Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
102

Глава IV

РИМСКИЙ ПЕРИОД

Установление зависимости Херсонеса от Рима..102
Хозяйство Херсонеса в римский период.....111
Культура Херсонеса......117
Состояние Херсонеса в поздне-римский период..128

УСТАНОВЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ХЕРСОНЕСА ОТ РИМА

Римский период в истории Херсонеса правильнее считать не с момента гибели Митридата) (63 г. до н. э.), а с 60-х годов

I века н. э., со времени появления в городе римского гарнизона и отряда флота. До этих пор зависимость от Рима была номинальной. Рим, если и вмешивался в дела Херсонеса, то лишь в тех случаях, когда Херсонес сам непосредственно обращался к представителям римской власти, например, через посла Гая Юлия Сатира к Юлию Цезарю. Ни во внешней, ни во внутренней жизни города мы не замечаем каких-либо значительных явлений, которые были бы вызваны влиянием Рима.

Посольства из Херсонеса в Рим (IPE I2, 355) и в Нижнюю Мезию (IPE I2, 420) имели результатом появление римского гарнизона в Херсонесе. Это обстоятельство поставило город в зависимость от Рима через посредство военного трибуна — начальника гарнизона и морского флота. С этого времени начинается ряд перемен во внутренней жизни города, в его государственном устройстве и экономике. При поддержке Рима знатная верхушка населения города добивается, наконец, установления в Херсонесе аристократической республики. Наличие римских гарнизонов в Крыму и на Черноморском побережье и римского флота в водах Черного моря содействовали установлению безопасности на суше и на море, восстановлению торговли и общему подъему хозяйства. В самом Херсонесе, как показывают раскопки, в конце I—II вв. происходило в широких масштабах новое строительство — наступил период восстановления и экономического подъема.

Ходатайство Херсонеса перед Пл. Сильваном о помощи против варваров совпадало со стремлением Рима распространить

103

свою власть на греческие города Северного Причерноморья и тем установить свое полное господство на берегах Черного моря. 1 Поэтому Пл. Сильван охотно пошел навстречу желаниям херсонесцев; с римским войском он из Нижней Мезии предпринял поход против скифов и отразил их нападение от стен Херсонеса. Это был такой разгром скифов, после которого они уже перестали быть грозной силой в Крыму.

По окончании войны со скифами Пл. Сильван впервые из Херсонеса вывез в Рим большое количество хлеба и тем способствовал удешевлению его в Риме. 2

Поход Пл. Сильвана относится ко времени имп. Нерона, к 63 г. н. э. С этого времени в Херсонесе стоит гарнизон римских солдат, и город находится под непосредственной властью Рима. Однако, Херсонес, как и Ольвия, формально остается все же свободным городом. Плиний Старший сообщает, что Херсонесу «свобода» была дарована римлянами, что Херсонес «был самым блестящим пунктом «а всем этом пространстве [т. е., на северном берегу Черного моря] благодаря сохранению греческих обычаев, стены его имеют 5000 шагов в окружности».3

О «свободе» Херсонеса говорят и монеты, чеканку которых он продолжает.

Наряду с Херсонесом от Рима зависел и Боспор. При имп. Веспасиане римскими солдатами была построена крепость Ха-ракс на Ай-Тодоре, после чего в ней был поставлен римский гарнизон. Штемпеля на кирпичах, найденных при раскопках Ха-ракса, одинаковы с херсонесскими и указывают на то, что в Херсонесе и на Ай-Тодоре находились отряды римских солдат из I Италийского и XI Клавдиева легионов. В Херсонесской гавани в то же время! стояла римская эскадра — отряд Равеннского флота. 4 Римские крепости и сторожевые посты находились и в других местах Крыма.

Таким образом, с этого времени Херсонес и Боспор являлись опорными пунктами Римской империи в Крыму. Иосиф Флавий сообщает, что местные племена тавров, боспоранцев и

1 В. Н. Дьяков. Оккупация Таврики Римом. ВДИ, № 1, 1941, стр. 87—97.
2 Сообщение об этом содержится в эпитафии Пл. Сильвана, начертанной на его гробнице (CIL, XIV, 3608).
3 Плиний Старший, IV, 35.
4 М. И. Ростовцев. Римские гарнизоны на Таврическом полуострове. Сборник статей по классической филологии, 1900.— Он же. К истории Херсонеса в эпоху ранней Римской империи. Сборник статей в честь Уваровой, М., 1916. — В. Н. Дьяков. Древности Ай-Тодора. Сборник трудов Алупкинского музея, I, Ялта, 1930.
104

других Римом «держатся в подчинении тремя тысячами гоплитов и сорок военных кораблей поддерживают мир на несудоходном прежде и суровом море.1

О непосредственной зависимости Херсонеса от Рима в I в. н. э. и о стоянке в Херсонесе римского легиона свидетельствуют две надписи, вырезанные на мраморных пьедесталах, на которых стояли памятники, поставленные от имени народа: одна в честь «Секста Ветуллена Кериалиса, легата и пропретора императора Веспасиана Кесаря Августа» (IPE I2, 421) другая в честь «Секста Октавия Фронтона, легата и пропретора императора Домициана» (IPE I2, 422).

О тесной связи Херсонеса с Римом говорит также одно характерное явление, получившее распространение в I—II вв. н. э. Некоторые знатные херсонесские семьи получают с этого времени права римского гражданства: семья Флавия, например, ведет свое происхождение от Т. Флавия Агеполиса, полупившего римское гражданство при имп. Веспасиане. Характерно, что к своему греческому cognomen эти граждане прибавляют римские praenomen и nomen — в честь имп. Веспасиана и династии Флавиев (надписи IPE I2, 357—360, 431, 432). Другая семья — Ульпиев получает римское гражданство при имп. Траяне (IPE I2, 389, 390) и т. д.2

Эти надписи говорят о двух явлениях, происходивших в Херсонесе в I—II вв. н. э. Во-первых, мы видим, что аристократия города захватила, наконец, политическую власть в государстве всецело в свои руки. Многочисленные надписи I—II вв. свидетельствуют, что высшие государственные должности в этот период находились в руках самых знатных аристократических семей, что члены их из поколения в поколение исполняют важнейшие магистратуры в городе. По надписям можно установить даже генеалогию некоторых из этих семей на протяжении двух столетий. Характерно и то, что каждое лицо в течение своей жизни успевало исполнять почти все высшие магистратуры. Для примера можно взять Аристона, сына Аттины (IPE I2, 423). На мраморном пьедестале его памятника в десяти оливковых венках перечислены следующие его заслуги: шесть лет он был послом в Риме, где хлопотал о свободе города, был продиком, номофилаком, два раза был демиургом, два раза был послом к царю Реметалку на Боспоре, был жрецом и управлял государственной казной. В начале надписи сказано, что народ по

1 Иосиф Флавий. О войне иудейской, II, 16, 4.
2 В. В. Латышев. ΠΟNTIKA, Херсонесский почетный декрет в честь Диа... сына Димитрия. СПб., 1909, стр. 314—331.
105

ставил статую «Аристону, сыну Аттины, любящему отечество», а в конце дана заключительная характеристика: «Бывшему прекрасным гражданином». Памятник относится к середине II в. н. э. На другом мраморном пьедестале надписи помещены в двенадцати оливковых венках, но в шести из них они оказались-сильно стертыми, сохранились только шесть надписей (IPE I2, 420):

[4] Народ исполнявшему трижды первую должность.

[7] Бывшему демиургом.

[8] Бывшему продиком.

[10] Бывшему послом к правителю Мезии.

[11] Бывшему прекрасным гражданином.

[12] Народ почтил вечными почестями.

Последние две надписи являются общей характеристикой, остальные же десять венков содержали названия каких-либо магистратур, следовательно, их было не менее десяти, притом «первую должность» гражданин исполнял трижды.

Из многочисленной серии надписей I—II вв. н. э. можно сделать заключение о том, что государственное устройство Херсонеса приняло более аристократический характер. Так, например, коллегия номофилаков в III—II вв. до н. э. состояла из пяти или более лиц, во II же в. н. э. она состоит уже только из трех; место эсимнатов в Совете заменяют теперь проедры; функции «царя» и стратегов соединяютя в одном лице — первого архонта, избираемого из знатных и богатых семей.

Пгрвый архонт — характерная фигура для Херсонеса римского периода. Самый факт появления этой магистратуры, возглавившей собою коллегию архонтов, которая до сих пор была наиболее важным органом исполнительной власти, свидетельствует об отходе от демократических начал в государстве и о концентрации власти в руках узкого круга лиц. Известны имена ряда лиц, исполнявших должность первого архонта: Газурий, сын Метродора, в I в. (его стела украшена изображением оружия, IPE I2, 471); Дельф, сын Стратоника, в конце II —начале III в. н. э. 1

Рассматриваемые надписи говорят также о том, что Рим стремился опереться на местах, в частности, в Херсонесе, на аристократию, на богатую и знатную верхушку населения. С целью привлечения ее на свою сторону, Рим предоставлял аристократическим семьям права римского гражданства, этим выделял их из массы населения и ставил их над остальной частью общества.

