Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
7

1. ЗНАЧЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ В АНТИЧНЫХ ГОСУДАРСТВАХ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ. ТОРГОВЛЯ ХЛЕБОМ. ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ

Земледелие и торговля продуктами сельского хозяйства играли весьма значительную роль в экономической жизни античных городов на северном побережье Понта. В настоящее время с достоверностью установлено, что возникновение постоянных торговых связей Северного Причерноморья с греческими городами Эгейского бассейна относится еще к VII в. до н. э. Уже в это время на Березани, в Ольвии и на Боспоре возникли первые торговые фактории — эмпории. Что получали в это время греческие купцы в обмен на свои товары, доподлинно неизвестно, ввиду полного отсутствия источников, освещающих древнейший период истории Северного Понта. Однако вряд ли имеются серьезные основания сомневаться в том, что и тогда из Северного Причерноморья вывозились продукты сельского хозяйства — хлеб 1, скот и кожи, занявшие столь видное место в понтийском экспорте последующих периодов.
В VI в. до н. э. на местах прежних северо-понтийских эмпориев возник ряд городов типа эллинских полисов. Занятия населения этих полисов, видимо, не ограничивались только ремеслом и торговлей. И в эллинской метрополии часть населения городов занималась земледелием2. Плодородие почвы Северного Причерноморья, о котором говорят и античные источники3, должно было способствовать развитию земледелия в этих полисах. Вместе с тем северо-понтийские города были цент-

1 Отголоском первых случаев проникновения северо-понтийского хлеба на берега Эгейского моря, возможно, являются сказания о дарах гипербореев в храм Аполлона на острове Делосе (Б. И. Надэль, рец. на книгу А. А. Иессена. Греческая колонизация Северного Причерноморья. ВДИ, 1948, № 3, стр. 122 и сл.).
2 См. Thucyd., II, 5, 4.
3 Herod., IV, 53; Strab., VII, 4, 4.
8

рами транзитной торговли, из них хлеб отправлялся в эллинскую метрополию.
Первое надежное свидетельство о вывозе понтийского хлеба в Грецию, сообщаемое нам Геродотом1, относится к 480 г. до н. э. Древнегреческий историк сообщает о кораблях, на которых шел хлеб на Эгину и в Пелопоннес. У Геродота же мы находим весьма важное свидетельство о скифах-пахарях (Σκύθαι άροτηρες)2, которые сеют хлеб для продажи, очевидно, грекам.
В 424 г. до н. э., по словам Фукидида3, лесбияне, готовясь к восстанию против Афин, ожидали прибытия с Понта транспорта хлеба и стрелков-лучников. В дальнейшем экспорт хлеба из Северного Причерноморья, видимо, все более возрастал и в IV в. до н. э. достиг грандиозных размеров. По словам Демосфена4, во времена Левкона (389/8 — 349/8 гг. до н. э.) с Боспора ежегодно вывозилось в Афины 400 000 медимнов5 (около 16 700 т) хлеба. Если принять во внимание, что цена медимна пшеницы в Афинах в IV в. до н. э. обычно была 5—6 драхм, а иногда и поднималась значительно выше этой суммы6, то тогда окажется, что стоимость боспорского хлеба, ежегодно отправляемого Левконом, должна была быть не менее 333— 400 талантов.
По свидетельству Страбона7, тот же правитель однажды послал из Феодосии в Афины 2 100 000 медимнов (около 87 500 т) хлеба. Такой транспорт стоил не меньше 1750—2100 талантов.
Эти цифры наглядно показывают, что торговля хлебом с Афинами являлась весьма важной статьей в хозяйстве Боспора. Для надлежащего обеспечения своих интересов Боспор путем подкупа привлекал на свою сторону популярных политических деятелей Афин, причем расплачивался также хлебом. Динарх8 сообщает нам в своей речи, произнесенной в 324 г. до н. э., что знаменитый оратор Демосфен получал ежегодно от боспорских тиранов по 1000 медимнов (около 42 т) хлеба.
Однако вывоз боспорского хлеба отнюдь не ограничивался одной Аттикой, наглядным доказательством чему может слу-

