельных родов или патриархальных семей.

Пазырыкские курганы свидетельствуют о значительном накоплении богатств у родовых вождей скотоводческих племен Алтая.

Вторжение племен хунну прервало процесс образования раннеклассового общества у тагарцев. Исконные земли хунну лежали в Центральной Азии, где возникали укрепленные и неукрепленные ремесленно-хлебопашеские поселения. Они делились на оседлые племена и племена, занимавшиеся табунным скотоводством. Хунну в Азии в отличие от гуннов в Европе считались наиболее культурными среди всех кочевников. В их культуре содержатся основы предметных комплексов всех средневековых кочевых народов. Археологически на нашей территории они прослежены недостаточно хорошо. До сих пор хуннские погребения плохо атрибуируются. Земледелие у них было, вероятно, мотыжным и поливным. Оросительную систему охраняли: в верховьях каналов находятся кольцевидные городища.

В конце III в. до н. э. хунну покорили тюркоязычные племена гяньгуней и вторглись в Китай. Вторжение хунну в Южную Сибирь изменило ход протекавших там социальных и этнических процессов. II—I века до н. э. составляют особую эпоху в жизни народов Южной Сибири. Часть тагарцев хунну выселили на север, а на их место поселили гяньгуней. Антропологический облик тагарцев, смешавшихся с гяньгунями, становится монголоидным.

Социальный строй хунну развивается от родоплеменного до военной демократии.

В верховьях реки Абакан раскопаны развалины дома китайского типа: он представляет собой симбиоз центральноазиатской и дальневосточной архитектуры. Найдены черепицы от четырехскат

186

ной крыши, на которых оказалась много раз повторенная китайская надпись. По форме иероглифов надпись относится к эпохе Хань. Система отопления дома сходна со среднеазиатской: от центральной топки шли трубы-каналы, по которым проходил горячий воздух. Дом стоял посредине города, построенного из деревянных домов.

Боярские писаницы: 1—3 — изображения на Большой Боярской писанице, 4 — Малая Боярская писаница (деталь)

Рис. 66. Боярские писаницы: 1—3 — изображения на Большой Боярской писанице, 4 — Малая Боярская писаница (деталь)

187

Подобные дома изображены на «писаницах» — наскальных рисунках. На скалах встречаются рисунки домов с гладкими стенами и с полосатыми, т. е. глинобитных и срубных. Широко известны две писаницы II—I вв. до н. э. на хребте Бояры близ Минусинска. Изображены глинобитные и бревенчатые дома, а рядом с ними — колоколовидная кочевническая юрта, вероятно, войлочная. К поселку пастух гонит стадо коз и оленей. У домов стоят котлы скифского типа. Культура хунну имеет скифо-сарматский облик. На писанице сохранилось и изображение земледельца с мотыгой.

Социально-экономические перемены у племен Южной Сибири охватили почти два столетия (II—I вв. до н. э.).

В I в. до н. э. среди хунну возникли распри, местные племена отложились от завоевателей. В I в. н. э. хунну были разбиты коалицией китайцев и местных племен, после чего часть хунну откочевала сначала в Среднюю Азию, где их также постигли военные неудачи. Часть северных племен хунну отступила на запад и смешалась с аборигенами, положив начало народу, известному под именем гуннов. Гунны кочевали в степях, а во второй половине

IV в. их основная масса двинулась из Приуралья на запад. В ходе передвижений эти племена менялись этнически, менялась и их материальная культура.

На Среднем Енисее таштыкская культура (I в. до н. э. — V в. н. э.) наследовала традиции тагарской культуры переходного времени. Многие новшества таштыкской культуры являются производными от хуннской.