1 Отчет о раскопках Херсонеса за 1935—1936 гг., стр. 41—42.
106

Римский гарнизон в Херсонесе в первый раз оставался недолго. Борьба империи с даками вынудила Рим при имп. Домициане снять римские гарнизоны из Херсонеса и из Ай-Тодора: империи нужны были силы для защиты ближайших своих границ. Херсонес же опять был передан в зависимость от Боспора.

Сведения об этом сообщает Флегонт Траллийский, который пишет, что Кесарь подчинил беспорскому царю Котису города, в числе которых был и Херсонес. 1 Двукратное посольство Аристона к боспорскому царю Реметалку о заключении с ним союза, повидимому, против скифов, подтверждает это положение.

Однако, Боспор не в состоянии был защитить Херсонес от нападений скифов и поддержать в городе существовавший порядок, поэтому Херсонес опять стремится освободиться от боспор-ской зависимости и стать под непосредственную защиту Рима. С ходатайством о свободе города отправляется в Рим упоминавшийся нами Аристон, сын Аттины. Шесть лет пробыл он в Риме и там умер, не добившись желаемой свободы. Успешнее было посольство метрополии Херсонеса — Гераклеи. Об этом сообщает почетный декрет, изданный Херсонесом в честь города Гераклеи (IPE I2, 362, 363):

«С добрым счастием! Проедры херсонесцев, что в Тав-рике, предложили. Поелику благочестивейшие отцы Гера-клеоты с родственным сочувствием оказали попечение о нашем спасении, приложив всякое старание и всю истинную любовь, послали к богу нашему и владыке императору Титу Элию Адриану Антонину посольство просить за нас, ни в чем не оказав небрежения, и божественные ответы и благосклонно данные благодеяния удостоили сделать известными через достославнейших мужей Гераклида, сына Менесфея, и Прокла, сына Мемнона, дабы добропорядочность их стала очевидною, — мы всенародно признали должным воздать им приличествующими возданиями. Посему да постановит Совет и Народ восхвалить за сие прародительский наш великий город и первый. . .»

Надпись на этом обрывается. На другом обломке плиты того же декрета частично сохранился список должностных лиц, подписавших декрет.

Из содержания декрета видно, что ходатайство метрополии Херсонеса — города Гераклеи — перед императором Антонином увенчалось полным успехом: Херсонес получил, наконец, долгожданную свободу и освободился от тяжелой и неприятной для

1 Флегонт Траллийский, кн. XV. фр. XXII.
107

граждан зависимости от Боспора. Это событие для Херсонеса было настолько важным, что с этого момента город ведет начало нового периода своего существования, периода элевтерии — свободы. Перемены в положении Херсонеса сразу же нашли свое отражение в чеканке монет. Появляется новая серия монет херсонесской чеканки с надписью «элевтерия» — свобода, на них сохраняются отчасти прежние изображения: Дева, поражающая лань или пускающая стрелу, и бодающий бык. Но появляются и новые: женская голова с лирой, повидимому, божество «Херсонас» — олицетворение города, а также Асклепий и Гигиея. Монета в этот период, с середины II в. до конца III в. н. э., чеканится только медная. Местную серебряную монету вытесняет римский денарий. 1

Было бы неправильно думать, что Гераклея вступилась за Херсонес перед Римом только потому, что Херсонес был, ее колонией. Несомненно, что Гераклею и Херсонес связывали не столько родственные чувства, сколько экономические и политические интересы. На протяжении ряда столетий между обоими городами мы наблюдаем крепкую связь. Оба города совместно выступают во внешних сношениях: во время борьбы Боспора с Феодосией Гераклея стояла на стороне последней; в войне между малоазийскими царями и в договоре 179 г. до н. э. Херсонес и Гераклея находятся в союзе; во время осады Гераклеи римлянами Херсонес снабжает ее хлебом и т. д. Гераклея и Херсонес были всегда заинтересованы в развитии торговых сношений между собою. Недаром во II в. н. э., по получении Херсонесом элевтерии, в нем в большом количестве появляются гераклейцы, которые здесь живут, занимаются торговлей и получают права гражданства. Об этом свидетельствуют эпиграфические памятники: почетный декрет в честь Диа.. . Сына Димитрия (его имя полностью не сохранилось), ему дано право гостеприимства и гражданства, документ 129—130 г, н. э. (IPE I2, 359); надгробный памятник Гераклеома из Гераклеи (IPE I2, 544) и др. Но особенно характерным для освещения этой стороны во взаимоотношениях Херсонеса и Гераклеи является почетный декрет в честь Фрасимеда, сына Фрасимеда. Он представляет интерес не только по своему содержанию — перечню заслуг Фрасимеда и дарованных ему за это прав, — но и как литературный памятник, по своему языку и стилю (IPE I2, 357):

1 А. Бертье-Делагард. Значение монограмм на монетах Херсонеса, Зап. Нумизм. отд. Русск. археол. общ., т. I, вып. 1, СПб., 1906, стр. 56—57.— А. В. Орешников. Монеты Херсонеса Таврического, стр. 25—26. — Он же. Олицетворение общины Херсонеса Таврического на монетах.
108

«На доброе счастие! Проедры херсонесцев, что в Таврике, предложили: поелику Фрасимед, сын Фрасимеда, сына Сатира, природный гражданин метрополии Гераклеи сделал свое пребывание у «ас досточтимым и имел благосклонность добрых отцов к любящим сыновьям, с удовольствием выказал величайшее благонравие пышнейшими жертвами, так как будучи украшен отменным благо родством, привык вс£м благодетельствовать, и за все это уже ранее решено было дать ему исополитию, как мужу лично достойному всякой похвалы, а также и ради матери нашей, а его (Юдины Гераклеи, — посему да постановит Совет и Народ похвалить за сие Фрасимеда, сына Фрасимеда, сына Сатира, Гераклейца, дать ему гражданство проксении, право въезда и выезда в мирное и военное время без ущерба и без договора ему самому и потомкам и имуществу его и участие в государстве во всем, в чем участвуют и херсонесцы. Решение же это написать на мраморной плите и поставить на самом видном месте акрополя. Так решено Советом и Народом в царствование Девы, года. . . 5, при жрёце Тите Флавии Аристоне, сыне Флавия Агеполида, месяца Дионисия в. .. день, при секретаре Аполлониде сыне Ид... Приложили печать в первом ряду: богиня царица Дева и т. д.»

Декрет относится к концу I — началу II в. н. э. Установление более точной датировки невозможно из-за порчи текста в конце декрета.

После получения от Рима «свободы» в Херсонесе вновь появляется римский гарнизон, который и остается здесь до конца III в. н. э.

В середине II в. римский гарнизон был введен в Ольвию, которая находилась в таком же тяжелом положении, как и Херсонес: она с трудом борется с врагами, от которых Боспор не в состоянии ее отстоять. Поэтому Ольвия обращается, подобно Херсонесу, за прмощью к Риму с просьбой о принятии ее под свою защиту. Но и Ольвия и Херсонес остаются свободными городами — оба города продолжают чеканить свою монету. В этом проявляется характерная черта внешней политики Рима, предоставлявшего подвластным городам местное самоуправление, с целью не отталкивать от себя население, но привлекать его на свою сторону. Стараясь щадить местные традиции свободных городов и сохраняя органы самоуправления, чтобы, если не фактически, то номинально население могло считать себя свободным, Рим, однако, предоставляет подвластным ему горо

109

дам неодинаковые права: этим он разъединяет их интересы и выбивает из-под ног их почву, на которой они могли бы объединиться для борьбы с Римом.

Большое количество надгробных памятников римских солдат, датируемых большей частью II в. н. э., и другие надписи позволяют нам определить состав гарнизона, его численность, организацию и значение его для Херсонеса и Рима.

Римский гарнизон в Херсонесе был сборным. Его составляли отряды как из отдельных легионов, так и из вспомогательных частей. Ранее всего в составе гарнизона находился отряд из I Италийского легиона, сформированного при Нероне в 66 г. Этот легион стоял сначала в Галлии, потом был переведен в Нижнюю Мезию (в устье Дуная), а в начале III в. был соединен с XI Клавдиевым легионом. О стоянке в Херсонесе отряда I Италийского легиона сообщает надпись 185 г., поставленная в честь имп. Коммода и военного трибуна I Италийского легиона Фл. Сергиана Сосибия (IPE I2, 417). Надпись была поставлена Т. Аврелием Секундом, равеннским триерархом императорского мезийского флота. Следовательно, во второй половине II в. н. э. в Херсонесе стояли гарнизон и эскадра, находившиеся под командой военного трибуна.