1 Herod., VII, 147.
2 Там же, IV, 17.
3 Thucyd., III, 2, 2.
4 Demosth. adv. Lept. 32 (речь была произнесена в 355/4 г. до н. э.).
5 Медимн — около 52 л.
6 A. Jardé. Les céréales dans l'antiquité grecque. Париж, 1925, стр. 179.
7 Strab., VII, 4, 6.
8 Din. adv. Demosth. 43.
9

жить найденная в Митиленском акрополе надпись1; в ней говорится об установлении Левконом и его сыновьями особого тарифа пошлин на пшеницу для митиленян.
Вывоз такого количества зерна стал возможным с того времени, когда в Боспорское государство вошли значительные земледельческие районы восточной части Крыма и Нижнего Прикубанья, дававшие большое количество экспортного хлеба. К северо-понтийским городам вполне приложимы слова Цицерона 2, что они barbarorum agris quasi attexta videtur. Соседя с независимыми местными племенами, античные полисы Северного Причерноморья поддерживали с ними постоянные сношения. В силу этого хлеб поступал в северо-понтийские города и от ряда причерноморских племен, специально производивших его на продажу уже во времена Геродота3 и, нужно думать, сильно расширивших это производство в последующие века.
Доступные нам данные письменных источников о хлебопашестве и хлебной торговле Херсонеса и Ольвии в рассматриваемую эпоху значительно более скудны, чем для Боспора. Однако наличие земледельческого хозяйства Херсонеса не может вызвать сомнений. Об этом говорит упоминаемое в гражданской присяге херсонесцев4 запрещение вывозить хлеб из равнины в иное место, кроме Херсонеса. Вряд ли можно сомневаться в том, что Ольвия была центром довольно обширной транзитной торговли хлебом, поступавшим туда из хлебородных районов Прибужья и Приднепровья. О накоплении значительных хлебных запасов в Ольвии свидетельствует наличие в этом городе хлебного склада (τό σιτόβολον), существовавшего уже в III веке до н. э. и упоминаемого в декрете в честь Протогена5. Каким количеством хлеба мог располагать в эту эпоху один хлеботорговец, свидетельствует показание того же декрета о поставках Протогеном хлеба для Ольвии во времена неурожая и дороговизны; в одном случае у него было 2000 (84 т ), в другом— 2500 медимнов (105 т).
Помимо хлебопашества, в IV в. до н. э. в античных государствах Северного Причерноморья получили значительное развитие и специальные культуры, особенно культура винограда. Как показывает местное производство специальной тары для

1 IG, XII, 2, 3; Б. Н. Граков. Материалы по истории Скифии в греческих надписях Балканского полуострова и Малой Азии, № 32 (БДИ, 1939, № 3); С. А. Жебелев. Основные линии экономического развития Боспорского государства. ИОН, 1934, № 8—9, стр. 604, прим. 1.
2 Cicer. De re publ. II, 4.
3 Herod, IV, 17.
4 IOSPE, I2, № 401.
5 Там же, № 32.
10

вина — остродонных амфор, тогда же на Боспоре и в Херсонесе развилось и виноделие.
О хлебной торговле Боспора в III в. до н. э. мы знаем весьма мало. Несомненно, что в это время боспорскому хлебу пришлось столкнуться с сильной конкуренцией египетской пшеницы1, в большом количестве выбрасываемой Птолемеями на средиземноморский рынок. Однако это вовсе не означает прекращения вывоза боспорского хлеба. Весьма показательно свидетельство одной из аттических надписей2 286 г. до н. э. об отправке афинянам боспорским царем Спартаком 15 000 медимнов (около 630 т) хлеба. На первый взгляд, этот транспорт производит впечатление небольшого3. Но нужно принять во внимание, что эти 15 000 медимнов были присланы в дар афинянам. Это количество хлеба несколько превосходит по величине даже те 13 333 медимнов, которые, согласно Демосфену4, Левкои ежегодно дарил афинянам в качестве освобождения от пошлины. Не приходится говорить о том, что столь щедрый подарок Спартака был возможен только при достаточно тесных экономических связях Боспора с Афинами, которые прежде всего должны были выражаться в хлебной торговле.
Ввоз хлеба из Северного Причерноморья в Афины не прекращался и в последующее время. Об этом говорит хотя бы надпись5, поставленная вскоре после 176/5 гг. до н. э., в честь одного купца, торговавшего с Понтом6.
Очень ценное свидетельство о торговле сельскохозяйственными продуктами между Средиземноморьем и Понтом мы находим у историка середины II в. до н. э.-— Полибия7. По словам этого автора, в припонтийские страны ввозилось вино и масло, а оттуда вывозился скот; что же касается хлеба, то последний был то предметом экспорта, то импорта в Понт. Исходя из указания Полибия, мы можем заключить, что во II в. до н. э. в неурожайные и, вероятно, в неспокойные в военном отношении годы хлеб ввозился в припонтийские страны.