Таштыкские древности представлены склепами и могилами преимущественно с трупосожжениями— обряд, принесенный гяньгунями. Ареал таштыкской культуры — Минусинская котловина и Кемеровская область. Наряду с невысокими таштыкскими курганами сооружались могилы, огороженные каменными стенками или кольцами. Известны одиночные и коллективные погребения. В Оглахтинском могильнике, относящемся к ранней стадии таштыкской культуры, открыты захоронения в бревенчатых погребальных камерах. В них хорошо сохранились меховая, шелковая и шерстяная одежда, обувь, головные уборы, а также трупы погребенных, подвергнутые мумификации. На их лицах находились погребальные маски из гипсовидной терракоты, снятые прямо с умерших. Маски раскрашены в телесный цвет, передают облик погребенных, а иногда и татуировку. Встречаются европеоидные и монголоидные лица. В некоторых могилах найдены сделанные из кожи и набитые травой погребальные манекены в рост человека. В них зашиты мешочки с пережженными костями человека. Как и в татарское время, погребенных сопровождали миниатюрные модели предметов вооружения, бронзовых котелков, а также глиняная посуда. К концу таштыкской культуры появляются громадные склепы, в которых находят остатки свыше ста сожжений. Жженые кости помещали в склеп кучками, нередко в два яруса — на полу и на особых нарах. При погребенных — мелкие украшения, конская сбруя, иногда оружие. Найдены изображения домашних животных, например плас-

188

Инвентарь таштыкской культуры: 1 — железный кинжал, 2—3 — железные стрелы, 4 — костяная стрела, 5 — железные удила с псалиями, 6—9 — бронзовые пряжки, 10—11 — амулеты с парными конскими головами, 12 — деревянная статуэтка оленя, 13—15 — керамика

Рис. 67. Инвентарь таштыкской культуры: 1 — железный кинжал, 2—3 — железные стрелы, 4 — костяная стрела, 5 — железные удила с псалиями, 6—9 — бронзовые пряжки, 10—11 — амулеты с парными конскими головами, 12 — деревянная статуэтка оленя, 13—15 — керамика

тинки-обереги в виде конских голов, обращенных к разные стороны. В могилах в изобилии находят зерна проса. В погребениях знати нередки деревянные статуэтки домашних животных — символ богатства скотом, и статуэтки людей, зависевших от данного лица. Значительно развилось имущественное расслоение.

Различия в погребальных обрядах говорят о различиях в идеологии отдельных групп коллективов и, возможно, об этнических различиях.

189

Таштыкские поселения изучены на реке Кии в Кемеровской области. Самым большим из них является поселение у села Михайловское, где раскопками открыты 75 наземных юртовидных домов. Такая конструкция жилищ имеет аналогии у хакасов, алтайцев и других народов Южной Сибири.

Хозяйство таштыкских племен было скотоводческим, существенно дополнявшимся земледелием. В могилах находят кости жертвенных животных — лошадей, коров, овец, а также удила, миниатюрные изображения седел. Олень становится верховым животным. Разводили кур и уток.

В таштыкское время продолжалось развитие поливного земледелия, увеличивается сеть каналов. Успехи земледелия связаны с широким распространением железа. Все виды оружия сделаны из железа. Появляются железные топоры, мотыги, серпы, а также железные наральники пахотного орудия, сосуществовавшего с мотыгой, что характерно для первых шагов пашенного земледелия. Как и раньше, размол зерна производился на ручных мельницах.

Все сосуды сделаны без помощи гончарного круга — гончарное ремесло еще не обособилось. Однако они изготовлены очень тщательно, симметричны и тонки. Формы сосудов разнообразны, из них можно отметить котлообразные, напоминающие скифо-сибирские бронзовые котлы. Основные формы керамики плоскодонны. Некоторые сосуды и бочонки делались из дерева.

Различные привозные предметы говорят о развитии торговых связей, нередко — дальних.

Социальное развитие общества находилось на последней стадии распада первобытнообщинного строя.

Предполагают, что таштыкцы были предками древних хакасов.

Подготовлено по изданию:

Авдусин Д. A.
Основы археологии: Учеб. для вузов, по спец. «История». — М.: Высш. шк., 1989. — 335 с.: ил.
ISBN 5—06—000015—X
© Издательство «Высшая школа», 1989



Rambler's Top100