Из I Италийского легиона происходил солдат Аврелий Виктор (IPE I2 547). На его надгробном памятнике с изображением портретного бюста начертана латинская надпись: «Богам Манам. Аврелий Виктор, солдат I Италийского легиона, жил 36 лет, служил 18 лет. Валерия Марция жена его и Валерия Бесса дочь наследницы поставили блаженным Манам». Памятник датируется серединой II в. Интересно добавить, что мраморная плита с рельефным бюстом и надписью вставлена в большую известняковую стелу (высотой 0.91 м).

В конце II в. в Херсонесе стоял отряд XI Клавдиева легиона, как об этом сообщает надгробный памятник Аврелия Сальв!иа1на, трубача XI Клавдиева легиона (IPE I2, 551). В верхней части мраморной стелы, высотой 0.58 м, помещено рельефное изображение умершего в рост, в плаще и с трубой в руках. Ниже вырезана латинская надпись: «Богам Манам. Аврелий Сальвиан, трубач XI Клавдиева легиона, который прослужил 14 лет, прожил 36 лет». Был отряд из V Македонского легиона (IPE I2, 549). Отряды I Италийского и XI Клавдиева легионов набирались по преимуществу из фракийцев и из местного населения. Кроме легионных отрядов, в Херсонесе стояли, сменяя друг друга, отряды из вспомогательных частей: I Киликийской когорты, I когорты Бракаравгустанцев и II Ауцензиевой когорты. Все три когорты входили в состав мезийской армии.

110

Сведения о них дают также надгробные памятники римских солдат. На одном из них, на известняковой плите, высотой 0.80 м, имеется следующая надпись: «Богам Манам, Аврелий Валент и Элий Юлий, солдаты I Киликийской когорты, которые прослужили 19 лет»1 (IPE I2, 554). Другой памятник также из известняка, высотой 0.86 м, украшен фронтоном с колоннами, с изображением в нише рельефной фигуры воина в рост с мечом и в плаще до колен. Латинская надпись помещена внизу: «М. Мецилий, солдат I когорты Бракаравгустанцев служил 10 лет. Центурия Бикана. Соорудил наследник» (IPE I2, 553). На третьей известняковой плите, высотой{).95 м, вырезана также латинская надпись: «Юпитеру Лучшему Величайшему. Марк Антоний Валент, солдат II Луцензиевой когорты, жил 25 лет, служил 5 лет. Наследники позаботились соорудить» (IPE I2, 555).

Во II—III вв. н. э. Херсонес являлся важным опорным пунктом Рима в Крыму. В Херсонесе стоял главный гарнизон (сухопутное войско и флот, под командой трибуна), из которого выделялись мелкие отряды в другие места Крыма — в крепость Харакс на Ай-Тодоре, в Керкинитиду, а также в те пункты, на месте которых в настоящее время находятся Инкерман, Балаклава и др. Римские гарнизоны и отряды, стоявшие в различных городах и крепостях Крыма, охраняли границы от нападений скифов и сарматов, следили за безопасностью дорог и держали в повиновении население подвластных Риму городов и областей. 1

Местом стоянки римского гарнизона в Херсонесе был юго-восточный участок, огражденный со всех сторон крепостными стенами. Раскопками 1928 г. здесь открыто большое здание, состоящее из многих, одинаковых по величине, помещений. Это здание служило, повидимому, казармой для солдат. Возле нее найден известняковый алтарь, украшенный полихромной раскраской. Латинская надпись на нем гласит, что алтарь был посвящен «Юпитеру Лучшему Величайшему». Посвящая алтари и памятники Юпитеру — верховному богу и покровителю Римской империи, римские солдаты, стоявшие в далеких от Рима провинциях, считали себя представителями Рима и стремились выделить себя из средьГ местного населения своей религиозной близостью к римскому официальному богу.

Содержание римского гарнизона частично ложилось на местное городское население. В Херсонесе на содержание гарнизона

1 М. И. Ростовцев. Римские гарнизоны на Таврическом полуострове.— В. Н. Дьяков. Оккупация Таврики Римом.
111

шла часть пошлины, взимаемой с публичных домов, как это видно из известной, надписи о проституционной подати (IPE I2,. 404). Та же надпись сообщает, чго взаимоотношения между местным населением и римскими солдатами были не всегда нормальными. В надписи изложена переписка между Херсонесом и правителем Нижней Мезии по поводу нарушений римскими солдатами принципа распределения пошлин с домов терпимости. Херсонесские власти жалуются легату Нижней Мезии на произвольное увеличение солдатами размеров той части пошлин, какая им полагалась. Правитель Нижней Мезии прислал два письма херсонесцам, в которых сообщает, что порядок, установленный прежним постановлением в отношении распределения пошлин, сохраняется и впредь. Начальникам же отрядов римского гарнизона он приказывает восстановить прежний порядок в этом деле и не обижать и не бесчестить местных граждан, в' противном случае <Лн подвергнет виновных дисциплинарным взысканиям.

Характерно поведение римских солдат в далеком провинциальном городе: их произвол в отношении к местному населению и нарушения постановлений императора и своего ближайшего начальства. Надпись относится к концу II — началу III в. н. э. Она свидетельствует о том, что Херсонес в это время свободным городом считался только номинально. Фактически же он превратился в провинциальный город, управляемый правителем провинции Нижней Мезии, в состав которой он входил. Даже внутренняя жизнь города отчасти регулировалась начальником гарнизона, но этот внутренний порядок нередко грубо нарушался гарнизонными солдатами. 1

ХОЗЯЙСТВО ХЕРСОНЕСА В РИМСКИЙ ПЕРИОД

После тех внешних и внутренних потрясений, которые Херсонес пережил в конце II в. до н. э. (войны со скифами и восстания рабов) и которые вновь повторились около середины I в. н. э. (вторая война со скифами — экспедиция Пл. Сильвана, внутренняя борьба — с тираном), для Херсонеса наступает, со второй половины I в. и до середины III в. н. э„ период относительного спокойствия. Установление римских гарнизонов в Херсонесе и в других городах Крыма обеспечивает защиту населения от внешних врагов. Кроме того, гарнизоны являлись

1 М. И. Ростовцев. О проституционной подати. ИАК, вып. 60,стр. 63—69. I
112

опорой местной власти в городах. В Херсонесе в это время при поддержке Рима закрепляется господство аристократии.

С середины I и до середины III в. н. э. хозяйство Херсонеса вновь достигает высокого развития. На Гераклейском полу-

Три резервуара в винодельне, открытой раскопками 1947 г.

Рис. 21. Три резервуара в винодельне, открытой раскопками 1947 г.

острове ведется интенсивное хозяйство, главным образом, виноградарство и виноделие.

Для изучения виноградарства и виноделия ценные материалы дали раскопки 1947 г., в результате которых были открыты две

113

винодельни, расположенные в северном районе Херсонеса, но в разных кварталах. Устройство обеих почти аналогично, поскольку о нем можно судить по сохранившимся остаткам. Каждая винодельня состоит из цементной площадки, на которой производилась выжимка винограда, и трех резервуаров, в которые стекал виноградный сок. Соответственно числу резервуаров давильная площадка разделена бортами на три части, поэтому можно было одновременно давить виноград трех различных сортов, причем сок их, не смешиваясь между собою, поступал в разные резервуары. Площадка имеет сильный наклон в сторону резервуаров и устроена следующем образом: на слое щебенки и глины эллинистической эпохи сделана вымостка из камней, на вымостку положен слой цемента, толщиной 0.10—0.15 м, состоящий из смеси извести, песка и цемянки (крупно-толченой керамики красного цвета).1 В дальнейшем на эту основу накладывались тонкие слои цемента несколько иного состава — с большим количеством мелко-толченой керамики. Резервуары, объемом около одного кубического метра каждый, почти кубической формы, сложены из обломков кровельной черепицы на растворе из извести с песком. Дно и стенки их внутри оштукатурены цементом красного цвета (раствор состоит из извести, песка и мелко-толченого черепка), который, по мере изнашивания дна и стенок, последовательно накладывался тонкими слоями. В результате такого подновления на некоторых стенках оказалось до семи — десяти слоев штукатурки. На дне каждого резервуара, в углу, имеется углубление круглой формы или вставлен сосуд (блюдо, лутерий), причем дно всегда наклонно к углублению. Последнее устраивалось, несомненно, для стока в него остатков виноградного сусла и для удобного его вычерпывания.

Рядом с винодельней расположен винный склад: в скале вырублено свыше десяти круглых ям для установки в них пифосов, в одной из них стояла нижняя часть пифоса.

Винодельни существовали в течение II—IV вв. н. э. Частично сохранились остатки зданий, внутри которых находились винодельни. Одно здание, размерами около 12X12 м, отличается своей монументальностью: стены его воздвигнуты на скале, служены из крупных тесаных камней и имеют толщину свыше 1 м.