1 С. А. Жебелев. Основные линии экономического развития Боспорского государства. ИОН, 1934, № 9, стр. 670.
2 IG, II, 311; IGI12, 653; Б. H. Граков. Материалы по истории Скифии..., № 4 (ВДИ/1939, № 3).
3 Необходимо, однако, отметить, что количество хлеба, присланного Спартоком, было значительно больше того, что послали в Афины в 80-х годах того же столетия Лисимах или царь пеонов Авдолеонт. Именно, Лисимах отправил 10 000 медимнов (CIA, II, 314), а Авдолеонт — 7500 медимнов (IG, II, 312).
4 Demosth. adv. Lept., 32. 6 IG, II2, 903.
6 Б. H. Граков. Материалы по историп Скифии..., № 5 (ВДИ, 1939, № 3, стр. 243 и сл.).
7 Polyb., IV, 38, 4—5.
11

Там потребность в~хлебе, наверно, была особенно сильна, ибо ряд городов Северного Причерноморья в этот период достиг значительных размеров; усиление ремесленного производства именно к этому времени свидетельствует о наличии большого количества рабочего и торгового люда в этих городах.
Однако, несмотря на некоторое снижение понтийского хлебного экспорта, производство сельскохозяйственных продуктов в Северном Причерноморье продолжало оставаться еще весьма значительным. По словам Страбона1, понтийский царь Митридат Евпатор в первых десятилетиях I в. до н. э. ежегодно получал в числе дани со своих северопричерноморских владений по 180 000 медимнов хлеба (около 7500 т).
Весьма интенсивна в это время была и торговля Северного Причерноморья с Эгейским бассейном. Об этом говорят многочисленные обломки малоазийской керамики, находимые при раскопках северо-понтийских городов. Одна из родосских надписей2 начала I в. до н. э. свидетельствует об участии боспорского купца в торговом товариществе, в которое входили родосцы и малоазийцы.
В последующую эпоху господства Сарматской династии роль земледелия на Боспоре, по всей видимости, еще более усиливается. По свидетельству Страбона3, сооружение царем Асандром вала, перерезавшего Таврический полуостров, обезопасило от нападений кочевников значительный сельскохозяйственный район.
Не менее примечательно усиление роли сельского хозяйства в жизни городов в рассматриваемый период. Раскопки Мирмикия и Дии-Тиритаки4 показали, что уже в III—II вв. до н. э. виноделие играло известную роль среди занятий населения этих городов. То же можно сказать и о Пантикапее, во всяком случае нам известно о наличии там виноделия в I в. до п. э.5 Находки ножей виноградарей в слоях первых веков нашей эры свидетельствуют о том, что в этот период среди населения Пантикапея были не только виноделы, но также и виноградари. В дальнейшем, в III—IV вв. н. э., этот город подвергся значительной рустификации, и на территории его находились большие сельскохозяйственные усадьбы с зерновыми ямами6.

1 Strab., VII, 4, 6.
2 IG, XII, 1, 11; Б. H. Граков. Материалы по истории Скифии..., № 59 (ВДИ, 1939, № 3).
3 Strab., VII, 4, 6.
4 В. Ф. Гайдукевич. Боспорское царство. М. — Л., 1949, стр. 103 и сл., стр. 106 и сл.
5 В. Д. Блаватский. Раскопки Пантикапея (1947 г.). КСИИМК, XXVII, стр. 33 и сл., стр. 35.
6 В. Д. Блаватский. Северо-понтийские города в конце II—I вв. до н. э. Вестн. Московск. ун-та, 1949, № 7, стр. 60.
12

