Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
205

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

О СТОИМОСТИ СКОТА В ОЛЬВИИ

Мы уже упоминали о найденном в 1866 г. ольвийском декрете коллегии семи1. Этот декрет близок по времени знаменитой надписи в честь Протогена (III в. до н. э.), но, вероятно, был составлен немного раньше, чем последняя2. В декрете коллегии семи говорится о размерах сумм, которые подлежали взносу в сокровищницу за различных животных, приносимых в жертву. Согласно этому постановлению, за быка нужно было вносить 1200 (вероятно, медных монет), за овцу и козу — 300, за кожу — 60. По мнению В. В. Латышева3, исчисление сумм в данном декрете имеет место в халках и речь идет о налоге, огромные размеры которого объясняются тяжелым финансовым состоянием Ольвии.
Если принять очень убедительное предположение А. Н. Зографа4 о характере денежного обращения в Ольвии во времена Протогенова декрета, то тогда приходится признать, что сумма, уплачиваемая за быка, была равноценна трем аттическим золотым статерам, а за овцу или козу — 3/4 золотого статера. Эти суммы не только чрезмерно велики для налога, но к тому же они сравнительно мало уступают обычным ценам на скот, известным нам в греческой метрополии в IV—III вв. до н. э.5 Между тем

1 IOSPE, I2, № 76.
2 Там же, стр. 105.
3В. В. Латышев. Исследования об истории и государственном строе города Ольвии, СПб., 1887, стр. 101.
4 А. Н. Зограф. Античные монеты. МИА, № 16, 1951, стр. 130 и сл.
5 На Делосе около 300 г. до н. э. бык стоил 72 драхмы, т. е. 33/5 статера (Е. Cavaignac L'économie grecque. Paris, 1951, стр. 136). В начале III в. до н. э. в Греции барашек ценился в 10 драхм, т. е. 1/2 статера (см. П. Гиро. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1897, стр. 128). Весьма примечательно также свидетельство Полибия (Polyb., IV, 38, 4), который, говоря о понтийской торговле, относит рабов и скот к тому, что необходимо для жизни (τάς αναγκαίας του βίου), а в числе предметов роскоши называет соленую рыбу. Цена амфоры (χερίμιον) понтийской соленой рыбы, покупавшейся римлянами, по словам Афинея (Athen. Deipn., VI с, 109), равнялась 300 драхм (т. е. 15 золотым статерам).
206

коль скоро, по свидетельству Полибия1, в его времена скот ввозился в метрополию из припонтийских стран, стоимость последнего в Причерноморье должна была быть значительно ниже. Если для хлеба эта разница могла составлять 20—30%, то для живого груза, подверженного опасности повреждения и даже падежа при трудном морском пути, это различие, вероятно, было большим. Напомним, что прибыли купцов, занимавшихся морской торговлей, могли достигать 100% 2.
В силу этого мы решаемся высказать предположение, отнюдь не настаивая на нем категорически, что в данном декрете речь идет не о налоге, а о тех суммах, которые вносились в казну жертвователем за тех животных, которых он получал для заклания. При таких обстоятельствах указанные в декрете суммы дают нам представление о продажной цене скота в Ольвии в III в. до н. э.
В подобном предположении нет ничего невероятного. Храм Аполлона на Делосе продавал пожертвованных святилищу животных и шкуры закланных быков 3.
Как отмечает В. В. Латышев4, при греческих святилищах на принадлежащих им землях иногда содержались стада животных, время от времени приносимых в жертву божеству. В связи с этим вспомним о возможном наличии около Ольвии, в конце III — в первой половине II в. до н. э., пастушеского поселения (Νομία κοψη), о котором мы неоднократно говорили выше5.
Наконец, особого внимания заслуживает вопрос о кожах, за которые взималась довольно большая сумма, равная 1/20 удержания за быка и 1/5 — за овцу или козу. Весьма сомнительно, чтобы в Ольвии существовал необычный для античного мира вид жертвоприношений — пожертвование кожи, и притом столь распространенный, что вызвал особое законодательство. Более вероятно иное истолкование этих взысканий. Скорее можно ожидать, что в Ольвии, так же как и в Афинах, денежные суммы от продажи шкур жертвенных животных поступали в государственную казну 6. В таком случае при установлении твердой цены за голову животного, очевидно, стоимость кожи его не принималась во внимание, а жертвователь, желавший взять себе кожу, должен был платить за нее особо.

1 Polyb., IV, 38, 4.
2 В. Тарн. Эллинистическая цивилизация. М., 1949, стр. 226.
3 Homolle. Comptes des Hiéropes du Temple d'Apollon Délien. Bulletin de Correspondance Hellénique, VI, 1882, стр. 69 и сл.
4 B. В. Латышев. Очерк греческих древностей. Часть 2-я, СПб., 1899, стр. 44.
5 Сб. «Ольвия», т. I. Киев, 1940, стр. 259 и сл., № 1.
6 В. В. Латышев. Очерк греческих древностей. Часть 2-я, стр. 90 и сл.

Подготовлено по изданию:

Блаватский В.Д.
Земледелие в античных государствах Северного Причерноморья. — М., Издательство АН СССР, 1953.



Rambler's Top100