Открытие виноделен имеет большое значение для изучения виноградарства и виноделия. Во-первых, мы можем теперь познакомиться с техникой виноделия. Несомненно, что здесь выжимка винограда производилась не примитивным способом — не ногами,

1 Древний вяжущий раствор, условно называемый цементом, резко отличается по своему составу от современного цемента.
114

а при помощи прессов, для которых употреблялись большие каменные блоки, найденные при раскопках. Во-вторых, винодельни свидетельствуют, что виноделие достигало в римский период, весьма широкого развития. Об этом можно судить как по тому, что только в одном районе города открыты две винодельни, так и по размерам последних: в каждой винодельне можно было добыть одновременно около трех кубических метров сока для вина.

Не только виноградарство, но и зерновое хозяйство было на подъеме, что подтверждается вывозом огромной партии хлеба из Херсонеса в Рим Пл. Сильваном. Повидимому, и степная часть западного побережья Крыма, если не в прежних размерах, то частично, принадлежала Херсонесу, откуда главным образом и вывозился хлеб.

Особенно широких размеров достигает рыболовство. Об этом свидетельствуют многочисленные цистерны Херсонеса, относящиеся к первым векам н. э. и служившие для засолки рыбы. Цистерны имеют прямоугольную, реже — грушевидную форму. Глубина их достигает 3 и более метров, кубатура — 60 и более метров. Цистерны вырублены в скале, обложены камнями и тщательно оштукатурены цементом — раствором из смеси извести, песка и мелко-толченой керамики красного цвета, большой процент которой окрашивает весь раствор в характерный красный цвет. Дно цистерны вымощено различно: или кирпичами на цементе, или слоем только цемента или тем и другим вместе, в последнем случае кирпичи кладутся на цемент и сверху покрываются слоем цемента. Прочность штукатурки такова, что ни грунтовые воды не могли проникнуть в цистерны, ни рассол из них не мог вытекать. На дне цистерны во время раскопок очень часто находили остатки соленой рыбы — хамсы.

Цистерны расположены обычно группами, по две-три рядом. Каждая такая группа принадлежала обычно одному дому. Большой их объем, при наличии в одном хозяйстве нескольких цистерн, указывает на крупные размеры рыбного хозяйства: рыбопромышленники располагали орудиями лова и рабочей силой, повидимому, в большом количестве. Рыбу, в особенности хамсу, ловили главным образом сетями. Были в употреблении и переметы с крючками для ловли крупной рыбы. От сетей сохранилось большое количество глиняных грузил, встречаются бронзовые иглы для вязания сетей и масса бронзовых крючков. Рыбу ловили посезонно — осенью и весной, засол ее производился в цистернах.

Кладовые с пифосами, группами до 6—9 штук, расположены

115

в непосредственном соседстве с цистернами и принадлежат вместе с ними одному хозяйству. Характерным примером сочетания цистерн с кладовыми может служить участок раскопок 1937 г. В нем по соседству находятся три больших прямоугольных цистерны и две кладовых с пифосами. В одной из цистерн на дне лежал толстый слой рыбы, а одна из кладовых заключала в себе 9 хорошо сохранившихся пифосов также с остатками в них рыбы.

Цистерна для засола рыбы. Раскопки 1937 г.

Рис. 22. Цистерна для засола рыбы. Раскопки 1937 г.

Техника засола рыбы заключалась, повидимому, в следующем. Свежую рыбу складывали в цистерну слоями и посыпали ее солью. По прошествии же срока, достаточного для просолки, рыбу из цистерн перекладывали в пифосы. В последних она и хранилась — как для собственного потребления, так и для вывоза.

В одном, недавно опубликованном, эпиграфическом памятнике говорится о сооружении в Херсонесе рыбного рынка. Надпись относится к римскому периоду—II в. н. э. Издание декрета в честь лица, построившего рыбный рынок, указывает как на важность этого рынка для города, так и на то, что рыболовство

115

и торговля рыбой достигали в Херсонесе больших масштабов. 1 Вывоз рыбы, как и других предметов, производился обычно летом, когда на море устанавливалась тихая погода. 2 С рыбной ловлей тесно было связано добывание соли. Существовали и другие морские промыслы: ловля устриц и дельфинов.

Торговля в это время попрежнему велась с Грецией, Малой Азией, Северным Причерноморьем, а также с Римом. Кроме хлеба, в Рим вывозились дорогие сорта рыбы и утонченные кушанья— соусы из рыбы. Торговые сношения с Римом развивались преимущественно по линии снабжения продуктами римских войск, расположенных по берегам Черного моря (в Нижней Мезии, на Балканах, на Кавказе, в Малой Азии). Из Херсонеса вывозились хлеб, рыба и соль. Из Италии в Херсонес привозилась керамика, о чем можно судить по многочисленным обломкам краснолаковой посуды, на которых имеются клейма италийских мастерских.

Наиболее оживленной торговля была с городами противоположного берега Черного моря: Синопой, Амисом, Гераклеей, Амастрией и др. Об этом говорят эпиграфические памятники: саркофаг Элия амастрианца (IPE I2, 542) с надписью: «Элий, сын Элиты, амастрианец, поставил алтарь и костехранительницу мне самому и жене моей»; надгробная плита Аристоника, поставленная его женой амастриянкой (IPE I2, 543): «Хресима амастриянка супругу Аристонику памяти ради поставила. Живший 30 лет. Года 179, месяца Лоя 3-го»; кроме того, ряд декретов, уже упоминавшихся выше, в честь гераклеотов: Диа. . ., Фрасимеда и др.

Особенно характерным в этом отношении является почетный декрет в честь судовладельца Кая Евтихиана из города Синопы; ему были дарованы различные права и привилегии за услуги, которые он оказал херсонесцам в Синопе, и за прекрасное поведение его в Херсонесе (IPE I2, 364):

«Проедры херсонесцев, что в Таврике, предложили. Поелику Г. Кай Евтихиан, судохозяин синопский, муж восхваляемый за добропорядочность своего поведения у своих сограждан, а также за почтенный нрав и за любовь ко всем, преимущественно же к нашему городу, которую он выказал уже и ныне, прекрасно проживая у нас, и в дру

1 С. Семенов-Зусер. Рыбный рынок в ХерЬонесе. ВДИ, № 2, 1947.
2 М. Тихий. Анчоус Херсонеса Таврического. Вестник рыбной промышленности, Пгр., 1917, № 1—3.
117

гих случаях выказывал очень часто, а недавно, проявив особенную щедрость к нашему народу, счел достойным и сам принять участие в происходящих у нас делах и самому сделаться привязанным к нашему городу, а власти похвалили добродетель мужа по отношению к каждому отдельному лицу из граждан и старание и благосклонную любовь к городу за то, что сей муж выказывал дружелюбное отношение — да постановит Совет и Народ восхвалить за сие прежде всего мужа Г. Кая Евтихиана, судохозяина синопского, дать ему гражданство проксении, право въезда и выезда в мире и войне без разграбления и договора самому и потомкам и имуществу его, участие во всем, в чем предоставлено участие херсонесцам и природным гражданам, постановление же сие написать на мраморной плите и т. д.»

Декрет относится ко II в. н. э.

О торговле с малоазийскими и другими городами свидетельствуют также монеты, находимые в Херсонесе и принадлежавшие городам: Амастрии, Амису и др. В большом количестве привозятся в Херсонес предметы роскоши: золотые украшения, резные камни, стеклянная посуда, краснолаковая керамика и т. д.

Торговля с местным населением, со скифами, таврами и сарматами, становится опять весьма оживленной. Об этом говорит херсонесский импорт; керамика, украшения и другие предметы, .находимые в Неаполе и других скифо-сарматских городищах западного побережья Крыма. Значительная часть хлеба, вывозимого из Херсонеса на юг, вероятно, покупалась у степного туземного населения.

КУЛЬТУРА ХЕРСОНЕСА

Состав населения города в первых веках н. э. становится разнородным. Мы име^м памятники, по преимуществу надгробные, принадлежавшие не только грекам, но и варварам, не только херсонесским гражданам, но и иноземцам.

Большая мраморная плита с надписью «Таврекая женщина» (IPE I2, 528), I в. н. э., являлась надгробной стелой богатой женщины, происходившей из тавров. В надписи подчеркнуто ее таврское, не греческое, происхождение как свидетельство того, что гражданскими правами она не пользовалась. Надгробие Скифа, сына Феагена (IPE I2, 493), указывает, что умерший был скифом или потомком скифа — в этом случае, повидимому,

118

этническое название стало собственным именем. Возможно и другое предположение, что херсонесцы употребляли этнические названия в качестве имени, но и это говорило бы также об известной варваризации населения. В составе римских гарнизонов в эти века были в большом количестве испанцы и фракийцы, на что указывают вотивные рельефы фракийских богов, найденные на Ай-Тодоре; фракийский элемент, несомненно, был и в населении Херсонеса.

Из литературных источников, например из житий херсонских епископов, известно, что в Херсонесе жило немало иудеев. Перечисленные выше надписи с именами жителей городов Синопы, Гераклеи, Амастрии и др. говорят о том, что в Херсонесе в большом количестве жили иноземцы-торговцы. Эта черта рисует нам Херсонес как крупный торговый центр в Крыму и на Северном Причерноморье вообще. Охраняемый римским гарнизоном, Херсонес привлекал к себе многочисленных иноземцев и жителей из местного населения, искавших здесь возможности обогащения или стремившихся пользоваться культурной жизнью большого города.