Таким образом, история развития сельского хозяйства и связанной с ним торговли в античных государствах Северного Причерноморья представляется нам довольно сложной, несмотря на всю отрывочность доступных нам данных. Вместе с тем остается несомненным, что названные выше отрасли сельского хозяйства были главнейшими в экономической жизни Северного Понта.
Не менее показательно, чем изложенные сведения о торговле продуктами сельского хозяйства, широкое развитие земледельческих культов в северо-понтийских государствах.
Значительное распространение культа Деметры уже в VI в. до н. э. надежно засвидетельствовано находками терракотовых изваяний этой богини в Ольвии1 и на Боспоре2. Об особой распространенности почитания Деметры на Боспоре свидетельствует изготовление там терракотовых изображений этой богини, начиная с VI столетия до нашей эры3. В последующее время протомы Деметры, Коры и других женских божеств4, персонифицировавших плодоносную силу природы, встречаются в большом числе. Подобные же изображения известны и в пантикапейских архитектурных терракотах, а также в росписи5 склепа кургана «Большая Близница» (на Таманском полуострове) и на золотых пластинах6 из того же кургана. Весьма убедительные исследования А. А. Передольской7 показали тес-

1Б. В. Фармаковский. Раскопки в Ольвии в 1902—1903 гг. ИАК, вып. 13, 1906, стр. 169 и сл., рис. 115—117; стр. 178 и сл., рис. 128, 129.
Весьма показательно также наличие святилища Деметры на расположенном недалеко от Ольвии Гипполаевом мысу (между Днепровским и Бугским лиманами). Как показывает свидетельство Геродота, это святилище существовало уже в первой половине V в. до н. э.
2 МИА, № 4, 1941, стр. 29 и сл., рис. 30а и 306; В. Ф. Гайдукевич. Раскопки Мирмекия и Тиритаки, археологические разведки на Керченском полуострове в 1937—1939 гг. ВДИ, 1940, № 3—4, стр. 306 и сл., рис. 7; его же. Некоторые итоги раскопок Тиритаки и Мирмекия. ВДИ, 1947, № 3, стр. 192, рис. 2; Г. Д. Белов. Хроника научно-исследовательской работы в области древней истории и археологии в университетах, педагогических институтах и музеях СССР (1950—1951 гг.). Античный отдел Государственного Эрмитажа. ВДИ, 1951, № 4, стр. 237; M. A. Hаливкина. Терракоты Мирмекия и Тиритаки (из раскопок 1933—1940 гг.). МИА, № 25, 1952, стр. 329 и сл.
3 Установлено M. М. Кобылинои.
4 ДБК, СПб., 1854, табл. LXIX, 4, табл. LXXa, 4; МИА, 3» 4, 1941, стр. 26 и сл., рис. 25—37; Сб.,«Тр. Отд. истор. иск. и культ, антич. мира, Гос. Эрмитаж», т. I. Л., 1945, табл. XV.
5М. Ростовцев. Античная декоративная живопись на юге России. СПб., 1913, стр. 15 и сл., табл. VII, рис. 2 и табл. VIII.
6 Там же, табл. IX, рис. 1 и 2.
7 А. А. Передольская. О сюжетах трех терракотовых статуэток, найденных в кургане Большая Близница. CA, XIII, 1950, стр. 255—271.
13

Протома Деметры из терракоты

Рис. 1. Протома Деметры из терракоты

14

ную связь «непристойных» терракотовых статуэток, также найденных в кургане «Большая Близница», с мистериальным культом элевсинской Деметры, что свидетельствует о проникновении его на Боспор еще в конце V в. до н. э.
Найденные на Боспоре посвятительные надписи времени Археанактидов, и особенно Спартокидов, свидетельствуют


Плита с изображением Деметры или Коры из кургана «Большая Близница» (роспись)

Рис. 2. Плита с изображением Деметры или Коры из кургана «Большая Близница» (роспись)

о большой роли культов женских божеств, олицетворявших производящую силу природы и тесно связанных с жизненными интересами той части населения Боспора, которая занималась сельским хозяйством. Возможно, что эти культы, отчасти исконно местные, восходят еще к киммерийцам и в известной мере сохраняют древние традиции. Нам известны посвящения Артемиде, Деметре, Афродите и Матери богов.
К V в. до н. э. относится посвящение Артемиде1 бронзового предмета из Пантикапея. Там же была найдена лапидарная посвятительная надпись2 Артемиде Эфесской времени Пери-

