Мы уже упоминали о найденном в 1866 г. ольвийском декрете коллегии семи1. Этот декрет близок по времени знаменитой надписи в честь Протогена (III в. до н. э.), но, вероятно, был составлен немного раньше, чем последняя2. В декрете коллегии семи говорится о размерах сумм, которые подлежали взносу в сокровищницу за различных животных, приносимых в жертву. Согласно этому постановлению, за быка нужно было вносить 1200 (вероятно, медных монет), за овцу и козу — 300, за кожу — 60. По мнению В. В. Латышева3, исчисление сумм в данном декрете имеет место в халках и речь идет о налоге, огромные размеры которого объясняются тяжелым финансовым состоянием Ольвии.
Если принять очень убедительное предположение А. Н. Зографа4 о характере денежного обращения в Ольвии во времена Протогенова декрета, то тогда приходится признать, что сумма, уплачиваемая за быка, была равноценна трем аттическим золотым статерам, а за овцу или козу — 3/4 золотого статера. Эти суммы не только чрезмерно велики для налога, но к тому же они сравнительно мало уступают обычным ценам на скот, известным нам в греческой метрополии в IV—III вв. до н. э.5 Между тем
коль скоро, по свидетельству Полибия1, в его времена скот ввозился в метрополию из припонтийских стран, стоимость последнего в Причерноморье должна была быть значительно ниже. Если для хлеба эта разница могла составлять 20—30%, то для живого груза, подверженного опасности повреждения и даже падежа при трудном морском пути, это различие, вероятно, было большим. Напомним, что прибыли купцов, занимавшихся морской торговлей, могли достигать 100% 2.
В силу этого мы решаемся высказать предположение, отнюдь не настаивая на нем категорически, что в данном декрете речь идет не о налоге, а о тех суммах, которые вносились в казну жертвователем за тех животных, которых он получал для заклания. При таких обстоятельствах указанные в декрете суммы дают нам представление о продажной цене скота в Ольвии в III в. до н. э.
В подобном предположении нет ничего невероятного. Храм Аполлона на Делосе продавал пожертвованных святилищу животных и шкуры закланных быков 3.
Как отмечает В. В. Латышев4, при греческих святилищах на принадлежащих им землях иногда содержались стада животных, время от времени приносимых в жертву божеству. В связи с этим вспомним о возможном наличии около Ольвии, в конце III — в первой половине II в. до н. э., пастушеского поселения (Νομία κοψη), о котором мы неоднократно говорили выше5.
Наконец, особого внимания заслуживает вопрос о кожах, за которые взималась довольно большая сумма, равная 1/20 удержания за быка и 1/5 — за овцу или козу. Весьма сомнительно, чтобы в Ольвии существовал необычный для античного мира вид жертвоприношений — пожертвование кожи, и притом столь распространенный, что вызвал особое законодательство. Более вероятно иное истолкование этих взысканий. Скорее можно ожидать, что в Ольвии, так же как и в Афинах, денежные суммы от продажи шкур жертвенных животных поступали в государственную казну 6. В таком случае при установлении твердой цены за голову животного, очевидно, стоимость кожи его не принималась во внимание, а жертвователь, желавший взять себе кожу, должен был платить за нее особо.