Яркую картину социального расслоения населения дает некрополь. Погребения в семейных гробницах, сложенных из плит (№№ 1013—1014), или в склепах, вырубленных в скале, имеют разнообразный и богатый инвентарь: золотые ожерелья, серьги, перстни, стеклянная посуда, керамика, монеты и многое другое. 1 Напротив, масса могил, вырытых в земле, заключает в себе только глиняную простую посуду, чаще же всего инвентарь в них совершенно отсутствует (примеры погребений с описанием гробниц и вещей даны ниже).

В первых столетиях нашей эры мы наблюдаем в Херсонесе появление новых культов. Римляне принесли с собой культ Юпитера — верховного бога я покровителя империи. Посвятительные надписи Юпитеру уже отмечены выше. Интересное сообщение дает надпись, вырезанная на карнизе: «Аврелий Гермо-крат, сын Мирона, а по природе Тимофея, пожертвовал оставшиеся из расходных сумм агораномии 3000 денариев на храм Афродиты» (IPE I2, 440).' Надпись относится ко II—III вв. н. э. и говорит о существовании храма Афродиты — богини

1 Г. Д. Белов. Римские приставные склепы в Херсонесе №№ 1013— 1014. ХСб.. II. Севастополь, 1927. — М. И. Скубетов. Римский фамильный склеп II—IV вв., открытый в Херсонесе в 1907 г. ИТУАК, вып. 45, 1911. — ОАК за 1896 г., гробница № 630. — К. Косцюшко-Валюжинич. Гробница t драгоценным ожерельем, найденная в Херсонесе. Севастополь, 1896.
119

красоты и любви. 1 На монетах этого времени чеканятся новые изображения: богиня победы — Ника, Асклепий — бог врачебного искусства и Гигиея —богиня здоровья. Гимн в честь Гермеса, являющийся благодарственным приношением за победу на играх гимнасиарха Демотела, указывает на существование культа этого бога (IPE I2, 436).

Гимн в честь Гермеса

. . . Вестника бессмертных и владыку земных. . .

Ибо сам он имеет ключи жизни смертных.

Посему его зовут многополезным, а иные милостивцем.

Дарующим богатства, подателем благ и мудрости.

Приди милостивым ко всем тем, которые населяют славный

город Дора, 2

Никогда не забывая блаженных богов.

Сын Феофила, гимнасиарх Демотел поставил сей

победный дар.

Спаси же особенно сей город.

Начало гимна не сохранилось, уцелела только нижняя часть плиты. Гимну предшествовал, вероятно, список победителей на играх. Надпись относится ко II в. н. э. Эпитеты, относящиеся к Гермесу, выражают, что важно отметить, народное представление о Гермесе.

Об обожествлении римского императора, его гения, мы читаем в надписях (IPE I2, 362, 423) и на монетах. Известно, что в первые века нашей эры в римском обществе появляются и становятся очень популярными некоторые восточные культы: египетской богини Изиды, персидского бога Митры и др. Проникают восточные культы и в Херсонес: например Кибелы, статуэтки которой — мраморные, известняковые и терракотовы'е, — найдены при раскопках в Херсонесе и его окрестностях. Очень рано появляются здесь и христиане, сначала ссыльные, как, например, римский 'епископ Климент при имп. Траяне. Несколько позднее, в начале IV в., в Херсонесе подвизаются христианские миссионеры. Но херсонесцы были «упорными язычниками», и миссионеры, как рассказывают их жития, погибали здесь насильственной смертью. Новую религию пришлось внедрять при помощи вооруженной силы. Так, епископ Капитон был послан

1 Найдена при раскопках А. Уварова в 1853 г., хранится в Эрмитаже.
2 «Город Дора» — город дорян.
120

в Херсонес императором Константином I в сопровождении отряда воинов в количестве 500 человек.

При храмах были жрецы: на одном мраморном надгробии имеется надпись «Сотерих богини Девы [жрец или раб], живший 80 лет, и жена его Конха, жившая лет. ..» (IPE I2, 457); памятник неизвестному (IPE I2, 427) был поставлен за отличное служение в должности жреца, а также гимнасиарха, демиурга и продика.

Существовали религиозные общества — фиасы, главою одного из них был Демократ, сын Аристогена (IPE I2, 425). Надпись в честь Демократа вырезана на большом мраморном пьедестале (высота 1 м), на котором стояла статуя Демократа:

«С добрым счастьем. Демократа, сына Аристогена^ в бытность проедром докладывавшего и говорившего славно, дважды исполнявшего славнейшую должность и многажды даром отправлявшегося послом к Августам для ходатайства о благе отечества, почтенного от города вечным провозглашением, бывшего главою фиаса и исполнявшего всякую общественную службу, отличавшегося во всем чистотою гражданской деятельности, основателя, несравненного и любящего отечество превосходительнейший Совет и святейший Народ почтил ради его благосклонности».

Надпись относится к III в. н. э. Из нее видно, что Демократ в должности проедра выступал с проектами новых законов в Совете, цЬоднократно за свой счет ездил послом к римским императорам, отлича\ся как прекрасный оратор (красноречие херсо-несцы продолжали ценить и в этот, уже довольно поздний период), кроме того, исполнял различные общественные обязанности. Характерно для поздне-римского времени чрезмерное восхваление заслуг Демократа — общие хвалебные фразы преобладают в надписи над перечислением, сравнительно, немногочисленных исполнявшихся им должностей. Любопытно также величание совета «превосходительнейшим», а народа — эпитетом «святейший», тогда как на самом деле эти высокопарные эпитеты ни в какой мере уже не соответствовали реальному значению совета и народного собрания в общественной жизни города, ибо фактическая власть принадлежала аристократии и римскому военному командованию. Эта надпись, кроме того, свидетельствует, что в III в. дорический диалект заменяется в Херсонесе общегреческим языком (вместо Ззадо? пишется и т. д.).

121

Одна из надписей содержит в себе вопрос, обращенный к оракулу (IPE I2, 576) — указание на то, что оракулы играли известную роль, а гадамия и суеверия имели широкое распространение среди населения.

Интересным памятником, сообщающим о тех представлениях, какие существовали у населения о загробном мире и о смерти,, является мраморная надгробная плита с изображением женской фигуры и девочки и большой стихотворной надписью (19 строк), относящейся к III в. (IPE I2, 519): ,

«Ойнанта, дочь Главкия.

Лучше бы Музы прославили твои харисии,

Злосчастная молодая жена Ойнанта,

Когда были бы положены дети на твои колени,

И воспели прекрасный закон помогающей в родах Илифии,. Радостные дары твоей матери, отцу и супругу.

Ныне же ты почиваешь на хладных песках у волн

шумящего Кокита,

И не будит тебя непрестанный звук милого голоса,

Которым мать оплакала тебя, подобно птице.

Ты же, камень, ничего не слышишь,

Но вокруг тебя кружатся чернопучинные потоки Океана,

А души сошедших под землю усопших страшно шумят.

Ты не разумеешь вопля ни родителей, ни супруга,

Ибо испила, увы, воды Леты.

Что это за жестокий закон блаженных: 1 разве

преждевременно Умирают юницы не дурные, не происходящие от родителей

ничтожных,

Но обладающие наиболее выдающейся красой или

благородным происхождением. Значит, недаром сказала мужам Пифия это хорошее

изречение,

Что всякое золотое потомство первым нисходит в Аид». 2 В погребальном обряде этого времени существуют оба способа захоронения: трупоположение и трупосожжение. Наряду с глиняными часто встречаются для сожженного праха свинцовые урны. Некрополь римского времени занимал за городскими

1 Закон блаженных — закон богов.
2 Мысль о безвременной гибели «золотого потомства», т. е. происходящего из богатых и аристократических семей, является весьма характерной для пессимистических настроений общества позднеримского времени.
122

стенами обширную территорию. Характерными для этого времени являются семейные склепы, вырубленные в скале, открытые к юго-востоку от Херсонеса, на берегу Карантинной бухты. Внутри склепов вырублены лежанки для покойников или ниши для установки урн. Другим распространенным типом могил были гробницы, сложенные из плит. Семейные склепы находились в пользовании в течение продолжительного времени, от одного до двух и более столетий. Инвентарь в них бывает многочисленным и богатым. Несомненно, что такие погребения принадлежали городской аристократии. Весьма часто в погребениях встречаются золотые перстни, серьги, подвески, украшенные большею частью цветными резными камнями, ожерелья, бляшки и т. п., бусы из пасты, янтаря, сердолика, глиняная посуда, светильники, монеты и мн. др. Приведем несколько характерных примеров.