1 В. Д. Блаватский. Раскопки Пантикапея (1949 г.) КСИИМК, XXXVII, 1951, стр. 224.
2 IOSPE, II, № 11.
15

Золотая пластина с изображением Деметры из кургана «Большая Близница»

Рис. 3. Золотая пластина с изображением Деметры из кургана «Большая Близница»

Золотая пластина с изображением Коры из кургана «Большая Близница»

Рис. 4. Золотая пластина с изображением Коры из кургана «Большая Близница»

16

сада I (349/8—310/9 гг. до н. э.). Другая посвятительная надпись1 Артемиде Агротере, также исполненная при Перисаде I, была обнаружена на Таманском полуострове около станицы Ахтанизовской.
Из Пантикапея происходят посвящения Деметре, относящиеся одно к временам Левкона I 2 (389/8—349/8 гг. до н. э.), другое — к IV в. до н. э.3, третье — к правлению Спартока4, сына Ε вмела (304/3 — 284/3 гг. до н. э.).
Еще более многочисленны надписи в честь Афродиты, встречающиеся как в Пантикапее, так и в азиатской части Боспора. Они датируются IV5, III6 и III—II7 вв. до н. э. Наконец, следует упомянуть пантикапейские надписи III в. до н. э. и времени Перисада, сына Спартока, посвященные Матери богов8 и Матери Фригийской9.
В меньшем числе дошли до нас посвятительные надписи Херсонеса и Ольвии. Однако следует сказать, что главная покровительница Херсонеса, богиня Дева, посвятительные надписи которой нам известны, начиная с IV в. до н. э.10, несомненно была божеством производящей силы природы.
Культ Деметры в Ольвии, помимо упоминавшихся выше терракотовых изображений, засвидетельствован также данными нумизматики11. На ольвийских монетах голова Деметры встречается на литой меди12 с середины IV в. до н. э., а на чеканном серебре13 немного позднее. Несколько раньше, в последнем десятилетии первой половины IV столетия до н. э., начала чеканить серебро Тира с изображениями головы Деметры, нередко в венке из хлебных колосьев14.
К III—II вв. до н. э. относится найденная в Ольвии посвятительная надпись15 Артемиде.
О культе Диониса свидетельствуют найденные в Пантикапее две посвятительные надписи: одна Дионису Арейю, датируемая IV в. до н. э.1, другая — Дионису, относящаяся к вре-

1 IOSPE, II,№ 334.
2 Там же, № 7.
3 Там же, № 20.
4 Там же, № 13.
5 Там же, № 343 и 347; IV, № 418.
6 Там же, № 349 и 22.
7 Там же, № 19 и 21.
8 Там же, № 16.
9 Там же, № 17.
10 Там же, I2, № 407—409.
11 G. M. Hirst. Ольвийские культы. ИАК, вып. 27, 1908, стр. 99.
12 А. Н. Зограф. Античные монеты. МИА, № 16, 1951, стр. 123 и сл., табл. XXXI, 4.
13 А. Н. Зограф. Ук. соч., стр.126 и сл., табл. XXXII, 2, 3. 14 Там же, стр. 111 и сл., табл. XXVIII, 2.
15 IOSPE, I2, № 190.
17

мени Спартока, сына Перисада2. К началу IV в. до н. э. относится случайно обнаруженная в Пантикапее мраморная статуя3 юного Диониса с пантерой, вероятно, некогда стоявшая в святилище этого божества. С дионисийским кругом также связаны

Ольвийская медная монета с изображением головы Деметры

Рис. 5. Ольвийская медная монета с изображением головы Деметры

изображения голов4 бородатых силенов и юных сатиров на лицевых сторонах пантикапейских монет, первые выпуски которых относятся к началу IV в. до н. э. Особенно примечательны головы Силена, нередко неправильно именуемого «Паном», и, вероятно, связанного с местным божеством производящих сил природы. Также, начиная с IV в. до н. э., изображения Диониса получают распространение и в боспорских террако-

1 IOSPE, IV, № 199.
2 Там же, II, № 18.
3 В. Д. Блаватский. Материалы по истории Пантикапея План города. МИА, № 19, 1951, стр. 38, № 32.
4 А.Н. Зограф. Античные монеты. МИА, № 16, 1951, стр. 171 и сл., табл. XL., 1 и сл.
18

Ольвийская серебряная монета с изображением головы Деметры; над головой богини хлебный колос (сильно увеличено)

Рис. 6. Ольвийская серебряная монета с изображением головы Деметры; над головой богини хлебный колос (сильно увеличено)

тах1. Образы божеств дионисийского круга встречаются и среди костяных поделок III—I вв. до н. э.; в Мирмикии2, Дии-Тиритаке3 и Фанагории4 были найдены костяные рельефные пластины, представляющие голову Силена.

1 Ср M А. Наливкина. Терракоты Мирмикия и Тиритаки (из раскопок 1933—1940 гг.). МИА, № 25, 1952, стр. 334 и сл.
2 В. Ф. Гайдукевич, Е. И. Леви и Е. О. Прушевская. Раскопки северной и западной частей Мирмикия в 1934 г.МИА, № 4, 1941, стр. 112 и сл., рис. 3.
3Т. Н. Книпович и Л. М. Славин. Раскопки юго-западной части Тиритаки. МИА, № 4, 1941, стр. 44, рис. 63.
4В Д Блаватский. Отчет о раскопках Фанагории в 1936— 1937 гг. Сб. «Тр. Гос. Истор. Музея», выи. XVI, М., 1941, стр. 11, табл. II, рис. 1.
19

Рельеф с изображением актера, одетого Силеном (Пантикапей)

Рис. 7. Рельеф с изображением актера, одетого Силеном (Пантикапей)

К III в. до н. э. относится херсонесская надпись 1, в которой упоминается о нападении неприятелей во время «несения Диониса», очевидно, загородной процессии, связанной с празднеством виноградарей2. В херсонесской коропластике встречаются

1 IOSPE, р, № 343.
2 Должно, однако, отметить, что наличие культа Диониса еще не может служить бесспорным доказательством существования в то время в данном государстве виноградарства и виноделия. В этом отношении весьма показательной является Ольвия. По свидетельству Геродота (Herod., IV, 79), в Ольвии совершались вакханалии, в которых при-
20

изображения божеств дионисийского круга. Известна также форма из терракоты для оттискивания маски бородатого Диониса1.
Вероятно, земледельческий2 характер, хотя бы в известной мере, имел и культ Кабиров, известный в различных центрах

Пантикапейская монета с изображением на лицевой стороне головы бородатого божества, а на обратной — грифа и пшеничного колоса. IV в. до н. э. (увеличено)

Рис. 8. Пантикапейская монета с изображением на лицевой стороне головы бородатого божества, а на обратной — грифа и пшеничного колоса. IV в. до н. э. (увеличено)

Северного Причерноморья. Головы Кабиров (на лицевых сторонах) наряду с изображением хлебного зерна (на обратных) нам известны на фанагорийских монетах IV в. до н. э.3 Голова Кабира представлена также на одном из клейм мерного сосуда— ойнохои, хранящегося в Керченском музее4; там божество изображено безбородым, в островерхом головном уборе. В Ольвии на наличие культа Кабиров указывает посвятительная
нимал участие скифский царь Скил. Одна из ольвийских надписей IV в. до н. э. говорит о праздновании Дионисий в театре (IOSPE, I2 № 25); относящаяся к тому же времени другая надпись представляет собою посвящение Дионису (В. В. Латышев. Эпиграфические новости из южной России (находки 1905 г.). ИАК, вып. 18, 1906, стр. 108 и сл., № 13). Между тем, упоминание в декрете в честь Протогена о закупке архонтами по дешевой цене (на 300 золотых) вина для населения города заставляет думать, что в III в. до н. э. в Ольвии не было своего виноделия и вино приходилось приобретать извне (IOSPE, I2, № 32).