В периболе оборонительных стен раскопками открыто большое количество семейных гробниц, сложенных из каменных плит, а также два склепа №№ 1013 и, 1014, приставленных вплотную к главной оборонительной стене, открытых в 1899 г. Склеп № 1013 сооружен в глубокой насыпи из штучных камней, покрыт двускатной крышей из каменных плит, внутри оштукатурен (длина его 3.65 м, ширина 2.31 м, высота 1.78 м.). В стенах устроено 15 ниш. В склепе находилось 16 погребений, из них 7 трупоположений и 9 трупосожжений. Глава семьи, первый погребенный, лежал в свинцовом гробу, находившемся в каменном саркофаге, при нем оказался железный клинок ножа и другие предметы. На крышке саркофага, в деревянном гробу, находился женский костяк, с золотыми украшениями — перстнем, серьгами и др. На полу лежало 5 костяков, сожженный же прах остальных покойников помещался в глиняных и свинцовых урнах. На одной из последних вырезана греческая надпись: «Элия Лаодика, дочь Зета».

При погребенных найдено огромное количество предметов. Золотых бляшек, украшавших одежду, оказалось 390 штук. Кроме того, имеются золотые ожерелья с подвесками, перстни с резными камнями, серьги и пр. Характерно обилие цветных камней и стеклышек — вставок, украшавших золотые изделия. Из других предметов заслуживают быть отмеченными: терракотовые статуэтки двух бычков и сидящей девочки с гроздью винограда; глиняные светильники, один из них в форме человеческой головы; стеклянные флаконы для душистого масла; бронзовая ойнохоя; бронзовые зеркала, монеты, костяные игральные шашки; множество бус, различных по форме и материалу, и масса других мелких предметов.

123

Склеп относится к концу I — началу III в. н. э. Таким образом, семья хоронила в нем своих покойников примерно в течение столетия.

Во многих склепах и больших гробницах находилось по 10—12 и более погребений, причем бывало одновременное сочетание обоих видов погребения, однако с количественным преобладанием трупосожжения. В гробнице № 38 раскопок 1891 г. оказались два остова и 12 урн. Чаще встречались гробницы, в которых находились только урны (гробница № 429 раскопок 1894 г. заключала в себе 8 урн, гробница № 15 раскопок 1891 г.— 10 глиняных урн, гробница №502 раскопок 1894 г.— 9 урн и т. д.).

Весьма характерной по устройству и инвентарю является гробница № 599 раскопок 1895 г. Она находилась на склоне балки возле южной городской стеньг и была сложена из каменных плит, с 11 нишами внутри. В гробнице находились 3 погребения в деревянных гробах и 9 урн, глиняных и свинцовых, стоявших в нишах. В ней найдено большое количество предметов: 7 глиняных кувшинчиков, 2 чашки, 3 краснолаковых блюдца, 12 светильников с изображениями и 13 без изображений, 4 стеклянных флакона и 11 стеклянных бальзамариев, костяная коробочка, 4 оселка, 4 железных ножа, 3 железных стригила, 4 бронзовых пряжки, 2 браслета, 4 фибулы, 3 зеркала, 187 бус (из халцедона, хрусталя, сердолика, янтаря, цветной пасты и стекла), золотые перстень, 2 Серьги, 8 подвесок, 97 бляшек со штампованными изображениями, 96 кусочков листового золота, 6 астрагалов, 5 бронзовых монет I в. н. э., лавровые листья и куски ткани.

Встречаются гробницы с одиночным погребением. В гробнице № 630 раскопок 1896 г., сложенной из плит, находился женский костяк, обращенный головою на юго-запад. У ног его найдены стеклянный флакон и палочка из цветного пестрого стекла, при помощи которой доставали масло из флакона. На ногах — два серебряных браслета, у ног — бронзовое зеркало. 120 бус лежали по всей гробнице. У правой руки — два золотых перстня, один с аметистом, другой — с гранатом. По бокам от кистей рук до изголовья найдены 17 золотых бляшек с орнаментом — звездочками, на руках — два золотых браслета. В изголовье — золотое ожерелье с подвеской в виде бабочки, украшенное многими цветными камнями; 11 бус из горного хрусталя, две серебряных бляшки с изображением Афродиты и двух Эротов; шпилька серебряная, украшенная на конце кистью руки, держащей шарик. Кроме того, найдены глиняные чашки и горшочек и два кусочка румян. Это женское погребение относится к I в. н. э.

124

В мужских погребениях обычной принадлежностью бывает оружие: меч, кинжал, нож, а также каменный оселок для точки оружия и стригил — предмет, свидетельствующий о гимнастической тренировке херсонесцев.

Помимо вещей, употреблявшихся при жизни (посуда, украшения, принадлежности одежды и туалета и пр.), в погребениях римского времени часто находятся предметы, специфические для погребального обряда: золотые листики для закрытия глаз, имеющие иногда форму двух овалов, соединенных узкой полоской, золотые листики овальной формы для закрытия рта, причем первые украшены схематическим изображением глаз и ресниц, а вторые — изображением рта. На лоб покойнику накладывался венчик, чаще всего в виде узкой золотой пластинки с крючочками на концах для прикрепления к волосам. Вместо монет во многих случаях клались индикации — золотые тонкие кружочки с выдавленным с монеты отпечатком. Некоторые из украшений, например серьги из золотой проволоки с выпуклым пружком, грубой работы, изготовлялись только для покойников. Точно также золотые бляшки, находимые в большом количестве в могилах, нашивались, несомненно, на погребальную одежду.

Описанные гробницы свидетельствуют, что в погребальном обряде, а следовательно, и в быту и культуре населения, произошли значительные изменения. Во-первых, вместо простых грунтовых могил появились в большом количестве вырубленные в скале склепы и сложенные из плит гробницы, те и другие являлись более дорогими сооружениями. Во-вторых, и склепы и гробницы служили для совершения семейных захоронений. В-третьих, большой процент составляют в римский период погребения с трупосожжением. В-четвертых, инвентарь могил становится многочисленным и разнообразным по составу вещей, а последние более дорогими по материалу (большое количество украшений из золота, серебра и резных камней). Наконец, появилась новая техника в украшении ювелирных изделий: в изобилии применяются цветные камни и стекла для ожерелий, серег, перстней, подвесок и пр., развивается полихромный, многокрасочный стиль. Большое распространение получили штампованные изделия: золотые бляшки с каким-либо орнаментом или изображениями, золотые звенья браслетов, ожерелий и др.

Все это говорит о том, что в жизни некоторых слоев населения развивается богатство и роскошь, а культура его, по сравнению с эллинистической эпохой, качественно становится иной. Весьма показательно сопоставить, например, золотые укра

125

шения из склепа № 1012 (конца IV — середины III в. до н. э.) с золотыми вещами из гробницы № 630 (I в. и. э.): в первом ожерелья и серьги исполнены исключительно из золота, во второй — они в изобилии снабжены Цветными камнями и стеклышками; вещи из склепа отличаются тончайшим исполнением и украшены скульптурными деталями (фигурками, головками, цветками и т. п.), сделанными индивидуально, от руки, предметы же из римской гробницы изготовлялись при помощи штампа, в большом количестве, исполнение их грубее, а художественный -уровень значительно ниже.

Целый ряд отличий наблюдается и в других областях культуры, например в архитектуре. В римский период в Херсонесе появляется ряд крупных зданий, построенных в новой технике. Стал употребительным в качестве связующего раствора цемент: смесь извести и песка или извести, песка и толченой керамики. Последний состав особенно часто употреблялся для штукатурки стен и вымостки дна рыбозасолочных цистерн. Из больших зданий можно отметить открытые раскопками 1936 г. термы, отличающиеся огромными размерами, монументальностью своих стен и применением новых технических приемов сооружения — арок и сводов.

Особенностью зданий римского периода является общая их монументальность, большие размеры, значительная толщина стен, доходящая до 0.90—1 м и более. Характерно для них наличие пилястров и пилонов, ставших конструктивной необходимостью при применении арочных и сводчатых перекрытий широких внутренних пространств. В то же время кладка и отделка стен римских помещений, по сравнению с эллинистическими, отличается меньшей тщательностью.

Крупные архитектурные детали — капители, части колонн большого диаметра, кассетированного потолка и др. — указывают на существование в городе грандиозных храмов. Их размеры должны были свидетельствовать жителям Херсонеса и населению Крыма о могуществе и величии Римского государства.

Для скульптуры римского периода характерным явля'ется рельеф. Рельефные изображения чаще всего украшали надгробные памятники, на которых мы видим портреты умерших или заупокойную трапезу — стоящие или возлежащие фигуры мужчин и женщин.

Исключительно ценными памятниками местной работы конца

126

II в. н. э. являются большие мраморные рельефы, открытые раскопками 1935 г. Все они были найдены при раскопках христианской базилики VI в.

Плиты с рельефами были использованы для вымостки пола в среднем нефе, при этом изображения были обращены книзу. Всех плит найдено 16, но, судя по многочисленным обломкам и следам от рельефов на гладко обработанных плитах, их было значительно больше.