1 Г. Д. Белов. Херсонес Таврический. Л., 1948, табл. V, рис.1.
2 Об аграрном характере этого культа см. H. И. Hовосадс к и й. Культ Кавиров. Варшава, 1891, стр. 30 и сл., 66 и сл., 70 и др.
3 А. Н. Зограф. Античные монеты. МИА, № 16, 1951, стр. 170, табл. XXXIX. 43—45.
4 В. Д. Блаватский. Раскопки некрополя Фанагории в 1938—1940 гг. M ИА, № 19, 1951, стр. 219. прим.
21

надпись1 Самофракийским богам, относящаяся к III—II вв. до н. э.
По-видимому, все названные культы божеств производящих сил природы продолжали сохранять свое значение в античных государствах Северного Причерноморья и в сарматскую эпоху.
Костяная пластина с изображением головы Силена (Мирмикий, III-II вв. до н. э.)

Рис. 9. Костяная пластина с изображением головы Силена (Мирмикий, III-II вв. до н. э.)
Светильник, из Пантикапея, украшенный Лаской Силена

Рис. 10. Светильник, из Пантикапея, украшенный маской Силена
Это подтверждается надписями, изображениями на монетах, в скульптуре и другими памятниками искусства.
Нам известны ольвийские посвятительные надписи Деметре (?)2 и Матери богов3, а также херсонесские надписи, упоминающие Афродиту4 и особенно часто богиню Деву5. Эпиграфические памятники Боспора и Танаиса представляют собою посвящения Афродите6 Артемиде7 и Матери богов8.
Довольно многочисленны изображения божеств производящих сил природы и на монетах того времени. Таковы образы

1 IOSPE, I2, № 191. 2Там же, № 169.
3 Там же, № 170 и 192.
4 Там же, № 440.
5 Там же, № 357—359, 407—412.
6 Там же, II, № 28 и 352.
7 Там же, № 421; В. Д. Блаватский. Раскопки Пантикапея (1949 г.). КСИИМК, XXXVII, 1951, стр. 225 и сл. рис. 74, 3. 8 IOSPE, II, № 31.
22

Статуя Кибелы из Пантикапея

Рис. 11. Статуя Кибелы из Пантикапея

Деметры, Кибелы и Диониса на монетах Тиры1, Кибелы в ольвийской3 чеканке богиини Девы (и ее монограммы), часто встречающиеся в нумизматике Херсонеса3. Изображения Афродиты Урании (или Апатуры)4, а также Деметры, Артемиды и Диониса5 известны на боспорских монетах.

1 А. Н. Зограф. Античные монеты. МИА, № 16, 1951, стр. 118 и сл.
2 Там же, стр. 140.
3 Там же, стр. 154 и сл., табл. XXXVII.
4 Там же, стр. 193, 209, табл. XLV, 12—14, табл. L, 11—13.
5 Там же, стр. 195.
23

Боспорская ритуальная фигурка с подвесными конечностями

Рис. 12. Боспорская ритуальная фигурка с подвесными конечностями

24

Далее следует упомянуть монументальные мраморные изваяния, обнаруженные в Пантикапее — статую Кибелы1 и голову Афродиты2, росписи пантикапейских склепов3 с изображением Деметры и мифов о Коре, а также терракотовые фигурки и рельефы светильников из круга Афродиты и Диониса, ритуальные глиняные фигурки — фаллические гротески с подвесными конечностям4 и статуэтки актеров и различные прилепы, представляющие театральные маски, возможно, связанные с культом Диониса.
Приведенные материалы о вывозе хлеба из Северного Причерноморья и распространении там культов земледельческих божеств наглядно свидетельствуют о большой роли сельского хозяйства в жизни населения этих стран.

1 А. Ашик. Боспорское царство, ч. III, Одесса, 1849, стр. 51. рис. XCIX.
2 В. Д. Блаватский. Раскопки Пантикапея (1949). КСИИМК, XXXVII, 1951, стр. 225 и сл., рис. 74, 2.
3 АДЖ, СПб., 1913, стр. 164 и сл., 204 и сл., 231 и сл., 353 и сл., табл. XLIX,1, табл. LVI.2, табл. LVII—LVIII, табл. LIX, 1, табл. LXIII; В. Д. Блаватский. Склеп Деметры. Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР. М.— Л., 1948, стр. 4 и сл.
4 ДБК, Атлас, табл. LXXI, 7—8.

Подготовлено по изданию:

Блаватский В.Д.
Земледелие в античных государствах Северного Причерноморья. — М., Издательство АН СССР, 1953.



Rambler's Top100