Плиты делятся на две группы: к первой относятся плиты с надписями и изображениями атрибутов и портретов умерших. В одной из надписей значится Дельф, сын Стратоника, первый архонт Херсонеса. Среди атрибутов имеются: топор, плеть, корабль — последнее изображение встречается редко, а в Херсонесе оно единственное. Вторую группу рельефов составляют плиты с изображениями Эротов, держащих на плечах гирлянды с виноградными гроздьями. Плиты украшены, кроме того, венками, розетками, лентами и масками медузы. На одной из больших плит помещены фигуры трех Эротов с пышными гирляндами и двумя парами масок, обращенных друг к другу: в первой представлены юный Дионис и старый бородатый силен; в другой — юные сатир и менада. Одна из небольших плит украшена изображением грифона.

Наибольший интерес представляет плита с изображением Геракла и его подвигов. Герой представлен с львиной шкурой на плечах, с палицей в левой руке, ведущим за собой на цепи трехглавого Цербера, выведенного им из Аида. Слева видны фигуры двух быков и рука Геракла — это часть сцены, изображавшей укрощение критского быка. Справа — яблоня, ствол которой обвит змеевидным туловищем дракона, к яблокам протягивается рука, видна и нога фигуры, которой принадлежит рука — здесь представлено похищение Гераклом золотых яблок из сада Гесперид. Данная плита, с изображением трех подвигов героя, является лишь частью большой композиции, заключавшей в себе, вероятно, все двенадцать подвигов Геракла.

Сцены с изображением Геракла не являются случайными. Геракл был любимым и популярным героем в Херсонесе, изображения которого известны и на монетах, и в терракотах, и в мраморной скульптуре, а среди граждан города распространены были имена, связанные с именем Геракла (Гераклий, Гераклит, Гераклеон, Гераклид, Гераклеодор и др.).

Точно также и плита с маской Диониса и масками силена, сатира и менады вполне естественна в Херсонесе: здесь находился храм Диониса, и в честь этого бога совершались Дионисии — торжественный народный праздник.

Плиты с рельефами второй группы являлись длинными и короткими стенками саркофагов, на что указывают их размеры и оформление. Найдены также две массивные плиты с изображе

127

нием на них черепиц — эти плиты служили крышками саркофагов. Плиты же первой группы, вероятно, находились на стенах надгробного сооружения — мавзолея.

Описанные рельефы, при всем их различии в технике и стиле, которое объясняется исполнением их несколькими мастерами, объединяются все же в единый комплекс присущими всем им общими чертами. Таковыми являются: однородный материал, форма, размеры и обрамление плит, сходство композиции и орнаментальных деталей и т. д. Ценность рельефов заключается в том, что они являются произведениями местного мастерства и характеризуют состояние культуры и искусства в Херсонесе в римский период. Совокупность различных признаков позволяет отнести рельефы к концу II в. н. э.

Рельефы принадлежали нескольким саркофагам. Мавзолей же мог быть сооружен в честь одного из знатных лиц, занимавшего высокую должность в государстве, и имел целью увековечить умершего. 1

О существовании в культурной жизни города некоторых традиций, восходящих еще к эллинистической эпохе, свидетельствуют и некоторые эпиграфические памятники. Сохранились списки победителей на играх от II в. н. э. В них перечислены имена победителей на спортивных состязаниях и виды состязаний ; бег, двойной бег, длинный бег, борьба, кулачный бой, метание копья и дротика (IPE I2, 434, 435). Один из списков заканчивался гимном в честь Гермеса — покровителя игр, палестр и гимнасий.

Особенный интерес представляет список победителей на состязаниях глашатаев, музыкантов и поэтов (IPE I2, 433), относящийся к тому же времени. Самый факт наличия подобных состязаний уже красноречиво говорит об известном уровне развития музыки и поэзии.

Из поэтических произведений сохранились до нашего времени лишь немногие стихотворные эпитафии, вырезанные на надгробных памятниках, а также известный уже нам гимн в честь Гермеса. Приводимые ниже примеры эпитафий, разумеется, не могух дать правильного представления о тех произведениях, повидимому, навсегда утраченных, с которыми выступали на состязаниях поэты.

На мраморной стеле Ксанфа, украшенной розетками, начертана следующая надпись, относящаяся к I в. до н. э. — I в. н. э.

(IPE I2, 482):

1 Г. Д. Белов. Херсонесские рельефы. ВДИ, № 3—4, 1940.
128

«Ксанф, сын Лагорина, прощай!

Странник, скрываю собою я Ксанфа, который Был утешеньем отца, родины юной красой,

Сведущим в таинствах муз, безупр'ечным средь сонма

сограждан,

Чтимым меж юношей всех, светлой звездой красоты. В битве за родину был он завистливым сгублен Ареем, Сирым родителям слез горький оставивши дар.

О, если больше Плутону, чем вам достаются на радость Дети, зачем вы в родах мучитесь, жены, тогда!»

Другая надпись, вырезанная на стенке саркофага Исигоны, .датируется I—II вв. (IPE I2, 516):

«Исигоною от родителей мне зваться положено,

Дважды девять годов оставалась я девою,

Когда же пошел год девятнадцатый.

Дланьми своими возжегши костер, меня мать

схоронила».

Кроме того, к этой же группе стихотворных эпитафий принадлежит и надпись на стеле Ойнанты, знакомая уже читателю.

Если мы вспомним, что первые столетия нашей эры были для Херсонеса временем его вторичного хозяйственного подъема, то станут понятными все эти проявления относительно высокой его культуры.

СОСТОЯНИЕ ХЕРСОНЕСА В ПОЗДНЕ-РИМСКИЙ ПЕРИОД

В III в. происходит образование племенных союзов готов — западного в Европе и восточного в Северном Причерноморье. В состав этих союзов входило и местное население, готы же, подобно в свое время скифам, являлись лишь собирательным термином. Доказательством этого является то обстоятельство, что пребывание готов Не оставило здесь каких-либо следов в археологическом материале и не внесло перемен в культуру населения Причерноморья.

Из этих союзов варварских племен выделяются военные отряды, состоявшие также из смешанных дружин различных племен. Отряды устраивают грабительские набеги на Римскую империю и на греко-римские города Причерноморья. Некоторые из отрядов проникли и в Крым, захватили корабли на Боспоре и совершали на них свои походы на берега Малой Азии, Мраморного моря и на Балканы.

129

Население приморских городов сильно пострадало от этих грабежей. Так, Ольвия и Тира оказались в руках варваров. Боспор как самостоятельное государство, повидимому, перестает существовать. Основанием для такого предположения может служить прекращение в нем чеканки монет с середины IV в. Римский гарнизон из Ай-Тодора в 244 г. был выведен. Империи нужны были силы для защиты от нашествия готов своих ближайших границ на Дунае, поэтому Рим стягивает войска отовсюду. Но в Херсонесе гарнизон остается, повидимому, несколько долее, до конца III в., как об этом можно судить по надписи на надгробном памятнике воина XI Клавдиева легиона (IPE I2, 550), в особенности же по обрывку латинской надписи (от мраморной плиты уцелели лишь мелкие обломки), содержащей начало имени императора Максимиана. 1 Однако, в конце

III в. римский гарнизон был выведен и из Херсонеса (впрочем, ненадолго), так как в это время шла упорная борьба Рима с варварами. Предоставленный своим собственным силам, Херсонес все же уцелел в этот тревожный период. Причины этого можно видеть, во-первых, в том, что Херсонес находился в стороне от путей, по которым происходили варварские набеги, во-вторых, город защищали крепкие стены и, в-третьих, возможно, сами варвары заинтересованы были в его сохранении как торгового города.

Благодаря успехам римских войск в войнах с готами на Дунае, Рим вскоре опять устанавливает свою власть на северном берегу Черного моря. Об этом сообщает надпись 306 г., найденная на Боспоре, 2 а также Константин Багрянородный. 3 Последний рассказывает о помощи, оказанной Херсонесом Риму в борьбе с варварами при Диоклетиане и вторично при Константине I. За крупные победы, одержанные херсонесцами над варварами, Диоклетиан даровал Херсонесу, в дополнение к прежней элевтерий Гателию, т. е. свободу от податей. При Константине I херсонесский протевон Диоген разбил готов на Дунае, после ч'его война окончилась для Рима успешно. В награду за это Константин I подарил Херсонесу свою вызолоченную статую, подтвердил прежние вольности города, установил ежегодную выдачу материалов (тетива, дерево, железо, масло) для устройства баллист и тысячу аннонов (мер) пшеницы для содержания баллистариев (воинов, которые заведывали метательными орудиями).

1 Надпись начертана на надгробии легата. — М. Шангин. Некоторые надписи Херсонесского музея. ВДИ, 3, 1938, № 9.
2 ИАК, вып. 10, стр. 26—29.
3 Об управлении государством, гл. 53.
130

В этом местном херсонесской предании, включенном в сочинение Константина Багрянородного, не все, конечно, верно, а многое из патриотических побуждений и преувеличено, однако, оно свидетельствует, во-первых, о том, что в Херсонесе в начале IV в. снова находился гарнизон, набиравшийся, повидимому, из местных граждан; во-вторых, что Херсонес оставался очень важным для Рима городом, продолжая служить и в это время опорным пунктом империи в Крыму и на всем северном побережье Понта. Херсонес был необходим Риму в целях защиты границ империи от варваров. О той же роли Херсонеса говорят более поздние надписи. После некоторого перерыва вновь возобновляются заботы Рима о Херсонесе. Об этом сообщают две надписи конца IV в. Одна из них, посвященная императорам Валенту, Валентиниану и Г рациану, относится к 370—375 гг. (IPE I2, 449). В ней говорится о возобновлении стен города и о стоянке в Херсонесе легиона баллистариев.

Легион баллистариев впервые появляется в Херсонесе, согласно свидетельству Константина Багрянородного, при Константине I и остается здесь в течение всего IV в., что явствует из только что упомянутой надписи. В конце V в. пребывание этого легиона подтверждается надписью в честь Зенона, продолжается служба баллистариев и далее, вплоть до Юстиниана I. Однако, с конца IV до конца V в. стоянки баллистариев, возможно, в Херсонесе не было, во всяком случае этот вопрос, за отсутствием источников, остается неясным. Другая надпись следующего содержания: «За владык наших вечных Августов^ непобедимых Флавиев Феодосия и Аркадия и много потрудившегося при деле Флавия Вита трибуна и строителей построена стена Херсонеса при комите Евферии...» (IPE I2, 450). Надпись относится к промежутку времени между 383—396 гг., она сообщает о постройке стены и о том, что в Херсонесе стоял римский гарнизон под командой трибуна Флавия Вита.

Итак, в IV в. Рим помогает Херсонесу обороняться от варваров, восстанавливая стены города и поддерживая в нем гарнизон. Проявляя заботу о защите Херсонеса от внешних опасностей, римские (точнее, восточно-римские) императоры одновременно предоставляют Херсонесу право торговых сношений с соседними народами, при условии, однако, контроля со стороны представителя империи — комита, назначаемого в Херсонес для этой цели. Об этом праве торговли дает возможность узнать обломок декрета, изданного императором Гонорием в подтверждение постановления, изданного при Феодосии.1 Этот

1 М. Шангин, ук. соч., стр. 81—83.
131

ценный документ, к сожалению, плохо сохранившийся, проливает свет на один из мало известных моментов из истории Херсонеса, т. е. на конец IV — начало V в. С этой поры сведения о Херсонесе как литературные, так и эпиграфические обрываются до конца V в.

Для выяснения положения Херсонеса в поздне-римский период необходимо, хотя бы в нескольких словах, коснуться причин упадка и гибели самой Римской империи. Поскольку Херсонес не стоял изолированно от греко-римского мира, но Тесно был с ним связан нитями экономического, политического и культурного порядка, то, следовательно, и здесь действовали те же законы развития рабовладельческого общества, разумеется, с некоторыми особенностями, объясняемыми местными конкретными условиями.

Известны общие причины упадка и гибели Римской империи. Во-первых, империя переживала глубокий экономический кризис, вызванный упадком рабовладельческой системы хозяйства. Во-вторых, в провинциях обширной империи постоянно происходили революционные восстания (крестьян, бедняков, рабов и др.). В-третьих, империя подвергалась многочисленным нападениям варваров, которым угнетенное население часто оказывало поддержку. В результате этих причин Западная Римская империя в конце V в. прекратила свое существование. «Революция рабов ликвидировала рабовладельцев и отменила рабовладельческую форму эксплоатации трудящихся». 1

Однако Восточная Римская империя, со столицей Константинополем, в силу ряда обстоятельств (меньшее развитие рабовладельческого хозяйства, обширная торговля, развитая промышленность и др.), уцелела и продолжала существовать, но уже как феодальное государство, под названием Византийской империи, еще тысячу лет. В ее составе, фактически уже с IV в., находился и Херсонес.

Общий экономический и социальный кризис, распространившийся в античном обществе, а также и нападения варваров коснулись, несомненно, в какой-то мере и Херсонеса. Недостаток источников не позволяет нам полностью выяснить состояние Херсонеса в .период с конца III до конца V в. Однако, некоторые материалы, происходящие из раскопок города и некрополя, все же дают возможность познакомиться с отдельными явлениями и сторонами из жизни населения поздне-римского времени.

Так, например, мы располагаем несколькими эпиграфическими памятниками, свидетельствующими об отпущении рабов

1 И. В. Сталин. Вопросы ленинизма. Изд. 11-е, стр. 412.
132

на волю. Из этих памятников явствует, что рабский труд становится невыгодным, что целесообразнее было превратить раба в вольноотпущенника, что последняя форма зависимости была удобнее и выгоднее для господина. На одном из этих памятников — на мраморной плите, украшенной фронтоном и розеткой, помещены два рельефных бюста и вырезана следующая латинская надпись (IPE I2, 562): «Богам Манам. Т. Цинцию Василису, отпущеннику Тита, жившему 22 года, и П. Ведию Фрепту, отпущеннику Публия, врачу, убитому таврами. Цинций Епиктет соотпущеннику и другу соорудил своим попечением». Надгробный памятник был поставлен, как видно из надписи, двум отпущенникам, отпущенником было и лицо, поставившее памятник. Врач, убитый таврами, мог сопровождать своего хозяина — римского военачальника во время экспедиции Пл. Сильвана, предпринятой против скифов и тавров в 60-е годы I в. н. э.

На другом памятнике — на мраморной стенке урны, имеющей вид гробика — надпись вырезана на двух языках, греческом и латинском, но текст параллельный, в обоих случаях одинаковый: «Аврелии Тихе, прожившей. .. лет, поставили наследники и вольноотпущенники ее на память» (так как часть плиты обломана, то от числа лет сохранились только последние две цифры XV). Надпись датируется II в. н. э. (IPE I2, 508).

В населении города усиливается варварский его элемент. Во многих могилах и склепах встречаются погребения с деформированными черепами. Обычай искусственного изменения черепа существовал, как известно, у некоторых варварских племен.

Культура Херсонеса подвергается сильной варваризации. В погребальном инвентаре IV—V вв. присутствуют предметы (серебряные и бронзовые фибулы, пряжки и др.), инкрустированные цветными камнями. Этот полихромный стиль, восходящий еще ко времени скифов и сарматов и испытавший на себе влияние культуры Ирана, Передней Азии и эллинистического Востока, достигает своего расцвета в IV—V вв. Вещи этой культуры в большом количестве встречаются в погребениях Боспора, который, повидимому, и являлся главным центром их производства.1

Об усилении местных элементов в культуре Херсонеса свидетельствует также многочисленная группа известняковых надгробных плит с портретными изображениями, исполненным» весьма схематично, плоскостно и в самых обобщенных формах, (табл. XV, XVI, XVIII2).

1 История СССР с древнейших времен, ч. II, стр. 33—41.
133

С конца III в. чеканка монет в Херсонесе прекращается. Возможно, что это было вызвано изменениями з отношениях между Херсонесом и Римом; из «свободного» Херсонес мог превратиться в провинциальный город, непосредственно подчиненный Риму через трибуна и комита. Однако, и в период отсутствия в Херсонесе римского гарнизона (предположительно, с конца IV до конца V в.), когда город, следовательно, был независимым, чеканка монет все же не возобновилась. Повидимому, хозяйство и, в особенности, торговля находились в полном упадке.

Результаты раскопок красноречиво говорят о том, что в IV—V вв. Херсонес подвергался вражеским нападениям и был сильно разрушен. Особенно выразительны в этом отношении раскопки последних лет (1931—1940 гг.)—многие, притом монументальные, здания прекратили свое существование в конце IV или в V в. Когда началось восстановление города в следующий период, в конце' V в., а в особенно широком масштабе в VI в., то остатки сооружений предыдущего периода могли быть использованы только в качестве фундаментов, многочисленные же рыбозасолочные цистерны были превращены большей частью в мусорные ямы. Сильному разрушению подверглись также и крепостные стены, о восстановлении которых гласят надписи конца IV в. (IPE I2, 449, 450) и надпись в честь императора Зенона, датированная 488 годом.

Последняя свидетельствует, что с конца V в. связь между Херсонесом и Восточной Римской или, как установилось в науке новое ее название, Византийской империей опять возобновилась (если она вообще прерывалась), Херсонес вошел в систему Византии и зависел от нее почти до конца своего существования.

Восстановленный в конце V—VI вв. город в дальнейшем, в средние века, стал крупным торговым и политическим центром в Крыму и играл большую экономическую и культурную роль для населения Крыма, Северного Причерноморья и древней Руси.

Подготовлено по изданию:

Белов Г. Д.
Херсонес Таврический : историко-археологический очерк. Л. : Государственный Эрмитаж, 1948. - 147 с.



Rambler's Top100